УДК 336
Использование современных бизнес-технологий в управлении крупными компаниями
Д.э.н., проф. Василенок В.Л., аспирант Колосков Д.А.
Применение современных наработок, отражающих богатую практику бизнеса, является важнейшей задачей управления, нацеленного на повышение конкурентоспособности компании. Современный менеджмент рассматривает бенчмаркинг как систематическую деятельность, направленную на поиск, оценку, адаптацию и использование лучших практик ведения бизнеса независимо от отрасли, в которой действует компания. В России и за рубежом данный метод является сравнительно новым направлением развития и совершенствования бизнеса.
Ключевые слова: бенчмаркинг, управление, конкурентоспособность.
Применение современных наработок, отражающих богатую практику бизнеса, является важнейшей задачей управления, нацеленного на повышение конкурентоспособности компании.
Современный менеджмент рассматривает бенчмаркинг как систематическую деятельность, направленную на поиск, оценку, адаптацию и использование лучших практик ведения бизнеса независимо от отрасли, в которой действует компания. За рубежом данный метод является сравнительно новым направлением развития и совершенствования бизнеса.
В российской практике бенчмаркинг пока не завоевал должного доверия и до сих пор часто ассоциируется с методами бизнес-разведки или промышленного шпионажа, что представляет собой устаревшее и ошибочное его понимание. Целесообразно детально разобраться в понятии бенчмаркинг, его основных составляющих, а также его ролью в усилении конкурентных преимуществ многонациональной компании.
Отдельные авторы отмечают, что «бенчмарк - это термин, употреблявшийся землемерами в течение сотен лет. Землемеры пользовались бенчмарками - исходными отметками для начала отсчета расстояний - в качестве отправных точек отсчета, положение которых было определено раньше и которые использовались для определения границ участков»1.
В современных условиях понятие бенчмаркинг стало более многогранным и содержательным. В нем находит отражение множество аспектов деятельности компании, которая намерена
улучшить свой бизнес, опираясь на творческое восприятие удачного опыта других фирм. Анализ разнообразных и несовпадающих определений бенчмаркинга позволяет утверждать, что мы имеем дело с развивающимися во времени процессами, которые составляют часть управленческой деятельности в компании.
Так, Роберт Кэмп, основатель бенчмаркинга, разработавший и применивший методику эталонного сопоставления в компании Xerox, определяет «бенчмаркинг как поиск лучших методов, которые ведут к улучшению деятельности»2.
В консалтинговой компании Kaiser Associates под бенчмаркингом понимают «процесс тщательной оценки вашей деятельности в сравнении с лучшими в своей области компаниями, использование полученных результатов, чтобы соответствовать им и превзойти их»3. Такая же позиция у Сергея Пашутина, который определяет бенчмаркинг как систематическую деятельность, направленную на изучение лучших технологий, производственных процессов и методов организации производства и сбыта продукции4.
Ключевыми словами в понимании бенчмаркинга в приведенных определениях являются «оценка» и «изучение» сравнительных характеристик деятельности компаний. Однако другие авторы переносят акценты на «адаптацию» и «применение» полученных знаний для совершенствования и развитие собственных продуктов, бизнес-процессов, технологий, формирующих
конкурентоспособность компании и эффективность ее деятельности.
«Бенчмаркинг - систематический способ определения, понимания и развития наилучших по качеству продуктов, услуг, дизайна, оборудования, процессов и практики с целью улучшения реальной эффективности организации»5.
Аренков И.А. Багиев Е.Г. раскрывают понятие бенчмаркинг «как искусство обнаружения того, что другие делают лучше нас и изучение, усовершенствование и применение их методов работы»6.
Наиболее полно отражающим суть бенчмаркинга представляется определение Ф. Котлера, который раскрывает рассматриваемое понятие как «процесс сравнения продуктов и процессов компании с таковыми у конкурентов или лидирующих фирм в других отраслях в целях поиска способов улучшения качества работы» .
Очень часто в литературе смешиваются понятия конкурентный анализ и бенчмаркинг, который рассматривается как составная часть конкурентного анализа. Подобная позиция, отражая определенный этап в развитии бенчмаркинга, по нашему мнению, излишне упрощает и сужает задачи последнего на современном этапе.
Со временем бенчмаркинг превращается в регулярную и разнообразную деятельность направленную на совершенствование различных аспектов бизнеса на основе выявления и анализа лучших практик не только конкурентов, но и компаний других отраслей. На первое место в современных условиях выходит творческая, созидающая сторона бенчмаркинга, основанная на регулярном мониторинге лучших идей и результатов, в том числе внутри многонациональных компаний, с целью их адаптации и развития собственные конкурентные преимущества.
Речь идет о формировании новых процессов внутри организации, не относящихся к основным или вспомогательным, осуществляя которые сотрудники компании создают более совершенные способы ведения бизнеса, позволяющие полнее удовлетворять запросы внешних и внутренних потребителей, эффективнее использовать ресурсы, усиливая собственную конкурентоспособность. Развивающая деятельность требует от сотрудников особых знаний и методов работы, представляя собой творческую, инновационную деятельность.
Актуальной задачей бенчмаркинга становится выявление лучших процессов и технологий внутри многонациональных компаний или транснациональных корпораций. Внешняя среда, в которой приходится действовать компании, в разных странах имеет существенно отличные характеристики и условия. Одинаковые бизнес-процессы осуществляются персоналом разных стран с заметной национальной спецификой, определяемой разной культурой, подготовкой, менталитетом, традициями и другими факторами. Внутри многонациональных компаний, таким образом, возникают более успешные практики, изучение, анализ и распространение которых в рамках самой компании позволяет существенно укреплять ее конкурентные преимущества.
Особый интерес представляет собой процессы развития бизнеса в компаниях, которые входят в группу несомненных лидеров. Ясно, что качество основных бизнес-процессов и эффективность их деятельности превышают общеотраслевой уровень. Основой их успехов являются стержневые компетенции, играющие ключевую роль в формировании конкурентных преимуществ. Учитывая сравнительно более высокий уровень их стержневых компетенций, можно предположить, что поиск эталонных качеств и процессов для компаний-лидеров является сложной функциональной задачей.
Основной формой осуществления данной бизнес-функции, по нашему убеждению, может стать реализация проектов бенчмаркинга конкурентных преимуществ такой компании. В каждой компании может осуществляться несколько подобных
проектов. Их отбор следует проводить на основе постоянного мониторинга и выявления узких мест, разрывов в показателях деятельности в сравнении с конкурентами или фирмами других отраслей, а также используя оценки потенциального экономического эффекта, который будет получен в результате внедрения создаваемого в процессе бенчмаркинга новшества. Понятно, что количество проектов бенчмаркинга, одновременно выполняемых в компании, ограничено в первую очередь имеющимся персоналом. Масштабы и сроки таких проектов должны иметь разумную достаточность.
В литературе приводятся результаты опроса, проведенного Международной бенчмаркинговой клиринговой палатой Американского центра продуктивности и качества, которые подтверждают, что недостатки в управлении и планировании являются основной причиной провалов проектов бенчмаркинга (наряду с отсутствием поддержки со стороны топ менеджеров и заинтересованных лиц)8
1 Электронный словарь английских терминов http://www.answers.com/topic/benchmark (переведено автором)
2 Кэмп Р. Легальный промышленный шпионаж - М., Баланс клуб, 2004, 416 стр., стр. 13
3 Бизнес-разведка. Внедрение передовых технологий: пер. с англ. / Кристофер Боган, Майкл Инглиш; под общей ред. Б. Л. Резниченко. - М.: Вершина, 2006 -с.123
4 Пашутин С. Бенчмаркинг на выживание. Роль конкурентного анализа в создании преимуществ на рынке // Маркетолог - 2006 - №6(80) - С.24 5Харрингтон Х.Дж., Харрингтон Дж. С. Бенчмаркинг в лучшем виде! 20 шагов к успеху - СПб., Питер, 2004, стр. 30
6Аренков И. А., Багиев Е.Г. Бенчмаркинг и маркетинговые решения -http://www.marketing.spb.rU/read/m12/2.htm7printversion Котлер Ф. Основы маркетинга - М.: Прогресс - 1990 - с. 123 Боган К., Инглиш М. Бизнес-разведка . Внедрение передовых технологий. -М., Вершина, 2006, с.139