Научная статья на тему 'Использование современных информационных технологий как фактора эффективности педагогической деятельности'

Использование современных информационных технологий как фактора эффективности педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
980
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФГОС ДО / КОМПЛЕКСНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гирш И.С.

Целью статьи является оказание методической поддержки педагогам в формировании общепедагогической и предметно педагогической ИКТ компетенций как факторов эффективной педагогической деятельности в условиях ФГОС ДО. Раскрываются пути комплексного обучения педагогов основам информационных компетентностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование современных информационных технологий как фактора эффективности педагогической деятельности»

Использование современных информационных технологий как фактора эффективности педагогической деятельности

Гирш И. С. педагог-психолог МБДОУ «Детский сад «Санаторный» г. Абакан, Республика Хакасия хи^ИичнаатаИ. ги

Аннотация: Целью статьи является оказание методической поддержки педагогам в формировании общепедагогической и предметно - педагогической ИКТ - компетенций как факторов эффективной педагогической деятельности в условиях ФГОС ДО. Раскрываются пути комплексного обучения педагогов основам информационных компетентностей.

Ключевые слова: информационные технологии, педагоги, обучение

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».

Э.Золя

В проекте профессионального стандарта педагогов указано, что «от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил».

Образовательная деятельность с использованием современных информационных технологий эффективна лишь в условиях владения педагогами дополнительными педагогическими возможностями. В роли этих возможностей мы видим ИКТ-компетентность педагогов.

Федеральный закон «Об образовании в РФ», внедряемые ФГОС ДО, Положения Концепции модернизации образования об информатизации системы дошкольного образования и проект «Профессиональный стандарт педагога» регламентируют сформированность ИКТ - компетентности у педагогов. В связи с этим появилась потребность у членов нашего педагогического сообщества развиваться в области ИКТ по индивидуальным запросам, расширяющих имеющиеся ИКТ - компетенции и позволяющим им сформировать новые педагогические профессиональные качества, активное применение широкого спектра современных информационных технологий.

Педагоги испытывают потребность в специальных мероприятиях по освоению новых инструментов цифровых образовательных ресурсов и средств, появляющихся в образовательном учреждении. В связи с этим возникла необходимость создания программы из запроса ДОУ на качество использования средств ИКТ в образовательном процессе и мотивации педагогов.

Целью является оказание методической поддержки педагогам в формировании общепедагогической и предметно - педагогической ИКТ - компетенций как факторов эффективной педагогической деятельности в условиях ФГОС ДО. Для достижения цели перед нами были поставлены следующие задачи:

• Повышать мотивацию педагогов к использованию средств ИКТ.

• Развивать у педагогов способность к интегрированному использованию ИКТ и современных педагогических технологий.

• Формировать навыки применения информационных и телекоммуникационных технологий в образовательной деятельности.

• Сопровождать педагогов в изучении конкретных компьютерных приложений для создания авторского продукта.

В дошкольном учреждении ведется определенная деятельность по внедрению новых информационных технологий:

• создана локальная сеть с выходом в Интернет, имеются собственные образовательные ресурсы (блог, сайт ДОУ, сайты педагогов);

• 100% педагогов владеют элементарными навыками работы на компьютере;

• 32% педагогов обладают ИКТ - компетентностью (активное внедрение педагогических образцов использования средств ИКТ в воспитательно-образовательном процессе);

• 21% педагогов (творческая группа) обладают информационной культурой, для которой характерна направленность на собственные разработки образовательных инноваций в области использования ИКТ;

• 84% педагогов - члены «Школы цифрового века».

Руководство программой осуществляется творческой группой педагогов, уверенно владеющих прикладными программами, для разработки собственных образовательных ресурсов.

Программа реализуется посредством обучения в Школе педагогов «Психолого -педагогическое сопровождение педагогов в формировании ИКТ - компетенций».

Для повышения активности педагогов на занятиях используются интерактивные методы: мастер-классы, мини-лекции, тесты, рефлексия, семинары-практикумы, лаборатория, аудивидеотекстовая коммуникация, кластери, интерактивные игры, игры - энергизаторы, ярмарки идей и авторских продуктов, круглый стол, работа в блоге, на индивидульных сайтах, участие в конференциях и конкурсах различного уровня. Различные формы визуализации учебного материала в виде тематических презентаций, видеоклипов, а также обучающих компьютерных программ, мультфильмов позволяют сделать процесс обучения понятным и интересным для взрослых, обеспечивают наглядность и доходчивость новой темы. В рамках Школы педагогов изучались такие темы, как:

• «Физиологические, санитарно-гигиенические и медицинские аспекты применения ИКТ в дошкольном учреждении»;

• «Интеграция ИКТ с образовательными областями»;

• « Компьютерные технологии и общее психическое развитие личности»;

• «Экспертиза цифровых образовательных ресурсов в соответствии с образовательными задачами ДОУ»;

• «Оценка результатов УУД обучающихся с использованием средств ИКТ»;

• «Использование ИКТ во взаимодействие с родителями»;

• Деловая игра «Ребенок в информационном пространстве».

В результате у педагогов повысилась способность эффективно использовать имеющиеся в их распоряжении информационные ресурсы и технологии в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества.

Вывод. Снятие ограничений и преодоление трудностей, мешающих использованию ИКТ в образовательном процессе. Умение комбинировать элементы теории и практики Повышение имиджа, самореализация педагогов посредством результативного участия в конкурсах разного уровня, обобщения и диссеминация передового опыта. Создание и распространение авторских разработок (методические рекомендации, конспекты НОД, сценарии мероприятий с родителями, программа интеллектуального кружка «Смайлик»), мультимедийной продукции (интерактивные игры для обучающихся по образовательным областям, мультимедийные презентации, тесты). Методическую ценность Программы мы видим в четком определении цели и задач, в разработанной системе использования ИКТ в образовательной деятельности, в возможности интегрирования современных информационных и педагогических технологий с целью достижения новых образовательных результатов у дошкольников.

Программа имеет практико - ориентированный характер, технологичность, что позволяет использовать ее и в других образовательных учреждениях. В перспективе предполагаем активное использование ИКТ в образовательной деятельности, ведение мониторинга с помощью информационных технологий, расширение круга социальных партнеров.

Библиография

1. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддъяков Н.Н., Зворыгина Е.В. 1998. Новые

информационные технологии в дошкольном образовании.

2. Гулак И.В. 2006. Использование компьютера в управлении ДОУ // Управление ДОУ. №8. С.36-50.

3. Зенкина С.В. 2007. Компьютерные обучающие системы: дидактические особенности создания и применения в высшем профессиональном образовании. Ставрополь. 152с. (монография)

4. Иванова Е. 1996. Новые информационные технологии в дошкольном образовании и воспитании // Обруч. №1. С.17-18.

5. Роберт И.В. 1994. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.

6. Селевко Г.К. 2005. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.

7. Шумарина А.П. 2008. К вопросу повышения качества дошкольного образования //Управление ДОУ. №4 . С. 20-28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.