Научная статья на тему 'Использование современных методов обучения и организация самостоятельных работ на уроках географии для развития познавательной активности учащихся'

Использование современных методов обучения и организация самостоятельных работ на уроках географии для развития познавательной активности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппова Н.В.

В статье отражены вопросы использования современных образовательных технологий при изучении предмета «география»: проблемное обучение, дифференциация и индивидуализация обучения, метод проектов. Приводятся примеры различных видов самостоятельных и практических работ, применяемых на уроках географии в 6-10 классах. При описании самостоятельных работ автор подчеркивает особенную важность того, чтобы задания охватывали все компоненты знаний, обеспечивали формирование умения работать с различными источниками, способствовали развитию познавательных способностей, самостоятельности, творческого мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование современных методов обучения и организация самостоятельных работ на уроках географии для развития познавательной активности учащихся»

Список литературы:

1. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М., 1991.

2. Беляева Н., Савенков А.И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. - 1999. - № 9.

3. Давыдова Г.А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности // Психологический журнал. - 1999. - № 3.

4. Матюшкин А.М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1989. - № 6.

5. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. - М., 1991.

6. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейте-са. - М., 2000.

7. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.

8. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

© Филиппова Н.В.*

Бердигестяхская улусная гимназия, Республика Саха (Якутия), Горный улус, с. Бердигестях

В статье отражены вопросы использования современных образовательных технологий при изучении предмета «география»: проблемное обучение, дифференциация и индивидуализация обучения, метод проектов. Приводятся примеры различных видов самостоятельных и практических работ, применяемых на уроках географии в 6-10 классах. При описании самостоятельных работ автор подчеркивает особенную важность того, чтобы задания охватывали все компоненты знаний, обеспечивали формирование умения работать с различными источниками, способствовали развитию познавательных способностей, самостоятельности, творческого мышления.

Географическое образование способствует развитию личности учащегося, формирует современное научно-творческое мышление.

Овладеть культурой географического мышления и поведения можно лишь на базе усвоения основ географической науки, излагаемой в логической последовательности и преемственности взглядов теорий и понятий.

* Завуч по учебной части, учитель географии и экономики.

В современной школе интерес к географическим знаниям достаточно высок и многопрофильность научных направлений географии, ее широкие интегративные связи способны будоражить юный ум. Особенностью обучения географии является комплексное взаимодействие множества факторов, относящихся к различным областям науки, что делает организацию учебного процесса очень многообразной и сложной. Поэтому необходимы такие подходы, которые обеспечили бы эффективную и плодотворную работу на уроках географии.

В современной школе интерес к географическим знаниям достаточно высок и многопрофильность научных направлений географии, ее широкие интегративные связи способны будоражить юный ум. Особенностью обучения географии является комплексное взаимодействие множества факторов, относящихся к различным областям науки, что делает организацию учебного процесса очень многообразной и сложной. Поэтому необходимы такие подходы, которые обеспечили бы эффективную и плодотворную работу на уроках географии.

На уроках географии используются педагогические технологии: на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся - игровые технологии и проблемное обучение; на основе эффективности управления и организации учебного процесса - дифференциацию и индивидуализацию обучения.

Проблемное обучение формирует познавательный интерес и вызывает у учащихся потребность в активном восприятии и осмыслении учебного материала. Очень хорошо проблемное обучение сочетается с уроками обобщающего повторения, поскольку они решают задачи формирования интеллекта у ученика, его географической культуры, способствуют одновременному становлению географического мышления. Ценность таких уроков прежде всего в приобретении дополнительных знаний за счет установления новых причинно-следственных связей, обобщения на более высоком уровне уже известного учебного материала. Целесообразно проведение уроков-семинаров, уроков-зачетов, деловых и ролевых игр, которые гарантируют поисковую, творческую работу класса и каждого ученика. В ходе этих уроков открываются широкие возможности осуществления индивидуализированного подхода к учащимся, позволяющие рационально использовать интеллектуальные силы личности.

С целью повышения познавательной активности и приобщения учащихся к исследовательской деятельности использую метод проектов. При проектном обучении учитель помогает ученикам в поиске источников, способных помочь им в работе над проектом, координирует весь процесс, поддерживает непрерывную обратную связь, чтобы помогать учащимся продвигаться в работе над проектом. Данный вид обучения требует значительные затраты времени, ведь над проектом учащиеся могут работать в течение месяца и более в зависимости от темы исследования.

Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников. В нем используются множество дидактических подходов - обучение в деле, независимые занятия, совместное учение, эвристическое и проблемное обучение, дискуссия. По мере выполнения проекта идет возрастание интереса и вовлеченности в работу, проект приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.

Достижение глубоких и прочных знаний, подготовка учащихся к самостоятельному приобретению знаний обязательно предполагают включение школьников в самостоятельную работу. Правильно организованные самостоятельные работы способствуют пониманию сущности понятий - раскрытию причинно-следственных связей, а также пониманию логических отношений между понятиями, что в целом обеспечивает прочное и глубокое усвоение основ наук.

Задачи, поставленные перед современной школой по развитию учащихся, вызывают необходимость повышать теоретический уровень выполнения самостоятельных работ, что выражается, во-первых, в изменении их содержания (преобладании вопросов и заданий на усвоение понятий, выявление закономерностей, причинно-следственных связей, систематизацию знаний), во-вторых, в изменении способов выполнения заданий (приемов умственной деятельности), в-третьих, в повышении творческой познавательной деятельности учащихся при выполнении работ.

Выполнение учащимися различных видов практических и самостоятельных работ определяется в зависимости от особенностей класса, степени обученности и обучаемости конкретных школьников, их интереса к изучению географии. При проведении самостоятельных работ автор статьи старается, чтобы задания соответствовали основным требованиям и отражали ведущие понятия, причинно-следственные связи, охватывали все компоненты знаний, обеспечивали формирование умения работать с различными источниками знаний, способствовали развитию познавательных способностей, самостоятельности, творческого мышления, отражали этапы формирования знаний и умений. Приведем примеры различных видов самостоятельных работ, используемых на уроках географии в 6-10 классах.

В работе с 6 классом автором широко используются задания, рассчитанные на воспроизведение готовых знаний, на проведение сравнений по отличию и сходству, на формирование приемов обобщений с последующими выводами. Например, по теме «План и карта» дается работа по составлению маршрутной съемки от дома до гимназии, производится полярная съемка школьного двора. К таким видам работ учащиеся относятся с большим интересом, закрепляют теоретические знания практическими навыками.

Работы в 7 классе носят творческий характер и ориентированы на внимательное чтение текста учебника, на развитие воссоздающего воображения, на творческий подход к решению нестандартных учебных ситуаций.

Например: Творческая работа по теме «Евразия». Задание: Используя имеющиеся у вас знания о Евразии, сделайте схематический рисунок, отражающий образ Евразии. Придумайте эмблему этого материка и нарисуйте ее на странице тетради.

Также с увлечением учащиеся составляют кроссворды по всем материкам, обучаясь правильно и лаконично формулировать вопросы, отражать в них суть природного комплекса материков.

Наряду с различными видами и формами самостоятельных работ в 8 классе применяются задания тестового характера и конструктивные задания, способствующие развитию логики мышления, формированию приемов умственной деятельности.

Главной особенностью самостоятельных работ 9 класса является опора на умение работать со статистическим материалом, цифровыми данными и различными таблицами. Учащиеся составляют графики, цифровые диаграммы, описывают по статистическим данным экономические районы и территориальные комплексы.

Учащиеся 10 класса владеют умениями и навыками, необходимыми при выполнении самостоятельных работ, поэтому задания отличаются логической сложностью, с использованием дополнительной литературы при их выполнении, требующих глубокого анализа, синтеза и обобщения.

Например: по теме «Глобальные проблемы человечества».

Задание 1: Объясните, почему продовольственная проблема приобрела наибольшую остроту в развивающихся странах. Докажите, что нехватка продовольствия в современном мире объяснятся прежде всего не природными, а социально-экономическими причинами. Определите отрасли мирового хозяйства, принимающие участие в решении продовольственной проблемы.

Выполнение данных заданий требует от учащихся навыков работы с картами атласа, умения сравнивать и выявлять сходство и различие территорий мирового пространства, выявлять причинно-следственные связи и знаний по всем курсам географии. В курсе 10 класса целесообразным является применение тестовых заданий в различной форме, что способствует более прочному усвоению многочисленной информации и осознанному ее восприятию.

В качестве тестового задания удобно использовать графический материал. Очень удобно использовать в качестве графических тест-вопросов фрагменты контурных карт. При использовании графического материала в качестве тестового задания необходимо учитывать, что материал должен содержать элементы, обеспечивающие возможность решения задачи.

Самостоятельные работы на уроках географии способствуют успешному формированию знаний, научного мировоззрения, развитию познавательных особенностей и воспитанию учащихся. По форме и содержанию задания весьма разнообразны, что позволяет с их помощью повышать интерес учащихся к предмету и влиять на совершенствование процесса обучения.

Благодаря эффективным методам обучения учащиеся учатся умению обобщать, анализировать, сравнивать, синтезировать, расширяются возможности прогнозирования явлений в природе и обществе. У учащихся возрастает интерес к географии, они показывают продвинутость уровня знаний, умений, навыков, желание работать и во внеурочное время.

Список литературы:

1. Вагнер Б.Б. География мира и России. Задачи, тесты, познавательные игры. - М.: Наука, 2001.

2. Душина И.В. География материков и океанов. Практикум. - М.: Дрофа, 2003.

3. Перлов Л.Е. Изучайте географию по-новому. - М., 2005.

4. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. -М.: Дрофа, 1998.

5. Ром В.Я., Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. Практикум. - М.: Дрофа, 2008.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: «Народное образование», 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.