УДК 37-004.9
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ И СТРУКТУРЫ САЙТА «КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ»1
© Роман Игоревич КУЗЬМИН
I Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Экономика и финансы», e-mail: romankuzmin1@rambler.ru © Людмила Николаевна МАКАРОВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики и образовательных технологий, е-mail: mako20@inbox.ru
Обоснованы требования и ограничения, учет которых необходим при разработке сайта как сетевого ресурса. Во-первых, он должен удовлетворять требованиям нормативно-правовой документации, регламентирующей отдельные моменты информационного наполнения сайтов такого рода. Во-вторых, обязан структурно содержать элементы, которые должны учитывать возможности формирования и развития критического мышления преподавателей и студентов. И, в-третьих, сетевой ресурс должен иметь возможность организации индивидуальных траекторий развития критического мышления.
Разработка концепции и структуры сайта развития критического мышления преподавателей и студентов проведена с учетом нормативной, педагогической и проектной составляющей. Обоснованы возможности системы Joomla!, которая позволяет осуществить техническую реализацию требований, изложенных в нормативно-правовых документах к технологическим и программным средствам, которые используются для функционирования официального сайта.
Проведен анализ основных аспектов критического мышления и показана их возможная реализация на сайте проекта. Рассмотрена возможность использования модифицированной технологии развития критического мышления через чтение и письмо в рамках современного гипертекстового пространства.
В рамках моделирования ситуаций, требующих критического подхода, рассмотрены возможности интеграции сайта в систему Moodle, позволяющую решать когнитивные задачи, моделировать промежуточные и итоговые испытания по изученному материалу, организовывать электронное педагогическое сопровождение обучающихся.
Доказано, что использование на сайте развития критического мышления преподавателей и студентов технологий социальных сетей позволит строить множественные связи и задавать разнообразные траектории развития критического мышления. Сама структура сайта, последовательность перехода между его страницами, оставление комментариев в социальных сетях является траекторией движения или направлением чтения гипертекста. При отождествлении структуры сайта с графом математически реализуемо просчитать любую траекторию движения по нему.
Ключевые слова: сетевые ресурсы; сайт; информационное наполнение; структура; критическое мышление; преподаватель; студент; индивидуальная траектория развития; образовательные возможности интернет-сообществ.
Современное развитие интернет-технологий заставляет нас задуматься о том, во-первых, что это за технологии, а во-вторых, какую конечную «продукцию» они позволяют производить. Кроме того, сам термин «современные» относительно технологий подобного рода довольно условен. Это связано, в первую очередь, с темпами их динамического развития. Ни для кого сегодня не
1 Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект 13-36-01024.
секрет, что «первые ласточки полетели» в 70-80-х гг. XX в. И вот уже сегодня, в начале XXI в., мы имеем высокоскоростной Интернет, блогосферу, порталы, предоставляющие возможность получать коммерческие и государственные услуги, не выходя из дома. Всего 40 лет развития, и в социальном поле появляется совершенно новый, в силу своего возраста, малоизученный инструмент, позволяющий руководить (именно руководить, а не давать возможности) массами.
Технология, созданная 1Т-инженерами, весьма гибкая, децентрализованная, способная к самостоятельному изменению и «развитию». Именно эти принципы изначально заложены в саму сущность глобальных телекоммуникационных сетей и гипертекста.
В современных условиях всемирной интеграции на базе сетевых информационных технологий многим участникам интернет-взаимодействия необходимо иметь собственные сетевые ресурсы: сайты, порталы, блоги, страницы в социальных сетях, которые дают возможность своим владельцам решать разнообразные задачи коммуникативного, когнитивного и иного характера.
Перед нами стоит задача проектирования структуры сайта и его информационного наполнения, направленного на развитие критического мышления преподавателей и студентов. К построению структуры такого сетевого ресурса следует подходить, учитывая следующие требования и ограничения. Во-первых, сайт, о котором идет речь, является образовательным ресурсом, следовательно, он должен удовлетворять требованиям нормативно-правовой документации, регламентирующей отдельные моменты информационного наполнения сайтов такого рода. Во-вторых, наш сайт обязан структурно содержать элементы, которые должны учитывать возможности формирования и развития критического мышления преподавателей и студентов. И, в-третьих, поскольку сайт разрабатывается в рамках проекта «Разработка индивидуальных траекторий развития критического мышления преподавателей и студентов», то сетевой ресурс необходимо построить таким образом, чтобы иметь возможность организации индивидуальных траекторий развития критического мышления.
В связи со всем вышесказанным разработка структуры сайта развития критического мышления преподавателей и студентов должна идти с учетом нормативной, педагогической и проектной составляющей.
Учитывая нормативную составляющую, особое внимание следует уделить Федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] и Постановлению Правительства РФ № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети
Интернет и обновления информации об образовательной организации» [2].
В соответствии со ст. 29 федерального закона № 273-ФЗ образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам, посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в т. ч. на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет.
В рамках реализации открытости информации требуется предусмотреть на сайте разделы, посвященные образовательной организации, реализующей рассматриваемый проект. В этом разделе должна отражаться информация об организации, контактные данные, место ее расположения, структура организации, состав специалистов, реализующих проект, о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления и т. д. Необходимо отметить, что закон регламентирует содержание сайта образовательного учреждения, а не проекта, реализуемого на базе этого учреждения, однако отдельные составляющие должны быть продублированы на сайте проекта. Кроме того, на сайте должна содержаться проектная документация с возможностью ее просмотра и скачивания.
В Постановлении Правительства РФ № 582 отмечаются те же основные моменты, что и в Законе «Об образовании», а кроме того, определяются требования к технологическим и программным средствам, которые используются для функционирования официального сайта. Такие средства должны обеспечивать [2]:
а) доступ к размещенной на сайте информации без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства пользователя информации требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с пользователя информации платы;
б) защиту информации от уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также иных неправомерных действий в отношении нее;
в) возможность копирования информации на резервный носитель, обеспечивающий ее восстановление;
г) защиту от копирования авторских материалов.
Таким образом, данные ограничения определяют требования, в первую очередь, к программному обеспечению, используемому при создании, размещении и использовании сайта в глобальной сети Интернет. Среди современных систем разработки web-ресур-сов можно предложить систему Joomla! Joomla! - это система управления содержимым (CMS), написанная на языках PHP и JavaScript, использующая в качестве хранилища базы данных СУБД MySQL или другие индустриально-стандартные реляционные СУБД. Является свободным программным обеспечением, распространяемым под лицензией GNU GPL.
CMS Joomla! включает в себя различные инструменты для разработки веб-сайта [3]. Важной особенностью системы является минимальный набор инструментов при начальной установке, который дополняется по мере необходимости. Это снижает загромождение административной панели, а также снижает нагрузку на сервер и экономит место на хостинге. Joomla! позволяет отображать интерфейс фронтальной и административной части на любом языке. Ключевые особенности системы:
1. Функциональность можно увеличивать с помощью дополнительных расширений (компонентов, модулей и плагинов).
2. Имеется модуль безопасности для многоуровневой аутентификации пользователей и администраторов (используется собственный алгоритм аутентификации и «ведения» сессий).
3. Система шаблонов позволяет легко изменять внешний вид сайта или создать свой уникальный. В сети существует огромный выбор готовых шаблонов, как платных, так и бесплатных. Также существует программное обеспечение для самостоятельного создания оригинальных шаблонов.
4. Предусмотрены настраиваемые схемы расположения модулей, включая левый, правый, центральный и любое другое произвольное положения блока. При желании содержимое модуля можно включить в содержимое материала.
5. Происходит регулярный выход обновлений. Существует публичный «баг-трекер» (система отслеживания ошибок). Существуют также трекеры миграции со старых версий Joomla!, трекер пожеланий расширения функционала и т. д., где пользователи Joomla! могут оставлять замечания по поводу работы CMS, которые впоследствии изучаются ее разработчиками, при необходимости включающими в очередное обновление Joomla! исправления, решающие те или иные проблемы.
6. Начиная с версии 1.6 встроена мно-гоязычность.
7. Начиная с версии 2.5 расширена поддержка баз данных. Реализована поддержка Microsoft SQL Server, а с версии 3.0 -PostgreSQL. В дальнейшем планируется добавить поддержку Oracle, SQLite.
Таким образом, представленная система как нельзя лучше позволяет осуществить техническую реализацию требований, изложенных в нормативно-правовых документах [1; 2].
Рассматривая педагогический аспект изучаемой проблемы, разрабатываемый сайт должен давать возможность его использования для развития критического мышления преподавателей и студентов. В данном случае предлагается рассматривать сайт с двух позиций. С одной стороны, сайт будет выполнять информативную функцию и реали-зовывать возможность размещения и дальнейшего использования материалов, посвященных разнообразным аспектам критического мышления преподавателей и студентов. Следовательно, на сайте должен быть предусмотрен раздел, объединяющий в себе совокупность информационных материалов, посвященных критическому мышлению педагогов и студентов. С другой стороны, сайт должен использоваться для развития критического мышления, т. е. давать возможность моделировать ситуации, требующие критического подхода пользователей сайта.
Попытаемся определить, о какой педагогической категории идет речь и каким образом возможно применять современные интернет-технологии в ее развитии.
Понятие «критическое мышление» появилось довольно давно, как часто бывает, единого его определения не существует. Попытаемся выявить характерные его черты на
основе существующих дефиниций. В работе Е. Кохановой [4] приведен перечень определений рассматриваемого понятия, на основании анализа которых составим аналитическую таблицу, отражающую основные аспекты критического мышления и их возможную реализацию на сайте Проекта.
Как можно видеть из табл. 1, многие аспекты критического мышления так или иначе связаны с теми или иными специфическими навыками. В работе О.И. Вагановой [5] со ссылкой на Джуди А. Браус и Девида Вуда приводится ряд навыков, согласующихся с критическим мышлением.
Фокусирующие навыки:
1. Определение проблем, содержащихся в явном или скрытом виде новой информации.
2. Выявление целей: определение направления и целей изучения новой информации.
Навыки сбора информации:
3. Наблюдение: получение информации при помощи одной или более сенсорных систем.
4. Формулирование вопросов, поиск новой информации через вопросы.
Навыки запоминания:
5. Кодирование: хранение информации в долговременной памяти.
6. Вызов: восстановление информации из долговременной памяти.
Навыки организации:
7. Сравнение: выявление черт сходства и различий объектов.
8. Классификация: группировка и обозначение объектов на основе выявленных их признаков.
9. Представление: презентация новой информации.
Таблица 1
Анализ категории «Критическое мышление» и возможности ее технической реализации
Навыки анализа:
10. Идентификация атрибутов и компонентов: определение характеристик или частей основных идей или понятий, содержащихся в новой информации.
11. Идентификация отношений и понятий: определение причинно-следственных связей.
12. Идентификация главных идей; идентификация центрального элемента; например, иерархия ключевых идей в сообщении или упорядочивание причин.
13. Идентификация ошибок: определение логических заблуждений и других ошибок и, где возможно, выявление вариантов их исправления.
Навыки генерирования:
14. Выводы: суммирование, выявление наиболее важной информации или идей.
15. Предсказание: предвосхищение событий или следствий на основе имеющейся информации.
16. Разработка: объяснение дополнительных деталей, примеров или другой релевантной информации.
Навыки интегрирования:
17. Эффективное комбинирование информации для формулировки новых идей.
18. Реконструкция: переформулирование информации и идей или изменение логики, содержащейся в информации, для формулирования новых идей.
Навыки оценивания:
19. Формулирование критериев оценки информации или идей.
20. Проверка: проверка правильности утверждений.
Как можно видеть, большинство навыков направлено на работу с информацией. Откуда можно заключить, что использование современных информационных технологий, имеющих ту же направленность, является целесообразным и возможно наиболее эффективным методом решения сформулированной выше проблемы.
Необходимо отметить, что «красной нитью» нашего рассуждения является использование современных педагогических и информационных технологий для развития критического мышления преподавателей и студентов. На сегодняшний день одной из технологий формирования и развития критического мышления является технология
РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) [6], которая была разработана учеными и преподавателями Хобарт&Вильям Смит Колледж и Университета штата Северная Айова (США) Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльзом Темп-лом и Скоттом Уолтером.
Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления, предусматривает не просто активный поиск учащимися информации для усвоения, а соотнесение того, что они усвоили, с собственным опытом, а также сравнение усвоенного с другими исследованиями в данной области знания. В рамках технологии учащиеся вправе подвергать сомнению достоверность или авторитетность полученной информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для ее применения, рассматривает возможности решения проблемы и т. д.
Необходимо отметить, что универсальная, проникающая, «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, представляющая собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма, а также базовые навыки человека открытого информационного пространства.
Как отмечают ученые, чтение и письмо -это те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить студентов эффективно читать и писать. Речь идет не о первичном обучении письму и чтению, как это происходит в начальном звене школы, а о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости. Хотелось бы добавить к данным умозаключениям, что в рамках выбранного вектора решения проблемы весьма вероятно модифицировать рассматриваемую технологию как технологию РКМНЧП, т. е. развитие критического мышления через нелинейное чтение и письмо. Возможность реализации такой технологии даст нам использование гипертекстового пространства в рамках разрабатываемого сайта проекта.
Базовыми аспектами технологии РКМЧП являются идея открытого общества и современное понимание культуры, предполагаю-
щее активность ее субъектов, актуальность взаимоотношений между ними и существование различных мировоззрений при отсутствии единой, жестко заданной нормы восприятия и поведения. В нашем случае реализация данной составляющей развития критического мышления укладывается в технологические аспекты реализации современного гипертекстового пространства.
Понятие «текст» в рамках классической технологии РКМЧП трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал. Мы же можем понятие «текст» отождествить с термином «гипермедиа», т. е. стандартным содержимым сети Интернет.
Задачи технологии РКМЧП:
1) формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений;
2) развитие таких базовых качеств личности, как рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности;
3) развитие аналитического, критического мышления;
4) формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
5) стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, пуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Посредством реализации технологии развития критического мышления можно развивать и культуру личности, создавать среду, благоприятную для ее развития, самопознания и самовыражения. В ходе реализации технологии моделируется и анализируется процесс познания на всех его этапах. Это позволяет использовать данную технологию как средство и инструмент саморазвития и самообразования человека (студента и преподавателя). С другой стороны, вся учеб-
ная деятельность строится на основе субъект-субъектных, партнерских взаимоотношений.
Технология РКМЧП ориентирована на воспитание у человека социальной ответственности. Для этого весь учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми обучающиеся сталкиваются в реальной жизни. Социально-ориентированное отношение к действительности, навыки коллективной работы, взаимообусловленность принципов и поступков личности - необходимые условия для формирования гражданских взглядов. Следует отметить, что при реализации технологии посредством разрабатываемого сайта мы сможем говорить о развитии сетевого этикета [7] и норм и правил коллективных коммуникаций в современной социальной сети.
Образовательными результатами реализации модифицированной технологии РКМЧП, на наш взгляд, будут являться следующие:
- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
- умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
- умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- умение решать проблемы;
- умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
- способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
- способность брать на себя ответственность;
- способность участвовать в совместном принятии решения;
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
- умение сотрудничать и работать в группе и др.
Теперь необходимо остановиться на решении задачи предоставления пользователям разрабатываемого сайта возможности моделирования ситуаций, требующих критиче-
ского подхода. В рамках решения данной задачи имеет смысл рассмотреть возможность интеграции сайта в систему Moodle, позволяющую решать когнитивные задачи, моделировать промежуточные и итоговые испытания по изученному материалу, дает возможность электронного педагогического сопровождения обучающихся. Кроме того, однозначно в рамках решения поставленной задачи на сайте должна быть реализована система обратной связи, дополняющая коммуникационный блок системы Moodle.
Следует остановиться на вопросе о том, почему выбрана именно система Moodle для решения поставленных задач. Анализируя возможности использования социальных сетей в обучении, мы пришли к следующим решениям. В наших целях можно использовать две системы: Elgg и Moodle. Выбор между ними достаточно сложен, поскольку в зависимости от того, какую платформу использовать, ее можно будет применить для двух различных целей: 1) формальная, учебная деятельность; 2) предоставление пространства для обучения студента под руководством преподавателя.
Elgg - это свободное (OpenSource) программное обеспечение, доступное под лицензией GPL 2.0, платформа для построения социальных сетей любого уровня и назначения - от небольших интранет-порталов ком-
паний, образовательных учреждений до открытых интернет-сообществ (система управления содержимым, CMS). Написан на PHP, используется JavaScript и Ajax-технологии. Для хранения информации использует в качестве хранилища базу данных MySQL.
Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) - свободная система управления обучением (LMS), распространяющаяся по лицензии GNU GPL. Система реализует философию «педагогики социального конструкционизма» и ориентирована прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и студентами, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а также поддержки очного обучения [8].
В табл. 2 мы выявили специфические особенности рассматриваемых систем Elgg и Moodle с целью выбора одной из них для дальнейшего применения в разрабатываемом сайте.
В результате проведенного анализа мы решили остановиться на системе Moodle, поскольку она предоставляет большее число возможностей для реализации проекта. Данное умозаключение находит свое подтверждение в работе Н.Е. Копытовой, Л.Н. Макаровой, И.А. Шаршова [9], посвященной разработке концепции образовательного сайта в разрезе дистанционного обучения.
Таблица 2
Сравнительный анализ систем Elgg и Moodle
Вид использования системы Моо<Ие
Неофициальная, учебная деятельность - удобная для педагога; - простота установки стандартного набора модулей и включение их в течение учебной программы; - легко управлять большими группами учащихся; - разработано для поддержки социально-конструктивных подходов к обучению в специальных учреждениях образования; - отличные возможности форумов; - создание веб-ресурсов - администрирование пользователей и добавление их в группы возможно индивидуально для каждого пользователя; - множество функций, доступных для учащихся с самого начала
Предоставление информационного пространства для изучения учебных курсов, обучение ученика под руководством преподавателя - МооШе могут сделать как социальные сети, но это требует дополнительной работы для администратора; - есть и другие модули, которые можно добавить к предоставлению дополнительных технических средств; - нет возможностей у пользователей загружать файлы для обмена - без дополнительных модулей - Е^ интерфейс базируется на индивидуальных настройках своей сети. Так что идеально подходит для этой цели; - ссылки между людьми, файлы, сообщения и т. д., четко через последовательные метки
Третьей составляющей создаваемого сайта нами заявлена проектная составляющая. Реализуемый нами проект направлен на выявление индивидуальных траекторий критического мышления. Для реализации вариативности траекторий в техническом плане нам видится необходимость привлечения технологий построения социальных сетей, которые позволяют реализовать отношение соответствия или связи «многие ко многим». Среди преимуществ использования социальной сети в рамках реализуемого проекта мы видим следующие.
1. Для студентов и большинства современных преподавателей использование социальных сетей в различных целях, в т. ч. и для получения знаний сегодня - норма. Таким образом, их использование должно иметь дополнительный педагогический эффект.
2. Коммуникативная раскрепощенность в социальной сети позволит снять ряд барьеров между студентами и преподавателями.
3. Пользователи социальных сетей имеют возможность общаться в реальном времени не только с преподавателем, но и между собой. Они могут организовывать подобие конференций, особенно при решении комплексных задач.
4. Преподаватель для студента психологически становится не только преподавателем, но и просто участником социальной сети - взаимодействие на вертикальном уровне сменяется на взаимодействие на горизонтальном уровне.
5. У преподавателя значительно расширяется канал связи и время общения с аудиторией, т. к. можно быстро оповещать обучаемых о ближайших событиях в учебном процессе.
В табл. 3 мы проанализировали, каким образом наиболее эффективно использовать социальные сети в образовательном процессе.
Таким образом, использование технологий социальных сетей и вместе с тем технологий, реализующих дистанционное обучение, целесообразно в первую очередь при внутриорганизационном групповом обучении. Такое положение вещей нас вполне устраивает, т. е. использование технологий социальных сетей для развития критического мышления студентов и преподавателей технически оправданно.
Остановимся более подробно на возможностях задавать и изучать траектории критического мышления.
Само понятие «индивидуальная образовательная траектория» (ИОТ) рассматривается современными учеными по-разному. Так, в работах С.В. Воробьевой, Н.А. Лабунской, А.П. Тряпицыной и других ИОТ понимается как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, которая определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося, а также стандартами образования. А.В. Хуторской рассматривает индивидуальную образовательную траекторию как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности.
Рассматривая понятие ИОТ с практических позиций, В.В. Селезнева [10] отмечает, что сегодня в обучении обучающемуся предоставляется право на свободный и самостоятельный выбор из целого ряда возможных альтернатив деятельности (поведения), и он осуществляет свой выбор, исходя из своих индивидуальных интересов и потребностей. В данном процессе преподаватель организует вариативное многофакторное поле выбора и дает возможность каждому ученику двигаться по своей собственной, индивидуальной траектории. Тем самым моделируется дерево возможностей. Статистически общее количество ветвей этого дерева значительно превосходит численность учащихся в классе. Таким образом, у каждого ребенка есть реальная возможность сделать свой собственный выбор и двигаться по своей собственной «ветви» или по своей индивидуальной траектории учения.
Возможность индивидуальной траектории образования ученика предполагает, что ученик при изучении темы может, например, выбрать один из следующих подходов: образное или логическое познание, углубленное или энциклопедическое изучение, ознакомительное, выборочное или расширенное усвоение темы. Сохранение логики предмета, его структуры и содержательных основ будет достигаться с помощью фиксированного объема фундаментальных образовательных объектов и связанных с ними проблем, которые наряду с индивидуальной траекторией
Таблица 3
Анализ образовательных возможностей современных социальных сетей и интернет-сообществ
Пример действия ЮЬ GDL PDL ASL
Блоги - веб-сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи,
содержащие текст, изображения или мультимедиа
Преподаватели могут написать в блоге весь свой учебный курс + - + + +
Преподаватели могут использовать блоги, обеспечивая решение организационных
задач + - + + +
Преподаватели могут писать блоги для создания сообщества студентов, размещая в
них учебные мероприятия + - + + +
Преподаватели могут вести ежедневный блог, публиковать в них различные отзывы
и задания для подготовки; размещать различные терминологические словари и т. д. + - + + +
Студенты могут вести студенческий блог, отражающий процесс обучения (напри-
мер, дневники учащихся), а также комментировать другие блоги студентов + - + + +
Преподаватели могут писать в блогах о своих точках зрения на события - + + + +
Физические лица в группах могут написать (и читать) сообщения в блоге группы;
держать других членов группы в курсе событий, происходящих в команде, группе
проекта + + - + +
Люди могут читать (и комментировать) широкий спектр внутренних и внешних блогов + +
Люди могут писать собственные блоги, оказывать консультативную помощь или
для записи обновленную информацию об их собственной деятельности + + + - +
Подкастинг - процесс создания и распространения звуковых
или видеопередач (то есть подкастов) во Всемирной сети
Преподаватели могут создавать тематические подкасты + - + + +
Студенты могут создавать свои собственные курсы подкастов + - + + +
Люди могут слушать курс (и связанные с курсами) подкасты, созданные внутри
страны или вне ее + - + - +
Люди могут слушать целый ряд внутренних и внешних информационных и учеб-
ных подкастов + + + - -
Физические лица могут создавать собственные подкасты для философствования,
выражения своего мнения или записей о своей деятельности + + + - +
Социальные закладки - это средство, с помощью которого пользователи Интернета
могут делиться, создавать, искать и управлять закладками тееЪ-ресурсов
Преподаватели и студенты могут построить курс библиотеки, соответствующие
ссылки курса (для исследований, презентаций, видео и т. д.) с использованием курса + - + + +
Студенты могут поискать в социальных закладках сайты, ресурсы + - + + +
Группы могут создавать группы или проекты, библиотеки ссылок с помощью тега
группы + + - + +
Физические лица могут сохранять, делиться и легко находить сайты личного или
профессионального интереса + + + - +
Люди могут увидеть в закладках то, что связано с аналогичными личными, профес-
сиональными или научно-исследовательскими интересами + + + - +
Физические лица могут просматривать сайты социальных закладок, чтобы найти
ссылки на ресурсы, которые помогут оперативно обмениваться идеями + + + + -
Совместное использование документов, презентаций и таблиц
Преподаватели могут обмениваться документами (статьи, презентации, электрон-
ные таблицы), которые были созданы с помощью своих студентов с возможностью
комментирования + - + + +
Студенты могут писать, редактировать, организовывать мозговой штурм и сравни-
вать точки зрения на совместном документе, решать совместные задания, где каж-
дый из них отмечает вклад в решение задач, вносить данные (через форму), которые собираются в таблицу + + + +
Группы могут работать вместе над совместными документами, например, програм-
мами, стратегиями, проектами или тендерными документами, научными статьями,
презентациями и электронными таблицами, могут использовать онлайновые формы
для создания опросов и добавления данных в электронную таблицу + - - + +
Физические лица могут создавать документы, а затем делиться ими на рассмотре-
ние (а не редактирование) + + + - +
Итоговый балл (количество «+») 23 11 20 16 21
обучения обеспечат достижение учениками нормативного образовательного уровня. Результаты движения по образовательной траектории можно проверять, ориентируясь на созданный учениками продукт; полученные знания реализуются в умениях оперировать ими в стандартной или творческой ситуации, отмечая формирование различного вида умений - мыслительных, коммуникативных, познавательных и т. д. Кроме того, необходима постоянная обратная связь, позволяющая не только корректировать движение ученика по траекториям (а иногда и саму траекторию), но и оценивать его продвижение.
Исходя из вышесказанного, следует отметить, что применение современных информационных технологий сайтостроения однозначно укладывается в приведенную концепцию. Сама структура сайта, последовательность перехода между его страницами, оставление комментариев в социальных сетях является ни чем иным как траекторией движения или направлением чтения гипертекста. Здесь реализуется и принцип альтернативности, и открытости, и многие другие. Если отождествлять структуру сайта с графом, то математически реализуемо просчитать любую траекторию движения по нему. Тогда встает вопрос не реализации индивидуальных траекторий обучения на образовательном сайте, а управления их выбора участниками сообщества: студентами и преподавателями (в нашем случае). Прежде чем перейти к рассмотрению данной проблемы, необходимо выделить еще ряд черт, присущих индивидуальной образовательной траектории как педагогической дефиниции.
И.Ф. Бережная в своем исследовании [11] отмечает основные аспекты педагогического проектирования индивидуальных образовательных траекторий:
- педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста будет результативным и динамичным в том случае, если педагогическое влияние преподавателей адекватно индивидуальным особенностям студентов и адаптивно происходящим изменениям;
- педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста наиболее эффективно в том случае, когда деятель-
ность, в которую включается студент, органично связана с потребностями профессиональной практики, с одной стороны, и с интересами самого студента - с другой;
- эффективность проектирования индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста обусловлена: уровнем активности студента; содержанием и организацией процесса проектирования, субъектом которого он является; личностными мотивами и смыслами; характером педагогического взаимодействия и влияния.
Ведущими тенденциями педагогического проектирования индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста являются:
- персонализация;
- возрастание субъектности;
- нелинейность;
- мобильность;
- полифуркационность.
Интересен тот факт, что перечисленные тенденции педагогического проектирования ИОТ в целом созвучны с общими тенденциями развития современных социальных сетей и блогосферы (порой с точностью до термина). Таким образом, использование на сайте развития критического мышления преподавателей и студентов технологий социальных сетей позволит строить множественные связи и задавать разнообразные траектории развития критического мышления.
Однако остается открытым вопрос, как подтолкнуть или направить участника проектируемого нами сайта проекта к реализации той или иной индивидуальной образовательной траектории. На наш взгляд, в силу того, что мы идем к реализации озвученного выше проекта посредством применения технологий нелинейного чтения, то само содержание статей сайта и заданий должно подталкивать пользователя к реализации собственной образовательной траектории. Одним из возможных вариантов, на наш взгляд, является использование технологий нейро-лингвисти-ческого программирования (НЛП).
В отечественном образовании в качестве средств, помогающих ребенку успешно взаимодействовать с людьми, быть эффективным в любой деятельности, рассматриваются и некоторые техники и технологии из различных направлений психотерапии. Одним из таких направлений является НЛП.
Основателями Дж. Гриндером и Р. Бенд-лером в основу НЛП положена модель деятельности поведения. Главная задача НЛП -раскрытие возможностей моделирования поведения через выявление паттернов - «систематически повторяющихся, устойчивых элементов (фрагментов) или последовательности элементов (фрагментов) поведения» [12] и передача их в качестве инструмента успешной деятельности другим людям.
Понятие «нейро-лингвистическое программирование» включает в себя три составляющих: нейрофизиологию процессов поведения, лингвистику, программирование. В рамках реализации проекта создания сайта развития индивидуальных траекторий критического мышления преподавателей и студентов две из трех озвученных составляющих (лингвистика - через нелинейное чтение и программирование - через современные ГГ-технологии) дефиниции имеют непосредственную возможность к реализации.
НЛП использует несколько подходов. Один из них гуманистический. Использование гуманистического подхода помогает показать, что человек: уже от рождения проявляет стремление полной реализации себя; наделен силами, необходимыми для развития своих возможностей; стремится к удовлетворению своих потребностей, таких как самоуважение или самореализация, которые способствуют его самоактуализации; способен к адекватной самооценке своего поведения и может самостоятельно находить путь к развитию своей личности, быть творческой личностью, брать на себя ответственность за свое поведение.
Таким образом, понимание НЛП в рамках гуманистического подхода полностью укладывается в концепцию проектирования индивидуальных траекторий критического мышления.
Истории
Документы
Контакты
О ВУЗе
Статьи для размышле-
ния, комплексные за- 4- Главная
дача
/
Новости проекта
/ \
Критическое мышление Индивидуальные траектории Документы
1 \ \
О проекте
О нас
Участ-
ники
проекта
4 1
1
Сфера интересов, реализованные проекты
Система \tOODLE Сообщество
Рис. 1. Структура сайта развития критического мышления преподавателей и студентов
НЛП, как практика, развивалось в двух взаимодополняющих направлениях: как процесс обнаружения паттернов мастерства в любой области человеческой деятельности и как эффективный способ мышления и коммуникации, практикуемый выдающимися, удачливыми, успешными людьми [12]. Эти паттерны и умения могут быть использованы как сами по себе, так и могут служить обратной связью в процессе моделирования поведения.
Исходя из всего вышесказанного, применение технологии НЛП при моделировании индивидуальных траекторий критического мышления студентов и преподавателей в рамках проекта является оправданным.
Остановимся теперь более детально на структуре разрабатываемого сайта и еще раз подчеркнем некоторые технические моменты. В целом рассматриваемый сайт должен иметь возможность авторизации, разграничение прав доступа, статистической обработки посещений, администрирования не только технического, но и педагогического (аналог модерации).
Попытаемся изобразить структурную схему сайта, опираясь на приведенные выше рассуждения (рис. 1).
Таким образом, обозначенная структура сайта должна позволить решать все задачи, связанные с развитием критического мышления преподавателей и студентов, а также выявлять и при необходимости задавать индивидуальные траектории развития их критического мышления. Разработка сайта развития критического мышления носит серьезный педагогический и технический характер, а решение поставленных задач видится в их полнейшей интеграции в рамках разрабатываемого проекта.
1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной
сети Интернет и обновления информации об образовательной организации: постановление Правительства РФ № 582 от 10.07.2013 г. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Колисниченко Д.Н. Joomla! 3.0. Руководство пользователя. М., 2013.
4. Коханова Е. Критическое мышление // Образование человека: Ассоциация развития образования. URL: http://o-ch.ru/reviews/critiacal. Загл. с экрана.
5. Ваганова О.И. Развитие критического мышления студентов на занятиях по педагогике. Н. Новгород, 2009.
6. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. C. 66-72.
7. Голушко Т.К., Макарова Л.Н. Компьютерная подготовка в профессиональном становлении педагога // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 10 (78). С. 269-273.
8. Глухих В.Р., Левкин Г.Г. Комплексная межвузовская система получения знаний с использованием дистанционных методов обучения // ДИВО. 2009. № 8 (26). С. 28-31.
9. Копытова Н.Е., Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Концепция сайта «Повышение квалификации научно-педагогических кадров» // Педагогическая информатика. 2012. № 1.
10. Селезнева В.В. Индивидуальные образовательные траектории развития учащихся различных категорий в начальной школе // nsportal.ru: Социальная сеть работников образования. 2012. 4 февр. URL: http://nsportal.ru/ nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekh nologii/individualnye-obrazovatelnye-traektorii. Загл. с экрана.
11. Бережная И.Ф. Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущих специалистов в образовательном процессе вуза. Воронеж, 2012.
12. Барбитова А.Д. Возможности использования нейро-лингвистического программирования как средства личностно ориентированного воспитания старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2004.
Поступила в редакцию 1.10.2013 г.
UDC 37-004.9
THE USE OF MODERN INTERNET-TECHNOLOGIES FOR DEVELOPMENT OF CONCEPTION AND STRUCTURE OF SITE "CRITICAL THINKING OF TEACHERS AND STUDENTS"
Roman Igorevich KUZMIN, First Tambov Branch of Russian Academy of Public Economy and State Service under President of RF, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of "Economics and Finances" Department, e-mail: romankuzmin1@rambler.ru
Lyudmila Nikolayevna MAKAROVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor of General Pedagogy and Educational Technologies Department, e-mail: mako20@inbox.ru
The article justifies the requirements and limitations that need consideration when designing a website as a network resource. First, it must meet the requirements of regulatory documents regulating certain aspects of content such sites. Secondly, it shall contain structural elements that should take into account the possibility of formation and development of critical thinking of teachers and students. And thirdly, the network share must have the possibility of organizing individual trajectories of development of critical thinking.
The development of the concept and structure of the site development of critical thinking teachers and students is conducted considering regulatory, educational and project component. The opportunities of sistem Joomla! that allows technical implementation of the requirements to set out in the legal documents to technology and software that are used for the operation of the official site are substantiated.
The analysis of the main aspects of critical thinking and shows their possible implementation of the project site is given. The possibility of using the modified technology development of critical thinking through reading and writing in modern hypertext space is considered.
Within the simulation situations requiring critical approach, the possibility of integration site in Moodle, which allows solving cognitive tasks, simulating interim and final test of the studied material, organize e-learning pedagogical support is considered.
It is proved that the uses of the site development of critical thinking of teachers and students social network technologies allow multiple links and ask a variety of critical path thinking. The site structure, sequence of the transition between its pages, leaving comments in social networks is a trajectory of movement or direction of reading hypertext. When corresponding the site structure with graph mathematically the trajectory of any on it is calculated.
Key words: network resources; site content; structure; critical thinking; teacher; student; individual development trajectory; educational opportunities of online communities.