Научная статья на тему 'Использование средств ИКТ в самостоятельной работе учащихся 5-х классов при обучении письменной речи на иностранном языке'

Использование средств ИКТ в самостоятельной работе учащихся 5-х классов при обучении письменной речи на иностранном языке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1161
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПИСЬМО / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕСТ / 5 КЛАСС ШКОЛЫ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова А. С.

Отмечаются некоторые проблемы обучения письму в школе с углубленным изучением английского языка, предлагается их решение путем использования ИКТ, описывается пример применения программного продукта «MyTest» для организации самостоятельной работы по развитию навыков и умений письма на английском языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование средств ИКТ в самостоятельной работе учащихся 5-х классов при обучении письменной речи на иностранном языке»

УДК 372.881.1 ББКЧ-4 2 6.17-22

ГСНТИ 14.85.25

Код ВАК 13.00.02

А. С. Кузнецова

Екатеринбург

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИКТ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самостоятельная работа; письмо; информационно-коммуникационные технологии; тест; 5 класс школы с углубленным изучением иностранного языка.

АННОТАЦИЯ. Отмечаются некоторые проблемы обучения письму в школе с углубленным изучением английского языка, предлагается их решение путем использования ИКТ, описывается пример применения программного продукта «MyTest» для организации самостоятельной работы по развитию навыков и умений письма на английском языке.

A. S. Kuznetsova

Екатеринбург

USE OF ICT MEANS IN INDEPENDENT WORK OF PUPILS OF THE 5TH FORM AT TRAINING OF WRITTEN SPEECH IN A FOREIGN LANGUAGE

KEY WORDS: independent work; written speech; information-communication technologies; test; the 5th form of school with the profound studying of foreign language.

ABSTRACT. The article marks some problems of written speech training at school with the profound studying of English language. It offers their decision by means of ICT and describes the example of application of software product «MyTest» for the organization of independent work developing of writing skills in English.

С

тандартом среднего общего образования по иностранному языку в 5 классе школы с углубленным изучением иностранного языка при овладении письменной речью предусмотрено развитие следующих умений и навыков:

• графически правильно оформлять письмо;

• делать выписки из текста;

• писать короткие поздравления с днем рождения, другим праздником (объемом до 30 слов, включая адрес), выражать пожелания;

• заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);

• писать личное письмо с опорой на образец (расспрашивать адресат о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбы), объем личного письма — 50-60 слов, включая адрес);

• использовать письмо как средство обучения другим видам речевой деятельности [2].

В школах с углубленным изучением английского языка, на которые также распространяется действие упомянутого стандарта, обучению языку отводится 5 часов в неделю. Группы в среднем состоят из 13-15 учащихся. При реализации программных требований применительно к письму наблюдается дефицит времени, недостаточна индивидуализация обучения. Выполняется малое количество письменных упражнений, в том числе, связанных с другими видами речевой деятельности. Также необходимо

отметить малую интерактивность и слабую мотивацию учащихся.

Для оптимизации процесса обучения иностранному языку с целью экономии аудиторного учебного времени, активизации поиска новых знаний обучающимися, развития творческого характера образования и повышения качества усвоения учебных программ целесообразно использовать самостоятельную работу учащихся. Самостоятельная работа понимается нами как разновидность самостоятельной учебной деятельности без непосредственного участия преподавателя в рамках организованного обучения, осуществляемая в различных формах с нарастающей познавательной самостоятельностью обучающегося и направленная на достижение цели обучения и подготовку к самообразованию.

В зависимости от поставленных целей, самостоятельные работы могут быть: обучающими; тренировочными; закрепляющими; повторительными; развивающими; творческими; контрольными [1].

Для преодоления названных выше дефицитов обучения письменной речи возможно использовать ИКТ-средства в самостоятельной работе учащихся. Интерактивные упражнения помогут учащимся активизировать эту работу на уроке и вне урока.

На наш взгляд, при использовании информационных систем, ИКТ можно выделить два больших вида самостоятельной работы:

1. Актуальная самостоятельная работа — характеризуется небольшим объемом, малой

отсроченностью и меньшей самостоятельностью. Сюда относится выполнение текущих домашних заданий, упражнений в классе с использованием компьютера под руководством учителя.

2. Перспективная самостоятельная работа — характеризуется большим объемом, большей отсроченностью и большей степенью самостоятельности. Например, это перспективные задания с различным сроком выполнения на базе самостоятельного аудирования, чтения, проектной деятельности. Использование информационных систем при этом является более долгосрочным (учащийся работает над проектом, получая время для самостоятельных занятий на школьном компьютере или применяя домашний).

Использование некоторых возможностей сети Интернет (тестов в режиме реального времени, электронной почты) обеспечивает интерактивность, непосредственную обратную связь. Обучение иностранному языку с использованием компьютера повышает мотивацию процесса обучения.

Средства ИКТ позволяют стимулировать и системно организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся над иноязычным письмом, с учетом основных дидактических принципов.

Одним из программных продуктов, которые мы используем в нашей работе для обучения письму учащихся 5 классов школы с углубленным изучением английского языка, является «MyTest». Это — система программ для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале.

При наличии компьютерной сети можно организовать централизированный сбор и обработку результатов тестирования, используя модуль журнала «MyTest». Результаты выполнения заданий выводятся учащемуся и отправляются учителю. Учитель может оценить или проанализировать их в любое удобное для него время.

Программа «MyTest» работает с восемью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении. В тесте можно использовать любое количество различных типов в разных комбинациях.

Программа позволяет размещать все типы заданий, предусмотренные базовым уровнем стандарта среднего общего образования по иностранному языку для 5 класса [2]. Это упражнения, направленные на тренировку орфографических навыков, записи

и письменной речи, упражнения на списывание, обучающие диктанты, упражнения по развитию умений преобразования исходного текста (сокращение текста различными способами, расширение текста с использованием прилагательных, наречий, однородных членов предложения, придаточных предложений и т.д.), упражнения на завершение начатых предложений, на написание текстов с опорой на ранее полученные знания по тематике общения.

Каждый тест может иметь оптимальное время тестирования, уменьшение или превышение которого снижает качественные показатели теста. Поэтому, в настройках теста, предусматривается ограничение времени выполнения как всего теста, так и любого ответа на задание (для разных заданий можно выставить разное время).

Программа поддерживает несколько режимов: обучающий, штрафной и свободный. В обучающем режиме тестируемому выводятся сообщения об его ошибках, может быть показано объяснение к заданию. В штрафном режиме за неверные ответы у тестируемого отнимаются баллы и можно пропустить задания (баллы не прибавляются и не отнимаются). В свободном режиме тестируемый может отвечать на вопросы в любой последовательности, переходить (возвращаться) к любому вопросу самостоятельно.

Использование тестовых заданий в автоматизированных контрольно-обучающих программах позволяет испытуемому самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре своих знаний и принимать меры для их устранения. При включении обучающего режима учащийся получает информацию о своих ошибках и верных ответах [3].

Приведем пример применения данной программы и средств ИКТ при использовании сети Интернет для самостоятельной работы учащихся. Для обучения написания письма другу по переписке на созданной странице в Wikispaces учителем был размещен тест, разработанный в оболочке «MyTest» в обучающем режиме (при выполнении заданий учащиеся могут обратиться к инструкции).

В инструкции к выполнению данного теста дана теоретическая информация о правилах написания письма (о частях письма и их расположении). В заданиях использованы следующие методические приемы:

— вопросно-ответный диалог. Суть работы обучаемого состоит в том, чтобы дать прямые ответы на вопросы компьютера, используя в качестве основы и схемы языковой материал, содержащийся в вопросе;

— диалог с выборочным ответом. Для ответа компьютеру обучаемый выбирает

правильный ответ;

— диалог со свободно конструируемым ответом. Такой диалог обеспечивается программой со всеми возможными вариантами ответов;

— упражнения на заполнение пропусков. Компьютер предлагает обучаемому текст или набор предложений с пропусками. Необходимо заполнить пропуски словами или словосочетаниями, используя подсказку.

После выполнения теста учащийся автоматически получает справку о проделанной работе, которую он потом, при необходимости, пересылает учителю по электронной почте. В данной справке имеется следующая информация: дата и время запуска программы, дата и время начала и окончания теста, его продолжительность, имя компьютера, имя пользователя компьютера, имя пользователя (тестируемого), его группа (класс), название теста, общее количество заданий в тесте, количество выполненных заданий, в том числе правильно (с процентным соотношением от общего числа выпол-

ненных заданий), количество выполненных ошибок (с процентным соотношением от общего числа выполненных заданий), результативность, число использованных подсказок, оценка, маски результата, времени обдумывания (в секундах), маски ответов, штрафов за подсказку по каждому заданию.

Данный тест учащиеся выполняют до получения результата 100% (максимальное количество возможных баллов). Далее, опираясь на полученные знания, они пишут собственное письмо и отправляют его по электронной почте другу по переписке — однокласснику (копию — учителю).

Мы полагаем, что использование подобных программных продуктов для организации самостоятельной работы поможет решить проблему преодоления названных выше дефицитов при обучении письму. Первичные наблюдения подтверждают данное предположение, конкретные параметры организации самостоятельной работы с применением ИКТ для совершенствования навыков и умений письма предстоит выяснить в дальнейшей опытно-поисковой работе.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГОРНОСТАЕВА З. Я Проблема самостоятельной познавательной деятельности / / Открыт. школа.

1998. № 2.

2. СБОРНИК нормативных документов. Иностранный язык / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев.

3-е изд., стер. М. : Дрофа, 2009.

3. MYTEST. URL: http://mytest.klyaksa.net/wiki/ (дата обращения: 26.05.2010).

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Н. Н. Сергеева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.