СПОРТ
УДК 796.332 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-11214
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФУТБОЛЕ
И.В. Абрашина, В.А. Нуждин, М.А. Солдатова, С.В. Титовец
Предложено, как вариативно использовать современные цифровые технологии в тренировочном процессе по футболу, при анализе игровой деятельности футболистов, во взаимодействии с болельщиками и родителями в повседневной деятельности клубов и спортивных школ. Описан практический опыт, который позволяет удовлетворить растущий спрос на круглогодичное взаимодействие всех субъектов внутри футбольной организации.
Ключевые слова: футбол, цифровые технологии, онлайн-платформы, тренировочный процесс, футбольный клуб.
Абрашина Ирина Владимировна, канд. пед. наук, доц., polux [email protected], Россия, Санкт-Петербург, Пушкин, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина,
Нуждин Василий Александрович, мастер спорта России, старший преподаватель, profoto47@, yandex.ru, Россия, Санкт-Петербург, Пушкин, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина,
Солдатова Мария Александровна, канд. ист. наук, декан факультета, m. [email protected], Россия, Санкт-Петербург, Пушкин, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина,
Титовец Станислав Викторович, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Санкт-Петербург, Пушкин, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Основополагающий потенциал последних цифровых разработок побудил нас к тому, чтобы представить будущую трансформацию футбольного сообщества в цифровой эпохе. Цифровые технологии, так или иначе, будут продолжать стимулировать изменения с беспрецедентной скоростью, и здесь невозможно дать исчерпывающий план той цифровой революции, которая трансформирует футбол [5]. Вместо этого представим ряд различных, но взаимосвязанных областей и выделим их особенности, потенциальное влияние на то, как
USE OF MODERN TECHNOLOGIES IN FOOTBALL
Abrashina I.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, polux iv@ mail.ru, Russia, Saint Petersburg, Pushkin, Pushkin Leningrad State University, Nuzhdin V.A., master of sports of Russia, senior teacher, [email protected], Russia, Saint Petersburg, Pushkin, Pushkin Leningrad State University,
Soldatova M.A., candidate of historical sciences, dean of the faculty, m.soldatova@ lengu.ru, Russia, Saint Petersburg, Pushkin, Pushkin Leningrad State University, Titovets S.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, [email protected], Russia, Saint Petersburg, Pushkin, Pushkin Leningrad State University
The solutions are presented on how to variably use today's digital opportunities in the training process, analysis of the players' game activity, interaction with fans and parents in the daily activities of football clubs and sports schools. It identifies interrelated experiences that will meet the growing demand for year-round interaction within a football organization.
Key words: football, digital technologies, online platforms, training process, football club.
сегодня можно и нужно использовать технологии в футболе. Важно отме -тить, что кто будет готов к использованию цифровых технологий и имеет понимание о рисках, с которыми может столкнуться, окажется в лучшем положении, чтобы выжить, расти и побеждать, поскольку цифровая волна продолжает охватывать все больше областей в нашей жизни и это стано -вится неизбежностью в современном мире, в том числе и спортивном [2].
Совершенно ясно, что футбол - это особенная игра. Она действительно великолепна и ее привлекательность в непревзойденной универсальности. Тем не менее, в течение последних лет интерес к занятиям футболом людей во всем мире разных возрастных групп и пола значительно изменился - он существенно вырос [4]. Самый заметный аспект одной из таких эволюций является быстро растущее использование социальных медиа. Цифровое преобразование - технология, которая позволила любителям футбола и болельщикам взаимодействовать друг с другом, с организациями и учреждениями, осуществляющими спортивную подготовку, органами управления футболом на значительном удалении. Действительно, современные технологии гарантируют, что этот процесс никогда не закончится. В то же время желание самих футбольных болельщиков, чтобы их любимая команда всегда побеждала, остается неизменным, технологии в этом случае имеют отдельно взятую узкую направленность - в центре внимания клуб, который удовлетворяет их растущий спрос на круглогодичное взаимодействие с командой для их полной поддержки [10].
Решение о том, как максимально полно использовать современные цифровые возможности может быть сложным и в то же время ярким, наполненным новыми возможности для взаимодействий между любителями футбола и футбольными клубами и федерациями. Именно поэтому в настоящее время большинство клубов, спортивных школ, футбольных федераций рассматривают различные возможности взаимодействия, осо -бенно остро встал вопрос взаимодействия во время пандемии коронави-руса (covid-19) и вынужденной самоизоляции огромной части футбольного сообщества. Отказ от использования цифровых технологий не тот путь развития в современном спортивном мире. Несомненно и то, что футбольные организации будут нуждаться в совершенно новой стратегии, и не просто цифровой стратегии для включения в свою существующую модель жизнедеятельности [3].
У футбола нет иммунитета на влияние цифровых технологий, которые оказывают огромное влияние на футбольный мир и будут продолжать это делать. Высокая стоимость билетов во многом - это цифровой процесс. Продажа товаров онлайн - это особенность сегодняшней индустрии, и так происходит последние годы. Социальные медиа усиливают связь между любителями футбола и клубами, а также дают представление об использо-
вании упражнений самостоятельно. Использование современных техноло -гий не только повышает стоимость услуг, но и содействует большинству футбольных организаций и экспертов производить и распространять больше контента, а также думать о более высоком качестве информации и предлагаемого материала, чем это было несколько лет назад.
Спрос на высококачественный контент растет как снежный ком. Болельщики взаимодействует со своим любимым клубом в нескольких случаях: через различные устройства, приложения и каналы. Они покупают билеты, смотрят прямой эфир матчей, потоки видеоклипов и просматривают всевозможные новостные ленты, окружающие его люби -мый клуб. Растущие фанатские взаимодействия открывают огромный потенциал использования цифровых технологий для безопасности и в то же время в коммерческих целях. Представьте себе время, когда благодаря современным цифровым возможностям использование личных предпочтений позволяет клубу точно знать, что любит его поклонник, когда у него день рождения, его социальный статус и другие интересы.
Сбор и анализ операционных данных в футболе берут на себя большую роль в дальнейшей модели развития футбольных клубов и школ, появляется возможность ответить на ряд важнейших вопросов: «Что должен сделать футбольный клуб/школа, чтобы принять верное стратегическое решение - как стать успешным и современным в будущем?», «Какие технологии использовать для популяризации?». Технологии, очевидно, имеют центральную роль в этом процессе, но только они способствуют не решению получения результата матча, а решению задач развития футбола.
Очевидно, что футбольные клубы имеют необходимость в понимании критериев и путей развития, контуры которых могут быть представлены в соответствующей модели, принятой в клубе [6, 9]. На наш взгляд, необходимо выделить важные направления.
Прежде всего, клубы должны наметить свое будущее через страте -гические приоритеты, используя представления о своих ожиданиях, чтобы пользоваться цифровыми технологиями, имея достаточные финансовые ресурсы, которые необходимы для управления цифровым контентом.
Следующим важным условием является понимание, каким объемом данных и для какой целевой аудитории будет предназначен ресурс, будет ли он переведен на иностранные языки, простота контроля и управления им, необходимость рекламы и предоставление услуг.
Далее, анализировать, интерпретировать и эффективно развивать огромные объемы поступающих данных в клубе/школе крайне необходим аналитик/технический специалист, чтобы интегрировать свои навыки и талант в развитии стратегии клуба/школы. Ведь использовать анализ полученных данных и способность генерировать полезные идеи будет иметь первостепенное значение.
Для оперативного перехода от полученной информации к ее исполнению соответствующим функционалом необходимо наделить наиболее креативного сотрудника, лучше всего выделить организационную струк -туру в рамках клуба/школы. Необходимым условием реализации будет потребность в поддержке на руководящем уровне в организации. Несмотря на выбор конкретно выбранной структуры ясность роли каждого, знание обязанностей и принципов сотрудничества между исполнителями, все процессы должны быть определены по порядку, а также согласована организация действий [1].
В цифровую эпоху нет кнопки паузы или сферы незатронутой группы потенциальных клиентов. С помощью краудсорсинга для привле -чения нематериальных активов позволит футбольным клубам/школам генерировать новые идеи и подходы к решению самых смелых задач, а возможность «заразить» новой идеей партнеров создаст условия в стремлении к развитию всей клубной структуры.
Краудсорсинг представляет собой коллективное творчество вовлеченных в процесс людей со стороны и позволяет решать стратегические задачи через наиболее заинтересованных лиц (например, родителей, общественников, различные фонды и организации), позволяет усилить интерес к деятельности клуба и передачу опыта более успешных примеров, что, несомненно, принесет пользу клубу в целом.
Примеры замечательных преимуществ использования краудсор -синга становится все более популярным и частым в мире. Однако для того, чтобы построить достаточно прочный фундамент использования этого алгоритма в нашей стране, футбольные клубы сначала должны признать, что менталитет, на котором строится эффективный краудсорсинг, зависит и принимает его последствия. Готов ли футбол в нашей стране доверять такому способу решения оперативных задач и принять новые инструменты - большой вопрос.
В то же время, следует отметить наиболее ценные возможности из решений краудсорсинга, это те, которые являются оперативными, эконо -мически важными и самое главное своевременными.
1. Краудсорсинг дает клубам/школам мощную возможность получать больше ценных идей от их самого большого актива - страстного, энергичного поклонника, родителей, болельщиков и просто неравнодушных людей.
2. Вовлечение в решение задач крупных компаний откроет двери для бизнеса, финансов и создания решений, которые эффективны с точки зрения затрат и времени.
3. Непосредственное участие в решении текущих проблем укрепит лояльность верных поклонников, родителей и позволит сделать шаг к образованию фан-движения.
Футболу крайне важно диверсифицировать свой контент-портфель и расширять его мероприятия по вовлечению аудитории в новые каналы для общения, привлекать существующих поклонников и завоевывать новую аудиторию.
Для решения этой задачи с использованием цифровых технологий необходимо реализовать ряд следующих мер: более интенсивное использование футбольными клубами/школами и игроками социальных сетей для общения с болельщиками, родителями, прямая монетизация через социальные сети, использование электронных средств массовой информации, которые будут в основном сосредоточены на создании бренда и развитии аудитории для клубов/школ, игроков и партнеров, использовании электронного подхода к освящению дня матча (предоставление подробной информации об истории соперничества, о сопернике, наиболее интересных подоплеках матча с использованием статистики, а также использование яркого контента, связанного с матчем).
Носимые устройства и сбор данных позволяют использовать технологии и соответствующие данные для модели тренировочной и игровой деятельности как отдельного футболиста, так и команды в целом, позво -ляют начинающим футболистам и тренерам расширять возможности кон -троля за тренировочной деятельностью. Пример, использование носимых цифровых устройств таких, как цифровой самоконтроль и аналитика данных, являются неотъемлемой частью тренировочной деятельности из нашей повседневной жизни, применение носимых устройств видео из дополненной реальности значительно изменит подготовку и позволит использовать новый опыт в игре.
В последние годы в футболе наблюдается все больший рост коли -чества запускаемых цифровых платформ, чтобы поддержать клубы в том, как они организуют тренировочный процесс и принимают участие в соревнованиях различного уровня, все это уже в полной мере оказывает значительное влияние на футбол как игру.
Наиболее яркими примерами этого являются:
- программное обеспечение для анализа технико-тактических данных платформы «1п81аЪ>, которая представляет массив данных для аналитики и многократного использования (управление эффективностью в атаке или при защитных действиях, использование стандартных положений в различных игровых ситуациях, выбор и анализ эффективных действий футболистов), является одной из самых ранних цифровых разработок в мире профессионального футбола [8]. Свое применение данное программное обеспечение может найти в полупрофессиональных клубах и спортивных школах, осуществляющих спортивную подготовку по футболу без каких-либо ограничений. В настоящее время в основном только клубы, обладающие огромными ресурсами, используют и управляют данными игровой деятельности и корректируют на основании этого методы подготовки и оценки игровых действий футболистов;
- онлайн-видеоплатформы, которые обеспечили качественный скачок в управлении затратами на поиск необходимых игроков, расширили возможности доступа к любому футбольному матчу. Например, платформа «Wyscout» предоставляет возможность посещать матчи и собирать информацию, предоставляя доступ к видео платформе для 220000 игроков по всему миру, информацию используют более 400 профессиональных клубов и агентств, представляющих интересы 450 профессиональных футболистов [11]. Платформа использует простое и функциональное программное обеспечение и в режиме онлайн осуществляет поддержку и обмен информацией абсолютно на всех типах устройств (мобильном телефоне, планшете, ноутбуке, стационарном компьютере), что, в свою очередь, расширяет возможности пользования и быстротой получения нужной информации;
- умение быстро общаться - это то, что отличает лучшие футбольные клубы от остальных. Персонализированный и целенаправленный анализ - одно из новых направлений цифрового контента в футболе, представленных платформой «Hudl», эффективно объединяет видео, данные и командную коммуникацию [7]. Платформа позволяет быстро отправить персонализированный анализ с целевыми группами с помощью отфильтрованных списков воспроизведения и встроенных сообщений, адаптированных для общекомандного, группового или индивидуального общения. Важнейшей частью процесса анализа является то, как они обме -ниваются и распределяют видео и данные по всему спектру целевой аудитории, включая игроков, менеджеров и тренеров. На основе видео футболист, тренер или эксперт может оценить действия или дать краткий комментарий для суждений его действий в решении игровой задачи. Это интересное решение в развитии футбола позволяет смотреть на каждое прикосновение и каждый технический прием, выполненные футболистом, а затем проанализировать правильность его действий и сделать вывод -какое решение в этой ситуации будет лучшим. «Hudl» является чрезвы -чайно интересным решением с точки зрения собственной критики и умения правильно анализировать свои действия со стороны, в конечном счете, видео не обманет.
Технологии получения технико-тактических данных, статистической информации, видеоаналитики, результатов тренировочной нагрузки, антропометрических данных футболистов, показателей наиболее выраженных игровых качеств будут способствовать «демократизации» -открытости и прозрачности футбольного трансферного рынка с помощью более простого доступа к информации и коммуникациям, а именно:
- распространению умных устройств и повышению роли, которую играют технически грамотные специалисты, руководители клубов/школ, способствующие более широкому внедрению инструментов цифрового анализа игроков и игре команд;
- сдвигу в сознании в сторону большей прозрачности, которая принесет пользу всем заинтересованным сторонам и повысит эффективность работы футбольного трансферного рынка.
Таким образом, современные технологии развиваются поразительными темпами практически во всех сферах нашей жизни, и спорт не является исключением. Скорее всего, это было неизбежно, и в мире фут -бола технологические разработки также быстро станут обыденностью. В настоящее время в футболе некоторые из приведенных технологий занимают центральное место. Компании со всего мира придумывают все новые и новые изобретения, призванные помочь командам качественно подгото -виться к соревнованиям, улучшить режимы тренировок и, наконец, стать ключевым фактором для победы в матчах.
Список литературы
1. Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса при использовании платформ дистанционного обучения / Ф.Ш. Му-хаметзянова [и др.] // Открытое образование. 2016. Т. 20. № 3. С. 36-42.
2. Ситдиков А.М. Современные IT-технологии в спортивной индустрии // Проблемы и инновации спортивного менеджмента, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. Казань: Изд-во ПГАФКСТ, 2016. С. 242-245.
3. Фаткуллов И.Р. Организация спортивных соревнований и подго -товка спортсменов с использованием информационных технологий // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Г.Л. Драндрова, А.И. Пьянзина. Чебоксары: Изд-во ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2016. С. 449-453.
4. 2014 World Cup: what a différence 4 years makes [Электронный ресурс]. URL: https://www.thinkwithgoogle.com/articles/2014-world-cup.html (дата обращения: 08.10.2020).
5. Desbordes M., Richelieu A. Global sport marketing: contemporary issues and practice. Abdington: Routledge, 2012. 194 p.
6. FC Bayern Munich: the secret of their success [Электронный ресурс]. URL: http://scn.sap.com/community/business-trends/blog/2013/05/27/fc-bayern-munich-thesecret-of-their-success (дата обращения: 08.10.2020).
7. Hudl [Электронный ресурс]. URL: https://www.hudl.com/ (дата обращения: 08.10.2020).
8. InStat [Электронный ресурс]. URL: https://instatsport.com/ (дата обращения: 08.10.2020).
9. Overview of Real Madrid social media presences [Электронный ресурс]. URL: http://www.realmadrid.com/en/fan-clubs/official-social-networks (дата обращения: 08.10.2020).
10. Skysports. Football [Электронный ресурс]. URL: http://www. skysports.com/ football (дата обращения: 08.10.2020).
11. Wyscout [Электронный ресурс]. URL: https://wyscout.com/ (дата обращения: 08.10.2020).
References
1. Organizaciya vzaimodejstviya sub"ektov obrazovatel'nogo processa pri ispol'zo-vanii platform distancionnogo obucheniya [Organization of interaction between subjects of the educational process using distance learning platforms] / F.Sh. Mukhametzyanova [et al.] // Otkrytoe obrazovanie [Open education]. 2016. T. 20. No. 3. P. 36-42.
2. Sitdikov A.M. Sovremennye IT-tekhnologii v sportivnoj industrii [Modern IT-technologies in the sports industry] // Problems and innovations of sports management, recreation and sports and health tourism: materials of the II All-Russia. scientific-practical conf. Kazan: Publishing house PGAFKST, 2016. P. 242-245.
3. Fatkullov I.R. Organizaciya sportivnyh sorevnovanij i podgotovka sportsmenov s ispol'zovaniem informacionnyh tekhnologij [Organization of sports competitions and training of athletes using information technologies] // Actual problems of physical culture and sports: materials of the VI Intern. scientific-practical conf. / ed. G.L. Drandrova, A.I. Pyanzin. Cheboksary: Publishing house of ChGPU im. AND I. Yakovleva, 2016. P. 449-453.
4. 2014 World Cup: what a difference 4 years makes [Electronic resource]. URL: https://www.thinkwithgoogle.com/articles/2014-world-cup.html (date accessed: 10/08/2020).
5. Desbordes M., Richelieu A. Global sport marketing: contemporary issues and practice. Abdington: Routledge, 2012. 194 p.
6. FC Bayern Munich: the secret of their success [Electronic resource]. URL: http://scn. sap.com /community/business-trends/blog/2013/05/27/fc-bayern-munich-thesecret-of-their-success (date accessed 10/08/2020).
7. Hudl [Electronic resource]. URL: https://www.hudl.com/ (date accessed: 10/08/2020).
8. InStat [Electronic resource]. URL: https://instatsport.com/ (date accessed: 10/08/2020).
9. Overview of Real Madrid social media presences [Electronic resource]. URL: http: //www.realmadrid.com/en/ fan-clubs/official-social -networks (date accessed: 10/08/2020).
10. Skysports. Football [Electronic resource]. URL: http://www.skysports.com/ football (date accessed: 10/08/2020).
11. Wyscout [Electronic resource]. URL: https://wyscout.com/ (date accessed: 10/08/2020).