Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
269
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воробьева М.О.

В статье исследуются методы формирования правовой культуры и правосознания, отвечающие запросам современных школьников. Отмечается важность и необходимость правового просвещения несовершеннолетних со школьной скамьи. Предлагается привлечение студентов - будущих юристов в процесс правового просвещения несовершеннолетних. Раскрывается особенность и уникальность данного метода при взаимодействии со школьниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING OF MODERN METHODS OF FORMING THE LEGAL CULTURE OF SCHOOLCHILDREN

The article examines the methods of formation of legal culture and legal awareness that meet the needs of modern schoolchildren. The importance and necessity of legal education of minors from school is noted. It is proposed to involve students - future lawyers in the process of legal education of minors. The peculiarity and uniqueness of this method when interacting with schoolchildren is revealed.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ

КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

М.О. Воробьева, студент

Научный руководитель: О.А. Короткова, канд. юрид. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-10-3-48-50

Аннотация. В статье исследуются методы формирования правовой культуры и правосознания, отвечающие запросам современных школьников. Отмечается важность и необходимость правового просвещения несовершеннолетних со школьной скамьи. Предлагается привлечение студентов - будущих юристов в процесс правового просвещения несовершеннолетних. Раскрывается особенность и уникальность данного метода при взаимодействии со школьниками.

Ключевые слова: правовое просвещение, правосознание, современные методы, правовая культура, несовершеннолетний, школьник.

В условиях существующей государственно-правовой действительности представляется особо важным распространение среди школьников правовых знаний для построения правового государства и активного функционирования гражданского общества. Стоит отметить, что в процессе изучения правовых дисциплин формируются навыки и умения, которые в последующем помогут школьникам самостоятельно давать объективную оценку происходящим событиям в правовом поле нашего государства.

В настоящее время возникают острые проблемы с формированием правовой культуры и правосознания школьников, в основном из-за отсутствия их практического личного опыта, а также стандартов правомерного поведения в различных ситуациях, психической неустойчивости подростков. Обладание знаниями своих прав и обязанностей, умение грамотно пользоваться ими, не ущемляя прав и свобод других лиц, способность отстаивать свои интересы перед обществом и государством - являются основными критериями для оценки высокого уровня правовой культуры. С понятиями «правовая культура» и «правовое сознание» тесно связано понятие «гражданственность» [1], включающее в себя идентификацию человека с российским государством и обществом в целом, принятием культурных ценностей,

а также привитием преданности и любви к своей Родине, исключая проявления признаков расизма, нацизма и религиозной нетерпимости.

Стоит подчеркнуть, что процесс социализации несовершеннолетних носит сложный, непредсказуемый характер и во многом зависит от системы семейных ценностей и мер воспитания, места и уровня получаемого образования, а также окружения подростков. Образование и воспитание следует рассматривать как два взаимодополняющих элемента одной системы, формирующих высокий уровень правовой культуры и правосознания несовершеннолетнего. Важными субъектами формирования уважительного отношения к праву следует считать семью, близкий круг общения, школу, средства массовой информации и т.п.

По статистике наибольший уровень преступности среди несовершеннолетних встречается в возрасте от 14 до 17 лет. Представляется, что данная возрастная категория должна быть максимально осведомлена об общественно опасных последствиях, возникающих при совершении преступных деяний. Стимулирование школьников к правомерному поведению должно осуществляться и поддерживаться органами государственной власти. В последние годы остро стоит вопрос проблемы правового просвещения несовершен-

нолетних не только в России, но и за рубежом. В европейских странах огромное значение уделяется проблемам ювеналь-ной юстиции. В США наиболее актуальными среди несовершеннолетних являются вопросы, связанные с насильственной преступностью.

Министерством внутренних дел Российской Федерации, системой органов Прокуратуры Российской Федерации проводятся большое количество конкурсов, направленных на формирование нетерпимого отношения к проявлению коррупции на территории нашей страны и привлечение внимания к данной проблеме всех категорий граждан. Проводятся профилактические беседы со школьниками, их родителями с целью предупреждения последствий совершаемых неправомерных деяний несовершеннолетними. Чаще всего в таком формате диалог ведется на императивных началах, и несовершеннолетний ощущает дискомфорт и неловкость перед сотрудниками правоохранительных органов.

Представляется, что для более качественного осуществления правового просвещения необходимо применение современных методов, ориентированных на современных школьников. Под современными методами правового просвещения следует понимать совокупность способов и приемов по передаче правовых знаний несовершеннолетним в адаптированной для них форме.

Одним из возможных методов правового просвещения представляется возможным создание правовых структур (школ, клиник и т.п.), базирующихся при кафедрах юридических университетов, руководящая и координирующая деятельность которых осуществляется профессорско-преподавательским составом вуза [2]. А вот студентам - будущим юристам должна отводиться непосредственная роль при проведении мероприятий правовой направленности. Представляется, что мероприятия правовой направленности необходимо проводить для трех возрастных категорий: от 8 до 10 лет, от 11 до 14 лет, от 15 до 18 лет, так как каждая из данных категорий школьников обладает своими

отличительными чертами, на которые следует обращать внимание при подготовке правового материала: уровень знаний в сфере права, специфику учебного заведения, а также уровень мотивации получения новых правовых знаний.

Самыми популярными формами проведения мероприятий представляются беседы студентов с несовершеннолетними в формате диалога на определенные правовые темы, правовые квесты, викторины в онлайн и офлайн форматах, интерактивные игры с максимальной включенностью школьников.

Особенностью данных мероприятий представляется минимальная дистанция между школьниками и студентами, проводящими мероприятия правовой направленности. Необходимо подчеркнуть, что несовершеннолетний быстрее пойдет на контакт со своим сверстником, чем с представителем органов государственной власти, из-за небольшой разницы в возрасте студенту бывает намного легче установить доверительную атмосферу между участниками, и диалог осуществляется практически на равных.

Еще одним современным способом правового просвещения представляется распространение фундаментальной и актуальной информации в сфере права в социальных сетях на регулярной основе. Создание интернет-площадок правового информирования - это неотъемлемая часть деятельности правовых школ. Подготовка видео-обзоров, информационных постов, онлайн опросов - наиболее востребованные формы контента для групп в социальных сетях. Глубокая проработанность правового материала и его адаптация -первостепенная задача организаторов правовых школ.

Необходимо подчеркнуть еще один метод, в рамках которого наблюдается повышение уровня правовой культуры и правосознания - это использование английского языка в специальных целях -English for Special Purposes - Legal English [3]. Данный метод представляется возможным использовать в языковых гимназиях, а также в школах с углубленным изучением английского языка. Юридиче-

ская терминология обладает особой спецификой и сложностью при переводе определенных терминов. Для школьников, намеревающихся в будущем сдавать международные экзамены по английскому языку IELTS или TOEFL, данная информация будет носить особенно ценный характер. При изучении, чтении и переводе иностранных текстов концентрация учеников увеличивается, вероятность усвоения сложной правовой материи возрастает.

Таким образом, правосознание школьников - только формирующаяся система мыслей, представлений, чувств, выражающих свое отношение к правовой действительности. Их гибкое сознание позволяет с самого раннего возраста закладывать верные поведенческие установки, прививать уважения к праву, повышая уровень правовой культуры и юридической грамотности в современном государстве.

Библиографический список

1. Козырева О.Ф. Использование метапредметной технологии в формировании гражданской идентичности // Преподавание истории в школе. - 2011. - №4. - С. 13-17.

2. Магомедова Е.А., Короткова О.А., Воробьева М.О. Школа правовых знаний как форма повышения правосознания детей // Современный ученый. - 2021. - №6. - С. 314317.

3. Воробьева М.О. English for Special Purposes в сфере правового просвещения // Вестник Калужского университета. - 2022. - №3. - С. 80-84.

USING OF MODERN METHODS OF FORMING THE LEGAL CULTURE OF

SCHOOLCHILDREN

M.O. Vorobyova, Student

Supervisor: O.A. Korotkova, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The article examines the methods of formation of legal culture and legal awareness that meet the needs of modern schoolchildren. The importance and necessity of legal education of minors from school is noted. It is proposed to involve students - future lawyers in the process of legal education of minors. The peculiarity and uniqueness of this method when interacting with schoolchildren is revealed.

Keywords: legal education, legal awareness, modern methods, legal culture, minor, school-child.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.