Научная статья на тему 'Использование средств сервера дистанционного обучения «Moodle» для управления проектным обучением'

Использование средств сервера дистанционного обучения «Moodle» для управления проектным обучением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яськов Е. С., Гринберг Г. М.

Рассматривается инструментарий сервера дистанционного обучения «MOODLE», применительно к управлению проектным обучением в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яськов Е. С., Гринберг Г. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование средств сервера дистанционного обучения «Moodle» для управления проектным обучением»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

- документация. Есть пошаговые уроки, документация и проекты-примеры;

- размещение одним кликом. Unity поддерживает широкий диапазон платформ для запуска вашего законченного проекта [1; 2].

Поддерживаемые платформы: Windows (XP / Vista / W7), MacOs X, Wii, iPhone, iPode, iPad.

Графический инструмент Unity позволяет освоить основы языка программирования, а затем создавать визуальные модели любых процессов и объектов. Такие модели полезно использовать в качестве иллюстраций при проведении лекционных и практических занятий для улучшения восприятия учебного материала. Такие иллюстрации развивают модельное мышление и акцентирует внимание студентов на исследуемом явлении, например, из механики, аэродинамике, оптике и других областей. При выполнении лабораторной работы студенты могут самостоятельно вводить дополнительные объекты, воздействия и наблюдать, как меняется характер исследуемого процесса при изменении его параметров.

Созданные с помощью Unity модели могут проигрываться внутри браузера благодаря Unity Web Player Plug-in. Размер плагина небольшой (около

3 Мб), его установка проста и не вызывает трудностей. Плагин работает на всех современных браузерах, включая Internet Explorer, Firefox, Safari, Opera. Возможность размещения модели внутри браузера и, следовательно, на сайте позволяет студентам самостоятельно изучать учебный материал или повторять его, что также раскрывает дополнительные возможности для студентов, обучающихся заочно или дистанционно.

Таким образом, использование Unity позволяют реализовать интенсивные методы и формы обучения, повысить мотивацию обучения за счет применения современных средств обработки аудиовизуальной информации, повысить уровень эмоционального восприятия информации, сформировать умения реализовывать разнообразные формы самостоятельной учебной деятельности.

Библиографические ссылки

1. Goldstone, Will. Unity Game Development Essentials. Packt Publishing, 2009.

2. Руководство пользователя Unity. URL: http://docs.unity3d.ru.

© Якобсон М. Е., Гринберг Г. М., 2010

УДК 37:002

Е. С. Яськов Научный руководитель - Г. М. Гринберг Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ СЕРВЕРА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ «МООБЬЕ» ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНЫМ ОБУЧЕНИЕМ

Рассматривается инструментарий сервера дистанционного обучения «MOODLE», применительно к управлению проектным обучением в вузе.

Известно, что метод проектов был разработан в начале двадцатого столетия в США под руководством американского философа и педагога Дж. Дьюи, а также его ученика В. Х. Килпатрика. Изначально он назывался «методом проблем» и основной его задачей было построить такую активную систему обучения, когда обучаемый сам будет заинтересован в получении знаний. Кроме того, в процессе обучения, должно создаваться готовое изделие.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся должна рассматриваться не только как технология, но и как имеющее важное значение содержание обучения. В связи с этим она занимает определенное место в учебном плане.

1) в базовых и профильных предметах инвариантной части плана:

- как структурообразующий принцип формирования содержания и ведущей деятельности;

- как содержание (процедуры проектировочной деятельности и проектировочные умения), подлежащие усвоению;

- как технология обучения.

2) в вариативной части учебного плана:

- как самостоятельные спецкурсы в профильном обучении;

- как ведущая технология практико-ориентиро-ванного профильного и предпрофильного образования;

- как свободно избираемая индивидуальная или групповая деятельность в курсах по выбору в пред-профильной подготовке, выполняющая функцию «профессиональной пробы» [1].

При этом следует отметить, что качество подготовки специалистов в высших учебных заведениях обеспечивается не только качеством содержания образовательных программ, но и качеством менеджмента в вузе.

За прошедшее с момента появления метода проектов время компьютерные технологии шагнули очень далеко и сейчас ЭВМ, как рабочий инструмент никого не удивляет, но можно ли использовать компьютер с соответствующим программным обес-

Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»

печением (ПО), для управления проектным обучением? Ответ на данный вопрос однозначен - не только можно, но и нужно.

Другое дело, что мы будем использовать, ведь ПО для управления проектами обычно дорогостоящее, а для его внедрения и изучения требуется время и опять же деньги. Но есть и другой выход - сейчас во всех крупных, и не только, вузах применяется LCMS (Learning Content Management System), а проще говоря - сервер дистанционного обучения (СДО). Наиболее доступным из всех, в связи с полной открытостью и бесплатностью, является «MOODLE». Данная система, начиная с 2004 г., применяется в СибГАУ для организации курсов дистанционного обучения. Поэтому представляет определенный интерес рассмотрение возможности применения инструментария «MOODLE» для управления проектным обучением.

В методике проектного обучения принято выделять 8 основных этапов:

1) организационно-установочный;

2) выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта;

3) обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся;

4) структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся,

5) подбор необходимых материалов;

6) работа над проектом;

7) подведение итогов, оформление результатов;

8) презентация проекта.

Но не каждый из перечисленных этапов стоит переносить на СДО. Например, первый и второй этапы целесообразнее проводить очно, так как живое общение более информативно и позволяет намного быстрее решать многие сложные вопросы. То же касается презентации проекта, особенно если в процессе выполнения проекта создается что-то материальное и требуется демонстрация разработки в действии. Остальные этапы, а также их контроль можно реализовать с помощью элементов «MOODLE», таких как форум, чат, задание, Wiki, рабочая тетрадь, глоссарий.

Учитывая специфику проектного обучения, обучаемых можно назначать на курс в роли преподавателя или тьютора - это облегчит обмен материалами по проекту, хотя в значительной степени изменит логику использования СДО, а некоторые элементы курсов станут совершенно бесполезны, так как они

изначально ориентированы на взаимодействие между преподавателем и студентом. Если же обучаемый остается в роли студента, то форум становится основным средством общения и коллективной работы. Кроме обычных текстовых сообщений, студент может прикреплять файлы с текущими наработками, а преподаватель их оценивать, через систему контроля успеваемости.

Чат может использоваться в том случае, если нет возможности собраться очно, но необходимо оперативно принять какое-то решение по проекту в группе, также чат может работать и без контроля преподавателя, чтобы обучаемые могли свободно обсуждать ход разработки.

Wiki обычно используется для коллективного создания и правки текстовой информации, с помощью этого элемента любой участник курса на любом этапе проекта, может внести свои корректировки в имеющиеся записи.

Глоссарий также может использоваться для коллективной работы, в этом случае преподаватель должен разрешить свободное добавление обучаемыми новых терминов без рецензирования. С помощью данного элемента можно создать базу терминов, словарь или энциклопедию.

Рабочая тетрадь применяется для контроля преподавателем отдельных обучаемых, в этом случае их отчеты будут видны только преподавателю, плюс в процессе разработки свои записи можно корректировать.

Элемент задание можно применять преподавателем в том случае, если на ключевых этапах проекта, необходимо подтолкнуть разработку, выдав группе, или отдельным участникам конкретное задание в рамках проекта.

Помимо перечисленных элементов курса, преподаватель может пользоваться и любыми другими элементами, если он считает это необходимым для проектного обучения. Кроме того, не стоит забывать, что в роли преподавателя имеется богатый инструментарий для размещения различного рода ресурсов внутри курса, а также мощная система контроля успеваемости и активности обучаемых.

Библиографическая ссылка

1. Технология проектного обучения. URL: http://www.licey.rksi.ru/technology7.

© Яськов Е. С., Гринберг Г. М., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.