Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ БЛИЗОРУКИМИ СТУДЕНТАМИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ БЛИЗОРУКИМИ СТУДЕНТАМИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
73
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИК / БЛИЗОРУКОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / RHYTHMIC GYMNASTICS / MYOPIA / STUDENTS / FUNCTIONAL STATE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Павлов Иван Дмитриевич, Евдокимов Иван Михайлович

В статье представлены данные исследования использования средств ритмической гимнастики при занятиях с близорукими студентами в специальной медицинской группе. Представлены примерные комплексы занятий, а также результаты оценки функционального состояния студентов, до, вовремя и после исследования. Средства ритмической гимнастики способствуют общему улучшению физической работоспособности студенток и не несут отрицательного влияния на уровень близорукости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Павлов Иван Дмитриевич, Евдокимов Иван Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF MEANS OF RHYTHMIC GYMNASTICS AT LESSON STUDENTS IN THE SPECIAL MEDICAL GROUP

The article presents research data on the use of rhythmic gymnastics during classes with myopic students in a special medical group. Exemplary classes of classes are presented, as well as the results of assessing the functional state of students, before, during and after the study. The means of rhythmic gymnastics contribute to the overall improvement in the physical performance of students and do not have a negative effect on the level of myopia.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ БЛИЗОРУКИМИ СТУДЕНТАМИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ»

УДК 796.015

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ БЛИЗОРУКИМИ СТУДЕНТАМИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ

USE OF MEANS OF RHYTHMIC GYMNASTICS AT LESSON STUDENTS IN THE SPECIAL MEDICAL GROUP

Павлов Иван Дмитриевич

кандидат биологических наук, старший преподаватель Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения г. Санкт-Петербург, Россия Pavlov Ivan Dmitrievich Ph.D., senior Lecturer St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation,

St. Petersburg, Russia

Евдокимов Иван Михайлович

кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Физическая культура и спорт» Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения г. Санкт-Петербург, Россия Evdokimov Ivan Mikhailovich Ph.D., associate Professor Department «Physical Culture and Sports» St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation,

St. Petersburg, Russia

Аннотация. В статье представлены данные исследования использования средств ритмической гимнастики при занятиях с близорукими студентами в специальной медицинской группе. Представлены примерные комплексы занятий, а также результаты оценки функционального-состояния студентов, до, вовремя и после исследования. Средства ритмической гимнастики способствуют общему улучшению физической работоспособности студенток и не несут отрицательного влияния на уровень близорукости.

Abstract. The article presents research data on the use of rhythmic gymnastics during classes with myopic students in a special medical group. Exemplary classes of classes are presented, as well as the results of assessing the functional-state of students, before, during and after the study. The means of rhythmic gymnastics contribute to the overall improvement in the physical performance of students and do not have a negative effect on the level of myopia.

Ключевые слова: ритмическая гимнастик, близорукость, студенты, функциональное состояние

Keywords: rhythmic gymnastics, myopia, students, functional state

Интерес к проблеме физического воспитания близоруких студентов имеет объективные причины. Проблема близорукости сейчас является одной из ведущих в офтальмологии. Ежегодно число студентов, зачисляемых на первый курс Государственного Университета аэрокосмического приборостроения, составляет свыше 40% всех отнесенных к специальной медицинской группе.

В настоящее время считается, что возникновение и прогрессирование близорукости связано с нарушениями в общем состоянии организма [1]. Исследования ряда авторов показали, что у людей, страдающих близорукостью, имеют место нарушения в минеральном, белковом, жировом обмене [2]. Установлено, что нередко развитие близорукости происходит как результат адаптационных изменений под влиянием большого объема зрительной работы на близком расстоянии вследствие слабости аккомодации [3]. Некоторые исследователи полагают, что слабость аккомодации есть проявление общей слабости мышечной системы и связанно со снижением общей физической работос-пособности организма [4].

В последние годы большое значение придается физкультуре и спорту не только как одному из важных звеньев в общей системе профилактических мероприятий, но и как средству, предупреждающему прогрессирование близорукости [5]. При этом эффективность занятий по физическому воспитанию зависит от многих причин, к числу которых следует отнести правильный выбор средств физического воспитания, адекватность применяемых нагрузок, положительную мотивацию занимающихся.

Как правило, большинство студентов, имеющих миопию высокой степени, до поступления в вуз физкультурой не занимались. Недостаточный уровень развития основных двигательных качеств у них нередко сочетается с отсутствием каких-либо мотивов для занятий физическими упражнениями.

В период с сентября по май 2018-19 гг. нами обследовано 48 студенток I—II курсов в возрасте от 17 до 23 лет, имеющих миопию от 6.0 до 8.5 Д при полной коррекции остроты зрения и без патологических изменений на глазном дне.

Целью исследования состояло в изучении влияния занятий ритмической гимнастики на состояние близорукости и некоторые показатели физической работоспособности студентов.

Выбор ритмической гимнастики как основного средства физического воспитания близоруких студенток обусловлен тем, что бурный рост популярности этого вида физической деятельности, его широкая пропаганда средствами массовой информации значительно облегчают создание у студенток побудительных мотивов для занятий, а использование на уроках популярной музыки, разучивание танцевальных шагов, связок и целых танцевальных композиций позволяет поддерживать их интерес к занятиям.

В танцевальные композиции включаются общеразвивающее упражнения основной гимнастики, целью которых является развитие силы, гибкости, координации движений, упражнения художественной гимнастики, воспитывающие легкость и красоту движений.

Приведем примерный комплекс упражнений для урока ритмической гимнастики с близорукими студентками.

I часть. Упражнения стоя

I. Исходное положение (и. п.)—основная стойка: 1 — полуприсед, правую руку в сторону, голову — вправо; 2-й. п.: 3—полуприсед, левую руку в сторону, голову влево; 4 — и. п.; 5 — полуприсед, руки вперед, кисти опущены, голову опустить; 6 — и п.; 7—полуприсед, руки отвести назад, кисти вперед, голову наклонить назад; 8 — и. п. Повторить 4 раза.

II. И. п. — правая нога на всей стопе, левая согнута на полупальцах возле носка правой ноги; руки в стороны, правая кисть поднята, левая опущена: на каждый счет менять перекатом с носка на всю стопу положение ног и кистей рук. Повторить 16 раз.

III. И. п. — стойка ноги врозь, руки па полу: 1—вывести таз вправо, одновременно поднять левое плечо; 2 — и. п.: 3 — то же в другую сторону; 4 — и. п. Повторить 16 раз.

IV. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки к плечам, локти опущены: 1—круг согнутыми руками назад; 2 — приставляя левую ногу. полуприсед, с поворотом туловища влево, круг согнутыми руками назад, прогнуться, голову назад; 3 — шагом левой, ноги на ширине плеч, повторить счет 1; 4 — приставляя правую ногу, полуприсед с поворотом туловища вправо, круг согнутыми руками назад, прогнуться, голову назад. Повторить 4 раза.

V. И. п. — как в предыдущем упражнении: 1—круг согнутыми руками вперед: 2 — то же в полуприседе, скруглив спину, опустить голову. Повторить 4 раза.

VI. П. п. — стойка ноги врозь, руки перед грудью: 1 — рывок согнутыми руками назад, встать на носки; 2—полуприсед на левой ноге, правую согнутую поднять к левой руке, рывок прямыми руками назад: 3 — повторить счет 1; 4 — то же, что на счет 2, другой ногой. Повторить 8 раз.

VII. И. п. — основная стойка: 1—шаг правой в сторону, наклон вперед, прогнувшись, руки в стороны; 2 — приставить левую, круглый полуприсед, обхватить себя руками, голову опустить; 3—4 — то же в другую сторону. Повторить 4 раза.

VIII. И. п. — широкая стойка ноги врозь, руки за голову: 1—с поворотом вправо присесть на правой ноге, руки на колено; 2 — упираясь руками в колено, выпрямить правую ногу, прогнуться в пояснице; 3 — повторить счет 1; 4 — и. п. Повторить 8 раз.

IX. И. п. — полуприсед, ноги врозь, ступни и колени развернуты, руки в стороны: 1 — не выпрямляя ноги, подняться на носки, руки скрестить над головой; 2 — и. п.; 3 — повторить счет 1, руки скрестить внизу. Повторить 8 раз.

X. И. п. — круглый полуприсед, руки на пояс, голова опущена: 1 — выпрямляясь, поднять правую ногу в сторону, руки в стороны; 2 — выпад в сторону на правую, наклон туловища влево, руки вверх; 3 — повторить счет 1; 4 — и. п. Повторить 4 раза.

XI. И. п. — выпад правой ногой вперед, левая рука вперед, правая в сторону: 1 — выпрямляясь, мах левой согнутой вперед, правая рука вперед, левая — в сторону; 2 —и. п. Повторить 4 раза, затем поменять положение ног и выполнить то же 4 раза другой ногой.

XII. И. п. — стойка ноги врозь, руки в стороны — вверх: 1—шагом левой скрестно перед правой, присесть, руки скрестно касаются пола; 2 — и. п.; 3 — повторить счет 1 в другую сторону; 4 — п. п. Повторить 8 раз.

XIII. И. п. — как в предыдущем упражнении: 1—шагом левой скрестно перед правой, присесть, руки скрестно касаются пола; 2 — и. п.; 3 — наклон вперед, руками коснуться пола; 4 — и. п.; ,3 — повторить счет 1 в другую сторону; 6 — и. п.; 7—повторить счет 3; 8—и. п. Повторить 4 раза.

XIV. Прыжки и бег на месте, с продвижением вправо и влево, с различными положениями рук и ног в течение 2—3 мин.

XV. Ходьба на месте, упражнения на расслабление в течение 2 мин.

II часть. Упражнения сидя и лежа

I. И. п. — сед на пятках, руки за спину: 1—2— прогнувшись, грудью наклон вперед, голова отстает: 3—4 — поднимаясь крутой спиной, голова опущена —п. п. Повторить 8 раз.

II. II. п. — сед на пятках, наклонившись вперед, руки назад: I—2 — выпрямляясь на коленях, наклон назад, руки через верх в стороны; 3—4 — и. п. Повторить 8 раз.

III. И. п. — стоя на коленях, руки вверх: 1—2 — сесть на правое бедро, руки влево; 3—4 — и. п.; 5—6 — повторить счет 1—2 в другую сторону; 7—8 — и. п. Повторить 8 раз.

IV. И. п. — упор сидя сзади, ноги согнуты: 1—колени вправо; 2 — выпрямляя ноги вверх, «угол»; 3 — сгибая, положить колени влево; 4 — повторить счет 2. Повторить 8 раз.

V. И. п. — сед, руки на пояс: 1 — согнуть правую ногу с поворотом туловища вправо, смотреть прямо, носок оттянут; 2 — и. п.; 3 — повторить счет 1, носок на себя; 4 — и. п.; 7—8 — то же другой ногой. Повторить 8 раз.

VI. И. п.—сед ноги врозь, руки вверх: 1—2 — наклон вперед, руки в стороны; 3—4 — и. п.; 5—6 — опираясь на правую руку, поднять таз, левую руку вверх, смотреть вправо; 7—8 — и. п. Повторить 8 раз, чередуя упор на правую и левую руку.

VII. И. п. — упор стоя на коленях: 1—скруглить спину, голову опустить; 2 — прогнуться в пояснице, голову поднять. Повторить 8 раз.

VIII. И. п. — упор стоя на коленях: 1—мах правой назад, голову вверх; 2 — и, п.; 3 — мах правой в сторону, голову вправо; 4 — и. п.; 5—8 — то же другой ногой. Повторить 8 раз.

IX. И. п. — лежа на животе, руки вверх: 1 — поднять прямые руки и ноги, прогнуться; 2 — развести их в стороны; 3 — соединить; 4 — и. п. Повторить 8 раз.

X. И. п. — лежа на животе руки в стороны: 1—отвести правую ногу назад; 2 — согнуть ее, коснуться носком кисти левой руки; 3 — выпрямить ногу назад; 4 — и. п. Повторить 8 раз.

XI. И. п. — упор лежа на согнутых руках: 1—2 — выпрямляя руки, прогнуться, согнуть правую ногу в колене, смотреть через левое плечо; 3—4 — и. п.; 5—8 — то же другой ногой. Повторить 8 раз.

XII. И. п. — лежа на спине, ноги согнуты, руки за голову: 1—поднять голову и плечи; 2 — и. и.; 3 — приподнять таз; 4 — и. п. Повторить 8 раз.

XIII. И. п. — упор сидя сзади: I — правую ногу приподнять и положить в сторону; 2 — то же левой ногой; 3 — приподнимая правую ногу, вернуть ее в и. п.; 4 — то же левой ногой; 5—6—группировка; 7—8 — и. п. Повторить 8 раз.

XIV. И. п. — лежа на правом боку, опираясь на локоть правой руки: 1—мах согнутой ногой вперед; 2 — и. п.; 3 — мах прямой ногой в сторону; 4 — и. п. Повторить по 8 раз лежа на правом, а затем на левом боку.

XV. И. п. — лежа на нрав боку, опираясь на правый локоть, левая нога согнута,

W и Л www

носок левой ноги находится перед коленом правой: 1 — мах прямой правой ногой в сторону; 2 — и. п.; 3 — приподнять прямую правую ногу вверх; 4 — и. п. Повторить по 8 раз лежа на правом и левом боку.

XVI. В различных исходных положениях сидя, лежа, стоя на коленях -упражнения на расслабление и дыхание - в течение 2—3 мин.

Упражнения, используемые на уроке ритмической гимнастики, обеспечивают разностороннее воздействие на организм, регулирование нагрузки по количеству повторений. Варьирование исходных и конечных положений, формы движений и интенсивность их выполнения позволяют оказывать избирательное воздействие на различные системы и части тела занимающихся. Таким образом решаются задачи повышения общей физической работоспособности, развитие и совершенствование двигательных качеств.

На уроках ритмической гимнастики разучивались элементы как народных, так и современных танцев. При этом мелодии для народных танцев подбирались преимущественно в современной оркестровке. В таком виде они лучше воспринимались студентками.

В течение каждого семестра разучивались две-три законченные танцевальные композиции с элементами общеразвивающих и гимнастических упражнений. Композиции эти являлись зачетными: студентки, не выучившие зачетные композиции на уроках, например, в результате пропуска занятий, вынуждены были учить их во внеурочное время. Тем самым отработка пропущенных занятий приобретала

W \ • WW W

конкретный смысл. Урок состоял из подготовительной, основной и заключительной частей, на каждую из которых отводилось соответственно 20, 70 и 10% времени. Занятия проходили 2 раза в неделю в рамках учебного расписания. В течение первого месяца длительность каждого занятия не превышала 30 мин, к концу первого семестра продолжительность одного занятия составляла 60 мин. Частота сердечных сокращений в первые два месяца занятий находилась в пре-делах 120— 140 уд/мин, дважды на уроке поднималась в среднем до 160 уд/мин. В дальнейшем диапазон частоты сердечных сокращений составлял 120—160 уд/мин. Два-три раза, за урок частота сердечных сокращений, занимающихся поднималась до 180 уд/мин.

Все занимающиеся регулярно вели дневники самоконтроля, в которых регистрировалась частота сердечных сокращений до занятия, трижды во время занятия и через 5 мин после его окончания. Кроме того, в дневниках самоконтроля регистрировались такие субъективные данные, как самочувствие, настроение, работо-

способность, возникновение неприятных ощущений после занятий (головная боль, головокружение, вялость и др.).

Пять студенток из 48, приступивших к занятиям ритмической гимнастикой, через месяц были нами отстранены, так как они жаловались на регулярно возникавшую после занятий головную боль.

У 43 студенток, регулярно занимавшихся в течение учебного года ритмической гимнастикой, наблюдалось улучшение показателей функционального состояния и физического развития (таблица1).

Таблица 1

Показатели физического развития и функционального состояния _близоруких студенток_

Показатели Время исследования

Начало 1 семестра Начало 2 семестра Конец 2 семестра

Рост, см 163,40 ± 0,9 164,0±21,4 164,82±1,34

Вес, кг 61,05± 1,34 60,4±1,6 61,10±1,27

Жизненная емкость 3127 ±60 3220 ±40 3350 ±27,0*

легких, мл

Проба Руфье, усл. ед 10,9 ± 2,1 9,8±2.1 8,2±1,9*

ЧСС в покое, уд/мин 68,3 ±1,93 65,4 ±1,23* 61,4 ±1,23*

* - р<0,05 - достоверность различий в группе по сравнению с первым обследованием.

Субъективно все находившиеся под наблюдением студентки указывали на улучшение самочувствия, настроения, работоспособности, появление уверенности в себе, возникновение потребности в занятиях физическими упражнениями. Статистически достоверно изменились функциональные показатели сердечно-сосудистой и дыхательной системы организма, а также стабилизация частоты сердечных сокращений в состоянии покой.

Осмотр врача окулиста не обнаружил отрицательного влияния на степень близорукости обследованных студенток после 8 месяцев занятий ритмической гимнастикой. Таким образом, близорукость от 6.0 до 8.5 Д при отсутствии патологических изменений на глазном дне и полной коррекции остроты зрения не является противопоказанием для занятий ритмической гимнастикой.

В первые 1,5—2 месяца занятий ритмической гимнастикой с близорукими студентками следует ограничить выполнение упражнений, связанных с поворотами, наклонами и вращениями головой, постепенно увеличивая дозировку и интенсивность выполнения таких упражнений. Длительность занятий на первом этапе не должна превышать 30 мин, при этом упражнение силового характера необходимо сочетать с упражнениями на расслабление. В следствии чего мы можем заключить что, средства ритмической гимнастике органично и полно способствуют развитию функциональных качеств студенток специальной медицинской группы с диагнозом близорукости и может быть использована как одно из основных средств физического воспитания для них.

Литература

1. Аветисов Э. С. Физкультура при близорукости / Э. С. Аветисов, Ю. И. Курпан, Е. И. Ливадо. - М.: Советский спорт, 1993. - 80 с.: ил.

2. Воронов Н. П. Влияние физических упражнений на студентов с нарушением органов зрения / Н. П. Воронов, О. М. Столяренко // Физическое воспитание студентов. -2010. - № 6. - С. 13-15.

3. Коданева Л. Н. Влияние разных видов двигательной деятельности в процессе занятий физической культурой на прогрессирование миопии / Л. Н. Коданева, Н. Н. Раткина // Человек. Спорт. Медицина. - 2019. - Т. 19. - № 3. - С. 96-102.

4. Коломейцева Е. Б. Физическое воспитание студентов, страдающих близорукостью / Е. Б. Коломейцева [и др.] // Перспективные технологии и методики в спорте, физической культуре и туризме : сборник материалов Всероссийская научно-практическая конференция. - Чайковский : Чайковский государственный институт физической культуры, 2002. - С. 125-127.

5. Редковец Т. Г. Современный взгляд на проблему физической реабилитации подростков с близорукостью / Т. Г. Редковец, Дж. М. Ромман Хайсам // Физическое воспитание студентов. - 2012. - № 5. - С. 85-91.

References

1. Avetisov E. S., Kurpan Yu. I., Livado E. I. Fizkul'tura pri blizorukosti [Physical education with myopia]. Moscow, Owls. Sport Publ., 1993, 80 p.

2. Voronov N. P., Stolyarenko O. M. Vliyanie fizicheskikh uprazhneniy na studentov s narusheniem organov zreniya [The influence of physical exercises on students with visual impairment]. Fizicheskoe vospitanie studentov - Phys. education of students, 2010, no. 6, pp. 1315.

3. Kodaneva L. N., Ratkina N. N. Vliyanie raznykh vidov dvigatel'noy deyatel'nosti v protsesse zanyatiy fizicheskoy kul'turoy na progressirovanie miopii [The effect of different types of motor activity in the process of physical education on the progression of myopia]. Chelovek. Sport. Meditsina - Man. Sport. The medicine, 2019, T. 19, no. 3, pp. 96-102.

4. Kolomeytseva E. B. [et al.] Fizicheskoe vospitanie studentov, stradayushchikh blizorukost'yu [Physical education of students suffering from myopia]. Perspektivnye tekhnologii i metodiki v sporte, fizicheskoy kul'ture i turizme : sbornik materialov Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya [Prospect. technologies and techniques in sports, physical. culture and tourism: Sat. Vseros materials. scientific-practical Conf., Seagull., October 22-24. 2002]. Tchaikovsky, Tchaikovsky state Institute of Physics culture Publ., 2002, pp. 125-127. (In Russ.).

5. Redkovets T. G., Romman Khaisam J. M. Sovremennyy vzglyad na problemu fizicheskoy reabilitatsii podrostkov s blizorukost'yu [Modern view on the problem of physical rehabilitation of adolescents with myopia]. Fizicheskoe vospitanie studentov - Phys. education of students, 2012, no. 5, pp. 85-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.