Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПРАВОЧНЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПРАВОЧНЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
543
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПРАВОЧНАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВОЗМОЖНОСТИ СПРАВОЧНЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ / ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТОВ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Суетина Наталья Михайловна

Актуальность темы исследования характеризуется высоким уровнем развития информатизации в профессиональной деятельности юристов и необходимостью формирования практических навыков использования справочных правовых систем обучающихся в учебном процессе. Проблема исследования заключается в следующем: каковы основные возможности использования справочных правовых систем в образовательной деятельности юристов? Целью данной работы является исследование возможностей справочных правовых систем в образовательной деятельности обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». Основным методом исследования является системный анализ. В статье были рассмотрены функциональные возможности справочных правовых систем для формирования профессиональных навыков обучающихся в сфере юриспруденции. Использование справочных правовых систем в образовательной деятельности юристов рассматривается как современная информационная технология, направленная на решение широкого спектра профессиональных задач, в том числе развития практических навыков сбора, систематизации, обработки и интерпретации правовой информации. Сделаны выводы о том, что использование справочных правовых систем будет способствовать эффективному формированию общепрофессиональных компетенций будущих юристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF REFERENCE LEGAL SYSTEMS IN THE EDUCATIONAL ACTIVITY OF LAWYERS

The relevance of the research topic is characterized by a high level of informatization in the professional activities of lawyers and the need to develop practical skills in using reference legal systems of students in the educational process. The research problem is as follows: what are the main possibilities of using legal reference systems in the educational activities of lawyers? The purpose of the research is to study the possibilities of reference legal systems in the educational activities of students in the direction of training “Jurisprudence”. The main research method is system analysis. The article considers the functionality of reference legal systems for the formation of professional skills of students in the field of Jurisprudence. The use of reference legal systems in the educational activities of lawyers is considered as a modern information technology aimed at solving a wide range of professional tasks, including the development of practical skills in collecting, systematizing, processing and interpreting legal information. It has been concluded that the use of reference legal systems will contribute to the effective formation of general professional competencies of future lawyers.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПРАВОЧНЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТОВ»

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-l-88-93 УДК 378.016:34

Суетина Н.М.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПРАВОЧНЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТОВ

Суетина Наталья Михайловна,

кандидат социологических наук, доцент, Ооцент кафедры административного и уголовного права ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия, e-mail: na-ri@bk.ru, тел.: +7 (903) 465 68 04

Аннотация

Актуальность темы исследования характеризуется высоким уровнем развития информатизации в профессиональной деятельности юристов и необходимостью формирования практических навыков использования справочных правовых систем обучающихся в учебном процессе.

Проблема исследования заключается в следующем: каковы основные возможности использования справочных правовых систем в образовательной деятельности юристов?

Целью данной работы является исследование возможностей справочных правовых систем в образовательной деятельности обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция».

Основным методом исследования является системный анализ.

В статье были рассмотрены функциональные возможности справочных правовых систем для формирования профессиональных навыков обучающихся в сфере юриспруденции. Использование справочных правовых систем в образовательной деятельности юристов рассматривается как современная информационная технология, направленная на решение широкого спектра профессиональных задач, в том числе развития практических навыков сбора, систематизации, обработки и интерпретации правовой информации.

Сделаны выводы о том, что использование справочных правовых систем будет способствовать эффективному формированию общепрофессиональных компетенций будущих юристов.

Ключевые слова: справочная правовая система, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, возможности справочных правовых систем, правовая информация, профессиональная юридическая деятельность, типы профессиональной деятельности юристов

Для цитирования: Суетина H.Mt Использование справочных правовых систем в образовательной деятельности юристов Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022. Том 14, № 1. С. 88-93. Imps: doi. org/10.47370/2078-1024-2022-14-1-88-93

Suetina N.M.

THE USE OF REFERENCE

LEGAL SYSTEMS IN THE EDUCATIONAL

ACTIVITY OF LAWYERS

Suetina Natalya Mikhailovna,

Candidate of Sociology, an associate 'professor, an associate 'professor of the Department of Administrative and. Criminal Law, FSBEI HE «Maykop State Technological University», Maykop, Russia, e-mail: na-ri@bk.ru, tel.: +7 (903) 465 68 04

Annotation

The relevance of the research topic is characterized by a high level of informatization in the professional activities of lawyers and the need to develop practical skills in using reference legal systems of students in the educational process.

The research problem is as follows: what are the main possibilities of using legal reference systems in the educational activities of lawyers?

The purpose of the research is to study the possibilities of reference legal systems in the educational activities of students in the direction of training "Jurisprudence".

The main research method is system analysis.

The article considers the functionality of reference legal systems for the formation of professional skills of students in the field of Jurisprudence. The use of reference legal systems in the educational activities of lawyers is considered as a modern information technology aimed at solving a wide range of professional tasks, including the development of practical skills in collecting, systematizing, processing and interpreting legal information.

It has been concluded that the use of reference legal systems will contribute to the effective formation of general professional competencies of future lawyers.

Keywords: reference legal system, e-learning, distance learning technologies, possibilities of reference legal systems, legal information, professional legal activity, types of professional activity of lawyers

For citation: Suetina NiMi The use of reference legal systems in the educational activity of lawyers Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologiceskogo universiteta. 2022. Volume 14, No. 1. P. 88-93. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-l-88-93

В настоящее время внедрение информационных технологий происходит во все сферы деятельности человека. Не является исключением и использование справочных правовых систем в деятельности юристов. Без этого невозможно их профессиональное развитие. В связи с чем, особое значение в образовательном процессе при изучении правовых дисциплин обучающимися принадлежит формированию правовых знаний посредством указанных систем.

Под справочной правовой системой понимается автоматизированный банк данных правовой информации, который устанавливается на ЭВМ и способен с помощью специального программного комплекса выполнять различные поисковые функции (поиск актов по названию документа, дате принятия, виду нормативного акта и т.д.) [5].

Отметим, что в соответствии с приказом Министерства науки и высшего

образования РФ от 13 августа 2020 г. № 1011 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»», при реализации программы бакалавриата организация вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии» [2].

Подчеркнем, что справочные правовые системы могут быть использованы преподавателями правовых дисциплин как в качестве электронного обучения, так и в случае применения дистанционных образовательных технологий.

Юридическая трактовка таких понятий, как «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» представлены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Представим их ниже.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [1].

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [1].

Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных

технологий при реализации образовательных программ утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 [3].

Производители справочных правовых систем (далее - СПС) используют самые разные их наименования. Например, СПС может называться: информационно-правовой системой; справочной правовой системой; профессиональной справочной системой; информационно-поисковой системой [5]. В настоящее время широкое распространение получили такие СПС, как «Гарант», «Консультант плюс», «Кодекс» и др.

Общими характеристиками данных справочных правовых систем является то, что они включают в себя огромный массив нормативно-правовой информации: федеральное и региональное законодательство; международные соглашения; судебную практику; формы различных договоров, исковых заявлений и иных правовых документов; энциклопедии решений; материалы профессиональных изданий; комментарии к правовым нормативным актам; консультации ведущих специалистов и т.п.

Освоение справочных правовых систем способствует подготовке обучающихся по направлению «Юриспруденция» к решению задач профессиональной деятельности таких типов, как нормотворческая; правоприменительная; правоохранительная; экспертно-консуль-тационная, а также к решению профессиональных задач в сферах разработки и реализации правовых норм; обеспечения законности и правопорядка; оказания правовой помощи физическим и юридическим лицам [2].

Обратим внимание на то, что с 18 сентября 2020 года вступил в силу новый ФГОС ВО - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, который утвержден Приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 13 августа 2020 г.

\SSH201S-mh \ZESTNIK MAJKOPSKOGO 6051ЮАР5"П/ЕММ060 ТЕНМОЮ^СЕБКОбО иШЕРБИЕТА 2022.14/1

№ 1011 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция» [2]. Согласно указанному документу устанавливается такая общепрофессиональная компетенция выпускника в категории «Информационные технологии», как ОПК-8: способен целенаправленно и эффективно получать юридически значимую информацию из различных источников, включая правовые базы данных, решать задачи профессиональной деятельности с применением информационных технологий и с учетом требований информационной безопасности [2].

Таким образом, в настоящее время в сфере юридического образования актуализируется проблема использования информационных технологий, в том числе и СПС. Согласимся с деканом юридического факультета МГУ А.К. Голиченко-вым, который отмечает, что в условиях интенсификации информационных процессов, в том числе и в юридической деятельности: «Будущее - за юристами нового типа» [4]. А.К. Голиченков говорит: «Способность оперировать огромной базой правовой информации отличает юриста нового типа. Юрист, владеющий информационными технологиями, и юрист, не владеющий ими, - это два разных специалиста. СПС необходимы во всех сферах юридической деятельности: науке, преподавании, правотворчестве и правоприменении» [4].

По сравнению с другими источниками получения правовой информации в образовательной деятельности справочно-правовые системы обладают значительными преимуществами и возможностями.

Во-первых, для преподавателей СПС расширяют возможности актуализации информации с учетом изменяющегося законодательства для проведения лекций, семинаров, организации

самостоятельной работы обучающихся, а также при подготовке научных работ.

Во-вторых, для обучающихся СПС - это великолепный инструмент получения профессиональных знаний и умений, который способен повысить интерес студентов к образовательному процессу.

Наиболее значимой функцией СПС является то, что есть возможность быстрого поиска и оценки необходимой нормативной правовой информации, а также моментального ее использования в профессиональной деятельности.

Рассмотрим основные возможности СПС в образовательной деятельности юристов. Как отмечалось ранее, это быстрый поиск информации. В СПС он осуществляется: по тематическим классификаторам; по ключевым понятиям; по текстам документов.

Следующая возможность - это наличие текущей редакции правового документа. Именно она представляет наибольший интерес для лиц, работающих с правовым нормативным материалом. Современные динамические изменения в законодательстве создают определенные затруднения в использовании нормативной правовой информации даже для специалистов.

Обратим внимание на такую возможность СПС, как сравнение редакций нормативного документа. Она позволяет пользователю СПС рассмотреть хронологическое изменение любой правовой нормы.

Актуальное и оперативное предупреждение пользователя СПС о внесенных изменениях, дополнениях в текст нормативного правового документа -еще одна возможность СПС для образовательной деятельности юристов.

Взаимосвязь между документами -следующая возможность СПС. Как отмечает С.С. Хачатурова: «Главная особенность работы с нормативной правовой информацией состоит в необходимости учета существующей взаимосвязи между

документами и отслеживания их изменений. Наиболее удачное решение этих задач - использование переходов из текста одного документа в другой по системе перекрестных ссылок (гипертекст)» [6].

Конструкторы договоров и исковых заявлений представляют возможность пользователям СПС составлять данные документы с учетом конкретных правовых задач.

Таким образом, использование справочных правовых систем в образовательной деятельности юристов открывает новые возможности для участников учебного

процесса - как преподавателей, так и обучающихся. Использование данных систем позволяет эффективно формировать общие профессиональные компетенции будущих юристов. При использовании данных систем у обучающихся формируются практические навыки и умения при решении различного рода правовых задач. Обучающиеся смогут осуществлять сбор необходимой информации, ее систематизацию и обработку. В конечном счете, обучающиеся смогут использовать полученную информацию в профессиональной юридической деятельности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://study.garant.rU/#/document/70291362/paragraph/261/ doclist/795/sho\\cntrics/0/highlight/3.iCKTpoHHOC обучение, дистанционные образовательные тсхнологии:() (дата обращения: 15.01.2022).

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция [Электронный ресурс]: Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 13 августа 2020г. № 1011. URL: http://study.garant.rU/#/document/74607104/paragraph/17:0 (дата обращения: 15.01.2022).

3. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816. - URL:http://study.garant.ru/#/ document/71770012/paragraph/l/doclist/795/showentries/0/highlight/3neKTpoHHoe обучение, дистанционные образовательные тсхнологии:() (дата обращения: 15.01.2022).

4. Голиченков А.К. Будущее - за юристами нового типа [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/editions/grani/10492/10494/ (дата обращения: 15.01.2022).

5. Коренюк А.Л. Некоторые аспекты (вопросы) использования справочных правовых систем в научной и образовательной деятельности юристов [Электронный ресурс] // Вестник российской правовой академии. 2020. №2. С. 87-91. URL: htps://clibrary.ru/itcm.asp',id=44148476 (дата обращения: 15.01.2022).

6. Хачатурова С.С. Необходимость использования в учебном процессе компьютерных справочных правовых систем [Электронный ресурс] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12, ч. 2. С. 318-320. URL: https://applied-research.ru/ ru/articlc/vic\\ ',id=7914 (дата обращения: 15.01.2022).

7. Carr S. A University moves to require Distance Courses // The Chronicle of Higher Education. 2000. № 8. P. A48.

8. Goyal M. How lawyers can leverage powerful tools that don't require coding knowledge [Электронный ресурс] // Canadian Lawyer. 30 Jan 2022. URL: https://www.canadianlawyermag. com/news/opinion/how-lawyers-can-leverage-powerful-tools-that-dont-require-coding-knowledge/363551 (дата обращения: 01.02.2022).

REFERENCES:

1. On the education in the Russian Federation: The Federal law of December 29,2012 No. 273-FL [Electronic resource]. URL: http://study.garant.rU/#/document/70291362/paragraph/261/doclist/795/ showentries/O/highlight/E-learning, distance learning technologies:0 (date of access: 15/01/2022).

2. On the approval of the Federal state educational standard of higher education - Bachelor's degree in the field of 40.03.01 Jurisprudence [Electronic resource]: The Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation of August 13, 2020. No. 1011. URL: http:// study.garant.ru/#/document/74607104/paragraph/17:0 (date of access: 15/01/2022).

3. On the approval of the Procedure for the use of e-learning, distance learning technologies in the implementation of educational programs by organizations engaged in educational activities, [Electronic resource]: The Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of August 23, 2017. No. 816. URL: http://study.garant.rU/#/document/71770012/paragraph/l/doclist/795/ showentries/0/highlight/ E-learning, distance learning technologies: 0 (date of access: 15.01. 2022).

4. Golichenkov A.K. The future belongs to lawyers of a new type [Electronic resource]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/editions/grani/10492/10494/ (date of access: 15/01/2022).

5. Korenyuk A.L. Some aspects (issues) of using reference legal systems in the scientific and educational activities of lawyers [Electronic resource] // Bulletin of the Russian Legal Academy. 2020. No. 2. P. 87-91. URL: htps://elibrary.ru/item.asp?id=44148476 (date of access: 15/01/2022).

6. Khachaturova S.S. The need to use computer reference legal systems in the educational process [Electronic resource] // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2015. No. 12, part 2. S. 318-320. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7914 (date of access: 01/15/2022).

7. Carr S. A University moves to require Distance Courses // The Chronicle of Higher Education. 2000. No. 8. P. A48.

8. Goyal M. How lawyers can leverage powerful tools that don't require coding knowledge [Electronic resource] // Canadian Lawyer. 30 Jan 2022. URL: https://www.canadianlawyermag. com/news/opinion/how-lawyers-can-leverage-powerful-tools-that-dont-require-coding-knowledge/363551 (accessed 01/02/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.