ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННых ИНтЕРАКтИВНых
методов обучения на занятиях иностранного языка как условие формирования профессиональной культуры специалиста органов внутренних дел
USING MODERN INTERACTIvE METHODS OF STUDYING
at the English lessons as a condition for forming of professional culture of law
ENFORCEMENT OFFICERS
УДК 371.315.7:372.881.1
Н.В. БЫХТИНА,
кандидат педагогических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России)
N.V. BYKHTINA
PhD in Education, associate professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
В.Л. МАЛАХОВА,
кандидат филологических наук (Белгородский юридический институт МВД России)
V.L. MALAKHOVA,
PhD in Philology (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
Аннотация: статья посвящена проблеме формирования профессиональной культуры специалиста органов внутренних дел. Рассматриваются вопросы интенсификации организации образовательного процесса на занятиях иностранного языка с помощью современных интерактивных методов обучения. Акцентируется внимание на электронных учебных изданиях, повышающих качество подготовки будущих специалистов.
Ключевые слова: качество подготовки, специалист, правоохранительные органы, электронные учебные издания, интерактивные методы обучения.
Abstract: the article is devoted to the problem of professional culture forming of law enforcement officers. The author touches upon intensifying of foreign languages studies with the help of modern interactive methods. The attention is focused on electronic educational manuals, improving the quality of training of law enforcement officers.
Keywords: training quality, specialist, law enforcement agencies, electronic educational manuals, interactive methods of studying.
В современных условиях возрастают листом, как минимум, одним иностранным
требования к качественным характе- языком - это показатель не только его обще-
ристикам специалиста. Владение специа- культурного развития, но и условие успеш-
ной самореализации в профессиональной деятельности. Современный специалист с высшим образованием должен обладать высоким уровнем профессиональной культуры. Значительное место в развитии профессиональной культуры специалиста органов внутренних дел отводится его готовности к межкультурной коммуникации, т.е. информационной и коммуникативной ее составляющим, формирование которых в образовательном учреждении возможно в процессе изучения иностранного языка.
Обучение иностранным языкам необходимо построить с позиций межкультурной коммуникации, в рамках межкультурной парадигмы, предполагающей коммуникативное, социокультурное и когнитивное развитие обучающихся [1].
Следовательно, подготовка специалиста органов внутренних дел с высоким уровнем профессиональной культуры, сформированными ее коммуникативной и лингвистической составляющими, является условием и предпосылкой его эффективной самореализации в профессиональной деятельности.
Очевидно, что основной целью изучения иностранного языка обучающимися является достижение практического владения этим языком, позволяющего использовать его во всех видах речевой коммуникации.
Практическое владение иностранным языком обучающимся в рамках дисциплины «Иностранный язык» предполагает сфор-мированность совокупности компетенций, основными из которых являются:
• коммуникативная компетенция (лингвистическая, социолингвистическая, социокультурная, социальная, стратегическая, дискурсивная);
• прагматическая (способность понимать и порождать иноязычный дискурс с учетом культурных особенностей носителей языка);
• общая (знание о странах изучаемого языка, об особенностях их языковой системы);
• когнитивная (учебно-исследовательская и научно-исследовательская компетенции);
• межкультурная компетенция.
Естественно, выполнить поставленные
задачи можно, применяя новые информационные технологии, которые становятся неотъемлемой частью учебного процесса обучения иностранному языку. Актуальность использования электронных дидактических ресурсов продиктована потребностями интенсификации обучения, необходимостью формирования навыков самостоятельной
учебной деятельности обучающихся и развития их творческого потенциала.
Как известно, электронная образовательная среда предоставляет преподавателю иностранного языка богатые возможности по разработке авторских учебных материалов в виде уроков, тестовых заданий, а также электронных учебных пособий. Электронные дидактические материалы создают благоприятные условия для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Иностранный язык».
В целях интенсификации процесса обучения, обеспечения динамичности модификации учебного материала на кафедре иностранных языков Белгородского юридического института МВД России были разработаны электронные учебники, а также учебное пособие по английскому языку. Внедрение в структуру электронных изданий мультимедийных составляющих способствует передаче одновременно текстовой, звуковой, графической информации, видео и анимации.
Электронные образовательные издания, на наш взгляд, позволяют индивидуализировать содержание, последовательность и темп изучения материала; развить все виды компетенций обучающихся, необходимые для осуществления коммуникации в профессиональной среде.
На кафедре иностранных языков Белгородского юридического института МВД России создан ряд учебно-методических комплексов по учебным дисциплинам «английский язык» и «немецкий язык» для курсантов и слушателей специальностей «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Правоохранительная деятельность» очной и заочной форм обучения. Кроме того, для адъюнктов, обучающихся по юридическим специальностям, имеется УМК для курса «Иностранный язык (английский)», который мы и приведём в качестве примера.
УМК включает: программу-минимум кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «Иностранный язык», программу вступительного экзамена в адъюнктуру по иностранному языку (юридические науки), рабочую учебную программу кандидатского экзамена, тематический план изучения дисциплины, график последовательности прохождения дисциплины, лекции, методические разработки практических занятий, методические указания для самостоятельной работы по изучению дисциплины, экза-
менационные материалы.
В рабочей учебой программе наряду с организационно-методическими указаниями представлены тематические планы по курсу и содержание занятий, например: Тема № 1: Лекция «Цели и задачи курса. Аннотирование и реферирование литературы по специальности». Тема № 2: Лекция «Изучение иностранных языков и межкуль-турная коммуникация». Тема № 3: «Страны изучаемого языка: история, культура, традиции» и т.п.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что в обострившихся условиях конкуренции преимущества получат учебные заведения, выпускающие высококвалифицированных специалистов, с высоким уровнем профессиональной культуры, что создаёт предпосылки для внедрения в учебный процесс высшей школы новых образовательных технологий, современных интерактивных методов обучения, в частности, электронных учебных изданий, которые приобретают особую актуальность.
Литература:
1. Щуров Е.А, Селин Б.Н. Интерактивные формы освоения учебного материала курсантами вуза МВД России // Криминалистика и судебно-экспертная деятельность в условиях современности: материалы международной научно-практической конференции - Краснодар, 2013. С. 153-159.
References
1. Schurov E. A., Selin B.N. Interactive forms of learning material by cadets of educational organizations of the Ministry of the Internal Affairs of the Russian Federation // Criminalistics and Forensic Science in the Modern Conditions: releases of the international scientific and practical conference. - Krasnodar, 2013. P. 153-159.