Научная статья на тему 'Использование средств футбола в оздоровительно-коррекционной работе с детьми с умственной отсталостью в структуре специальных (коррекционных) учреждений VIII вида'

Использование средств футбола в оздоровительно-коррекционной работе с детьми с умственной отсталостью в структуре специальных (коррекционных) учреждений VIII вида Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
526
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СРЕДСТВА ФУТБОЛА / SPECIAL (CORRECTIONAL) EDUCATIONAL INSTITUTIONS / CHILDREN WITH INTELLECTUAL BACKWARDNESS / IMPROVING AND CORRECTIONAL OCCUPATIONS / MEANS OF FOOTBALL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Антонюк Сергей Дмитриевич, Рязанов Антон Александрович, Шпичко Александр Михайлович

В настоящее время существенно увеличилось число детей школьного возраста с умственной отсталостью и такая тенденция сохраняется. Актуальными становятся поиск и использование средств оздоровительно-коррекционной работы с данной категорией детей. Одной из таких форм может стать использование игровых методик, в частности футбола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Антонюк Сергей Дмитриевич, Рязанов Антон Александрович, Шпичко Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF MEANS OF FOOTBALL IN IMPROVING AND CORRECTIONAL WORK WITH CHILDREN WITH INTELLECTUAL BACKWARDNESS IN STRUCTURE OF SPECIAL (CORRECTIONAL) INSTITUTIONS OF VIII TYPE

Now the number of children of school age with intellectual backwardness essentially increased and such tendency remains. Actual there is a search and use of means of improving and correctional work with this category of children. Use of game techniques, in particular football can become one of such forms.

Текст научной работы на тему «Использование средств футбола в оздоровительно-коррекционной работе с детьми с умственной отсталостью в структуре специальных (коррекционных) учреждений VIII вида»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ФУТБОЛА В ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В СТРУКТУРЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА

С. Д. АНТОНЮК, А. А. РЯЗАНОВ, А. М. ШПИЧКО

В настоящее время существенно увеличилось число детей школьного возраста с умственной отсталостью и такая тенденция сохраняется. Актуальными становятся поиск и использование средств оздоровительно-коррекционной работы с данной категорией детей. Одной из таких форм может стать использование игровых методик, в частности футбола.

Ключевые слова: дети с умственной отсталостью, оздоровительно-коррекционные занятия, специальные (коррекционные) образовательные учреждения, средства футбола.

Введение. С каждым годом уровень здоровья подрастающего поколения снижается. Выявляется все больше детей с умственными и физическими отклонениями в состоянии здоровья. По данным ряда авторов, от 3 до 5 % детей имеют нарушения интеллектуального развития; и в последнее десятилетие имеется тенденция к увеличению детей данной категории [1; 2].

Дети с умственной отсталостью больше, чем их нормально развивающиеся сверстники, нуждаются в создании условий для удовлетворения биологических потребностей в движении, так как у них наблюдаются разнообразные дефекты психического и физического развития, обусловленные органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии.

Большую роль в коррекционной работе играют дополнительные занятия физической культурой, но, несмотря на первостепенное значение занятий физкультурой и спортом, для устранения недостатков физического развития и формирования личности в целом не все категории детей с умственной отсталостью могут заниматься в секциях. Это, прежде всего, связано с тяжестью основного диагноза и хронических заболеваний. Поэтому при организации дополнительных физкультурных занятий в коррекционной школе обязательно необходим учет данных педагогического, психологического и клинического изучения ребенка.

Средства, применяемые в подготовке детей с умственной отсталостью, занимающихся футболом, представляют возможность широкого выбора упражнений различной направленности, по-

зволяющих оказывать разностороннее воздействие на организм ребенка и решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи:

- укреплять здоровье, содействуя правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности;

- развивать различные физические качества;

- дозировать физическую нагрузку в соответствии с возрастом и физической подготовленностью;

- способствовать возникновению положительных эмоций и повышению интереса детей к занятиям футболом;

- воспитывать чувство коллективизма, настойчивость, активность, инициативность, смелость, выдержанность.

Одним из важных условий выбора физических упражнений, включенных в разработанную методику, являлась их доступность возможностям учащихся специальных (коррекционных) школ-интернатов.

Существует ряд ограничений [2], которые мы соблюдали при отборе физических упражнений, включенных в экспериментальную методику:

- весьма ограниченно использовались физические упражнения статического характера, приводящие к утомлению нервной системы, нарушающие кровообращение и дыхание;

- силовые упражнения, требующие чрезмерного нервного и функционального напряжения, а также упражнения, налагающие значительную нагрузку на вестибулярный аппарат, применялись с большой осторожностью;

- упражнения, предполагающие значительное и длительное физическое напряжение, не применялись, поскольку у детей с умственной отсталостью отмечается недоразвитие коры больших полушарий головного мозга и они не в силах их выдерживать.

В основу методики вошли следующие группы упражнений:

- общеразвивающие упражнения - избирательно воздействующие на организм ребенка и на его дефектные системы. Они в большей степени, чем другие упражнения, были использованы для профилактики и исправления тех или иных отклонений в развитии моторики, строении грудной клетки, позвоночника;

- подготовительные упражнения - развивают специальные физические качества, необходимые в футболе;

- подводящие упражнения, направленные непосредственно на овладение структурой конкретных технических приемов. К ним относятся и имитационные упражнения;

- специальные упражнения по технике игры -технические приемы игры, выполняемые так, как это имеет место в игровой обстановке.

Содержание занятий основывалось на программных требованиях по футболу:

- перемещения футболистов различными способами, остановки и повороты;

- передачи и удары по мячу внутренней стороной стопы, средней и внутренней частью подъема, головой;

- остановки мяча подошвой, внутренней стороной стопы и бедром;

- ведение мяча носком, внешней и внутренней частью подъема;

- вбрасывание мяча из-за боковой линии;

- учебная игра;

- простейшие правила игры, расстановка и перемещение игроков.

Программой по футболу для нормально развивающихся школьников предусмотрено, что на этапе начального обучения объем средств общей физической подготовки (ОФП) в годичном цикле подготовки составляет 30 % времени, средств специальной физической подготовки (СФП) -18 %, средств технической подготовки - 40 %, тактической - 12 %. Учитывая физическое состояние школьников с умственной отсталостью и их возможности, нами был увеличен объем средств ОФП, СФП. Снижен объем средств технической и тактической подготовки [3].

Распределение времени на виды подготовки в экспериментальной методике: общая физическая -

40 %; специальная физическая - 20 %; техническая - 35 %; тактическая - 5 %.

Занятия носили оздоровительно-коррекционную направленность.

В процессе проведения групповых занятий выделялось время на выполнение индивидуальных упражнений для исправления имеющихся или возникающих ошибок.

Педагогические наблюдения выявили необходимость чередования подготовительных упражнений для развития физических качеств в рамках структуры освоения технических приемов с подводящими упражнениями и упражнениями на технику многократного их повторения, выполнения перемещений в сочетании с действиями с мячом.

В эксперименте принимали участие школьники 13-14 лет с легкой степенью умственной отсталости, разбитые на две группы по 14 человек в каждой: одна - экспериментальная, вторая -контрольная. Достоверных различий (возраст, физическое развитие, физическая подготовленность) на начало эксперимента между группами не наблюдалось. Экспериментальная группа занималась по предлагаемой методике, включающей в себя дополнительные физкультурные занятия с использованием средств футбола в объеме трех часов в неделю. В контрольной группе занятия проводились в том же объеме, но по методике, ориентированной на ОФП.

С целью определения эффективности разработанной нами методики проведен сравнительный анализ данных, полученных до и после эксперимента в экспериментальной и контрольной группах.

До проведения педагогического эксперимента участники экспериментальной и контрольной групп не владели умениями выполнения технических приемов, о чем свидетельствуют данные на начало эксперимента (табл. 1). Испытуемые экспериментальной группы успешно овладели элементарными техническими приемами игры.

Испытуемые экспериментальной группы успешно овладели элементарными техническими приемами игры. Так, прирост в выполнении ударов на точность в ворота с 10 м к концу эксперимента составил в контрольной группе 0,5 раза (при 1 = 1,175 и Р > 0,05), в экспериментальной -3,1 раза (при 1 = 5,921 и Р < 0,001). Выполнение жонглирования в контрольной группе улучшилось на 0,5 раза (при 1 = 1,539 и Р > 0,05), в экспериментальной - на 4,8 раза (при 1 = 6,667 и Р < 0,001). Выполнение ведения мяча змейкой 15 м на скорость в контрольной группе улучши-

лось на 0,8 с (при 1 = 1,603 и Р > 0,05), в экспериментальной - на 3,3 с (при 1 = 6,406 и Р < 0,001). Выполнение удара мяча на дальность - в контрольной группе результат улучшился на 1,5 м (при 1 = 1,494 и Р > 0,05), в экспериментальной -на 5,6 м (при 1 = 3,863 и Р < 0,001). В нормативе «бросок мяча на дальность двумя руками из-за головы» - в контрольной группе результат улучшился на 0,8 м (при 1 = 1,676 и Р > 0,05), в экспериментальной - на 2,7 м (при 1 = 3,970 и Р < 0,001). В выполнении ударов мячом в стену с расстояния

2м за 30 с - в контрольной группе результат улучшился на 1,5 раза (при 1 = 1,455 и Р > 0,05), в экспериментальной - на 4,2 раза (при 1 = 4,311 и Р < 0,001). Все вышеперечисленные изменения являются достоверными.

Наибольший прирост показателей технической подготовленности школьников экспериментальной группы достигнут в тестах «удары на точность» и «жонглирование», что свидетельствует об улучшении их координационных способностей и точности движений.

Таблица 1

Изменения показателей выполнения технических приемов игры в футбол в ходе педагогического эксперимента

в экспериментальной и контрольной группах

№ Технические приемы Группы Этапы эксперимента t P

начало конец

M ±m M ±m

1 Удары мячом в стену с расстояния 2 м за 30 с (кол. раз) Контр. 13,0 ±0,75 14,5 ±0,71 1,45 >0,05

Эксп. 12,8 ±0,72 17,0 ±0,65 4,31 <0,001

2 Удары на точность с 10 м (кол. попаданий) Контр. 1,9 ±0,35 2,4 ±0,25 1,17 >0,05

Эксп. 1,8 ±0,37 4,9 ±0,38 5,92 <0,001

3 Жонглирование (кол. раз) Контр. 2,7 ±0,22 3,2 ±0,24 1,54 >0,05

Эксп. 2,8 ±0,37 7,6 ±0,62 6,67 <0,001

4 Ведение мяча змейкой 15 м (с) Контр. 8,5 ±0,42 7,7 ±0,22 1,60 >0,05

Эксп. 8,4 ±0,50 5,1 ±0,13 6,41 <0,001

5 Удары на дальность (м) Контр. 18,0 ±0,70 19,5 ±0,74 1,49 >0,05

Эксп. 17,5 ±0,82 23,1 ±1,21 3,86 <0,001

6 Бросок мяча 2-мя руками из-за головы (м) Контр. 10,3 ±0,37 11,1 ±0,35 1,68 >0,05

Опыт. 10,1 ±0,40 12,8 ±0,54 3,97 <0,001

Экспериментальная методика с использованием средств футбола оказалась достаточно эффективной в отношении достоверного улучшения результатов выполнения технических приемов игры в футбол. В среднем результаты улучшились на 79 %.

Литература

1. Антонюк С. Д., Астахов Д. Н., Князев М. В. Реализация игровых методик с детьми-инвалидами при индивидуальной и малогрупповой форме организации оздоровительно-коррекционных занятий // Культура физическая и здоровье. Воронеж, 2010. № 3 (28). С. 73-79.

2. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. Руководство для врачей. М., 1995.

3. Футбол. Поурочная программа для учебнотренировочных групп 1-го и 2-го годов обучения ДЮСШ и СДЮШОР. М., 2003.

* * *

USE OF MEANS OF FOOTBALL

IN IMPROVING AND CORRECTIONAL WORK WITH CHILDREN WITH INTELLECTUAL BACKWARDNESS IN STRUCTURE OF SPECIAL (CORRECTIONAL) INSTITUTIONS OF VIII TYPE

S. D. Antonyuk, A. A. Ryazanov, A. M. Shpichko

Now the number of children of school age with intellectual backwardness essentially increased and such tendency remains. Actual there is a search and use of means of improving and correctional work with this category of children. Use of game techniques, in particular football can become one of such forms.

Key words: children with intellectual backwardness, improving and correctional occupations, special (correctional) educational institutions, means of football.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.