Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / естественная дисциплина химия / дистанционное обучение / электронная образовательная среда / форма обучения / information technology / natural discipline chemistry / distance learning / electronic educational environment / form of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.И. Никитина, Е.В. Рогова

В работе рассмотрен опыт преподавания студентам естественной дисциплины химия в дистанционном формате. Показано снижение роли практики и экспериментальной её составляющей в образовательном процессе при удаленной форме обучения, отсутствие возможности закрепления теоретических знаний экспериментом, повышающим усвоение материала и интерес студентов. Сделан вывод о том, что дистанционное обучение химии, обладая рядом принципиальных отличий, может рассматриваться только как дополнительная форма к традиционному очному формату.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.И. Никитина, Е.В. Рогова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES FOR DISTANCE LEARNING OF CHEMISTRY

The paper considers the experience of teaching students the natural discipline of chemistry in a distance format. The decrease in the role of practice and its experimental component in the educational process with a remote form of education, the lack of the possibility of consolidating theoretical knowledge by experiment, which increases the assimilation of the material and the interest of students, is shown. It is concluded that distance learning of chemistry, having a number of fundamental differences, can be considered only as an additional form to the traditional full-time format.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ

Е.И. Никитина, канд. г. -м. наук, доцент Е.В. Рогова, преподаватель

Сибирский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Новосибирск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2021-1061

Аннотация. В работе рассмотрен опыт преподавания студентам естественной дисциплины химия в дистанционном формате. Показано снижение роли практики и экспериментальной её составляющей в образовательном процессе при удаленной форме обучения, отсутствие возможности закрепления теоретических знаний экспериментом, повышающим усвоение материала и интерес студентов. Сделан вывод о том, что дистанционное обучение химии, обладая рядом принципиальных отличий, может рассматриваться только как дополнительная форма к традиционному очному формату.

Ключевые слова: информационные технологии, естественная дисциплина химия, дистанционное обучение, электронная образовательная среда, форма обучения.

Химия - одна из важнейших естественных наук, играющая в жизни человека значительную роль. Содержание современной образовательной парадигмы высшей школы заключается в формировании и развитии личности студента как компе-тентностного, высокообразованного, конкурентоспособного, специалиста, способного решать различные химические проблемы и использовать навыки экспериментальных исследований в профессиональной деятельности.

На первом курсе ВУЗа студент сталкивается с определенным количеством новых предметов, с которыми, при обучении в школе различного профиля не сталкивался, но по ряду предметов студенты-первокурсники имеют (или должны иметь) базовые понятия. К числу таких дисциплин относится химия. Согласно программам основного и среднего образования по химии абитуриент, а впоследствии - студент-первокурсник, должен владеть: основами химического языка - символикой химических элементов и терминологией; базовым объемом химических знаний о веществе, его строении и превращениях, что неразрывно связано с практической, экспериментальной частью данной дисциплины. Надо отметить, что в настоящее время обучение в школах ведется не только по разным учебникам, но и разным про-

граммам, предусматривающих различное время на изучение дисциплины, и это время неуклонно уменьшается. Результатом этого являются значительные пробелы в изучении теоретических вопросов дисциплины химии, а навыки постановки и проведения экспериментальной части, которая, как правило, формируется при проведении лабораторных работ, часто вообще отсутствует. Все это накладывает отпечаток на структуру проведения занятий по химии в ВУЗе, когда нужно не только знакомить студента с новым материалом, но и ликвидировать пробелы в его знаниях. В преподавании дисциплины химии особо важен непосредственный контакт студента и преподавателя, позволяющий не только передавать опыт и знания, но и контролировать восприятия новой информации.

Цель данной работы: оценить использование системы новейших информационных технологий для дистанционного обучения дисциплине «Химия» и «Химия в строительстве» студентов технических специальностей вуза. В работе проанализированы результаты самостоятельной работы студентов первого курса 10 групп, обучающихся по направлению «Строительство», «Технология транспортных процессов», «Техносферная безопасность», «Эксплуатация железных дорог», изучающих дисциплины «Химия» и «Хи-

мия в строительстве» в условиях дистанционного обучения.

Появление дистанционной формы обучения в образовании как востребованной составляющей учебного процесса в настоящее время обусловлено рядом причин, таких как потребность в непрерывном образовании, рост влияния информационных технологий [1]. Преподавателями нашего вуза в целях обеспечения освоения дисциплин учебного плана была организована работа с обучающимися в электронно-информационной образовательной среде (МооШе). Несмотря на имеющий опыт удаленной работы в образовании, замена полностью очной формы обучения на вынужденную дистанционную, была осуществлена впервые.

Дистанционное обучение дисциплине «Химия» может использовать те же формы обучения и виды организации учебной деятельности, которые используются в педагогической практике при традиционном обучении [2]. К ним относятся лекции, практические занятия, лабораторные занятия, контроль знаний, самостоятельная работа студентов [3]. Для проверки результатов теоретического и практического усвоения студентами учебного материала по химии нами применялся тестовый кон-

Анализ таблицы показывает, что большая часть студентов (63,2%) творчески относится к образовательному процессу, самостоятельно приобретая навыки поиска оптимальных конструктивных решений

троль. Однако другой становится форма подачи материала и форма взаимодействия преподавателя и студента. В дистанционном формате становится невозможным выполнение лабораторных работ, закрепление теоретических знаний на практических опытах. Теряется основная роль эксперимента как способа изучения основ химии. Несмотря на то, что учебный процесс протекает под постоянным контролем преподавателя, все же самоконтроль студентов будет преобладать.

Разработанные учебные курсы по данным дисциплинам в системе МооШе включали лекции, лабораторные работы (видео демонстрационных опытов), типовые задачи, материал практических занятий. Каждый вид учебной деятельности курса содержит задания, которые студентом выполняются самостоятельно и отправляются на проверку преподавателю. Каждое задание оценивается минимально фиксированной оценкой, ниже которой задание считается незачтённым и требует доработки. Сроки выполнения заданий были ограничены, как правило, 1 -2 неделями, в зависимости от объема дисциплины. Результаты выполнения студентами самостоятельной работы в виде заданий приведены в таблице.

поставленных задач. Заранее отправленные решенные задания на проверку, предусматривают для студента возможность, при низкой оценке, исправлять ошибки и отправлять повторно на проверку, добива-

Таблица. Результаты самостоятельной работы студентов по направлениям подготовки в условиях дистанционного обучения_

Кол-во Кол-во Количество заданий,

№ п/п Направление подготовки студ. студ., Общее сданных до окончания срока

учас. в дист. сдавав. задания в кол-во заданий за 1 день и более, % за 1-6 часов, % за 1-0 часов, %

обуч. срок

1 Техносферная безопасность 1 6 60 45 35 20

2 Эксплуатация железных дорог 61 42 630 362 110 128

Технология

3 транспортных процессов 12 9 99 87 7 6

4 Строительство 19 9 117 138 44 18

Среднее 63,2 19,6 17,2

ясь желаемого максимума. На наш взгляд, значительна часть студентов, отправляет работы на проверку, менее чем за 6 часов (19,6%) и менее чем за 1 час (17,2%). Это говорит о меньшей организованности студентов в поисках решения поставленных задач конкретной дисциплины химии.

Обращает на себя внимание тот факт, что работы, отправленные за 6-1 час и менее до окончания срока, выполнены, как правило, небрежно, не вполне грамотно, содержат решения не всех заданий. Эти работы часто являются копиями заданий, ранее выполненных и присланных заранее другими студентами. Незначительное время, оставшееся до окончания срока сдачи работ, лишает возможности студента разобраться в материале, исправить ошибки, тем самым, повышая свой уровень знаний.

Трудной задачей в условиях дистанционного обучения оказалась организация,

являющихся неотъемлемой частью учебного процесса. Если по дисциплине «Химия» существуют отдельные виртуальные лабораторные опыты, то по дисциплине «Химия в строительстве» таковых нет. Поэтому получение практических знаний и навыков посредством проведения лабораторных занятий будущим выпускником в области строительства осложняется в условиях дистанционного обучения. Задания, сданные на проверку за 6-1 час и менее до окончания срока и несданные в срок, включали в себя, в том числе, лабораторные работы и отчеты по ним.

Таким образом, дистанционное обучение с помощью системы МооШе можно рассматривать только как временную, вынужденную форму обучения и в обычных условиях может рассматриваться только как дополнение к традиционной очной форме обучения.

выполнение и защита лабораторных работ,

Библиографический список

1. Волженина Н.В. Организация самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения: Учебное пособие. - Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2008. -59 с.

2. Паули И.А., Федоровская Л.А., Никитина Е.И. Кооперативное обучение в образовательном процессе // Актуальные проблемы модернизации высшей школы. Материалы Международной научно-методической конференции (6-7 февраля 2014) / СГУПС, НТИ -филиал МГУДТ. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2014. - С. 85-88.

3. Никитина Е.И., Паули И.А. Самостоятельная работа студентов как основа образовательного процесса // Актуальные проблемы химического образования: сб. науч. ст. Все-рос. науч.-практ. конф. учителей химии и преподавателей вузов (г. Пенза, 10 декабря 2014 г.) / под общ. Ред. Н.В. Волковой. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. - С. 108-110.

USE OF MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES FOR DISTANCE LEARNING

OF CHEMISTRY

E.I. Nikitina, Candidate of Geological and Mineralogical Sciences, Associate Professor E.V. Rogova, Lecturer Siberian Transport University (Russia, Novosibirsk)

Abstract. The paper considers the experience of teaching students the natural discipline of chemistry in a distance format. The decrease in the role of practice and its experimental component in the educational process with a remote form of education, the lack of the possibility of consolidating theoretical knowledge by experiment, which increases the assimilation of the material and the interest of students, is shown. It is concluded that distance learning of chemistry, having a number offundamental differences, can be considered only as an additional form to the traditional full-time format.

Keywords: information technology, natural discipline chemistry, distance learning, electronic educational environment, form of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.