Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ И ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО И КИТАЙСКИХ ЯЗЫКОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ И ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО И КИТАЙСКИХ ЯЗЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современные технологии / изучение языков / русский язык / китайский язык / искусственный интеллект / виртуальная реальность / дополненная реальность / мобильные приложения / modern technologies / language learning / Russian language / Chinese language / artificial intelligence / virtual reality / augmented reality / mobile applications

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжан Кэ

В статье рассматривается влияние современных технологий на методики преподавания и изучения русского и китайских языков. Основное внимание уделено четырем ключевым аспектам: цифровым образовательным ресурсам, использованию искусственного интеллекта, применению виртуальной и дополненной реальности, а также мобильным приложениям. Анализируется, как данные технологии способствуют персонализации обучения, улучшению доступности и интерактивности образовательных процессов, а также обогащению языкового и культурного погружения. Статья подчеркивает, что интеграция современных технологий в языковое образование не только улучшает качество обучения и делает его более доступным, но и способствует глубокому пониманию культурных особенностей языков. Рассматриваются примеры конкретных технологий и платформ, которые уже успешно используются для изучения языков, и делается вывод о потенциале технологических инноваций в дальнейшем развитии языкового образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING MODERN TECHNOLOGIES IN TEACHING AND LEARNING RUSSIAN AND CHINESE LANGUAGES

The article examines the impact of modern technologies on the methods of teaching and learning Russian and Chinese languages. The main focus is on four key aspects: digital educational resources, the use of artificial intelligence, the use of virtual and augmented reality, and mobile applications. It analyzes how these technologies contribute to the personalization of learning, improving the accessibility and interactivity of educational processes, as well as enriching linguistic and cultural immersion. The article emphasizes that the integration of modern technologies into language education not only improves the quality of learning and makes it more accessible, but also contributes to a deep understanding of the cultural characteristics of languages. Examples of specific technologies and platforms that are already successfully used for language learning are considered, and a conclusion is made about the potential of technological innovations in the further development of language education.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ И ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО И КИТАЙСКИХ ЯЗЫКОВ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ И ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО И КИТАЙСКИХ ЯЗЫКОВ

Чжан Кэ, студент

Иркутский государственный университет (Россия, г. Иркутск)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-4-225-229

Аннотация. В статье рассматривается влияние современных технологий на методики преподавания и изучения русского и китайских языков. Основное внимание уделено четырем ключевым аспектам: цифровым образовательным ресурсам, использованию искусственного интеллекта, применению виртуальной и дополненной реальности, а также мобильным приложениям. Анализируется, как данные технологии способствуют персо-нализации обучения, улучшению доступности и интерактивности образовательных процессов, а также обогащению языкового и культурного погружения.

Статья подчеркивает, что интеграция современных технологий в языковое образование не только улучшает качество обучения и делает его более доступным, но и способствует глубокому пониманию культурных особенностей языков. Рассматриваются примеры конкретных технологий и платформ, которые уже успешно используются для изучения языков, и делается вывод о потенциале технологических инноваций в дальнейшем развитии языкового образования.

Ключевые слова: современные технологии, изучение языков, русский язык, китайский язык, искусственный интеллект, виртуальная реальность, дополненная реальность, мобильные приложения.

В современном мире, где технологии развиваются с невероятной скоростью, важно отметить, что их влияние простирается далеко за пределы привычных нам областей. Одним из таких направлений, где технологический прогресс оказывает заметное воздействие, является образование, в частности, изучение и преподавание языков. Исходя из этого, русский и китайские языки не являются исключением. В контексте глобализации и увеличения межкультурного общения, освоение данные языков становится не просто академическим интересом, а необходимостью для многих людей по всему миру.

Таким образом, настоящее исследование направлено на анализ и оценку того, как современные технологии могут способствовать изучению русского и китайских языков. Целью данной работы является исследование различных технологических инструментов, которые могут использоваться для обучения, а также оценка их эффективности и доступности для студентов различных возрастных групп и социальных слоев. Следует особо подчерк-

нуть, что такой подход позволяет не только улучшить процесс изучения языка, но и углубить понимание культурных особенностей, что является неотъемлемой частью языкового образования.

Цифровые образовательные ресурсы охватывают широкий спектр технологий, включая онлайн-курсы, мобильные приложения, интерактивные учебники и платформы для обучения языкам. Они предоставляют уникальные возможности для изучения русского и китайских языков, существенно расширяя границы традиционного образования. Основными преимуществами этих ресурсов являются их доступность, масштабируемость и адаптивность, что делает их идеальным средством для современного образовательного процесса [1, с. 41].

Онлайн-курсы и платформы являются одним из наиболее мощных инструментов в арсенале цифровых образовательных ресурсов. Платформы, такие как Coursera, Udemy, и специализированные ресурсы для изучения языков, например, iTalki и Lingodeer, предлагают курсы от начально-

го до продвинутого уровня. Они используют разнообразные методики обучения, которые включают видеолекции, интерактивные задания, практические упражнения и форумы для общения с преподавателями и другими студентами.

Мобильные приложения предоставляют дополнительные удобства для изучающих язык, позволяя практиковать навыки в любом месте и в любое время. Примеры таких приложений включают Duolingo, которое предлагает игровую форму обучения, и Memrise, которое использует техники мнемоники для улучшения запоминания словарного запаса. Особенность данных приложений в том, что они могут настраиваться под индивидуальные потребности пользователя, отслеживая его прогресс и предлагая материалы для изучения в зависимости от уже достигнутого уровня владения языком.

Интерактивные учебники и образовательные игры также играют важную роль в обучении. Они делают процесс изучения более занимательным и интерактивным, что способствует лучшему усвоению материала. Например, учебники с встроенной возможностью прослушивания произношения помогают улучшить аудирование и говорение. Образовательные игры, такие как «Influent», позволяют игрокам исследовать виртуальные миры, используя целевой язык для выполнения задач и интеракций, что улучшает понимание языка в контексте его естественного использования [3, с. 312].

Таким образом данные ресурсы делают обучение языкам более личностно-ориентированным и целенаправленным. Возможность использовать различные инструменты в соответствии с индивидуальными предпочтениями и нуждами обучающихся не только способствует более быстрому и эффективному усвоению языка, но и делает образовательный процесс более увлекательным и доступным.

Искусственный интеллект (ИИ) преобразовывает подходы к изучению языков, предоставляя инновационные инструменты для персонализации и улучшения учебного процесса. В контексте изучения русского и китайских языков, ИИ не только

адаптирует материалы под нужды учащихся, но и обеспечивает поддержку в освоении языковых навыков на каждом этапе обучения. Данные технологии делают возможным индивидуальный подход к обучению, учитывая уровень владения языком, интересы и скорость обучения каждого студента [6, с. 59].

Искусственный интеллект также используется для создания виртуальных помощников и чат-ботов, которые могут вести беседы на изучаемом языке. Данные системы, такие как Duolingo Bots или Mondly, предлагают реалистичные диалоги, в которых студенты могут практиковать разговорные навыки, получать мгновенную обратную связь и улучшать своё произношение и грамматические навыки. Чат-боты особенно полезны для практики продуктивных навыков, таких как говорение и письмо, в условиях, приближенных к естественным лингвистическим обстанов-кам.

ИИ способен отслеживать прогресс в изучении языка, анализируя ошибки, частоту упражнений и уровень вовлеченности студентов. Таким образом данные помогают учителям и студентам видеть, какие аспекты языка были успешно усвоены, а над чем еще предстоит поработать. Платформы, такие как Quizlet и Anki, используют алгоритмы для определения того, какие слова или грамматические конструкции нуждаются в дополнительной практике, и автоматически включают их в упражнения студентов [4, с. 99].

Виртуальная (VR) и дополненная реальность (AR) представляют собой передовые технологии, которые начинают активно внедряться в область изучения языков. Данные технологии предлагают уникальные возможности для иммерсивного обучения, позволяя студентам погружаться в виртуальные языковые среды, что значительно улучшает процесс освоения языка и культурного контекста.

Дополненная реальность уникальна тем, что она добавляет виртуальные элементы в реальный мир, обогащая традиционные методы обучения. AR-приложения могут проецировать тексты, изображения и интерактивные элементы непосредственно на

учебные материалы, например, на учебники или рабочие листы. Это позволяет студентам взаимодействовать с материалами более продуктивно, например, нажимая на напечатанные китайские символы для просмотра их перевода, произношения или использования в контексте. Такой подход делает процесс изучения более динамичным и запоминающимся [2, с. 54].

Внедрение VR и AR в изучение русского и китайских языков открывает новые горизонты для обучения, делая его более интуитивно понятным, интерактивным и эффективным. Данные технологии не только облегчают погружение в языковую и культурную среду, но и предоставляют возможности для инновационного и динамичного обучения, доступного студентам по всему миру.

Мобильные приложения играют ключевую роль в современном языковом образовании, предлагая пользователям гибкие и доступные решения для изучения русского и китайских языков. Данные приложения не только улучшают доступ к языковому обучению, но и вносят элементы игры и интерактивности, делая процесс более увлекательным и мотивирующим [7].

Мобильные приложения для изучения языков часто включают в себя различные методики обучения, такие как карточки для запоминания, интерактивные упражнения, тесты и симуляции реальных диалогов. Примеры популярных приложений, такие как Duolingo или HelloTalk, показывают, как пользователи могут изучать новую лексику и грамматику через серии коротких и занимательных упражнений, которые можно выполнять в любое время и в любом месте. Такие приложения часто используют систему наград и достижений для повышения мотивации учащихся.

Одним из наиболее значимых преимуществ мобильных приложений является их способность адаптироваться к индивидуальным потребностям пользователя. Алгоритмы, лежащие в основе этих приложений, анализируют производительность пользователей и предлагают учебный материал, соответствующий их текущему уровню знаний и скорости обучения. Это делает изучение более эффективным, по-

скольку пользователи тратят время на усвоение именно тех аспектов языка, которые требуют дополнительной практики [5, с. 226].

Мобильные приложения обеспечивают высокую степень гибкости, позволяя учащимся практиковать язык в удобное для них время и место. Это особенно важно для людей, ведущих активный образ жизни или имеющих ограниченный доступ к традиционным языковым курсам. Возможность открывать приложение в любой момент и заниматься хоть короткое время помогает поддерживать постоянную практику и улучшать языковые навыки постепенно.

Таким образом, мобильные приложения для изучения русского и китайских языков становятся незаменимыми инструментами в арсенале современных языковых обучающих технологий. Они предлагают удобство, персонализацию и доступ к широкому спектру ресурсов, делая обучение языкам более динамичным, интересным и доступным для широкой аудитории по всему миру.

На основе анализа современных технологий в преподавании и изучении русского и китайских языков можно сделать ряд важных выводов. Инновационные подходы, такие как использование цифровых образовательных ресурсов, искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности, а также мобильных приложений, значительно трансформировали традиционные методики обучения. Данные технологии не только улучшают доступность и качество языкового образования, но и открывают новые горизонты для глубокого понимания языковой и культурной среды.

Современные технологии предоставляют возможности для персонализированного обучения, что крайне важно для эффективности образовательного процесса. Использование ИИ и мобильных приложений позволяет адаптировать учебные материалы и методы под индивидуальные потребности каждого учащегося, что способствует более быстрому и глубокому усвоению языка.

Технологии VR и AR предлагают уни- можным для более широкой аудитории, кальные возможности для иммерсивного вне зависимости от их географического погружения в языковую и культурную положения или финансовых возможно-среду, что традиционно было возможно стей.

только при физическом пребывании в В заключение, современные технологии

стране изучаемого языка. Такие погруже- значительно обогатили методы преподавания обогащают обучение, делая его более ния и изучения русского и китайских язы-интерактивным и позволяя учащимся ков. Они не только делают обучение более лучше понять контекстуальное использо- доступным и персонализированным, но и вание языка и культурные аспекты. привносят элементы увлекательности и

Мобильные приложения и онлайн- интерактивности, что способствует повы-платформы значительно увеличивают до- шению мотивации и увлеченности уча-ступность образования. Они позволяют щихся. В будущем можно ожидать даль-людям из различных уголков мира изучать нейшего развития и интеграции этих тех-русский и китайские языки без необходи- нологий в образовательный процесс, что мости посещения специализированных откроет новые возможности для изучаю-учебных заведений. Доступность и гиб- щих русский и китайские языки. кость делают языковое образование воз-

Библиографический список

1. Аликберова, А.Р. Роль современных образовательных технологий в процессе обучения китайскому языку и развитии коммуникативных компетенций // Китай: история и современность: материалы XI международной научно-практической конференции. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2018. - С. 37-45.

2. Дишкант, Е.В., Ли Шуци. Применение страноведческих материалов на уроках русского языка как иностранного в китайской аудитории // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2018. - № 8. - С. 49-63.

3. Зарецкая, С.А. Инновационные технологии как один из приемов преподавания РКИ в условиях неродственной языковой среды // Изучение и преподавание русского языка в разных лингвокультурных средах: сборник статей Международной научно-практической конференции молодых ученых. - Москва: РУДН, 2019. - С. 311-316.

4. Петрова, Н.Е., Сычева, Е.С. Использование цифровых технологий при обучении русскому языку как иностранному китайской аудитории // Филологическое образование в цифровую эпоху: опыт актуализации образовательных программ: сборник тезисов Международной научно-практической конференции, Москва, 12 октября 2022 года. - Москва: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2022. - С. 98-102.

5. Петрова, Н.Е. К уточнению содержания профессионально ориентированного обучения русскому языку как иностранному // Проблемы лингвообразования в неязыковом вузе: материалы VI Республиканской научно-практической конференции, Минск, 10-11 марта 2022 г. - Минск: Белорусский государственный университет, 2022. - С. 222-227.

6. Суркова, А.Г., Туранова, Л.М. Особенности использования цифровых технологий в процессе обучения китайскому языку // Цифровизация как новая парадигма развития: вызовы, возможности и перспективы: сборник статей. - Петрозаводск: Новая наука, 2021. -С. 59-64.

7. Тянь Тянь. Интеграция инновационных ИКТ-технологий в процесс обучения иностранных студентов русскому и китайскому языкам // Казачество. - 2023. - № 72 (7).

USING MODERN TECHNOLOGIES IN TEACHING AND LEARNING RUSSIAN

AND CHINESE LANGUAGES

Zhang Ke, Student Irkutsk State University (Russia, Irkutsk)

Abstract. The article examines the impact of modern technologies on the methods of teaching and learning Russian and Chinese languages. The main focus is on four key aspects: digital educational resources, the use of artificial intelligence, the use of virtual and augmented reality, and mobile applications. It analyzes how these technologies contribute to the personalization of learning, improving the accessibility and interactivity of educational processes, as well as enriching linguistic and cultural immersion. The article emphasizes that the integration of modern technologies into language education not only improves the quality of learning and makes it more accessible, but also contributes to a deep understanding of the cultural characteristics of languages. Examples of specific technologies and platforms that are already successfully used for language learning are considered, and a conclusion is made about the potential of technological innovations in the further development of language education.

Keywords: modern technologies, language learning, Russian language, Chinese language, artificial intelligence, virtual reality, augmented reality, mobile applications.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.