Использование современных информационных технологий как фактора эффективности педагогической деятельности
Гирш И. С. педагог-психолог МБДОУ «Детский сад «Санаторный» г. Абакан, Республика Хакасия хи^ИичнаатаИ. ги
Аннотация: Целью статьи является оказание методической поддержки педагогам в формировании общепедагогической и предметно - педагогической ИКТ - компетенций как факторов эффективной педагогической деятельности в условиях ФГОС ДО. Раскрываются пути комплексного обучения педагогов основам информационных компетентностей.
Ключевые слова: информационные технологии, педагоги, обучение
«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».
Э.Золя
В проекте профессионального стандарта педагогов указано, что «от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил».
Образовательная деятельность с использованием современных информационных технологий эффективна лишь в условиях владения педагогами дополнительными педагогическими возможностями. В роли этих возможностей мы видим ИКТ-компетентность педагогов.
Федеральный закон «Об образовании в РФ», внедряемые ФГОС ДО, Положения Концепции модернизации образования об информатизации системы дошкольного образования и проект «Профессиональный стандарт педагога» регламентируют сформированность ИКТ - компетентности у педагогов. В связи с этим появилась потребность у членов нашего педагогического сообщества развиваться в области ИКТ по индивидуальным запросам, расширяющих имеющиеся ИКТ - компетенции и позволяющим им сформировать новые педагогические профессиональные качества, активное применение широкого спектра современных информационных технологий.
Педагоги испытывают потребность в специальных мероприятиях по освоению новых инструментов цифровых образовательных ресурсов и средств, появляющихся в образовательном учреждении. В связи с этим возникла необходимость создания программы из запроса ДОУ на качество использования средств ИКТ в образовательном процессе и мотивации педагогов.
Целью является оказание методической поддержки педагогам в формировании общепедагогической и предметно - педагогической ИКТ - компетенций как факторов эффективной педагогической деятельности в условиях ФГОС ДО. Для достижения цели перед нами были поставлены следующие задачи:
• Повышать мотивацию педагогов к использованию средств ИКТ.
• Развивать у педагогов способность к интегрированному использованию ИКТ и современных педагогических технологий.
• Формировать навыки применения информационных и телекоммуникационных технологий в образовательной деятельности.
• Сопровождать педагогов в изучении конкретных компьютерных приложений для создания авторского продукта.
В дошкольном учреждении ведется определенная деятельность по внедрению новых информационных технологий:
• создана локальная сеть с выходом в Интернет, имеются собственные образовательные ресурсы (блог, сайт ДОУ, сайты педагогов);
• 100% педагогов владеют элементарными навыками работы на компьютере;
• 32% педагогов обладают ИКТ - компетентностью (активное внедрение педагогических образцов использования средств ИКТ в воспитательно-образовательном процессе);
• 21% педагогов (творческая группа) обладают информационной культурой, для которой характерна направленность на собственные разработки образовательных инноваций в области использования ИКТ;
• 84% педагогов - члены «Школы цифрового века».
Руководство программой осуществляется творческой группой педагогов, уверенно владеющих прикладными программами, для разработки собственных образовательных ресурсов.
Программа реализуется посредством обучения в Школе педагогов «Психолого -педагогическое сопровождение педагогов в формировании ИКТ - компетенций».
Для повышения активности педагогов на занятиях используются интерактивные методы: мастер-классы, мини-лекции, тесты, рефлексия, семинары-практикумы, лаборатория, аудивидеотекстовая коммуникация, кластери, интерактивные игры, игры - энергизаторы, ярмарки идей и авторских продуктов, круглый стол, работа в блоге, на индивидульных сайтах, участие в конференциях и конкурсах различного уровня. Различные формы визуализации учебного материала в виде тематических презентаций, видеоклипов, а также обучающих компьютерных программ, мультфильмов позволяют сделать процесс обучения понятным и интересным для взрослых, обеспечивают наглядность и доходчивость новой темы. В рамках Школы педагогов изучались такие темы, как:
• «Физиологические, санитарно-гигиенические и медицинские аспекты применения ИКТ в дошкольном учреждении»;
• «Интеграция ИКТ с образовательными областями»;
• « Компьютерные технологии и общее психическое развитие личности»;
• «Экспертиза цифровых образовательных ресурсов в соответствии с образовательными задачами ДОУ»;
• «Оценка результатов УУД обучающихся с использованием средств ИКТ»;
• «Использование ИКТ во взаимодействие с родителями»;
• Деловая игра «Ребенок в информационном пространстве».
В результате у педагогов повысилась способность эффективно использовать имеющиеся в их распоряжении информационные ресурсы и технологии в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества.
Вывод. Снятие ограничений и преодоление трудностей, мешающих использованию ИКТ в образовательном процессе. Умение комбинировать элементы теории и практики Повышение имиджа, самореализация педагогов посредством результативного участия в конкурсах разного уровня, обобщения и диссеминация передового опыта. Создание и распространение авторских разработок (методические рекомендации, конспекты НОД, сценарии мероприятий с родителями, программа интеллектуального кружка «Смайлик»), мультимедийной продукции (интерактивные игры для обучающихся по образовательным областям, мультимедийные презентации, тесты). Методическую ценность Программы мы видим в четком определении цели и задач, в разработанной системе использования ИКТ в образовательной деятельности, в возможности интегрирования современных информационных и педагогических технологий с целью достижения новых образовательных результатов у дошкольников.
Программа имеет практико - ориентированный характер, технологичность, что позволяет использовать ее и в других образовательных учреждениях. В перспективе предполагаем активное использование ИКТ в образовательной деятельности, ведение мониторинга с помощью информационных технологий, расширение круга социальных партнеров.
Библиография
1. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддъяков Н.Н., Зворыгина Е.В. 1998. Новые
информационные технологии в дошкольном образовании.
2. Гулак И.В. 2006. Использование компьютера в управлении ДОУ // Управление ДОУ. №8. С.36-50.
3. Зенкина С.В. 2007. Компьютерные обучающие системы: дидактические особенности создания и применения в высшем профессиональном образовании. Ставрополь. 152с. (монография)
4. Иванова Е. 1996. Новые информационные технологии в дошкольном образовании и воспитании // Обруч. №1. С.17-18.
5. Роберт И.В. 1994. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.
6. Селевко Г.К. 2005. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.
7. Шумарина А.П. 2008. К вопросу повышения качества дошкольного образования //Управление ДОУ. №4 . С. 20-28