Научная статья на тему 'Использование средств оздоровительной тренировки в физическом воспитании учащихся среднего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья'

Использование средств оздоровительной тренировки в физическом воспитании учащихся среднего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
211
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА / SCHOOLCHILDREN WITH DISABILITIES IN HEALTH / PHYSICAL EDUCATION / HEALTH TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Парфенова Лариса Анатольевна, Глазкова Галина Борисовна

Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование эффективности использования средств оздоровительной тренировки в физическом воспитании учащихся среднего школьного возраста с различными заболеваниями. Методы исследования: анализ научно-методической документации, анкетирование, педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие 90 школьников 5-6 классов: 2 экспериментальные группы занимались по экспериментальной методике, 2 контрольные группы по традиционной программе для школьников специальной медицинской группы. Результаты исследования. Сравнительный анализ физического развития, функциональной и физической подготовленности участников эксперимента выявил значительные положительные сдвиги по всем исследуемым показателям в экспериментальной группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Парфенова Лариса Анатольевна, Глазкова Галина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of means of health-improving training in physical education of pupils of secondary school age with deviations in a state of health

The purpose of the study: the theoretical and experimental substantiation of the effectiveness of the use of recreational training in physical education of the secondary school age students with various diseases. Research methods: the analysis of the scientific and methodological documentation, questionnaires, pedagogical experiment. The experiment was attended by 90 students of grades 5-6: 2 experimental groups were engaged in the experimental method, 2 control groups according to the traditional program for students of the special medical group. Research result. A comparative analysis of the physical development, functional and physical fitness of the participants of the experiment revealed significant positive changes in all the studied indicators in the experimental group.

Текст научной работы на тему «Использование средств оздоровительной тренировки в физическом воспитании учащихся среднего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья»

Упражнения на тренажерных устройствах для развития мышц брюшного пресса:

1. Подъем туловища на наклонной скамье. Сидя на наклонной скамье, ступни расположить под валиками, руки за головой. Опуститься назад, округляя спину, вернуться в исходное положение.

2. Подъем ног лежа на наклонной скамье. Лежа зафиксировать неподвижное положение на наклонной скамье при помощи фиксирующих ручек (расположение может быть вверху или по бокам скамьи, в зависимости от конструкции тренажера). Поднять ноги до вертикального положения, приподнимая таз, далее вернуться в исходное положение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, использование в занятиях по прикладной и атлетической гимнастике упражнений с использованием тренажеров является одним из эффективных путей развития силовых способностей сотрудников полиции России. Силовые упражнения на специальных тренажерах являются эффективным средством развития силовых способностей занимающихся. Эффективность воздействия обусловлена рациональной организацией и методикой проведения занятий в тренажерном зале, учетом физиологических механизмов, лежащих в основе силовой тренировки. При эффективно организованных занятиях средствами прикладной гимнастики и атлетической подготовки решаются задачи, связанные с развитием профессионально важных физических качеств, повышением работоспособности сотрудников полиции России, поддержанием правильной осанки, а также обеспечивается решение задач оздоровительной направленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Камнев, Р.В. Формы и средства мотивации курсантов (слушателей) на занятиях по физической подготовке / Р.В. Камнев, А.Г. Карасев // Вестник Волгоградской академии МВД России. -2014. - № 3 (30). - С. 113-117.

2. Овчинников, В.А. Профессионально важные физические способности сотрудников органов внутренних дел России / В.А. Овчинников, В.Н. Галкин, А.Ю. Плешивцев // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2013. - № 4. - С. 172-176.

3. Овчинников, В.А. Теоретические аспекты формирования двигательных навыков у сотрудников ОВД России / В.А. Овчинников, Р.Г. Логинов, В.В. Крючков // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2014. - № 2 (29). - С. 133-136.

REFERENCES

1. Kamnev, R.V. and Karasev, A.G. (2014), "Forms and means of motivation of cadets (listeners) in the classroom for physical training", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia, Vol. 3 (30), pp. 113-117.

2. Ovchinnikov, V.A., Loginov, R.G. and Kryuchkov, V.V. (2014), "Theoretical aspects of formation of motor skills of employees of internal Affairs of Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia, Vol. 2 (29), pp. 133-136.

3. Ovchinnikov, V.A., Galkin, V.N. and Pleshivtsev, A.Yu. (2013), "Professionally important physical abilities of employees of internal Affairs bodies of Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia, Vol. 4, pp. 172-176.

Контактная информация: Kole235@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.12.2019

УДК 796.011

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

Лариса Анатольевна Парфенова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и

туризма, Казань; Галина Борисовна Глазкова, кандидат педагогических наук, преподаватель, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

Аннотация

Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование эффективности использования средств оздоровительной тренировки в физическом воспитании учащихся среднего школьного возраста с различными заболеваниями. Методы исследования: анализ научно-методической документации, анкетирование, педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие 90 школьников 5-6 классов: 2 экспериментальные группы занимались по экспериментальной методике, 2 контрольные группы - по традиционной программе для школьников специальной медицинской группы. Результаты исследования. Сравнительный анализ физического развития, функциональной и физической подготовленности участников эксперимента выявил значительные положительные сдвиги по всем исследуемым показателям в экспериментальной группе.

Ключевые слова: школьники с отклонениями в состоянии здоровья, физическое воспитание, оздоровительная тренировка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.245-250

USE OF MEANS OF HEALTH-IMPROVING TRAINING IN PHYSICAL EDUCATION OF PUPILS OF SECONDARY SCHOOL AGE WITH DEVIATIONS IN A STATE OF

HEALTH

Larisa Anatolyevna Parfenova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Department chair, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan; Galina Borisovna Glazkova, the candidate of pedagogical Sciences, teacher, Plekhanov Russian

University of Economics, Moscow

Abstract

The purpose of the study: the theoretical and experimental substantiation of the effectiveness of the use of recreational training in physical education of the secondary school age students with various diseases. Research methods: the analysis of the scientific and methodological documentation, questionnaires, pedagogical experiment. The experiment was attended by 90 students of grades 5-6: 2 experimental groups were engaged in the experimental method, 2 control groups - according to the traditional program for students of the special medical group. Research result. A comparative analysis of the physical development, functional and physical fitness of the participants of the experiment revealed significant positive changes in all the studied indicators in the experimental group.

Keywords: schoolchildren with disabilities in health, physical education, health training.

ВВЕДЕНИЕ

Согласно Государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 302) одним из ожидаемых результатов реализации программы принято увеличение числа школьников, систематически занимающихся физической культурой и спортом от 47% в 2012 г. до 80% к 2020 году [7].

Между тем, систематической рост учащихся с различными нозологиями, потеря интереса школьников к двигательной активности ставит под угрозу выполнение программы, одновременно указывая на недостаточную эффективность школьного физического воспитания [2, 3].

Так, в настоящее время в образовательных организациях обучается более 50% детей, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной и специальной (СМГ) медицинским группам. Тенденция увеличения количества учащихся с различными заболеваниями наблюдается при переходе на основной этап школьного образования. Подростки в связи с ослабленным здоровьем часто пропускают уроки физической культуры, имеют проблемы в адаптации к учебному процессу и социализации [4, 6].

Актуальность исследования определяется выявленными причинами: систематическое ухудшение состояние здоровья школьников, потеря интереса к занятиям физическими упражнениями; недостаточная разработанность организационно-содержательного обеспечения физического воспитания с учетом интересов и потребностей учащихся.

Проблема исследования: какие методы, формы и средства необходимо использовать в физкультурно-образовательном процессе учащихся среднего школьного возраста с различными заболеваниями, чтобы содействовать развитию интереса и мотивации к физкультурным занятиям, повышению уровня функциональных возможностей организма и физической подготовленности, улучшению здоровья.

Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование эффективности использования средств оздоровительной тренировки в физическом воспитании учащихся среднего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

На первом этапе экспериментальной работы был проведен анализ научно-методической литературы, который выявил, как многообразные подходы к организации физического воспитания, так и отсутствие целостности современного учебного процесса для данной категории школьников [2, 3, 4, 6].

На втором этапе было проведено констатирующее исследование (п-180) школьников СМГ (11-14 лет), которое показало низкий уровень адаптационных возможностей, физической подготовленности учащихся, отсутствие потребности в систематических физкультурных занятиях, что привело к определенным сложностям в их адаптации к образовательному процессу на психофизическом и социальном уровнях [2, 6]. Исходя из того, что адаптация - это приспособление морфофункциональных возможностей организма к действию внешних и внутренних факторов, учащимся среднего школьного возраста с различными нозологиями нужны подкрепления и тренировки в целях повышения физиологических и физических возможностей, вырабатывания кумулятивной адаптации к учебному процессу [1]. Мы предположили, что для развития адаптационных возможностей школьников, где в основе присутствует тренировка, целесообразно использовать средства и методы оздоровительной тренировки, когда физические нагрузки используются для повышения и поддержания функционального, психофизического состояния организма.

По мнению специалистов, школьники с различными заболеваниями имеют общие характеристики в состоянии здоровья - ослабление функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что обусловливает направленность физического воспитания на развитие общей выносливости для плавного перехода от щадящих физических нагрузок к тренировочно-оздоровительному режиму [1, 2, 8].

Так, с учетом особенностей физического развития и физической подготовленности школьников с отклонениями в состоянии здоровья были адаптированы основные методы развития общей выносливости (равномерный, игровой, метод круговой тренировки) и виды двигательной деятельности, которые выбрали учащиеся (волейбол, игра русская лапта, оздоровительный бег).

В разработке организационно-содержательного сопровождения образовательного процесса мы опирались на принципы оздоровительной тренировки: принцип систематичности и постепенности (увеличение частоты физкультурных занятий до 5 раз в неделю, увеличение продолжительности спортивно-оздоровительного занятия до 60 минут, увеличение плотности занятий); принцип разнообразия применяемых средств (элементы волейбола, игры русская лапта, оздоровительный бег).

Также, с учетом основных критериев оздоровительной тренировки по типу нагрузки были адаптированы элементы оздоровительного бега (циклические упражнения для повышения общей выносливости и работоспособности), элементы волейбола и лапты (ациклические упражнения для развития и укрепления опорно-двигательного аппарата).

Содержание физического воспитания данной категории учащихся было разработано на основе принципа интеграции общего и дополнительного образования: 3 урока физической культуры по экспериментальной программе и 3 факультативных занятия (теоретико-методическое занятие по дополнительной образовательной программе метапредметных занятий и 2 практических занятия по программе спортивно-оздоровительной секции).

Элементы волейбола, лапты и оздоровительного бега, как средства оздоровительной тренировки, использовались как на обязательных уроках физической культуры (овладение техникой и тактикой видов двигательной деятельности), так и на занятиях спортивно-оздоровительной секции (совершенствование технико-тактической подготовки и состязания по волейболу, лапте по упрощенным правилам).

Для развития познавательного интереса к двигательной деятельности разработана Проблемно-интеллектуальная физкультурно-оздоровительная (ПИФО) игра - интерактивная форма организации физкультурно-образовательной деятельности учащихся, когда школьники на метапредметных занятиях получали теоретико-практические проблемные задания ПИФО-игры для исследовательской деятельности в области укрепления здоровья (оздоровительные виды гимнастики, оздоровительная тренировка, оздоровительные фит-нес-программы).

На третьем этапе проводился педагогический эксперимент: 90 школьников 5-6 классов СМГ школ № 44 и 11 г. Ульяновска были разделены на однородные по составу, физическому развитию и физической подготовленности 2 экспериментальные группы (ЭГ) и 2 контрольные группы (КГ). Подростки КГ обучались по традиционной программе СМГ, учащиеся ЭГ занимались по экспериментальной методике с использованием средств оздоровительной тренировки.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ физического развития и функциональных возможностей школьников выявил, что практическая реализация экспериментальной методики с использованием средств оздоровительной тренировки оказала положительные сдвиги в ЭГ по всем исследуемым показателям, в отличие от КГ.

Так, целенаправленное введение в образовательный процесс ЭГ средств оздоровительного бега привело к улучшению функционального состояния школьников и повышению их адаптационных возможностей: увеличение ЖЕЛ у мальчиков на 6,30-8,90%, у девочек на 6,40-7,50% (в КГ - на 1,40-1,67%, 0,90-1,80%, соответственно); уменьшение ЧД у мальчиков на 17,60-22,00%, у девочек на 15,10-16,50% (в КГ - до 3,85%, 1,50-2,60%).

Смоделированный недельный цикл физкультурных занятий с постепенным повышением оздоровительно-тренировочных аэробных нагрузок улучшили регуляцию сердечно-сосудистой системы школьников ЭГ: произошло понижение ЧСС у мальчиков - на 12,90-13,30%, у девочек - на 13,50-15,40% (в КГ - изменения незначительны).

В целях определения у обучающихся адаптационных резервных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем к физической нагрузке в эксперименте применялись функциональные пробы Руфье Робинсона, Шаповаловой, положительные изменения которых доказали эффективность использования средств оздоровительной тренировки в физическом воспитании школьников с различными нозологиями. Так результаты индекса Шаповаловой (уровень развития физических качеств и функциональные возможности кар-дио-респираторной системы) улучшились в ЭГ на 8,90-21,70%, в КГ - на 0,20-7,80%.

Сравнение итоговых результатов в контрольных тестах подтвердило в ЭГ по сравнению с КГ повышение уровня развития общей выносливости, силовых и координационных способностей, что обусловлено применением средств оздоровительной тренировки.

Так, результаты в тесте «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» улучшились в ЭГ у мальчиков на 44,90-45,10%, у девочек - на 60,70-85,10%; в КГ - на 4,40-8,70%; на 3,608,90%, что объясняется введением в учебный процесс элементов волейбола и игры лапта.

Улучшение результатов в ЭГ в показателях 6-минутного бега обусловлено использованием аэробных упражнений циклического характера, элементов оздоровительного бега (таблицы 1, 2).

Таблица 1 - Изменение показателей физической подготовленности девочек КГ и ЭГ в ходе эксперимента_

Девочки 5 класс Девочки 6 класс

Показатели Груп До После Прирост, % t-кр. До После Прирост, % t-кр.

пы M±m M±m Стью- M±m M±m Стью-

дента дента

6-минутный бег, м КГ 724,50±12,96 730,00±12,8 0,80 -0,30 740,00± 10,6 743,00±14,1 0,40 -0,17

ЭГ 720,00±6,99 822,50±16, 14,20* -5,84 751,00±12,0 853,00±16,8 13,60* -4,93

Прыжок в длину с КГ 140,10±1,37 142,60±1,4 1,80 -1,25 144,00±0,47 146,00±1,07 1,40 -1,71

места, см ЭГ 141,00±0,93 150,10±0,6 6,50* -7,98 146,20±1,20 154,50±1,43 5,70* -4,44

Наклон вперед из КГ 6,40±0,22 8,50±0,97 32,80* -2,11 8,70±0,67 10,10±1,13 16,10 -1,07

положения сидя, см ЭГ 6,80±0,39 15,00±0,87 120,60* -8,60 9,70±1,00 16,80±1,25 73,20* -4,43

Сгибание, разгиба- КГ 4,50±0,54 4,90±0,66 8,90 -0,47 5,60±0,34 5,80±0,63 3,60 -0,28

ние рук в упоре ЭГ 4,70±0,40 8,70±0,42 85,10* -6,91 5,60±0,40 9,00±0,39 60,70* -6,05

лежа, раз

* - достоверно при р <0,05

Таблица 2 - Изменение показателей физической подготовленности мальчиков КГ и ЭГ в ходе эксперимента __

Показатели Груп пы Мальчики 5 класс Мальчики 6 класс

До После Прирост % t-кр. Стью-дента До После При- рост% t-кр. Стью-дента

M±m M±m M±m M±m

6-минутный бег, м КГ 853,50±13,1 872,0±16,2 2,20 -0,87 905,0±12,3 948,0±18,09 4,80 -1,96

ЭГ 853,50±13,1 872,0±16,2 2,20 -0,87 905,0±12,3 948,0±18,09 4,80 -1,96

Сгибание, разгибание рук в упоре лежа, раз КГ 4,50±0,54 4,90±0,66 8,90 -0,47 5,60±0,34 5,80±0,63 3,60 -0,28

ЭГ 4,70±0,40 8,70±0,42 85,10* -6,91 5,60±0,40 9,00±0,39 60,70* -6,05

Наклон вперед из положения сидя, см КГ 6,40±0,22 8,50±0,97 32,80* -2,11 8,70±0,67 10,10±1,13 16,10 -1,07

ЭГ 6,80±0,39 15,00±0,87 120,60* -8,60 9,70±1,00 16,80±1,25 73,20* -4,43

Сгибание, разгибание рук в упоре лежа, раз КГ 4,50±0,54 4,90±0,66 8,90 -0,47 5,60±0,34 5,80±0,63 3,60 -0,28

ЭГ 4,70±0,40 8,70±0,42 85,10* -6,91 5,60±0,40 9,00±0,39 60,70* -6,05

* - достоверно при р <0,05

Итоговое анкетирование сформированности у школьников ЭГ и КГ мотивации к двигательной деятельности показало увеличение в ЭГ количества учащихся посещающих урок ФК - с 8,9% до 68,9%; в КГ уменьшилось количество детей, часто посещающих урок (с 33,3% до 20,0%). Стоит отметить, что в экспериментальной группе 82,2% школьников выразили желание, чтобы вместо уроков физической культуры были организованы факультативные занятия по видам спорта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам эксперимента было выявлено улучшение всех исследуемых показателей школьников ЭГ по сравнению с КГ, что доказывает эффективность физического воспитания учащихся среднего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья с использованием средств оздоровительной тренировки. Оздоровительная эффективность подтверждена переводом (после окончания эксперимента) 9 подростков (20,0%) в подготовительную группу, 6 школьников (13,3%) - в основную группу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безруких, М.М. Актуальные проблемы физиологии развития ребенка / М.М. Безруких, Д.А. Фарбер // Новые исследования. - 2014. - № 3 (40). С. 4-19.

2. Глазкова, Г.Б. Организационно-педагогические условия сопровождения учебной программы по физической культуре для учащихся среднего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья / Г.Б. Глазкова, Л.А. Парфенова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-7. - С. 180-189.

3. Горелов, А. А. К проблеме содержания и направленности современного физкультурного образования / А.А. Горелов, Р.М. Гадельшин, С.Н. Никитин. - Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 7. - С. 62-65.

4. Жарова, О.Ю. Организация физического воспитания детей специальной медицинской группы в условиях общеобразовательной школы / О.Ю. Жарова, Н. Л. Язынина, С.В. Барков. - Физическая культура: воспитание, образование и тренировка. - 2014. - № 4. - С. 75-77.

5. Коданева, Л. Н. Программа по физической культуре: для обучающихся V-IX классов общеобразовательных учреждений, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе А / Л.Н. Коданева. - М. : Издательский дом Акад. им. Н. Е. Жуковского, 2018. - 120 с.

6. Парфенова, Л. А. Моделирование физического воспитания учащихся среднего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья на основе компетентностного подхода / Л.А. Парфенова, Г.Б. Глазкова. - Наука и спорт: современные тенденции. - 2019. - Т. 7. - № 2. - С. 145153.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 302 «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта». - URL : http://static.government.ru/media/files. (дата обращения: 01.12.2019).

8. Сажнева, Е.В. Контроль физического воспитания в специальной медицинской группе / Е.В. Сажнева. - Физическая культура в школе, 2011. - № 1. - С. 17-22.

REFERENCES

1. Bezrukikh, M. M. and Farber, D. A. (2014), "Actual problems of physiology of child development", New studies, No. 3 (40), pp. 4-19.

2. Glazkova, G.B. and Parfenova, L.A. (2017), "Organizational and pedagogical conditions of support of the curriculum on physical culture for pupils of secondary school age with deviations in the state of health", Problems of modern pedagogical education, No. 56-7, pp. 180-189.

3. Gorelov, A.A., Gadelshin, R.M. and Nikitin, S.N. (2014), "To the problem of the content and direction of modern physical education", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 62-65.

4. Zharova, O.Yu., Asinine, N.L. and Barkov, S.V. (2014), "Organization of physical education of children of special medical group in secondary schools ", Physical culture: upbringing, education and training, No. 4, pp. 75-77.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Kodaneva, L. N. (2018), Program on physical culture: for students of V-IX classes of General education institutions, attributed to the state of health to the special medical group, publishing house Akad. N. E. Zhukovsky, Moscow.

6. Parfenova, L.A. and Glazkova, G.B. (2019), "Modeling of physical education of pupils of secondary school age with deviations in the state of health on the basis of competence approach", Science and sport: current trends, Vol. 7, No. 2, pp. 145-153.

7. Resolution of the Government of the Russian Federation 15.04.2014 г. No. 302 (2014), On approval of the State program of the Russian Federation "Development of physical culture and sports", available at: http://static.government.ru/media/files (accessed 16 November 2019).

8. Sazhneva, E. V. (2011), "Control of physical education in a special medical group", Physical culture at school, No. 1, pp. 17-22.

Контактная информация: laraparf@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.12.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.