ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 373.6
Кенжебаева Гулнур Маратовна Ассистент-преподаватель кафедры иностранных языков, Нукусский государственный педагогический институт Уббиниязова Нигора Онгарбаевна Студентка 1-го курса, Каракалпакский государственный университет ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В РОЛИ НАГЛЯДНОСТИ В ШКОЛЕ
Аннотация: Статья посвящается к использованию современных информационных технологий и технических средств обучения в роли наглядности. Информатизация общества - это глобальный социальный процесс. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования. Процесс вхождения школы в мировое образовательное пространство требует совершенствование. При использовании на уроках современных технических средств, необходимо соблюдение известных общих дидактических принципов.
Ключевые слова: современная информационная технология, интеграция, методы обучения, мотивация, дидактические принципы.
Kenjebaeva G.M.
Teacher of foreign languages department, Nukus State Pedagogical Institute Ubbiniyazova N.O.
The 1st -year student Karakalpak State University USING MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES AND TRAINING MEANS IN THE ROLE OF
VISUAL METHODS AT SCHOOL
Summary: The article is devoted to using modern information technologies and training means in the role of visual methods. Informatization of society is a global social process. One of prior directions of modern society information process is educational information. Process of school occurrence in world educational space demands perfection. While using modern means at lessons, maintenance of known general didactic principles is necessary.
Key words: modern informational technology, integration, teaching methods, motivation, didactic principles.
Основные задачи по всестороннему гармоничному развитию личности вытекает из потребностей нашего общества на современном этапе. Наиболее емко и отчетливо они выражены в книге «Идея национальной независимости: основные понятия и принципы». «Идея национальной независимости должна служить народу, помогать каждому осознавать себя в реалиях быстро меняющегося мира, ощущать преемником наследия великих предков, созданной ими самобытной тысячелетней культуры, стараться беречь и приумножать это богатство, пополняемое в контексте с общечеловеческими ценностями, достижениями мирового прогресса, приобщать к нему подрастающее поколение» [1, с. 7-8].
Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Информатизация общества обеспечивает:
-активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, и научной, производственной и других видах деятельности его членов;
-интеграцию информационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;
-высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.
Применение открытых информационных систем, рассчитанных на использование всей массы информации, доступной в данный момент обществу в определенной его сфере, позволяет усовершенствовать механизмы управления общественным устройством, способствует гуманизации и демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой
информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования - внедрение средств новых информационных технологий в систему образования [2, с. 89]. Это сделает возможным:
-совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также
коммуникационных сетей;
-совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;
-создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально -исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;
-создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих, контролирующих и оценивающих систем.
В настоящее время можно уже вполне определенно выделить успешно и активно развивающиеся направления использования современных информационных технологий в образовании:
-реализация возможностей программных средств учебного назначения (проблемно-ориентированных, объектно -ориентированных,
предметно-ориентированных) в качестве средства обучения, объекта изучения, средства управления, средства коммуникации, средства обработки информации.
-интеграция возможностей сенсорики, средств для регистрации и измерения некоторых физических величин, устройств, обеспечивающих ввод и вывод аналоговых и дискретных сигналов для связи с комплектом оборудования, сопрягаемого с компьютером, и учебного, демонстрационного оборудования при создании аппаратно-программных комплексов;
-интеграция возможностей компьютера и различных средств передачи аудиовизуальной информации при разработке видеокомпьютерных систем и систем мультимедиа.
Использование таких комплексов
предоставляет обучаемому инструмент исследования, с помощью которого можно осуществлять регистрацию, сбор, накопление информации об изучаемом или исследуемом реально протекающем процессе; создавать и исследовать модели изучаемых процессов; визуализировать закономерности процессов, в том числе и реально протекающих; автоматизировать процессы обработки результатов
эксперимента; управлять объектами реальной действительности [3, с. 95].
Эти системы представляют собой комплекс программно-аппаратных средств и оборудования, который позволяет объединять различные виды информации (текст, рисованная графика, слайды, музыка, реалистические изображения, движущиеся изображения, звук, видео) и реализовывать при этом интерактивный диалог пользователя с системой. Использование видеокомпьютерных систем и систем мультимедиа обеспечивает реализацию интенсивных форм и методов обучения, организацию самостоятельной учебной деятельности, способствует повышению мотивации обучения за счет возможности использования современных средств комплексного представления и манипулирования аудиовизуальной информацией, повышения уровня эмоционального восприятия информации.
Как показывает отечественный и зарубежный опыт применения современных научных информационных технологий (СНИТ), реализация вышеизложенных возможностей позволяет обеспечить:
-предоставление обучаемому инструмента исследования, конструирования, формализации знаний о предметном мире и вместе с тем активного компонента предметного мира, инструмента измерения, отображения и воздействия на предметный мир;
-расширение сферы самостоятельной деятельности обучаемых за счет возможности организации разнообразных видов учебной деятельности (экспериментально-исследовательская, учебно-игровая, информационно-учебная
деятельность, а также деятельность по обработке информации, в частности и аудиовизуальной), в том числе индивидуальной, на каждом рабочем месте, групповой, коллективной;
-индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения за счет реализации возможностей интерактивного диалога, самостоятельного выбора режима учебной деятельности и организационных форм обучения;
вооружение обучаемого стратегией усвоения учебного материала или решения задач определенного класса за счет реализации возможностей систем искусственного интеллекта;
-формирование информационной культуры, компонентов культуры индивида, члена информационного общества, за счет осуществления информационно-учебной деятельности, работы с объектно-ориентированными программными
средствами и системами;
-повышение мотивации обучения за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов, явлений, управления изучаемыми объектами, ситуацией, возможностей самостоятельного выбора форм и методов обучения, вкрапления игровых ситуаций.
Процесс информатизации образования и связанное с этим использование возможностей СНИТ в процессе обучения приводит не только к изменению
организационных форм и методов обучения, но и к возникновению новых методов обучения [4, с. 17-18].
Таким образом, в связи с развитием процесса информатизации образования изменяется объем и содержание учебного материала, происходит переструктурирование программ учебных предметов (курсов), интеграция некоторых тем или самих учебных предметов, что приводит к изменению структуры и содержания учебных предметов (курсов) и, следовательно, структуры и содержания образования.
Параллельно этим процессам происходит внедрение инновационных подходов к проблеме уровня знаний учащихся, основанных на разработке и использовании комплекса компьютерных
тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня усвоения.
Изменение содержания и структуры образования, представлений об организационных формах, методах обучения и контроля за его результатами приводит к изменению частных методик преподавания.
Процесс вхождения школы в мировое образовательное пространство требует
совершенствование, а также серьёзную переориентацию компьютерно-информационной составляющей. Лавинообразный рост объёмов информации принял характер информационного взрыва во всех сферах человеческой деятельности. Информационный взрыв породил множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку "ручные методы" без использования технических средств давно исчерпали свои возможности.
Наиболее доступной формой автоматизации обучения является применение компьютеров, то есть использование машинного времени для обучения и обработки результатов контрольного опроса знаний учащихся [5, с. 103]. Всё большее использование компьютеров позволяет автоматизировать, а тем самым упростить ту сложную процедуру, которую используют и учителя при создании методических пособий. Тем самым, представление различного рода "электронных учебников", методических пособий на компьютере имеет ряд важных преимуществ. Во-первых, это автоматизация как самого процесса создания таковых, так и хранения данных в любой необходимой форме. Во-вторых, это работа с практически неограниченным объёмом данных. Создание компьютерных технологий в обучении соседствует с изданием учебных пособий новой генерации, отвечающих потребностям личности обучаемого. Учебные издания новой генерации призваны обеспечить единство учебного процесса и современных, инновационных научных исследований, т.е. целесообразность использования новых информационных технологий в учебном процессе и, в частности, различного рода так называемых "электронных учебников". Эффект от применения средств компьютерной техники в обучении может быть достигнут лишь тогда, когда учитель не ограничивается в средствах представления
информации, коммуникаций и работы с базами данных и знаний.
При использовании на уроках современных технических средств, необходимо соблюдение известных общих дидактических принципов: -принцип научности;
-принцип последовательности и цикличности; -принцип сознательности усвоения
деятельности;
-принцип доступности содержания; -активность и самостоятельность; -индивидуализация и коллективность обучения; -эффективность учебной деятельности; -связь теории и практики;
-принцип наглядности или, как еще говорится, наглядные методы содержания и деятельности [6, с. 38].
Создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранным языкам - один из важных проблемных вопросов современной методики. С ним в первую очередь связана реализация массового обучения двум из четырех основных видов речевой деятельности: аудированию и говорению (условно-коммуникативному или коммуникативному). Для достижения этой цели используются различные виды наглядности. Современный этап развития техники характеризуется переходом к созданию многофункциональных учебных комплексов и автоматизированных обучающих систем на базе ЭВМ. Такие комплексы и системы обладают универсальными дидактическими возможностями: они позволяют вести обучение в диалоговом режиме с учетом индивидуальных возможностей обучаемых, обеспечивать дистантное обучение с использованием современных технологий. В процессе обучения иностранным языкам в современной средней школе используются светотехнические и звукотехнические средства.
Светотехнические средства - это видеомагнитофоны, телевизоры, графопроекторы (кодоскопы), мультимедийные проекторы, компьютеры. Они обеспечивают зрительную информацию, которая в ходе обучения может выполнять самые разные функции.
Звукотехнические средства (магнитофоны, проигрыватели, аудиопассивные и аудиоактивные устройства лингафонных кабинетов) позволяют осуществлять все виды звуковой наглядности при обучении произношению.
Наряду с вышеуказанными средствами наглядности в современной методике обучения английскому языку в школе все большее внимание уделяется и иллюстрированным наглядным средствам обучения при помощи компьютерного обеспечения [7, с. 17].
Чаще всего специалисты классифицируют наглядные средства обучения по содержанию, характеру изображаемого и форме представления, при этом выделяются три группы:
1. Изобразительная наглядность: -фоторепродукции картин;
-фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры;
-фотопортреты;
-фотоизображения окружающего мира (природы и общества);
-учебные рисунки - специально созданные художниками или
-иллюстраторами для учебных текстов; -фоторисунки и аппликации; -видеофрагменты (сюжетные видеоролики); -видеофильмы (художественные и
документальные).
2. Условно-графическая наглядность (логико-структурные схемы или модели):
-таблицы;
-схемы;
-блок-схемы
-диаграммы;
-гистограммы;
-графики;
-макеты;
-карты;
-картосхемы;
-планшеты.
3. Мультимедийная наглядность (на основе как изобразительных, так и условно-графических иллюстраций):
-все фотоизображения; -анимация и 3D моделирование (без звука); -анимация и 3D моделирование (с музыкальным или речевым сопровождением);
-аудиофрагменты (аудиофрагменты текста, аудиолекции, звуковые комментарии к рисункам, речевые фрагменты персоналий и др.);
-видеофрагменты, или видеоролики; -аудиовидеофрагменты (лекций, конференций, видеообращений, политических событий, явлений и др.);
-видеофильмы (художественные и
документальные).
Кроме представленной выше, существуют и другие классификации, такие как, например, классификация наглядных средств по признаку восприятия учебного материала. Под понятием восприятие информации подразумевается включение в процесс усвоения информации органов чувств: слуховых, зрительных, двигательных и др.
Чем больше органов чувств участвуют в восприятии учебной информации, тем легче она усваивается. Конечно, кроме наличия иллюстративного материала, для активизации процесса осмысления учебного текста важно, чтобы он был доступным, интересным, логически взаимосвязанным, актуализированным. В этих целях лучше использовать яркие и точные формулировки, таблицы, схемы, репродукции картин, рисунки, анимацию, аудио-видеофрагменты.
Список литературы:
1. Каримов И.А. Идея национальной независимости: основные понятия и принципы. -Ташкент: Узбекистан, 2001. - 284 с.
2. Мархель И.И. Компьютерная технология обучения. // Педагогика. -Москва, 1999. - № 5. -С. 8890.
3. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. - Санкт
- Петербург: Евразия, 1999. - С. 94-95.
4. Первин С.П. Дети, компьютеры и коммуникации. // Информатика и образование. -1998.
- №4.- С. 16-19.
5. Пчелин М.А. Фраза в новой обертке.// МИР ПК. - 2001, Сентябрь. - С. 102-106.
6. Розенберг Н.М. Информационная культура в содержании общего образования. // Педагогика. -Москва, 1997. - № 3. - С. 37 - 39.
7. Цветкова Л. А. Использование компьютера при обучении лексике в начальной школе // Иностранные языки в школе. - Москва, 2002. - № 2. -С. 16-18.
УДК 37.034
Столяренко Олена Вiкторiвна кандидат педагоггчних наук, доцент кафедри педагогжи, Втницький державний педагоггчний унгверситет ¡м. М. Коцюбинського
Столяренко Оксана Василiвна кандидат педагоггчних наук, доцент кафедри тоземних мов, Втницький нацгональний техтчний унгверситет ДОСЛ1ДЖЕННЯ СТРУКТУРНИХ КОМПОНЕНТ1В ГУМАН1СТИЧНО СПРЯМОВАНО1 ОСОБИСТОСТ1
Анотацгя: У статт1 представлений психолого-педагоггчний аналгз становлення гумангстично ор1ентовано1 особистостг на основI компонентного тдходу в розвитку самосвгдомостг вихованцгв. У процеа дослгдження структури цттсного ставлення до людини, що лежить в основI гумангстичного виховання, нами було видтено когттивний (ттелектуальний), емоцшно-цгннгсний I дгяльтсно-практичний компоненти. Засвоет науковI знання про людину, призначення, змгст и життя, вгдомостг про загальнолюдськ цгнностг, моральнг якостг, осмислення того, як дгяти в тш чи тшт ситуацИ, адекватна самооцгнка можуть сприяти позитивному розвитку емоцшно-цттсного ставлення до себе, а далг - й до тших людей. Дгяльтсно-практичний компонент е важливим пгдсумком зусиль, виховання I самовиховання на шляху до удосконалення особистостг в и гумангстичномурозвитку. У статт1 ми представили фрагмент дослгдження особливостей процесу формування цттсного ставлення до людини на ргвнг когнтивного I емоцтно-цттсного компоненту.
КлючовI слова: цттсне ставлення до людини, емоц1йно-ц1нн1сне ставлення до себе; когнтивний компонент; емоцтний компонент; дгяльнгсно-практичний компонент; трьохр1внева структура самосвгдомостг