Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронные курсы / электронное обучение / LMS Moodle / черчение / математика / тесты / промежуточная аттестация / e-courses / e-learning / LMS moodle / drawing / mathematics / tests / intermediate certifi cation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксенова Олеся Юрьевна, Николаева Евгения Александровна, Николаев Юрий Алексеевич

Авторами представлены результаты исследования, которые показывают целесообразность разработки и использования электронных курсов в образовательном процессе технического вуза при изучении дисциплин «Математика» и «Инженерная графика». В качестве базового вуза и источника статистических данных были рассмотрены образовательный процесс и промежуточная аттестация обучающихся строительного института Кузбасского государственного технического университета имени Т. Ф. Горбачева. Исследование основано на методах сбора статистических данных и их анализе. Обосновано, что разработанные и внедренные в образовательный процесс электронные курсы способствовали повышению усвоения программы вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аксенова Олеся Юрьевна, Николаева Евгения Александровна, Николаев Юрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING E-LEARNING TOOLS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A TECHNICAL UNIVERSITY

The authors presented the results of the study, which show the feasibility of developing and using electronic courses in the educational process of a technical university in the study of the disciplines “Mathematics” and “Engineering Graphics”. As a basic university and a source of statistical data, the educational process and intermediate certifi cation of students of the construction Institute of the T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University were considered. The research is based on statistical data collection and analysis methods. It is proved that the electronic courses developed and implemented in the educational process contributed to the improvement of the assimilation of the university program.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА»

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION

УДК /UDC 377.1

DO110/54509/22203036_2024_1_46 EDN AJHXXA

Аксенова Олеся Юрьевна

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры строительных конструкций, водоснабжения и водоотведения, ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева», г. Кемерово

Николаева Евгения Александровна

кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой математики, ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева», г. Кемерово

Николаев Юрий Алексеевич

аспирант, ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева», г. Кемерово

Aksenova Olesja Ju.

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Docent of the Departments of Building Structures, Water Supply and Sanitation, T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, Kemerovo

Nikolaeva Evgenija A.

Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Head of Department of Mathematics, T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, Kemerovo

Nikolaev Yuri A.

Graduate Student, T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, Kemerovo

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

USING E-LEARNING TOOLS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A TECHNICAL UNIVERSITY

Аннотация. Авторами представлены результаты исследования, которые показывают целесообразность разработки и использования электронных курсов в образовательном процессе технического вуза при изучении дисциплин «Математика» и «Инженерная графика». В качестве базового вуза и источника статисти-

ческих данных были рассмотрены образовательный процесс и промежуточная аттестация обучающихся строительного института Кузбасского государственного технического университета имени Т. Ф. Горбачева.

Исследование основано на методах сбора статистических данных и их анализе. Обосновано, что раз-

работанные и внедренные в образовательный процесс электронные курсы способствовали повышению усвоения программы вуза.

Abstract. The authors presented the results of the study, which show the feasibility of developing and using electronic courses in the educational process of a technical university in the study of the disciplines "Mathematics" and "Engineering Graphics". As a basic university and a source of statistical data, the educational process and intermediate certification of students of the construction Institute of the T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University were considered.

The research is based on statistical data collection and analysis methods. It is proved that the electronic courses developed and implemented in the educational process contributed to the improvement of the assimilation of the university program.

Ключевые слова: электронные курсы, электронное обучение, LMS Moodle, черчение, математика, тесты, промежуточная аттестация.

Keywords: e-courses, e-learning, LMS moodle, drawing, mathematics, tests, intermediate certification.

Введение

В настоящее время рынок труда с учетом современных стандартов и передовых технологий требует наличия высококвалифицированных инженерных специалистов. Поэтому вуз должен заложить базу необходимых знаний и обеспечить формирование компетенций в соответствии с выбранным обучающимся направлением бакалавриата или специалитета [4; 7; 8; 14; 15].

Как известно, реформа образования и смены стандартов очень сильно сказались на перераспределении аудиторных часов и часов на самостоятельную работу студента (СРС) при изучении учебных дисциплин в сторону увеличения СРС и сокращения аудиторных занятий. Чтобы обучение было успешным, абитуриент, приходя в технический вуз, должен иметь хорошую базовую подготовку, как минимум, по трем школьным дисциплинам: физике, математике, черчению. К сожалению, как показывает практика, по результатам входного контроля немалая часть от всего количества поступивших имеет слабые знания по физике и математике, а большинство абитуриентов и вовсе не изучало дисциплину «Черчение» в школе [9].

На фоне сложившейся ситуации вуз, а именно преподаватель вуза, должен построить образовательный процесс таким образом, чтобы свести к минимуму пробелы базовой подготовки абитуриента с целью обеспечения лучшего понимания и усвоения материала по учебным дисциплинам вуза как на первом курсе, так

и на последующих курсах обучения. Для решения данной проблемы в последнее время приходят средства электронного обучения. Работе с электронными курсами на различных платформах при реализации образовательных технологий большое внимание уделено в работах таких авторов, как И. Д. Белоусова, Ю. Б. Сол-датенкова, К. С. Гордеев, А. А. Жидков, Е. А. Порсева, Е. С. Туркова и др. [1-6].

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью дальнейшего развития эффективных подходов в подготовке студентов, в частности использования электронных методов обучения. Современные тенденции в образовании корректируют требования к организации учебного процесса, определяют новый подход к формированию творческого потенциала преподавателя.

Цель исследования - обоснование целесообразности разработки и использования в учебном процессе электронных курсов для повышения уровня базовой подготовки обучающихся вуза по школьным дисциплинам общепрофессионального и естественно-научного циклов, а именно - математике и черчению [10-13].

Новизна исследования представлена как разработка и использование средств электронного обучения в образовательном процессе технического вуза при изучении дисциплин «Инженерная графика» и «Математика». Сегодня на просторах интернета можно встретить массу обучающих электронных курсов, видео, методической литературы по математике и черчению для самостоятельного изучения. Самостоятельно не всегда студенту по силам освоить материал в короткие сроки. В связи с этим разработанные электронные курсы в своей структуре содержат раздел «Форум». В данном разделе студенты могут обозначить тему курса, в которой испытывают сложности в изучении и понимании учебного материала, задать вопрос преподавателю, обсудить проблемную тему. Преподаватель, в свою очередь, помогает разобраться в указанных темах посредством электронной связи или по согласованию со всеми участниками форума назначает консультацию по обозначенной теме в режиме офлайн.

Практическая значимость заключается в комплексном подходе к образовательному процессу по указанным дисциплинам с использованием электронных курсов «Черчение» и «Математика». Данные курсы позволяют студенту в домашних условиях восполнить пробелы знаний по курсу школьной математики и изучить основы предмета «Черчение», при этом посещение дополнительных занятий не является необходимостью, что значительно экономит личное время обучаю-

щегося. Наличие обратной связи в цепочке «студент -преподаватель» позволяет уделить внимание отдельным темам, с которыми студент испытывает сложности, подчеркивая индивидуальный подход к изучению дисциплины.

Методология

Для реализации данной работы были поставлены следующие задачи:

1. Анализ сформировавшихся компетенций обучающихся, пришедших на 1-й курс в технический вуз посредством входного контроля базовых знаний.

2. Организация образовательного процесса с применением электронных курсов для повышения уровня базовой подготовки по школьным дисциплинам.

На начальном этапе исследования были проведены опросы обучающихся 1-го курса по дисциплинам. Опрос обучающихся заключался в ответе на предложенные вопросы (решение задач) в рамках изучаемых в школе дисциплин и сформированных на основе их компетенций.

Были рассмотрены результаты респондентов за последние три учебных года: 2019/20, 2020/21, 2021/22 гг. В опросе приняли участие обучающиеся горного института (ГИ), строительного института (СИ), института информационных технологий, машиностроения и автотранспорта (ИИТМА), института химических и нефтегазовых технологий (ИХНТ), института энерге-

тики (ИЭ), института экономики и управления (ИЭУ). Общее количество респондентов составило более 1 500 человек. Далее в работе будут представлены результаты только обучающихся строительного института (СИ).

Строительный институт обучает студентов по семи направлениям бакалавриата и специалитета общей численностью около 250 человек (1-2-е курсы).

Опрос по математике и черчению имел разный подход, учитывая, что на сегодняшний день абитуриенты, приходящие в технический вуз, не все имеют базовую подготовку по черчению в связи с отсутствием во многих школах данной дисциплины. Поэтому опрос респондентов содержал вопрос о наличии дисциплины «Черчение» в школе или об ее отсутствии, а также в каком объеме она изучалась. Результаты опроса в процентном соотношении обучающихся представлены на рисунках 1, 2.

Анализируя представленные данные на рисунке 1, следует отметить, что количество обучающихся с базовой подготовкой по черчению значительно снижается с каждым годом. За последние три года количество человек, изучивших в школе черчение, снизилось на 13 %. Согласно опросу в 2021/22 учебном году количество человек, имеющих базовую подготовку по черчению, составило 42%. Наряду с трансформацией современной системы школьного образования снизилось и количество часов на данную дисциплину,

Рис. 1. Процентное соотношение обучающихся, которые изучали или не изучали дисциплину «Черчение» в школе

Рис. 2. Процентное соотношение обучающихся по количеству лет изучения дисциплины «Черчение» в школе

кол-во обучающихся, решивших задания, % Рис. 3. Процентное соотношение обучающихся, решивших задания

о чем говорит диаграмма процентного соотношения обучающихся по количеству лет изучения дисциплины «Черчение» в школе (рис. 2). К большому сожалению, количество студентов, которые изучали черчение в школе более двух лет, за последние три года снизилось на 2 %, а количество студентов, которые изучали черчение в школе два года, - на 5%. Таким образом, на фоне общей картины увеличения количества обучающихся с отсутствием базовой подготовки по черчению увеличилось количество обучающихся, имеющих базовую подготовку по сокращенной программе, что не отражается положительно на изучении графических дисциплин в вузе.

Опрос по математике включал семь заданий разной сложности. Первые четыре задания оценивали базовый уровень знаний, последующие три задания позволяли сделать вывод о более глубоком уровне полученных знаний по дисциплине. Результаты опроса по годам представлены на рисунке 3.

Как видно из представленных рисунков:

№ 1.1 - Задание выполнить операции с дробями (десятичными и обыкновенными) и числами с разными знаками. Решают 73 %.

№ 1.2 - Задание с логарифмами и степенями. Решают 48 %.

№ 2 — Вычисление процентов. Решают 67 %.

№ 3 — Решить систему из двух уравнений с двумя переменными. Решают 69 %.

№ 4 — Квадратное неравенство. Решают 47 %.

№ 5 — Тригонометрическое уравнение. Решают 14%.

№ 6 — Логарифмическое неравенство. Решают 3 %.

В ходе проведенных исследований было установлено, что абитуриенты, поступающие в технический вуз, с одной стороны, имеют слабую базовую подготовку по данным дисциплинам. С другой стороны, произошедшее значительное сокращение аудиторных часов и увеличение часов самостоятельной работы студента по дисциплинам вуза привели к сложностям в освоении математики и графических дисциплин на 1-м курсе

вуза. Как следствие, это отразилось на общих результатах академической успеваемости обучающихся (промежуточной аттестации ).

Для решения поставленной проблемы было экспериментально предложено обучающимся проработать вспомогательные электронные курсы по математике и черчению. Содержание данных курсов направлено на восполнение базовых знаний обучающимися, что способствует восприятию текущего материала по дисциплинам вуза. Электронные курсы предусматривают самостоятельное изучение материала и имеют контроль со стороны преподавателя. Кроме того, электронный курс по черчению может быть использован всеми обучающимися независимо от базовой подготовки по черчению в школе [6].

Электронные курсы «Черчение» и «Математика» каждый состоят из нескольких разделов. Разделы включают интерактивные лекции, разбор конкретных примеров задач и упражнений, графические задания (черчение). В курсах предусмотрена обратная связь с преподавателем, а также возможность обсуждения возникающих вопросов по темам дисциплин среди участников. Контроль освоения электронных курсов осуществляется посредством выполнения тестовых заданий. Основным преимуществом курсов является их свободный доступ с любого технического устройства с выходом в Интернет. Фрагменты электронных курсов «Черчение» и «Математика» представлены на рисунках 4, 5.

Данные курсы были введены и используются в учебном процессе уже несколько лет подряд. После проведения проверки остаточных знаний обучающиеся с низкими показателями записываются на соответствующий электронный курс. Активность освоения обучающимися электронных курсов по разным дисциплинам находится примерно на одном уровне. На рисунке 6 представлена активность обучающихся на примере работы с электронным курсом «Черчение».

Как показывает диаграмма на рисунке 6, в среднем 70% обучающихся, записанных на курс, прошли

Черчение

Здравствуйте, уважаемые обучающиеся! Рады приветствовать вас на нашем курсе!

Форум для обсуждения возникающих вопросов по курсу

три и более раздела курса из пяти. В 2020/21 уч. году активность работы составила около 60 %, в 2021/22 уч. году - 70% от общего количества обучающихся, записанных на курс. Частично проработали курс в 2020/21 уч. году 25 % и в 2021/22 уч. году - 18 % обучающихся.

В среднем около 20 % обучающихся от общего количества человек, записанных на курс, не приступили к работе с материалами курса в связи с отсутствием навыков самоорганизации или недоброкачественным отношением к учебному процессу.

Результаты

Далее была проведена оценка эффективности использования разработанных электронных курсов «Черчение» и «Математика» в учебном процессе обучающихся технического вуза по результатам промежуточной аттестации за соответствующий период по дисциплинам вуза «Инженерная графика» и «Математика». В отношении графических дисциплин акцент был сделан на анализ показателей промежуточной аттестации обучающихся, не имеющих базовой подготовки по черчению в школе. Результаты промежуточной аттестации представлены на рисунках 7, 8.

Приведенные на рисунках 7 и 8 данные по результатам успеваемости обучающихся свидетельствуют об эффективности применения в учебном процессе электронных курсов «Черчение» и «Математика». По указанным дисциплинам среди обучающихся, не использовавших соответствующий электронный курс в учебном процессе, среди отметок промежуточной аттестации доминировали «неудовлетворительно» и «удовлетворительно». В то время как у обучающихся, применивших в учебном процессе электронные курсы, заметно улучшились показатели промежуточный аттестации. К при-

Рис. 4. Фрагмент электронного курса «Черчение»

Рис. 5. Фрагмент электронного курса «Математика»

меру, в 2021/22 учебном году 2 % обучающихся, без базовой подготовки по черчению и не изучившие электронный курс по черчению, сдали дисциплину «Инженерная графика» на отметку «отлично», 13 % - «хорошо», 40 % -«удовлетворительно», 45 % - «неудовлетворительно» от общего количества. Количество обучающихся, без базовой подготовки по черчению и изучивших элек-

Рис. 6. Активность обучающихся на курсе, %

Рис. 7. Результаты промежуточной аттестации обучающихся с использованием/неиспользованием электронного курса «Черчение» в учебном процессе

Рис. 8. Результаты промежуточной аттестации обучающихся с использованием/неиспользованием электронного курса «Математика» в учебном процессе

тронный курс по черчению, которые сдали дисциплину «Инженерная графика» на отметку «отлично», составило 15 % от общего числа, «хорошо» — 37 %, «удовлетворительно» — 33 %, «неудовлетворительно» — 15 %. Таким образом, следует отметить, что количество отметок «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» в среднем уменьшилось на 37 %.

Аналогичная картина прослеживается при изучении дисциплины «Математика». В 2021/22 учебном году среди обучающихся, не изучивших электронный курс по математике, 12% сдали дисциплину «Математика» на отметку «отлично», 18 % — на «хорошо», 43 % — «удовлетворительно», 27 % — «неудовлетворительно» от общего количества. Среди обучающихся, изучивших электронный курс по математике, 21 % сдал дисциплину «Математика» на отметку «отлично», 40 % — «хорошо», 23 % — «удовлетворительно», 16 % — «неудовлетворительно» от общего количества. Таким образом, количество отметок «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» в среднем уменьшилось на 31 %.

Заключение

В заключение следует отметить, что рассмотренный подход к образовательному процессу с использованием электронных курсов «Математика» и «Черчение» при изучении дисциплин «Математика» и «Инженерная графика» обучающимися технического вуза, без сомнений, имеет положительный эффект. Полученные в ходе проделанной работы данные показали, что разработанные электронные курсы необходимы для обучающихся, так как помогают восполнить отсутствие базовых знаний и в целом положительно влияют на качество обучения, что подтверждает сравнительный анализ результатов промежуточной аттестации обучающихся до внедрения данных курсов в учебный процесс и после.

Перспективой исследования является дальнейшая работа над дополнением электронных курсов интерактивными элементами и другими ресурсами, которые будут обеспечивать повышение мотивации к освоению дисциплины и обеспечат динамичный процесс активной роли всех участников.

Литература

1. Белоусова И. Д., Солдатенкова Ю. Б. Разработка учебного курса на основе Moodle [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/06/34744 (дата обращения: 24.06.2022).

2. Гордеев К. С. Возможности системы Moodle как разновидности электронного обучения [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации 2019. № 6. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/06/89541 (дата обращения: 24.06.2022).

3. Порсева Е. А. Положительные и отрицательные стороны получения дистанционного образования [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 5. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/05/89328 (дата обращения: 20.06.2022).

4. Туркова Е. С., Карманова Е. В. Особенности организации самостоятельной работы в системе дистанционного обучения // Современная педагогика. 2016. № 12. С. 93-97.

5. Штерензон В. А., Штерензон В. А. Психологические особенности студентов дистанционного обучения [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 2. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/02/31330 (дата обращения: 20.06.2022).

6. Аксенова О. Ю., Овсянникова Е. А. Применение электронного курса «черчение» при организации учебного процесса обучающихся технических специальностей, не имеющих базовой подготовки по черчению // Открытое и дистанционное образование. 2022. № 1 (81). С. 36-41.

7. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/affd38 8ac5d286d2ddbd5a1 fc91 c0d9b0bc06984/ (дата обращения: 20.02.2023).

8. Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий : приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.03.2020 № 103 [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202003200020 (дата обращения: 20.04.2023).

9. Садовничий В. А. Организацию обучения в вузах нужно пересмотреть с учетом цифровизации [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/13193847 (дата обращения: 25.02.2023).

10. Сафонцева Н. Ю., Ольшанский В. В. Опыт реализации дистанционного обучения и оценка его качества на основе анализа успеваемости обучающихся // Открытое и дистанционное образование. 2022. № 2 (82). С. 27-36.

11. Везиров Т. Г Электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий в подготовке магистров педагогического образования // Ученые записки ИСГЗ. 2018. Т. 16. № 1. С. 134-138.

12. Гасанова З. А. Стратегия внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в учреждении высшего образования // Ученые записки ИСГЗ. 2018. Т. 16. № 1. С. 152-157.

13. Баева Л. В. Проблемы и перспективы развития открытого дистанционного образования в условиях электронной культуры // Информационное общество. 2017. № 3. С. 48-59.

14. Джанкезов Р. Х., Джанкезова С. Б. Нормативные правовые документы, регламентирующие использование электрон-

ного обучения, дистанционных образовательных технологий в высшем образовании // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 5-2. С. 287-291.

15. Евплова Е. В. Реализация образовательных программ высшего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 1. С. 28-43.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Belousova I. D., Soldatenkova Ju. B. Razrabotka uchebnogo kursa na osnove Moodle [Development of a training course based on Moodle]. Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii, 2014, no. 6. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/06/34744 (accessed 24.06.2022). (In Russian).

2. Gordeev K. S. Vozmozhnosti sistemy Moodle kak raznovid-nosti jelektronnogo obuchenija [Features of the Moodle system as a type of e-learning]. Sovremennye nauchnye issledo-vanija i innovacii, 2019, no. 6. URL: https://web.snauka.ru/ issues/2019/06/89541 (accessed 24.06.2022). (In Russian).

3. Porseva E. A. Polozhitel'nye i otricatel'nye storony poluchenija distancionnogo obrazovanija [Positive and negative aspects of distance education]. Sovremennye nauchnye issledo-vanija i innovacii, 2019, no. 5. URL: https://web.snauka.ru/ issues/2019/05/89328 (accessed 20.06.2022). (In Russian).

4. Turkova E. S., Karmanova E. V. Osobennosti organizacii samostojatel'noj raboty v sisteme distancionnogo obuchenija [Features of the organization of independent work in the distance learning system]. Sovremennaja pedagogika, 2016, no. 12, pp. 93-97. (In Russian).

5. Shterenzon V. A., Shterenzon V. A. Psihologicheskie osobennosti studentov distancionnogo obuchenija [Psychological features of distance learning students]. Sovremennye nauchnye issle-dovanija i innovacii, 2014, no. 2. URL: https://web.snauka.ru/ issues/2014/02/31330 (accessed 20.06.2022). (In Russian).

6. Aksenova O. Ju., Ovsjannikova E. A. Primenenie jelektronnogo kursa "cherchenie" pri organizacii uchebnogo processa obu-chajushhihsja tehnicheskih special'nostej, ne imejushhih bazovoj podgotovki po chercheniju [Application of the electronic course "drawing" in the organization of the educational process of students of technical specialties who do not have basic training in drawing]. Otkrytoe i distancionnoe obrazovanie, 2022, no. 1 (81), pp. 36-41. (In Russian).

7. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Feder. zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ [On Education in the Russian Federation: Federal'nyj Law no. 273-FZ of 29.12.2012]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/affd388ac5d286d2ddbd5a1f c91c0d9b0bc06984/ (accessed 20.02.2023). (In Russian).

8. Ob utverzhdenii vremennogo porjadka soprovozhdenija realizacii obrazovatel'nyh programm nachal'nogo obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovanija, obrazovatel'nyh programm srednego professional'nogo obrazovanija i dopolnitel'nyh obshheobrazovatel'nyh programm s primeneniem jelektronnogo obuchenija i distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij. Prikaz Ministerstva prosveshhenija Rossijskoj Federacii ot 17.03.2020 N 103. [On approval of the temporary procedure for supporting the implementation of educational programs of primary general, basic general, secondary general education, educational programs of secondary vocational education and additional general education programs using e-learning and distance learning technologies: Order of the Ministry of Education of the Russian Federation no. 103 dated 17.03.2020]. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202003200020 (accessed 20.04.2023). (In Russian).

9. Sadovnichij V. A. Organizaciju obuchenija v vuzah nuzhno peres-motret' s uchetom cifrovizacii [The organization of education in universities should be reviewed taking into account digitali-zation]. URL: https://tass.ru/obschestvo/13193847 (accessed 25.02.2023). (In Russian).

10. Safonceva N. Ju., Ol'shanskij V. V. Opyt realizacii distancionnogo obuchenija i ocenka ego kachestva na osnove analiza uspevae-mosti obuchajushhihsja [Experience in the implementation of distance learning and assessment of its quality based on the analysis of students' academic performance]. Otkrytoe i distan-cionnoe obrazovanie, 2022, no. 2 (82), pp. 27-36. (In Russian).

11. Vezirov T. G. Jelektronnoe obuchenie s primeneniem distancion-nyh obrazovatel'nyh tehnologij v podgotovke magistrov peda-gogicheskogo obrazovanija [E-learning with the use of distance learning technologies in the preparation of masters of pedagogical education]. Uchenye zapiski ISGZ, 2018, vol. 16, no. 1, pp. 134-138. (In Russian).

12. Gasanova Z. A. Strategija vnedrenija jelektronnogo obuchenija i distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij v uchrezhdenii vysshego obrazovanija [Strategy for the introduction of e-learning and distance learning technologies in higher education institu-

tions]. Uchenye zapiski ISGZ, 2018, vol. 16, no. 1, pp. 152-157. (In Russian).

13. Baeva L. V. Problemy i perspektivy razvitija otkrytogo distancionnogo obrazovanija v uslovijah jelektronnoj kul'tury [Problems and prospects of development of open distance education in the conditions of electronic culture]. Informacionnoe obshhestvo, 2017, no. 3, pp. 48-59. (In Russian).

14. Dzhankezov R. H., Dzhankezova S. B. Normativnye pravovye dokumenty, reglamentirujushhie ispol'zovanie jelektronnogo obuchenija, distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij v vysshem obrazovanii [Regulatory legal documents regulating the use of e-learning, distance learning technologies in higher education]. Sovremennye naukoemkie tehnologii, 2022, no. 5-2, pp. 287-291. (In Russian).

15. Evplova E. V. Realizacija obrazovatel'nyh programm vysshego obrazovanija s primeneniem jelektronnogo obuchenija i distan-cionnyh obrazovatel'nyh tehnologij [Implementation of educational programs of higher education with the use of e-learning and distance learning technologies]. Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, 2019, no. 1, pp. 28-43. (In Russian).

УДК /UDC 378

DOI 10/54509/22203036_2024_1_54 EDN TUXSTB

Ведута Ольга Витальевна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», г. Тюмень

Заватский Михаил Дмитриевич

кандидат геолого-минералогических наук, доцент, заведующий кафедрой геологии месторождений нефти и газа, ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», г. Тюмень

Veduta Olga V.

Candidate of Pedagogy Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Industrial University of Tyumen, Tyumen

Zavatskij Mihail D.

Candidate of Geology and Mineralogy Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Oil and Gas Fields Geology, Industrial University of Tyumen, Tyumen

КУЛЬТУРА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ CULTURE OF STUDENTS' DISTANCE LEARNING

Аннотация. Данная статья посвящена изучению проблемы культуры дистанционного обучения, под которой подразумевается готовность студентов соблюдать нормы делового общения при удаленном взаимодействии. В статье выделены основные недостатки культуры дистанционного обучения, предложен перечень требований к поведению во время делового общения в цифровой среде. Приведены результаты исследования отношения студентов к предложенным правилам, которые показывают, что большинство обучающихся готовы

придерживаться данных норм поведения. Открытое обсуждение тех пунктов правил, которые вызвали недовольство студентов, позволило скорректировать требования к поведению и сделать их приемлемыми для обучающихся. Исследование показало, что привлечение студентов к созданию перечня требований к поведению при онлайн-взаимодействии дает возможность учесть точки зрения всех участников образовательного процесса, а также способствует повышению готовности обучающихся соблюдать выработанные правила.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.