Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА ДАННЫХ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ УСЛУГАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАНИМАЮЩЕЙСЯ ПРОИЗВОДСТВОМ ВИДЕОПРОДУКТОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА ДАННЫХ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ УСЛУГАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАНИМАЮЩЕЙСЯ ПРОИЗВОДСТВОМ ВИДЕОПРОДУКТОВ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
OLAP-КУБЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Траулько М.В.

В статье рассматривается анализ предоставленных видеоуслуг кинокомпанией (всех созданных видеопродуктов в определенный промежуток времени) средствами интеллектуального анализа данных в Microsoft SQL Server.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Траулько М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING INTELLECTUAL DATA ANALYSIS TO MANAGE SERVICES IN AN ORGANIZATION OF VIDEO PRODUCTION

The article considers the analysis of the rendered video services by the film company (all created video products in a certain period of time) using data mining in Microsoft SQL Server.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА ДАННЫХ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ УСЛУГАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАНИМАЮЩЕЙСЯ ПРОИЗВОДСТВОМ ВИДЕОПРОДУКТОВ»

сердца исполняет в мире событий находившееся в возможности. Являясь ярким представителем своего времени, Герцен надеется достигнуть действительности своей личности и увековечить ее благодаря разуму, нравственной свободе и энергичной работе. Таким образом, по его мнению, возможна вечность во временности, бесконечность в конечности и утверждение себя как живого и сознательного органа своей эпохи.

Как видим, подобные взгляды роднят Герцена с Гегелем, Шеллингом и даже Кантом («нравственный закон во мне»). Они раскрывают перед современным человечеством его духовные поиски в решении проблемы взаимодействия человека и природы. Придавая большое значение воспитанию человечества на основе нравственных законов, Герцен надеется на осуществление следующего этапа развития данной проблемы -этапа сознательного делания, в котором появится новая точка отсчета в эволюции природы и человека. Человек же, пережив боль скептицизма, должен обратиться к той науке, которая приходит к истине только через живую душу.

Использованные источники:

1. Булгаков С. Н. Душевная драма Герцена. - Киев: Изд. С. И. Иванова и К, 1905. - 43 с.

2. Гегель В. Соч. в 14 т-х. - М.- Л., 1934. Т. 2. - 767 с.

3. Герцен А. И. Собр. соч. в 30-ти т-х. - М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1954 - 1965. Т.1. - 539 с.

4. Герцен А. И. Собр. соч. в 30-ти т-х. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1954 - 1965. Т.2. - 514 с.

5. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. - Берлин: Слово, 1921. - 386 с.

УДК 004.6

Траулько М.В. студент

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет

экономики и управления» Россия, г. Новосибирск ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА ДАННЫХ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ УСЛУГАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАНИМАЮЩЕЙСЯ ПРОИЗВОДСТВОМ ВИДЕОПРОДУКТОВ Аннотация. В статье рассматривается анализ предоставленных видеоуслуг кинокомпанией (всех созданных видеопродуктов в определенный промежуток времени) средствами интеллектуального анализа данных в Microsoft SQL Server.

Ключевые слова: OLAP-кубы, интеллектуальный анализ данных.

Traulko M. V., student Novosibirsk state University of economics and management

Russia, Novosibirsk USING INTELLECTUAL DATA ANALYSIS TO MANAGE

SERVICES IN AN ORGANIZATION OF VIDEO PRODUCTION

Annotation. The article considers the analysis of the rendered video services by the film company (all created video products in a certain period of time) using data mining in Microsoft SQL Server.

Keywords: OLAP-cubes, intellectual data analysis.

Кинокомпания - организация, занимающаяся художественно-творческими и производственно-техническими процессами, обеспечивающими полный технологический цикл видеопроизводства (от написания сценария до выпуска готового видеопродукта). Под видеопродуктом понимается электронная технология записи визуальной информации (видео-аудиоинформация), предоставленная Клиенту на физическом носителе с возможностью последующего её воспроизведения и отображения на устройстве вывода.

Ограничивающие условия: период, за который проводится анализ: с 01.01.2012 по 31.12.2016; количество клиентов: 5400; количество заявок ~ 6300; количество договоров: ~ 5670; количество работников отдела маркетинга и продаж: 30; количество типов создаваемых видеопродуктов: 5 (рекламный ролик, музыкальный видеоклип, документальный фильм, презентационный ролик, учебный фильм); клиент - юридическое лицо. Пользователем аналитической системы является начальник отдела маркетинга и продаж.

Цель - анализ предоставленных видеоуслуг кинокомпанией (всех созданных видеопродуктов в определенный промежуток времени).

Задачи (в разрезе времени):

1. Анализ всех поступивших в организацию заявок в разрезе федеральных округов РФ.

2. Анализ отклоненных заявок на создание видеопродукта в разрезе причин отклонения заявки.

3. Анализ договоров на создание видеопродукта в разрезе: типа видеопродукта; наименования раздела ОКВЭД клиента-организации; возрастной группы целевой аудитории видеопродукта; преобладающего стиля видеопродукта среди всех заказанных; способа оплаты.

Логическая модель хранилища данных представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Логическая модель хранилища данных Отношения, разработанные на стадии формирования логической модели данных, преобразуются в таблицы. Атрибуты становятся столбцами таблиц, для ключевых атрибутов создаются уникальные индексы.

На рисунке 2 представлен просмотр одной из созданных иерархий «Федеральный округ - Город - Раздел ОКВЭД - Организация» измерения «Клиент» в службе Analysis Services от Microsoft.

Рисунок 2 - Просмотр иерархии измерения «Клиент» После создания всех измерений в Microsoft SQL Server Analysis Services, были созданы OLAP-кубы. OLAP-куб можно рассматривать как абстрактное представление выбранного подмножества реляционной базы данных [1]. Куб «Заявки» необходим для анализа всех поступающих в организацию заявок на создание видеопродуктов, а также заключенных по ним договорам (представление куба изображено на рисунке 3).

|ЦЦ * МЧШ|

В 3012 В 2*13 a soi« В 2015 BMI« OfewW KTOO»

inilHj uwyyt чкас 3MIN Ч(С1« 1MW ч«ло В«" ЧНС» 3«N ин -—сю im чцп 3a«aw

E П*имлкс«м1 <М4>№ми1 (МРГ< BUM. м 7* 75 я M m

in mwri ншмф* 91 «5 107 100 IU Ml

ffi neçwv 24 2« 21 Z2 II и«

ВСаиара <4 «• S3 54 S3 35«

J Ищи «0 34« зэа »5 375 UM

Б "гвгро }fn«>t*i фдорвпь*»* оч -»t 197 1Н 21« 20» 2« ¡<ж

В СабяфОмА Ф^Мр&аьинЯ ЯП IM 1(3 21t t«2 Ш)

а >р«ъ[1Ы '.»pf т 1« M п 109 11« 51«

ff ОЧЛ***»"** ИИ* МП «л 431 407 3«7 2122

Б Omuî 72 (7 >3 M 6« 3«

H1UIH 13»» UM un un US3 и»

Рисунок 3 - Представление куба «Заявки» Куб «Отклоненные заявки» (представление куба изображено на рисунке 4) необходим для анализа тех заявок на создание видеопродуктов,

которые были отклонены сотрудниками кинокомпании по различным причинам.

г««*

Ю ¿Mi ш»и а зон

• число Опт « 1м мчслоОпямм т* Звчм -исм >••»• Зая М» frimiUMC 3««»Я 0<MM»*N tft lllWI ЧИСЛО OrmOHtMXt Змм

trtl|r»xt< ГОСЯХГГ»» шип* Ни** *тап> тиом д>мы< 10 им I^Hia шмиич 21 1ш 4 Я7 24 US 1» 1Ю 22 141 1J 11 IS s* 22 И Ш 130 W W 114 оМ

Рисунок 4 - Представление куба «Отклоненные заявки» Куб «Договоры» (представление куба изображено на рисунке 5) создан для анализа всех заключенных организацией договоров на создание видеопродуктов. Данный куб имеет две таблицы фактов - «Договор» и «Заявки» для возможности анализа таких данных, как тип видеопродукта, наименование раздела ОКВЭД клиента-организации, возрастная группы целевой аудитории видеопродукта, преобладающий стиль видеопродукта среди всех заказанных.

lUwuttor ИмШЮ и Штт 1»у*Г| to* «гя а>т< '««с г« :>*мар ■»«_■•

И Дстчъисоь • «Мао*

t ЦГ

(«М

в цицш»»« «

в >Ц«.»< OWH»^ W

О JafUMirt ■ rtaa-rv •<• О ■ r>.vrT» «ры a Jtrtv«'! '1*1 »««4 Г -V» пг?м. о«?«, r;iiiiinii|K|ii » (ш—атшвф rtwcmnt «rim

a jniiwwt (>•••"*••" PpMflaft

6 i

f| 1 '»w»»%rr»e

Я Тшии |шм< • апм*м '•■■rr irilMalNITXii •■ШЛЛГТШ • Щ1Ц»Ц|

/чч

Рисунок 5 - Представление куба «Договоры» Таким образом, были рассмотрены варианты представления каждого куба. После соединения MS Excel с аналитической службой SQL Server, были созданы отчеты, необходимые для решения поставленных задач.

Отчет «Анализ заявок по федеральным округам клиентов-организаций» изображен на рисунке 6.

Рисунок 6 - Отчет «Анализ заявок по федеральным округам клиентов-

организаций»

Из данного отчета можно сделать вывод, что наибольшее количество заявок в кинокомпанию за 2012-2016 года поступало из Центрального федерального округа. Количество заявок из Приволжского и Уральского федеральных округов имеет положительный рост.

Отчет «Анализ отклоненных заявок по причинам их отклонения» представлен на рисунке 7.

Рисунок 7 - Отчет «Анализ отклоненных заявок по причинам их

отклонения»

В данном отчете показано, что основной причиной отклонения поступивших в кинокомпанию заявок является неплатежеспособность клиента. Наименее встречающейся причиной отклонения заявки является причина «Недостоверность предоставляемых клиентом данных».

Отчет «Анализ произведенных видеопродуктов в зависимости от раздела ОКВЭД клиента-организации» представлен на рисунке 8.

кошчгпво протест гнпых хмгоп^иупм «ос |«<мо тану па.копрогккт« • 1«аисимосл1 «г ОКВ М к1и*Щ| ор| «атаман

ОКВ *Л кла»ата оргваатаиаи

Лмгешосп в области аоравоохроиеома и соиназших услуг * ДшишисЕк в области иифирьышш и шш Дмшиюсп в «власти слорта.

орсаын*шмм 1кк>Г4 м ранлтшинП ЛШгЛМ1Н:(к 1К1НМН11 II 1|ргдНрМ11иП

ибшкшеиито |м>мня Дшпйнк!» мп^им и

гехмичесмя ' Дгстрлмикт» фиипгкпва* п страховав

Торговля осттоам и роэттпа» Ршоят автотрапспсрпшх средств и мотоциклов обошм агат

I ни оалеопролукта Лопчушшии! фвим

13

74

¿06

155

15

69 *9

\(мии.1мыа Ирсм-итаааиааиМ Ргминша >1иДяы> (Мшив

36 1М 441

285 17

III

73

1Н 1111

рола к

2*8

219 15

фЯ1ЬЧ ЩIX

73 1 1М

¿5« 59 569

99« 155 2166

41 12 10«

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

65 9 ПТ

¡51 «0 511

1*1 *1 )Т7

<9 М 101

1567 5*1 5651

\*>Щ1 пршпнмшямт щ|ии1|н»р кпт и иккшкки пт (мима ОКВ VI чн»ш» «рияпшшв

То|гма1 ишиш и рншгти Р«мм1 м1ср|р1мпир[|пп сроитв а ^

СцНШМ! 1ВП Обрвааш

Дакимти фшшиишичушам ^ Липвамп орофмсахшыш пдуппм я |<хлн*ткм ^ Дшимпсп тостппяа н прг-нцицш* пппкштшп гтгвяю Де«1ст«*ис1Ь л кижм г^лыурм. иаир**. и^ншишм лкуи и (киигчсммй Лвсталытств в обамта ааформашш а чляш .Ълммнст» н оот-щ ирмтчрмпм к слщипап услуг П

■ Деву мен 1в.и*аыЙ фальм

■ Музыка ппмП ■илсомкл

• ПросотаинпммыВ рс ни

0 400 100 1200 1600 2000 2400 Кояачссгао 4 м | ц—и нисиар<и)«1м

Рисунок 8 - Отчет «Анализ произведенных видеопродуктов в зависимости от раздела ОКВЭД клиента-организации»

Из данного отчета можно сделать вывод, что самым востребованным типом создаваемого видеопродукта во всех представленных наименований разделов ОКВЭД клиентов-организаций является рекламный ролик. Клиенты-организации, относящиеся к разделу ОКВЭД «Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений» обращаются за услугами в кинокомпанию чаще остальных организаций.

Отчет «Анализ динамики количества заказываемых видеопродуктов в зависимости от типа видеопродукта» представлен на рисунке 9.

Рисунок 9 - Отчет «Анализ динамики количества заказываемых видеопродуктов в зависимости от типа видеопродукта» В данном отчете показано, что спрос с 2015 года клиентов-организаций на производство типа видеопродукта «Документальный фильм» возрастает. Спрос на остальные видеопродукты на конец 2016 незначительно упал.

Отчет «Анализ произведенных видеопродуктов в зависимости от группы целевой аудитории» представлен на рисунке 10.

Рисунок 10 - Отчет «Анализ произведенных видеопродуктов в зависимости от группы целевой аудитории» Из данного отчета можно сделать вывод, что в 2015 году было создано самое большое количество видеопродуктов, и видеопродукты были наиболее

востребованы в возрастной группе «12+». В целом, соотношения между группами целевых аудиторий видеопродуктов за рассматриваемый временной период сохраняются.

Отчет «Анализ произведенных видеопродуктов по стилю видеопродукта» изображен на рисунке 11.

Рисунок 11 - Отчет «Анализ произведенных видеопродуктов по стилю

видеопродукта»

В данном отчете показано, что официальный стиль является наиболее востребованным по отношению к другим стилям. В целом, соотношения между стилями видеопродуктов за рассматриваемый временной период сохраняются.

Отчет «Анализ договоров в разрезе способа оплаты» представлен на рисунке 12.

Рисунок 12 - Отчет «Анализ договоров в разрезе способа оплаты» Из данного отчета можно сделать вывод, что количество оплат банковской картой через терминал или интернет-банки в два раза превосходит количество оплат по реквизитам на счет компании по факту заполнения квитанции в банке.

На рисунке 13 изображено представление отчета «Отчет по всем зарегистрированным заявкам организации», созданное с помощью Службы

SQL Server Reporting Services.

H Oweil - Дкепеткео отчетов 'i * Q * f * Стра-ицэ • безопасность * Серел:» в*

Г»Сон «КТО« Май иС с«й'( 1 Офми •

Mm* opramoai*« (nptwe Ь: ОДОмОЛиив 265!« Согжл«5*-»«Я Лроо*отр огрета

it 1 I и 9 1 Ь И • Ч' tit ш

Otwt во всгч мртпрарожтим паю сам ap г »nut iimn

lull МКПЛГ4МПМ11 (Vmiunm пйцрмш Мпяи ГоЛ

М>,знмпы*ий амдектл Зяточвмле д сговора Июль 2014

Wvitot lTLHUH ЯМДФОКГМП Звюома««* договора Аграль 2015

Докумангзлмшй фильм Заимчамм договора Сентябрь 2016

Рисунок 13 - Представление отчета «Отчет по всем зарегистрированным заявкам организации» в окне браузера На рисунке 14 изображено представление отчета «Отчет заключенных договоров по разделу ОКВЭД организации в зависимости от типа видеопродукта» в окне браузера.

frf Отчет) - Джп*1ч»р опмюа

•ц, II , Ъмг.1ммиим| • 0*шт3

МЦмя MiWHMr>'< 'fW >цт, «,1мм»«

1 m гг » Н

и - 1 1

_ ^Пиитли^ genu Ог«в» м» , , . раадал» ОКВЭД ортами мим и • мамеми оми м гмла ам,

Тм* мапйра««)! И«м«*м ^evwx) ОаВЭЦ W2 »11 »14 W* ВСЕГО

U#4AMiMt*M

¿»i/nmivMii ib.w Д—1«iAw/iv 1 t t 4 1 О

*.\MiW»H>m» и

4 O6WMV TtJ 44 и • ff 74

■■»yi'ijii u сея*

и ofriao*v If 1* 4) 9 JM

<ч«ь"Л*» ««ил

»»ЦЖЦ1 Лкуаа u

JmttVKi» мят» X7 w J7 Л у

ж> vik*

Д— 4 J |

* Л%«»ЧС«И

J J

»<VWt«»»

Cft«N«4nt r «» 1f ft 4 N

A * 7 • » M

I • 9 r 1 |

(Mi>«4u ЮЧияЧ!

муммхи! М^ММ * lAW'4' If J 10 1 г M

«\l*»ll»«>"' II

Hefww fCi^l

ДМ'Ч.Ч^Х'« W • o6XOTV а к ¡9 4 V*

• ■»»Ww nOMli

AeHVW*W 4 cftwn г» « W N 4ii

Crtvn»

Лч>м о

_ _

Рисунок 14 - Представление отчета «Отчет заключенных договоров по разделу ОКВЭД организации в зависимости от типа видеопродукта» в окне

браузера

На рисунке 15 изображено представление отчета «Отчет продаж видеопродуктов по федеральным округам РФ» в окне браузера.

Рисунок 15 - Представление окна макета отчета «Отчет продаж видеопродуктов по федеральным округам РФ» Таким образом, были рассмотрены все созданные отчеты проекта «Кинокомпания» в службе Reporting Services.

Службы Microsoft SQL Server Analysis Services (SSAS) обеспечивают интерактивную аналитическую обработку (OLAP) и функции интеллектуального анализа данных для приложений бизнес-аналитики. Службы Analysis Services поддерживают OLAP, позволяя разрабатывать и создавать многомерные структуры, которые содержат данные, собранные из других источников, таких как реляционные базы данных, а также управлять этими структурами. Для приложений интеллектуального анализа данных службы Analysis Services позволяют разрабатывать, создавать и наглядно представлять модели интеллектуального анализа данных, построенные на основе других источников данных, используя с этой целью широкий спектр стандартных алгоритмов интеллектуального анализа данных. Службы SQL Server Службы Reporting Services обеспечивают широкий выбор готовых к использованию средств и служб для создания, развертывания и управления отчетами организации, а также функции программирования, которые позволяют расширить и настроить функциональность отчетов. Созданные отчеты можно просматривать с помощью веб-соединения или как часть приложения Microsoft Windows или сайта SharePoint. Службы Reporting Services - это ключ к бизнес-данным [2].

Использованные источники:

1. Data Cube: A Relational Aggregation Operator Generalizing Group By, CrossTab, and Sub-Totals/J. Gray, A. Bosworth, A. Layman, H. Priahesh // Proc. of the 12th Intern.Conf. on Data Engineering. IEEE, 1995. P. 152-159.

2. Электронная документация по SQL Server. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://technet.microsoft.com/ru-ru/library/ms175609(v=sql.90).aspx (дата обращения: 30.05.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.