Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТИМЕДИА-ТЕХНОЛОГИЙ И ПОПУЛЯРНЫХ МЕДИА-КОНТЕНТОВ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ TED TALKS)'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТИМЕДИА-ТЕХНОЛОГИЙ И ПОПУЛЯРНЫХ МЕДИА-КОНТЕНТОВ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ TED TALKS) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ РЕСУРС / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / TED TALKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назирова Р.Г., Гергель О.В.

В статье раскрывается важность использования мультимедийных ресурсов в обучении английскому языку с целью формирования и развития коммуникативной компетенции, а также рассматривается практический опыт применения современного популярного медиа-контента TED Talks в разработке урока английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назирова Р.Г., Гергель О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТИМЕДИА-ТЕХНОЛОГИЙ И ПОПУЛЯРНЫХ МЕДИА-КОНТЕНТОВ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ TED TALKS)»

УДК 372.881.111.1

Назарова Р.Г., магистрант Гергель О.В., канд.филол.наук, доцент ФГБОУВО «БГПУ им. Акмуллы»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТИМЕДИА-ТЕХНОЛОГИЙ И ПОПУЛЯРНЫХ МЕДИА-КОНТЕНТОВ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

(НА ПРИМЕРЕ TED TALKS)

Аннотация. В статье раскрывается важность использования мультимедийных ресурсов в обучении английскому языку с целью формирования и развития коммуникативной компетенции, а также рассматривается практический опыт применения современного популярного медиа-контента TED Talks в разработке урока английского языка.

Ключевые слова: мультимедийный ресурс, коммуникативная компетенция, TED

Talks

Бурное развитие сети Интернет способствует все большему вовлечению в процесс потребления информации. Гораздо быстрее и эффективнее осуществить поиск необходимых и актуальных данных посредством Интернет-ресурсов, нежели использовать печатные материалы. Более того, интернет пространство позволяет не только утолить информационный «голод», но и позволяет успешно осуществить социальное взаимодействие с носителями иной культуры. Всемирная паутина, безусловно, влияет и на развитие образовательного пространства. Теперь педагог может выбирать собственную образовательную траекторию в цифровой образовательной среде, тем самым способствуя замещению традиционной линейной траектории.

Изменения также претерпевают и способы представления информации. В настоящее время значительный процент информации представляется в мультимедийном формате. Мультимедийные технологии, благодаря их техническим свойствам, относят к одним из важнейших технических средств, применяемых для усиления и углубления процесса обучения иностранного языка (далее ИЯ). Данные технологии делают возможным отработать в полном объеме стержневые виды речевой деятельности: письмо, чтение, говорение, аудирования (включая произношение и интонацию).

Мультимедийные ресурсы способствуют аккумуляции знаний, ведь образная информация усваивается гораздо легче, чем текстовая. Связав благодаря своим техническим возможностям текст, звук, видео, мультипликация, графику воедино, и влияя, таким образом на ряд каналов восприятия одновременно, такие ресурсы делают и процесс обучения более результативным, и усвоенную информацию стойче.

Итак, к цифровым и мультимедийным ресурсам, относят электронные словари, в т.ч. учебные (переводные, толковые, терминологические, справочные, иллюстрированные,

интерактивные); аутентичные материалы на изучаемом языке в различных форматах (в текстовом, графическом, видео, аудио, игровом форматах); специальные учебные ресурсы для обучения ИЯ (электронные учебники и напечатанные задания, созданные с помощью компьютера, программы-оболочки; интерактивные УМ); прикладные программы (MSWord, MSPowerPoint, веб-браузеры); средства электронной коммуникации синхронной (чаты, мессенджеры, видеоконференции), и асинхронной (электронная почта, форумы, учебные группы в соц. Сетях); учебные Интернет-ресурсы (хотлист, мультимедиа скрэпбук, трежа хант, сабджект сэмпла, вебквест). [1;5-7]

По режиму доступа их принято делить доступные на отдельном компьютер (офлайн-ресурсы), в локальной сети или в сети Интернет (онлайн-ресурсы)[1; 5-7].

Мультимедийные и цифровые технологии в освоении ИЯ осуществляют ряд функций, таких как, обучающая (применяются для презентации языкового материала), тренирующая (применяются для отработки навыков и развития коммуникативных умений), контролирующая (используются для контроля сформированности навыков и умений) и комбинированная (сочетает в себе элементы указанных выше) [1;12] .

К данным ресурсам в достаточной степени предъявляются некоторые требования. В частности, они должны удовлетворять возрастным особенностям обучаемых; подходу, методам и принципам обучения; интересам и потребностям учащихся; целям и задачам обучения; посильность, ориентация на зону ближайшего развития; направленность на развитие самостоятельности и творческого потенциала учащихся [2].

Основной целью обучения иностранному языку, согласно ФГОС ООО и СОО, является развитие иноязычной коммуникативной компетенции, что вне языковой среды видится достаточно трудоёмким процессом, поэтому перед преподавателем иностранного языка стоит непростая задача создания ситуации общения, которые будут приближены к реалиям страны изучаемого языка. В связи с этим, включение видеоматериалов в урок служит мощнейшим инструментом в достижении заданной цели.

Они стимулируют интерес студентов к изучению ИЯ, обучающиеся слышат звучащую иноязычную речь в разных коммуникативных ситуациях, у них возникает желание подражать произношению носителей языка, улучшая тем самым свои произносительные навыки. Информация, которую обучающиеся получают во время просмотра видео, интересна для них, так как она отражает повседневные жизненные ситуации общения носителей языка и содержит речевые обороты, характерные именно для носителей языка. Как правило, обучающиеся сразу же стремятся использовать услышанные ими новые для них лексические структуры в своих речевых высказываниях, улучшая тем самым свои навыки говорения на иностранном языке [3].

134

В данном контексте хочется рассмотреть глобальный медиа-ресурс TED Talks, предоставляющий колоссальный объем аутентичной информации в виде видеоконференций, различных по тематике, по продолжительности, по содержанию и уровню языкового материала, охотно применяемые педагогами в разработке собственных уроков.

Конференция TED (аббревиатура Technology. Entertainment. Design; технологии, развлечения, дизайн) объединяет лекции на тему науки, бизнеса, искусства и много другого. Внутри каждой из них есть определенная идея. Девиз конференции: "Ideas Worth Spreading". С помощью лаконичных тщательно продуманных выступлений, ораторы TED охотно делятся своими идеями с аудиторией, в числе которой находятся представители различных областей.

Уроки, созданные на основе материалов медиа-контента TED Talks способствуют реализации основных принципов обучения: аутентичности, коммуникативной направленности, наглядности, ситуативности, диалога культур и культурной вариативности. Данные видеоуроки посредством аудиовизуальной наглядности усиливают степень воздействия на обучающих. А неоднократное просматривание коммуникативного образца, фразы и т.д. способствует формированию условий для восприятия монологической и диалогической речи, что в перспективе приведет к чувству психологического комфорта, когда учащийся попадет в аналогичную коммуникативную ситуацию. [4].

Далее предлагаем ознакомиться с тем, как может быть организован примерный урок по аудированию, в основе которого видеоматериал с портала TED Talks:

План урока с использованием медиа-контента TED Talks

Продолжительность занятия - 45 мин

Количество учащихся - 25

Возраст - 16

Уровень студентов согласно CEFR (общеевропейские компетенции владения иностранным языком) - A2-B1

Основной УМК - Spotlight SB 10, Unit 6

Тема урока: TED Global 2012 Jane McGonigal "The game that can give you 10 extra years

of life"

Основная цель занятия:

Формировать способность аудирования, самостоятельно выделять главное, структурировать материал.

Дополнительная цель:

1. Освоить новый лексический материал с дальнейшим выводом в речь. 3. Освоить и активизировать использование грамматического материала (конструкция I wish). Ход урока Warm up

1) Have you ever been in a difficult situation?

2) did you deal with that?

3) What did you do to make you feel better? Pre-watching stage

Match the words and the translation

1) Reasonable выдерживать, assumption переносить

2) To outperform вносить свой вклад

3) To trigger вызывать,

4) To contribute to провоцировать

5) Resilience превосходить

6) To withstand разумное

7) To take предложение advantage of решить вопрос

8) To tackle воспользоваться

преимуществом

жизнестойкость

You will now watch a short video about a game designer Jane McGonigal, who survived after an accident. For a moment, she had a desperate thought of suicide . But the idea of how to become better made her goes in scientific research. Watch the video and say what she did.

https://www.ted.com/talks/jane_mcgonigal_the_game_that_can_give_you_10_extra_year s_of_life/

While-listening stage

Watch the TED talk by Jane McGonigal again and answer these questions:

1) What is her special mission for this talk?

2) What did the cab driver say to Jane and her friends?

3) How many top regrets of the dying does Jane share? And what were they about?

4) What happened to Jane two years ago?

5) What are the stages of her game (SuperBetter)?

6) What did this experiment teach her?

If the students have difficulty in doing the task, they can use the transcript after waching the video

https://www.ted.com/talks/jane_mcgonigal_the_game_that_can_give_you_10_extra_year s_of_life/transcript

Post -listening stage

Select the right one:

1) This new drug_the existing one by twenty percent.

(over performs, outperforms, underperforms)

2) The meaning of the word "endurance" implies the ability to _difficulties.

(bystander, understand, withstand)

3) Many scientific experiments have contributed_this discovery.

(in, to, for)

4) Take_of the network opportunities this event offers.

(profit, possibility, profit)

5) Reading, writing and playing video games__the symptoms of my disease

(began, trigged, motivated)

Grammar.

To express regret about the past in English, you can use the I wish + Past Perfect construction. This is how we Express regret for what happened or didn't happen in the past.

I wish + Past Tense expresses regret about what is happening or what is not happening in the present, and what we would like to change.

Grammar test. Choose the right one:

1) I wish_less something in our flats.

(there was, there is, there will be, would be)

2) I wish we_always see the sun from windows.

(could, can, can't, will be able to)

3) I wish we_World Ocean so much.

(hadn't polluted , don't pollute, would not have polluted, won't polluted)

4) I wish people _______so many species of animals from earth.

(don't wipe out, aren't wiping out, won't wipe out, hadn't wiped out) Could you give me examples with "I wish" construction from this video? Mingling activity.

Students stand in two rows opposite each other and discuss in 30 seconds the question written on the blackboard, and then they move to one person and get a new partner and a new question to discuss. All questions are related to the target language.

13/

1) What types of resilience have you learned from the video? And how can you boost

them?

2) Do girls outperform boys at school?

3) What negative trends should the new generation withstand?

4) Should we take advantage of this lesson?

5) Have you ever tackled a challenge without giving up?

6) What can trigger unhealthy thoughts?

Homework: Spotlight 10 SB, p. 106 ex. 5,6.

В целом, цели урока были достигнуты: качественно изучена новая лексика и освоена его грамматическая часть. Данный медиа-материал существенно помог, посредством создание атмосферы иноязычной среды, увлечь учеников процессом внимательного прослушивания английской речи c последующим выполнением упражнений. Ученику была отведена роль главного участника, а не пассивная роль наблюдателя. И способ подачи информации, и качество языкового материала сделали процесс обучения более интересным и увлекательным, не оставив шансов отвлечься от изучения материала, как в случае стандартной его подачи.

Из данного примера следует совершенно очевидным тот факт, что аутентичный медиа-контент TED Talks является мотивирующим, толковым дидактическим материалом, совмещающим и видео, и аудио, и текстовую, и анимационную части, позволяющий таким образом не только приумножать необходимую лексику, но и отработать главнейшие, первостепенные навыки (writing, speaking, reading, listening) в изучении английского языка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бовтенко М.А. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранного языка: создание электронных учебных материалов: учеб. пособие [Текст]: монография / М. А. Бовтенко. - Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2008. - 111 с.

2. Особенности преподавания иностранного языка в условиях новой парадигмы образования: (внедрение ФГОС нового поколения в практику обучения иностранному языку) [Текст]: учеб.пособие /Л.В. Сарычева, Е.А. Кытманова, И.Н. Сен, Е.А.Титова. - Москва: МГОУ, 2014. - 160 с

3. Ярунина С.А. Видеоматериалы в обучении иностранному языку/ Ярунина, С.А.//Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2018. -№. 3. - С. 110-115.

4. Мишаева Л.К. О дидактических особенностях использования образовательной платформы TED-ED в обучении иностранному языку в Вузе/ Мишаева, Л.К.// Электронный научный журнал «Дидактическая филология». - 2016.- № 3. - С.50-51

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.