Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативные умения / цифровая образовательная среда / интерактивные тренажеры / мультимедийные инструменты / communication skills / digital educational environment / interactive simulators / multimedia tools

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Зубкова Яна Владимировна, Кириллова Инна Константиновна

Для повышения качества воспитательного процесса необходимо применение постоянно совершенствующихся педагогических технологий. Использование мультимедиа технологий способствует наглядному представлению информации, воспроизведению полученных знаний, а также обеспечивает более легкое запоминание материала. В процессе реализации воспитательной деятельности важно использовать современные мультимедиа технологии, поскольку основное назначение рассматриваемого процесса состоит в создании условий ддя развития профессиональных и личностных способностей студентов и накопления опыта для дальнейшей жизнедеятельности. Одним из важнейших направлений применения мультимедийных инструментов в процессе воспитания является развитие коммуникативных компетенций. Нами было проведено исследование, направленное на определение влияния мультимедиа технологий на развитие коммуникативных умений студентов. В процессе работы была проведена первичная и итоговая диагностика студентов, а также разработана программа мероприятий. В результате исследования был сделан вывод о том, что разработанная и апробированная программа воспитания с использованием современных мультимедиа технологий способствует развитию коммуникативных умений студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Зубкова Яна Владимировна, Кириллова Инна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Toimprove the quality of the educational process, it is necessary to use constantly improving pedagogical technologies. The use of multimedia technologies contributes to the visual presentation of information, the reproduction of acquired knowledge, and also provides easier memorization of the material. In the process of implementing educational activities, it is important to use modern multimedia technologies, since the main purpose of the process under consideration is to create conditions for the development of professional and personal abilities of students and the accumulation of experience for further life. One of the most important areas of application of multimedia tools in the process of education is the development of communicative competencies. We conducted a study aimed at determining the impact of multimedia technologies on the development of students' communication skills. In the process of work, primary and final diagnostics of students were carried out, and a program of events was developed. As a result of the study, it was concluded that the developed and tested educational program using modern multimedia technologies contributes to the development of students' communicative skills.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

Нижегородский институт развития образования (г. Нижний Новгород);

кандидат филологических наук, доцент Зубкова Яна Владимировна

Московский городской педагогический университет (г. Москва);

кандидат педагогических наук, доцент Кириллова Инна Константиновна

Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (г. Москва)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. Для повышения качества воспитательного процесса необходимо применение постоянно совершенствующихся педагогических технологий. Использование мультимедиа технологий способствует наглядному представлению информации, воспроизведению полученных знаний, а также обеспечивает более легкое запоминание материала. В процессе реализации воспитательной деятельности важно использовать современные мультимедиа технологии, поскольку основное назначение рассматриваемого процесса состоит в создании условий доя развития профессиональных и личностных способностей студентов и накопления опыта для дальнейшей жизнедеятельности. Одним из важнейших направлений применения мультимедийных инструментов в процессе воспитания является развитие коммуникативных компетенций. Нами было проведено исследование, направленное на определение влияния мультимедиа технологий на развитие коммуникативных умений студентов. В процессе работы была проведена первичная и итоговая диагностика студентов, а также разработана программа мероприятий. В результате исследования был сделан вывод о том, что разработанная и апробированная программа воспитания с использованием современных мультимедиа технологий способствует развитию коммуникативных умений студентов.

Ключевые слова: коммуникативные умения, цифровая образовательная среда, интерактивные тренажеры, мультимедийные инструменты.

Annotation. Toimprove the quality of the educational process, it is necessary to use constantly improving pedagogical technologies. The use of multimedia technologies contributes to the visual presentation of information, the reproduction of acquired knowledge, and also provides easier memorization of the material. In the process of implementing educational activities, it is important to use modern multimedia technologies, since the main purpose of the process under consideration is to create conditions for the development of professional and personal abilities of students and the accumulation of experience for further life. One of the most important areas of application of multimedia tools in the process of education is the development of communicative competencies. We conducted a study aimed at determining the impact of multimedia technologies on the development of students' communication skills. In the process of work, primary and final diagnostics of students were carried out, and a program of events was developed. As a result of the study, it was concluded that the developed and tested educational program using modern multimedia technologies contributes to the development of students' communicative skills.

Key words:communication skills, digital educational environment, interactive simulators, multimedia tools.

Введение. Стремительное развитие научной сферы способствует непрерывному увеличению объема знаний, необходимого для усвоения современными студентами. Для повышения качества образовательно-воспитательного процесса необходимо применение постоянно совершенствующихся педагогических технологий [5]. Содержание современных технологий должно выполнять функцию приспособляемости, то есть быть адаптивным к происходящим изменениям. Использование мультимедиа технологий способствует наглядному представлению информации, воспроизведению полученных знаний, а также обеспечивает более легкое запоминание материала [6].

Мультимедиа технологии включают в себя ряд технологических решений, при которых в совокупности применяются различные информационные среды, например, видео и аудио-сопровождение, анимация, графика и другие функции современного цифрового образовательного пространства [4]. Студенты воспринимают информацию одновременно несколькими органами чувств, благодаря чему заметно увеличивается результативность учебно-воспитательного процесса. Особая польза рассматриваемой группы технологий состоит в сочетании статичной и движущей информации, что способствует повышению вероятности запоминания текса и воспроизведения его в будущем. Достижение образовательных и воспитательных целей обеспечивается за счет повышения уровня мотивации студентов и реализации взаимодействия. Внедрение мультимедийных технологий позволит донести до обучающихся теоретический материал в доступной визуальной форме. Эти условия способствуют реализации деятельного обучения, поскольку каждый субъект становится вовлеченным в процесс анализа, обобщения и представления учебного материала [8].

В процессе реализации воспитательной деятельности также важно использовать современные мультимедиа технологии, поскольку основное назначение рассматриваемого процесса состоит в создании условий для развития профессиональных и личностных способностей студентов и накопления опыта для дальнейшей жизнедеятельности [2]. Одним из важнейших направлений применения мультимедийных инструментов в процессе воспитания является развитие коммуникативных компетенций[9]. Умение коммуницировать с окружающими направлено на усвоение нравственных норм, типичных для современной воспитательной среды. Именно в процессе общения формируются продуктивные поведенческие навыки, необходимые для современных специалистов.

Изложение основного материала статьи. Использование современных мультимедиа технологий в воспитательном процессе способствует повышению качества обучения. Л.Д. Азиева, Б.С. Садулаева исследуют, насколько внедрение возможностей мультимедиа влияет на общую продуктивность обучающихся, и каково их отношению к рассматриваемым технологиям. Результаты проведенного анкетирования позволяют сделать вывод о том, что все студенты заинтересованы в использовании мультимедиа в процессе обучения и воспитания. 50% обучающихся отметили, что они лучше усваивают информацию при демонстрации презентаций. 85% респондентов заметили, что графический материал более понятен с интерактивной доски. Списывание текста, по мнению 60% опрошенных, лучше осуществлять со слайда, чем с доски. Содержание лекций лучше усваивается в процессе дублирования информации на слайде, чем в традиционной устрой форме. Некоторые студенты выделяли и отрицательные стороны реализации мультимедиа. 2% студентов выделили сложности в концентрации внимания на презентации, а также тот факт, что на слайдах содержатся лишь основные тезисы темы. Студенты высказывают общее положительное мнение об использовании мультимедиа технологий на занятиях, поскольку

мультимедийные средства позволяют экономить время, обеспечивают наглядность материала и более доступный формат для запоминания [1].

Т.Н. Шутова, A.A. Винокурова рассматривают возможности мультимедиа технологий как способ организации деятельного обучения. Цифровые ресурсы могут положительно повлиять на поведение студентов, развитие их личностных особенностей. Благодаря использованию мультимедийных инструментов обучения обеспечивается процесс трехмерной подачи информации. Студенты, в свою очередь, всесторонне изучают теоретический и практический материал, поскольку процесс познания приобретает творческие и креативные черты. Обучающиеся самостоятельно осуществляют поиск и анализ необходимой информации, принимают участие в интерактивных встречах, проходят дистанционные курсы, участвуют в тестировании. В результате постоянного применения мультимедиа технологий студенты приспосабливаются к инновационным подходам обучения и выходят за рамки традиционных воспитательных моделей [7].

С точки зрения Ю.А. Коломойцева, внедрение мультимедиа технологий целесообразно как в образовательном, так и воспитательном процессе. Автор рассматривает учебно-воспитательную деятельность как совокупный процесс, в основе которого находится единство преподавания и обучения, способствующих достижению познавательно-воспитательных целей. Отмечается, что результативность использования мультимедиа в современном образовательном процессе во многом определяется личностью педагога, который демонстрирует обучающимся свой опыт. Развитая информационная культура преподавателя гармонизирует внутренний мир студентов. Автор приходит к выводу о том, что безучастное отношение педагога даже при реализации самых передовых инструментов обучения не раскроет личностный потенциал студентов, а даже способен деформировать его [3].

Одним из условий реализации воспитательного процесса в современном педагогическом поле является овладение студентами коммуникативной компетентностью как одним из факторов самореализации, востребованности на рынке труда. Коммуникативные навыки являются ключевыми, поскольку имеют особую значимость на протяжении всей жизнедеятельности человека. В процессе построения воспитательной среды важно акцентировать внимание на том, что студенты являются равноправными субъектами воспитания, социокультурного самоопределения.

При развитии коммуникативной компетентности важным условием является формирование коммуникативных умений. Коммуникативные умения представляют собой способность выстраивать межличностные контакты, поддерживать общение с окружающими, владеть различными способами коммуникации, слышать и слушать собеседника.

Для процесса развития современного поколения характерно появления качественно-своеобразных процессов. Студенты, как правило, в это время выстраивают траекторию своего профессионального развития. Данный процесс сказывается непосредственно на деятельности субъектов образовательного процесса. Обучающиеся должны развивать коммуникативные умения для преодоления сложностей в процессе выстраивания межличностных контактов. Всё это способствует развитию коммуникативной компетентности.

Нами было проведено исследование, основной целью которого являлось изучение влияния мультимедиа технологий на развитие коммуникативных умений. Числовая выборка составила 146 студентов 2 курса. В её состав вошли студенты из Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина и Московского городского педагогического университета (г. Москва). Исследование состоит из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.

В процессе реализации констатирующего и контрольного этапа была использована методика «Тест коммуникативных умений» (Л. Михельсон). Задача участников состояла в том, чтобы выбрать один из вариантов свойственного им поведения. Всего было предложено 27 коммуникативных ситуаций. Результаты методики позволяют определить тип реагирования: уверенный, зависимый или агрессивный. На первом этапе было проведено первичное тестирование и разделение студентов на экспериментальную и контрольную группу. Результаты констатирующего этапа представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты исследования коммуникативных умений на констатирующем этапе

Как видно из данных рисунка 1, группы не сильно отличаются друг от друга. Поэтому далее необходимо приступить к констатирующему этапу исследования, в рамках которого была разработана специальная программа воспитания с использованием современных мультимедиа технологий. В процессе реализации запланированной программы необходимо

было определить сильные и слабые стороны участников в процессе выстраивания коммуникации, формировать навыки взаимодействия, обеспечить условия для осознания собственных возможностей.

В программу были включены презентации, компьютерные игровые комплексы, интерактивные тренажёры, интерактивные плакаты, цифровые ресурсы. Все представленные инструменты способствуют визуальному представлению информации, реализации взаимодействия в процессе выполнения заданий. Всего было подготовлено 13 занятий, рассчитанных на 2 месяца. Периодичность занятий составляет 1-2 раза в неделю в зависимости от загруженности обучающихся. Все мероприятия были организованы посредством использования цифровой образовательной среды.

В первую часть программы были включены мероприятия, направленные на обеспечение взаимодействия обучающихся. Результатом освоения первой части программы является сплочение участников. В процессе освоения второй части программы, студенты знакомятся с востребованными инструментами реализации коммуникации. Они учатся различным техникам слушания, используют вербальные и невербальные способы общения. Третья часть программы предполагает знакомство с эмоциональным интеллектом участников. На завершающих занятиях отрабатываются техники, способствующие регуляции эмоционального состояния. После завершения программы мероприятий была проведена повторная диагностика коммуникативных умений. Результаты контрольного этапа представлены на рисунке 2.

Экспериментальная группа

Уверенный

87.10%

75.20%

| Зависимый

12.90%

18.90%

Агрессивный

5.90%

Рисунок 2. Результаты исследования коммуникативных умений на контрольном этапе

Результаты итогового тестирования позволяют сделать вывод о том, что группы отличаются по всем трем способам общения. Сравнительный анализ экспериментальной и контрольной группы позволяет констатировать что количество студентов в экспериментальной группе с уверенным способом общения после реализации разработанной программы воспитания с использованием мультимедиа технологий увеличилось по сравнению с контрольной группой. При этом количество участников с зависимым способом общения в экспериментальной группе уменьшилось, когда как в контрольной группе осталось на схожем с констатирующим этапом уровне. Также можно отметить, что количество студентов с агрессивным способом общения в экспериментальной группе - отсутствуют, в контрольной группе - осталось на уровне начального тестирования.

Выводы. Разработанная и апробированная программа воспитания с использованием современных мультимедиа технологий способствует развитию коммуникативных умений студентов. Результаты методики демонстрируют повышение навыков взаимодействия в экспериментальной группе по сравнению с результатами в контрольной группе. Мультимедийные технологии в воспитательном процессе вуза способствуют повышению уровня профессиональных компетенций студентов, осуществляют интеграцию различных видов педагогической деятельности, адаптируют цифровые инструменты обучения к индивидуальным особенностям обучающихся.

Педагогам важно выступать в качестве примера для студентов, а именно демонстрировать опыт продуктивного взаимодействия, прогнозировать возможные последствия и предвидеть варианты развития событий. Для передачи опыта студентам, педагогам также необходимо развивать коммуникативные умения через освоение вербальных и невербальных способов коммуникации.

Литература:

1. Азиева, Л.Д. Применение мультимедийных технологий в образовательных учреждениях / Л.Д. Азиева, Б.С. Садулаева // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 63-3. - С. 13-16. - Б01 10.18411/1]-07-2020-59. -ЕБЫ DDYYZW

2. Кириллова, И.К. Лабораторный метод обучения как средство формирования инновационного потенциала будущих бакалавров / И.К. Кириллова, А.Я. Мельникова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-4. -С. 91-94. - ЕБЫ ВМУУТд

3. Коломойцев, Ю.А. Роль мультимедиа в духовно-нравственном воспитании и развитии личности / Ю.А. Коломойцев // XVII Акмуллинские чтения : Материалы Международной научно-практической конференции, Уфа, 02-03 декабря 2022 года. Том II. - Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2022. -С. 282-286. - ЕБЫ ВГОКР!

4. Мельникова, А.Я. Опыт организации тестирования на платформе Moodle / А.Я. Мельникова, И.К. Кириллова, О.И. Ваганова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2020. - № 3(226). - С. 99-105. - DOI 10.25198/1814-6457-226-99, - EDN ZWWJVW

5. Петрова, И.М. Современные цифровые технологии в лингвистических исследованиях: Учебное пособие для обучающихся по направлению «Лингвистика» / И.М. Петрова, A.M. Иванова, В.В. Никитина; Московский городской педагогический университет, Институт иностранных языков. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Языки Народов Мира", 2022. - 259 с. - ISBN 978-5-6048046-8-1. - EDN LDOROG

6. Савченков, А.В. Реализация в образовательном процессе вуза современных интерактивных воспитательных технологий направленных на развитие гибких навыков будущих педагогов / А.В. Савченков, Н.В. Уварина, Г.В. Щагина // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11, № 2(43). - DOI 10.26795/2307-1281-2023-11-2-5. - EDN PKHAIU

7. Шутова, Т.Н. Использование электронно-образовательных ресурсов в процессе физического воспитания как инструмент организации деятельного обучения учащихся / Т.Н. Шутова, А.А. Винокурова // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей XIV Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 февраля 2018 года / Под общ.ред. Г.Ю. Гуляева. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. - С. 148-151. -EDN YRXCGG

8. Organization of project activities in the system of advanced training of teachers / I.K. Kirillova, I.V. Arimova, O.P. Denisova [etal.] //Propositos у Representaciones.-2021.-Vol. 9,No. Sl.-P. 809. -DOI 10.20511/pyr2021.v9nSPE1.809. -EDN VKNYNJ

9. Suleimanova, O.A. The Learning and Educational Potential of Digital Tools in Humanities and Social Science / O.A. Suleimanova, I.A. Guseinova, A.A. Vodyanitskaya 11 Society. Integration. Education: Proceedings of the International Scientific Conference, Rezekne, 22-23 мая 2020 года. Vol. 4. - Rezekne: RezeknesTehnologijuakademija, 2020. - P. 657-669. -DOI 10.17770/sie2020vol4.4851. - EDN WASBXL

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); Нижегородский институт развития образования (г. Нижний Новгород); старший преподаватель кафедры иностранных языков Корнилова Елена Сергеевна Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (г. Нижний Новгород); магистрант Комлева Алена Павловна

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В России активно функционирует Стратегия развития воспитания на период до 2025 года, что способствует распространению цифровизации воспитательной деятельности в высших учебных заведениях.Основная роль педагога в период воспитания подрастающего поколения состоит в развитии личностных ценностей в условиях реализации цифровых технологий. Одним из важнейших направлений при достижении воспитательных целей в условиях цифровой среды является формирование воспитательной среды вуза. С целью определения инновационных педагогических подходов, обеспечивающих формирование воспитательной среды вуза, было проведено исследование среди педагогических работников вузов. Педагоги выделили веб-квесты, виртуальные экскурсии, проектную деятельность, проведение акций и волонтерскую деятельность. Грамотное использование инновационных подходов в цифровом пространстве вуза способствует расширению спектра воспитательного воздействия. Студенты развивают свои личностные компетенции, инициируют взаимодействие, участвуют в культурно-массовых мероприятиях, что положительно сказывается на качестве воспитательной деятельности педагога.

Ключевые слова: веб-квест, цифровая культура, взаимодействие, личностные компетенции, ценности.

Annotation. A Strategy for the development of education for the period up to 2025 is actively functioning in Russia, which contributes to the spread of digitalization of educational activities in higher educational institutions. The main role of a teacher during the upbringing of the younger generation is the development of personal values in the context of the implementation of digital technologies. One of the most important directions in achieving educational goals in a digital environment is the formation of the educational environment of the university. In order to identify innovative pedagogical approaches that ensure the formation of the educational environment of the university, a study was conducted among university teaching staff. Teachers highlighted web quests, virtual excursions, project activities, holding actions and volunteer activities. The competent use of innovative approaches in the digital space of the university contributes to the expansion of the range of educational impact. Students develop their personal competencies, initiate interaction, participate in cultural events, which has a positive effect on the quality of educational activity of the teacher.

Key words: web quest, digital culture, interaction, personal competencies, values.

Введение. В настоящее время в системе высшего образования происходят существенные изменения, влияющие на содержание и характер реализации воспитательного процесса. Мощный импульс получила идея внедрения инструментов цифровизации, которая позволяет достичь качественных результатов воспитания Г91. Данная работа со стороны педагогов осуществляется на всех этапах реализации воспитательной деятельности. Значительную поддержку педагогам оказывают мероприятия, реализуемые в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда». Проект дает возможность внедрения инновационных технологий в педагогическую деятельность вуза Г61.

Цифровая образовательная среда включает в себя систему информационных технологий, способствующих решению ряда учебно-воспитательных задач. Благодаря возможностям цифровизации педагоги способны решать организационно-педагогические и методические задачи на высоком уровне Г41.

В России активно функционирует Стратегия развития воспитания на период до 2025 года, что предполагает дальнейшее развитие проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ». Это способствует распространению цифровизации воспитательной деятельности в высших учебных заведениях. Особое внимание заслуживают вопросы внедрения программ цифрового воспитания, позволяющих современным студентам адаптироваться под динамично меняющиеся условия. Внедрение проекта способствует выполнению следующих условий. Во-первых, студенты используют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.