Научная статья на тему 'Использование средств туризма на уроках физической культуры в пятых классах'

Использование средств туризма на уроках физической культуры в пятых классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
943
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ГТО / СРЕДСТВА ТУРИЗМА / PHYSICAL CULTURE / GTO / MEANS OF TOURISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородулина Юлия Вячеславовна

Разработанная программа по использованию средств туризма на уроках физической культуры школьников пятых классов позволяет подготовить учащихся к сдаче норм ГТО. Данная программа является актуальной в настоящее время, поэтому она востребована.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бородулина Юлия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The program developed for the use of tourism resources in the lessons of physical culture school fifth grade, allows you to prepare students for passing standards TRP. This program is a topical issue at the moment and has a demand for its use

Текст научной работы на тему «Использование средств туризма на уроках физической культуры в пятых классах»

РАЗДЕЛ 5. ТУРИЗМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 796 (072.3)

Бородулина Юлия Вячеславовна

магистрант факультета физической культуры

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 238-63-44 e-mail: yuliya sport81 @mail. ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ТУРИЗМА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЯТЫХ КЛАССАХ

Yuliya V. Borodulina

Student of Faculty of Physical Culture

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: yuliya sport81 @mail. ru

THE USE OF TOURISM RESOURCES AT PHYSICAL TRAINING LESSONS IN THE FIFTH CLASS

Аннотация. Разработанная программа по использованию средств туризма на уроках физической культуры школьников пятых классов позволяет подготовить учащихся к сдаче норм ГТО. Данная программа является актуальной в настоящее время, поэтому она востребована.

Ключевые слова: физическая культура, ГТО, средства туризма.

Abstract. The program developed for the use of tourism resources in the lessons of physical culture school fifth grade, allows you to prepare students for passing standards TRP. This program is a topical issue at the moment and has a demand for its use.

Key words: physical culture, GTO, means of tourism.

В настоящее время актуальным является использование элементов туризма на уроках физической культуры (ФК), с целью подготовки учащихся к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Использование элементов туризма на

© Бородулина Ю.В., 2016

занятиях ФК, как показали исследования, оказывает на укрепление здоровья школьника гармоничное физическое, нравственное и социальное развитие, формирование установки на сохранение здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

Туризм является не только прекрасным средством физического воспитания, но и незаменимым инструментом подготовки школьников к жизни [1]. Как одно из средств физического воспитания туризм - это прикладной вид, включающий в себя разные формы двигательных действий по рациональному преодолению значительных расстояний в малонаселенной местности, выполняемых в естественных условиях коллективными усилиями, с подчинением личных интересов общественным. Главная цель -формирование у человека умений и навыков, вместе с решением общих задач: образовательных, оздоровительных, воспитательных и спортивных. Их решение происходит в тесном единстве и не зависит от возраста и уровня физической подготовки занимающихся [1]. Освоение знаний и умений в сфере туризма позволяет школьнику в будущем использовать их в выбранной профессии. Навыки ориентирования необходимы в таких профессиях, как геолог, геодезист, пилот, военнослужащий, полицейский и др.

В связи с этим возникает необходимость профилирования процесса физического воспитания при подготовке студентов к трудовой деятельности, сочетания общей физической подготовки со специализированной -профессионально-прикладной физической подготовкой. Специалист должен иметь хорошую физическую подготовку для того, чтобы суметь приготовить ночлег и пищу в походных условиях, а также преодолеть расстояния с рюкзаком. Для вышесказанных специальностей именно занятия туризмом служат отличной подготовкой к профессиональной деятельности.

В 1972 г. впервые туристический поход и соревнования по спортивному ориентированию были включены в комплекс ГТО [2].

Современный комплекс ГТО является программой и нормативной базой системы физического воспитания различных групп населения РФ, устанавливает требования к физической подготовленности граждан РФ, включающие виды испытаний (тесты) и нормы, перечень знаний, правил ведения здорового образа жизни, двигательных умений и навыков.

Протяженность туристского похода для пятых классов (11-12 лет), составляет 5 км. Навыки и знания, которыми должны обладать обучающиеся:

- установка палатки;

- укладка рюкзака;

- завязывание узлов: прямой, восьмерка;

- ориентирование на незнакомой местности по карте и компасу;

- разжигание костра;

- способы преодоления препятствий.

Ориентирование на незнакомой местности заключается в определении своего местоположения, осуществляется с помощью компаса и карты, по положению солнца, а также с помощью других возможных методов [3].

Препятствиями, которые необходимо преодолеть, являются овраги, болота, преодолимые водоемы, перевалы через горную местность. При этом важны координационные навыки при сохранении равновесия при преодолении любой преграды или препятствия с использованием страховочных веревок. Для совершенствования перечисленных навыков в уроки физической культуры перед походом включают упражнения на преодоление полос препятствий различной сложности.

Пристальное внимание при освоении данного норматива уделяется оказанию первой медицинской помощи при получении участниками похода различных травм, ожогов, порезов, обморожений, при транспортировке пострадавшего в безопасное место на самодельных носилках.

На привале турист сталкивается с необходимостью разжечь костер в дождливую погоду, установить палатку, приготовить пищу в полевых условиях, загасить огонь, покидая место отдыха, с соблюдением правил пожарной безопасности. Палатка должна быть легкой, водонепроницаемой и прочной, собрана без складок, надежно укреплена.

При подготовке к проверке туристских навыков ГТО особое внимание уделяется физической подготовке детей, так как прохождение дистанции требует выносливости и силы. Маршрут составляется с учетом различных уровней сложности, присутствует не только равнинная местность, но и подъем по склону, преодоление преград и транспортировка [3].

В туристических походах применяются изученные на уроках физкультуры двигательные действия (преодоление препятствий, водных преград, лазание, ходьба и др.), используются приобретенные на уроках географии, биологии, астрономии знания.

Проблема современного состояния преподавания физической культуры в школе состоит в том, что модернизация российского образования привнесла в школу много значительных изменений как для учеников, так и для учителей. Изменились цели образования; результатом обучения должен стать ученик, способный создавать собственный продукт, в процессе которого он овладевает действиями по его созданию [1].

Главной целью введения ФГОС является создание условий, позволяющих решить стратегические задачи российского образования - повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам образования.

В соответствии с требованиями ФГОС к образовательным результатам предметом оценки деятельности ученика, учителя и образовательного учреждения являются не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты.

К метапредметным относят такие результаты, которые формируются в разных учебных предметах, при реализации разных видом деятельности школьников. Метапредметные результаты относят к сквозным образовательным результатам, связанным с формированием у школьников универсальных учебных действий, которыми должен обладать человек для включения в современные процессы деятельности, кооперации и коммуникации, специфические формы мышления, определяющие лицо современного мира.

Сквозные образовательные результаты, выступающие как базовые и проходящие через все образовательные области и ступени образования, должны стать интегральной характеристикой образовательной результативности школьника и могут быть описаны через:

- образовательную самостоятельность, подразумевающую умение школьника находить средства для собственного продвижения, развития;

- образовательную инициативу - умение выстраивать свою образовательную траекторию, создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовать;

- образовательную ответственность - умение принимать для себя решение о готовности действовать в нестандартных ситуациях.

Для решения образовательных результатов мы взяли метапредметную связь уроков физической культуры (туризма) и географии. Изучаются такие темы, как:

- условные знаки карт;

- определение сторон горизонта по природным признакам;

- определение сторон горизонта по компасу;

- определение азимута на ориентир.

Школьники пятых классов в рамках метапредметных результатов в условиях ФГОС осваивают базовые навыки и умения:

- формирование адекватной самооценки учеников;

- формирование самоконтроля выполнения двигательных действий;

- способность к самостоятельному поиску средств выполнения заданий, предложенных учителем;

- способность к совместной учебной деятельности с одноклассниками, как самостоятельно и независимо от учителя (групповая работа), так и под руководством учителя;

- при недостаточном количестве знаний для решения предоставленных задач умение самостоятельно находить недостающие знания и восполнять недостающие умения.

Организация урока в пятом классе осуществляется следующим образом: один раз в неделю пятиклассникам предлагаются задания, в основу которых положены элементы туризма. Кроме того, стандарт направлен на развитие физических способностей и улучшение здоровья школьников, что является

важнейшим результатом образования, при этом особое внимание при подготовке уделяется ОФП.

Для решения конкретных задач повышения уровня физической подготовленности обучающихся используют следующие методы физического воспитания:

- дистанционный метод (метод непрерывного длительного упражнения);

- интервальный метод (выполнение упражнений со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха);

- круговой метод (последовательное выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы, по типу непрерывной или интервальной работы);

- переменный метод (метод, характеризующийся непрерывным двигательным режимом с изменением скорости или мощности работы или чередованием упражнений);

- повторный метод (длительность интервалов отдыха планируется по самочувствию спортсмена);

- равномерный метод (метод, характеризующийся непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями);

- соревновательный метод (использование соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности спортсмена) [4].

В процессе школьного обучения все больше применяются не использовавшиеся ранее методы (проектный, исследовательский).

Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования (умение учиться, формирование субъекта учебной деятельности). В соответствии с главной целью физической культуры является освоение учениками способов физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в том числе в подготовке к выполнению нормативов ГТО.

Список литературы

1. Ганопольский В.И., Безносиков Е.Я., Булатов В.Г. Туризм и спортивное ориентирование: учеб. для ин-тов и техникумов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 2008. 240 с.

2. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм: учеб.-метод. пособие. М.: ФЦДЮТ и К, 2009. 163 с.

3. Локтев С.А. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте: практ. рук. для тренера. М.: Советский спорт, 2007. 404 с.: ил.

4. Указ о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/news/20636.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.