Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МОДНЫХ ПОКАЗАХ НА ПРИМЕРЕ БРЕНДА «ALEXANDER MCQUEEN»'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МОДНЫХ ПОКАЗАХ НА ПРИМЕРЕ БРЕНДА «ALEXANDER MCQUEEN» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
571
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МОДНЫХ ПОКАЗАХ НА ПРИМЕРЕ БРЕНДА «ALEXANDER MCQUEEN»»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МОДНЫХ ПОКАЗАХ НА ПРИМЕРЕ БРЕНДА «ALEXANDER MCQUEEN» В. В. Вагнер, С. А. Кузнецова (научный руководитель) ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна»,

Россия, г. Санкт-Петербург

Мода повсеместно оказывает свое влияние на человека, будь это витрина магазина, рекламный щит, экран телевизора или сеть Интернет. Но при этом подиум остается главным и традиционным местом самовыражения модных дизайнеров, а также местом, где публика может воочию лицезреть творения своих кумиров [1].

В эпоху стремительного развития информационных технологий современные мастера портновского искусства не останавливаются на этапе изготовления модной коллекции. Сегодня их основная задача - привлечь внимание потенциальных покупателей и произвести фурор на публику, поэтому каждый из них старается придумать что-то новое, яркое и необычное. К разработке идеи показа новых коллекций они привлекают не только моделей и стилистов, но и организаторов модных показов, тщательно работают над проектированием подиума, декораций, освещения, музыки, порядком прохода моделей, стараются продумать все варианты показа финального платья (костюма) и найти «изюминку», которая отличит их показ от любого другого.

Целью настоящей работы является комплексное изучение применения современных технологий в постановке модных показов на примере развития и формирования модного бренда «Alexander McQueen».

Вопрос о значении модного показа затрагивается в работах многих авторов: Дж. Ваттимо, А. Рослякова, Э. Васильевой, С. Гуцол, М. Грусман, Е. Глинской, Л. Климовой, Г. Могилевской и др» [2].

Неудивительно, что в нынешний век повсеместного интернета и телевидения на презентации новых модных коллекций можно не ходить, а «смотреть все самое интересное из любого удобного места: из офиса, дома или даже в машине. Именно поэтому дизайнеры выдумывают разнообразные «уловки», чтобы привлечь зрителя» [3]. Ведь по первым живым эмоциям публики становится ясно, насколько работа автора затронула их сердца и будет ли в дальнейшем признана его коллекция одежды. При этом развитая компьютерная индустрия позволяет сделать модный показ не только ярким и зрелищным, но и завораживающим воображение даже избалованной спецэффектами аудитории. Ускоряется ритм нашей жизни, и, чтобы идти в ногу со временем, модные дома стараются внедрять самые прогрессивные идеи для создания высококачественного продукта. Совместно с инновационными технологическими компаниями они расширяют свои возможности не только в изготовлении модных коллекций, ноив способе их показа.

«Дефиле, театральное шоу, перфоманс, энвайронмент, акция, классическая демонстрация одежды, концептуальный показ - это пока не полный перечень форм показов моды, которые характеризуют новые образные явления» [4]. Организаторы дефиле известных дизайнеров готовы

тратить миллионы долларов на декорации, свет, музыку и спецэффекты. Современная сценография позволяет воплотить в жизнь практически любую, порой даже самую безумную идею автора.

За последние несколько лет на подиумных сценах разыгрывались сюжеты, достойные мировых премий в области кинематографии - это и движущиеся айсберги, и горящие машины, и несущиеся поезда, и говорящие голограммы, и если поставить все самые яркие модные показы последних лет в один ряд, то можно получить четкую картину того, как развивалась и сама мода.

Новатором в использовании цифровых технологий при постановке модных показов является Александр Маккуин.

Основными средствами раскрытия авторского замысла отдельных коллекций Маккуина являются не только цвет, материал и форма костюма, но и макияж, прическа, походка моделей, декорации подиума или сцены. Иногда это было неожиданное место или необычный формат проведения дефиле, нестандартное звуковое и световое оформление мероприятия при помощи самых современных технических средств и оборудования. «Каждая его коллекция и каждый его показ - это целый мир, философия, история, протест, призыв и эмоциональное состояние художника» [2].

Александр Маккуин создавал незабываемое шоу из любого своего показа. С помощью невербальных инструментов, визуальных средств и технологий у него получалось донести до публики самую суть презентуемой коллекции, не перегружая зрителя долгими предисловиями.

В 1999 году А. Маккуин выпустил свою коллекцию №13, которая впоследствии стала олицетворением гармонии искусства и технологий. «В самом финале показа экс-балерина Шалом Харлоу кружилась на механическом постаменте между двумя промышленными роботами одного из автозаводов Италии. Её белое многослойное трапециевидное платье из шёлкового тюля крепилось на широкие кожаные ремни с металлическими пряжками. Один из ремней удерживал платье под мышками, другой создавал прилегание по талии на спине. Пока кружилась балерина, «танцевали» и роботы. Словно рисуя по холсту, они забрызгивали белоснежное платье чёрным и жёлтым красителями. В конце этого перфоманса модель предстала перед зрителем в совершенно новом обличии: и платье, и сама девушка были полностью покрыты краской. На постановку такого шоу дизайнера вдохновил абстрактный экспрессионизм Джексона Поллока, а также одна из инсталляций немецкой художницы Ребекки Хорн» [2].

Говоря о самых проникновенных показах дизайнера, нельзя не вспомнить показ весенней коллекции «Voss» в 2001 году. Гостей мероприятия рассадили вокруг комнаты, стены которой были выполнены из зеркал Гезелла, сквозь которые гости могли видеть всё происходящее внутри безумие, оставаясь инкогнито для моделей, наполнивших площадку. Девушки демонстрировали сумасшедшие, театрализованные наряды: платья, будто поросшие мхом, шляпы с чучелами пернатых. Показ увенчался очередным перфомансом - стенки стоявшего посреди комнаты куба упали, открыв аудитории воплощение фотографии Джоэла-Питера Уиткина Sanitarium с обнаженной журналисткой Мишель Олей в центре постановки. «Идея этой коллекции, заставить людей смотреть на себя. Я хотел заставить их задуматься, действительно ли я так хорош, как выгляжу, и посадил перед зеркалом. Я

наблюдал за происходящим по монитору и был доволен - люди пытались отвернуться, прятали глаза»

[5].

Дизайнер снова удивил свою публику на показе коллекции «Вдова Каллодена» (осень-зима 2006-2007). С помощью новейших технологий британский музыкальный видео-и кинорежиссер Бейли Уолш вывел на подиум голограмму Кейт Мосс в гофрированном платье медузы в центре стеклянной пирамиды. Нет никаких сомнений, что именно такие приёмы вызывают у зрителя самые яркие эмоции.

«Коллекция «Атлантида Платона» 2010 года надолго задержалась в списке самых обсуждаемых тем, мало кто смог бы остаться к ней равнодушным. Подиум наполнили модели, перевоплощенные в разнообразных рептилий и невероятных морских обитателей. Дефиле сопровождал яркий видеоряд: на огромном экране возникали картины создания мира, бушевал шторм, извивались экзотические змеи. Александр Маккуин создал совершенно неземной, нереальный образ женщины-амфибии, которая сходит к нам то ли из виртуального мира, то ли из пучин мирового океана» [2].

В 2010 году Александр Маккуин стал первым дизайнером, запустившим прямой эфир с показа в сети Интернет. Уже со следующего года Неделя моды в Нью-Йорке начала все свои шоу транслировать в таком формате.

«Когда я начал устраивать свои шоу, я стремился показать журналистам то, что они как раз совсем не хотели видеть: голод, кровь, нищету. Смотришь на всю эту «фэшн-тусовку» в их дорогих прикидах и темных очках и понимаешь, что они никакого понятия не имеют о происходящем в мире. Их интересы ограничиваются рамками моды. Я трачу деньги на свои шоу для того, чтобы показать этим людям другую сторону жизни. Пусть они испытывают ненависть и отвращение — меня это вполне устраивает. Буду знать, что хоть какие-то чувства в них пробудил». [6]

В настоящее время модный дом «Alexander McQueen» возглавляет Сара Бертон, «правая рука» Александра на протяжении 13 -ти лет. По собственному признанию Сары, она вовсе не думает, что когда-нибудь сможет заменить великого гения, но считает своим долгом сохранить его виденье одежды. Сегодня модные показы этого бренда перестали эпатировать публику, в связи с чем гремевший ранее на весь мир Маккуин стал сливаться с другими представителями мирового модного сообщества.

Проведённый анализ даёт нам основание предполагать, что модный показ как объект дизайн-деятельности - явление уникальное. Современное модное шоу с его грандиозным оформлением и театральностью создано для того, чтобы с головой окунуть всех присутствующих в видение автора -модельера. «Именно те дизайнеры, которые способны использовать в своем арсенале сложные выразительные средства и умеют их интерпретировать в новых условиях, остаются в авангарде развития моды» [4].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Салахов, Р.Ф. Роль сценической среды в раскрытии образов коллекции костюмов/ Р.Ф. Салахов, К.П. Кузьмина - Текст: электронный// Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №2. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12739 (дата обращения: 29.03.2020).

2. Вагнер, В.В. Модные показы коллекций Александра Маккуина как средство визуализации замысла дизайнера /В.В. Вагнер II Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна. - 2019. - №1. - С.190-196.

3. Актуальность модных показов: сайт. - URL: https://365mag.ru/fashion/aktualnost_modnych_pokazov (дата обращения 01.04.2020). - Текст: электронный.

4. Васильева, Э. В. Модный показ как система кодов современной культуры/ Э.В. Васильева -Текст: электронный II Вестник ЧГАКИ. - 2015. - №2(42). - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/modnyy-pokaz-kak-sistema-kodov-sovremennoy-kultury/ (датаобращения: 23.01.2019).

5. Код МакКуина. 356 mag.ru: сайт. - URL: https://365mag.ru/fashion/kod-makkuina (дата обращения 04.02.2020). - Текст: электронный.

6. «Простите, люблю вас, Ли»: как смерть Александра Маккуина стала самой большой потерей для модной индустрии: сайт. - URL: http://www.sobaka.ru/nsk/fashion/heroes/80990 (дата обращения 04.04.2020). - Текст: электронный.

АДДИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДИЗАЙНЕ МОДНЫХ ИЗДЕЛИЙ. ПРИМЕНЕНИЕ РЕВЕРС-ИНЖИНИРИНГА ДЛЯ УПРОЩЕНИЯ ЗД МОДЕЛИРОВАНИЯ И ПЕЧАТИ ИЗ PLA PLASTIC ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ И АКСЕССУАРОВ М.В. Коковина, А.Г. Кузьмин (научный руководитель)

ФГБОУ ВО «Российский Государственный Университет имени А.Н. Косыгина»,

Россия, г. Москва

Актуальность темы. Дизайнерское решение относительно коллекции строится на авторской идее и подаче готового проекта. Производство тканей и фурнитуры задаёт рамки производства изделий текстильной лёгкой промышленности, направляя на создание моделей из соответствующих материалов. Чтобы расширить границы применения готовых сырьевых элементов, используются различные модификации фактуры и свойств от окрашивания и принтования, до совмещения различных материалов и изменения их структуры. ЗБ-печать позволяет спроектировать модельную конструкцию фурнитуры и элементов фирменного стиля коллекции, дополнить её авторскими аксессуарами, что позволяет не вносить в конструкцию изделия «заводские» детали, а задавать свой собственный тренд. Реверс-инжиниринг позволит понять строение элементов и облегчит процесс моделирования изделий с опорой на опытные образцы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.