Научная статья на тему 'Использование средств мультимедийных технологий в работе с детьми дошкольного возраста'

Использование средств мультимедийных технологий в работе с детьми дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1989
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИА / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цаплина О. В.

Специфика введения персонального компьютера в процесс воспитания дошкольников в нашей стране состоит в том, что компьютеры сначала используются в семье, далее в детском саду – в условиях коллективного воспитания. Медиатехнологии значительно расширяют возможности родителей и педагогов в сфере раннего развития. В данной статье предлагается ряд методических рекомендаций, которые были выработаны в процессе экспериментальной работы. В статье рассматривается длительность и содержание каждого этапа работы дошкольника на компьютере. Использование компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяет расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам. Показано, что современная ситуация требует внедрения интерактивных технологий в дошкольное учреждение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование средств мультимедийных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Displair выиграл большинство инновационных конкурсов России, стал известен за рубежом. С помощью устройства Displair и соответствующего программного обеспечения обучаемый получает возможность не только видеть 3D изображение, но и непосредственно на него воздействовать. Особенно это актуально для обучающихся по техническим специальностям, где, кроме наглядности, можно непосредственно развивать навыки и умения обращения с конкретными устройствами от двигателей самолетов до радиоэлектронного оборудования, смоделированными с помощью специального программного обеспечения.

Исходя из вышеизложенного, хотелось бы сказать, что использование устройства Displair может позволить проводить практические занятия и тренажи на виртуальных моделях аппаратуры, без риска ее повредить неправильными действиями, а также экономя ресурс реальной аппаратуры. Использование виртуальных моделей позволит проводить тренировки и обучения еще до появления новейшей техники в учебных заведениях, и, к моменту когда появятся реальные образцы техники, у обучаемых уже будут навыки работы на них. При этом обучаемые будут, в отличие от работы на компьютере или интерактивной доске, не используя различных

манипуляторов, взаимодействовать с изображением непосредственно руками подключая, кроме визуальной, еще и двигательную, или как еще говорят «механическую», память, что даст еще больший эффект для приобретения навыков.

AIR INTERACTIVE DISPLAYS AS A MEANS OF INCREASING THE EFFECTIVENESS OF TRAINING

E.S. Kosinov, A.M. Mezhuev

The main purpose of this paper to show the need for new technologies in education, and as one of the possible options for these purposes is considered the use of interactive aerial displays. Visibility and interactivity of classes can be achieved through the use of multimedia equipment. The article describes a device Displair - interactive display, which displays the air of any multimedia content, fully permeable physical objects safe and environmentally friendly. The use of virtual models will allow for training and education before the advent of modern technology in schools and at the time when there will be real examples of technology trainees will already have the skills to work on them. At the same time, students will be in contrast to a computer or interactive whiteboard without using various manipulators to interact directly with the image of hands connecting more than visual and motor, or in other words a "mechanical" memory, which will give an even greater effect to the acquisition of skills.

Key words: effectiveness of training, information, interactive aerial displays.

УДК 004.9

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

О.В. Цаплина

Специфика введения персонального компьютера в процесс воспитания дошкольников в нашей стране состоит в том, что компьютеры сначала используются в семье, далее в детском саду - в условиях коллективного воспитания. Медиатехнологии значительно расширяют возможности родителей и педагогов в сфере раннего развития. В данной статье предлагается ряд методических рекомендаций, которые были выработаны в процессе экспериментальной работы. В статье рассматривается длительность и содержание каждого этапа работы дошкольника на компьютере. Использование компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяет расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам. Показано, что современная ситуация требует внедрения интерактивных технологий в дошкольное учреждение.

Ключевые слова: мультимедиа, мультимедийные технологии, дети дошкольного возраста.

За последнее пять лет одной из наиболее актуальных и новых проблем дошкольного образования стала проблема использования мультимедийных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Разработанные компьютерные программы для дошкольников дают большие возможности для развития многих психических процессов: памяти, мышления, внимания и т.д. Однако изучение опыта работы дошко-

Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, №2 (22), 2013

льных учреждений показывает, что педагоги детских садов не всегда знают и могут использовать в обучении дошкольников все богатые возможности, заложенные в мультимедийных компьютерах.

Мультимедиа - это технология, позволяющая объединить данные, звук, анимацию и графические изображения.

В отличие от обычных средств обучения, медиатехнологии значительно расширяют возможности родителей и педагогов в сфере раннего развития.

Педагогам, применяющим мультимедийные технологии (мультимедийные презентации, интерактивные доски, электронные детские книги, энциклопедии и т.д.) в детском саду, мы предлагаем ряд методических рекомендаций, которые были выработаны нами в процессе экспериментальной работы, по организации данных занятий.

Система занятий с применением мультимедийных технологий строится с у четом следующих рекомендаций:

- начало занятий включает обучение детей работе с мультимедийными технологиями, формирование элементарных навыков компьютерной грамотности. Первые занятия вводят детей в особенности работы с мультимедийной технологией, изучение содержания, функций клавиш, отработке навыков работы с компьютерной мышью;

- содержание занятий постепенно усложняется: одни и те же способности и навыки отрабатываются сначала в более простой форме с использованием наглядных схем, моделей; в дальнейшем - в более сложной, устной форме;

- содержание занятий составляется таким образом, чтобы комплексно развивать компоненты системного мышления к предпосылке их формирования;

- содержание действующего учебно-тематического планирования в дошкольном учреждении учитывает единство компьютерных занятий с другими занятиями в дошкольном учреждении.

Каждое занятие длится не более 30-35 минут, имеет одинаковую структуру и включает следующие этапы:

Подготовительный этап. Данный этап проходит в игровой зоне компьютерного класса и длится 5-10 минут. На этом этапе

дети вводятся в содержание предстоящей деятельности с помощью наглядно-дидактического материала, собственной предметно-практической деятельности, игровых ситуаций. Таким образом, осуществляется ориентировка в предстоящей деятельности на компьютере, формируется интерес и мотивация к работе, пробуждается воображение детей, ребенок стремится к активной деятельности.

Основной этап. Основной этап проводится с использованием мультимедийных технологий, длится не более 15 минут. Сначала детям даются дополнительные пояснения и краткое объяснение того, что им нужно сделать на проекторе, после чего дети занимают свои места и приступают к работе. Проводится наблюдение за работой детей, при необходимости даются дополнительные пояснения, уточняется задача, делаются замечания. По окончании созданные детьми работы сохраняются на компьютере, при необходимости распечатываются.

Заключительный этап. На данном этапе проводится оценка выполненных работ путем совместного обсуждения и сравнения. Можно вовлечь детей в игровую и предметную деятельность, используя результат компьютерной работы. В конце занятия в обязательном порядке проводятся упражнения по снятию зрительного и общего утомления: гимнастика для глаз (1 мин), общие физические упражнения (1 мин).

С развитием информационных компьютерных технологий система «ребенок и компьютер» быстро превращается в проблему, которая касается всех членов общества. Современная ситуация требует внедрения интерактивных технологий в дошкольное учреждение. От этого нельзя открещиваться, а надо продумать эффективную, гармоничную методику внедрения компьютерных занятий в детском саду, так как взаимодействие ребенка с компьютером, интерактивным оборудованием должно быть обеспечено дошкольным образованием.

Литература

1. Бревнова Ю.А., Ходакова Н.П. Компьютерные технологии в образовании детей дошкольного возраста // Московское научное обозрение. 2011. № 9. С. 51-53.

2. Ходакова Н.П. Информационные технологии в профессиональной подготовке студента -

будущего педагога дошкольного образования в вузе // Sworld: сб. науч. тр. по мат-лам меж-дунар. науч.-практ. конф. 2012. Т. 24. № 4. С. 85-87.

3. Чайнова Л.Д. Развитие личности ребенка в компьютерно-игровой среде // Детский сад от А до Я. 2003. № 1. С. 56-63.

References

1. Brevnova Yu.A., Khodakova N.P. Komp'yuternye tekhnologii v obrazovanii detey doshkol'nogo vo-zrasta // Moskovskoe nauchnoe obozrenie. 2011. №9. S.51-53.

2. Khodakova N.P. Informatsionnye tekhnologii v professional'noy podgotovke studenta - budush-chego pedagoga doshkol'nogo obrazovaniya v vuze // Sworld: sb. nauch. tr. po mat-lam mezhdu-nar. nauch.-prakt. konf. 2012. T. 24. № 4. S. 85-87.

3. Chaynova L.D. Razvitie lichnosti rebenka v komp'yuterno-igrovoy srede // Detskiy sad ot A do Ya. 2003. № 1. S. 56-63.

USE OF MULTIMEDIA TECHNOLOGY IN WORK WITH CHILDREN PRESCHOOL

O.V. Tsaplina

Specificity of the introduction of the personal computer in the process of education of preschool children in our country is that computers are used first in the family, then in kindergarten - in terms of collective education. Media technologies greatly enhance the capacity of parents and teachers in the field of early childhood development. In this article, the author proposes a number of guidelines that have been developed in the course of the experimental work. The article deals with the duration and content of each stage of the work preschooler on your computer. Using the computer as a means of education and the development of creative abilities of the child, the formation of his personality, enriching the intellectual sphere preschooler to empower the teacher provides the basis for the initiation of children to computer training programs. The current situation calls for the introduction of interactive technologies in preschool.

Key words: multimedia, multimedia technology, preschool children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.