Г\| ИРъ
А. Н. Бочкарев
канд. соц. наук, доцент Московского государственного технического университета гражданской авиации, г. Москва, Россия
А. С. Зенков
аспирант Московского государственного технического университета гражданской авиации, г. Москва, Россия
С
И. А. Бочкарев
студент Московского государственного технического университета гражданской авиации, г. Москва, Россия
УДК 658/562:621.396:681.5
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ АППАРАТУРЫ И КОМПЛЕКСНЫХ МЕТОДОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТИ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Рассматриваются вопросы предотвращения угрозы применения в качестве средств диверсий взрывчатых веществ на объектах гражданской авиации.
Ключевые слова: авиационная безопасность; предотвращение угроз; взрывчатые вещества.
После громких событий 25 декабря 2009 г. в США, когда террорист-смертник пронес взрывчатку на себе и пытался взорвать пассажирский самолет авиакомпании "Northwest Airlines" на подлете к Детройту, особое значение приобретает создание в аэропортах динамичных, многоуровневых, комплексных систем обеспечения авиационной безопасности (далее — АБ).
В стандартах ИКАО и федеральных нормативно-правовых документах о противодействии терроризму особое значение придается комплексным, инновационным методам обеспечения безопасности [1, 2].
Одним из инновационных методов противодействия террору в сочетании с тактильным досмотром и применением сканеров является выборочный опрос авиапассажиров и целевое применение аппаратуры для обнаружения взрывчатых веществ, например детекторов IONSCAN.
При проведении выборочного опроса авиапассажиров, вызвавших подозрение, целесообразно использовать новые методы, в частности с использованием инновационных технологий и совершенно новых технических средств обеспечения АБ. Например, портативный голосовой детектор Ex-Sense Pro-R, который позволяет проводить анализ голоса и получать оценку эмоционального состояния и искренности ответов авиапассажира в реальном времени (фото 1). В основу работы Ex-Sense Pro-R по-
ложены алгоритмы технологии SENSE. По данной технологии можно определить состояние авиапассажира (смущен, напряжен, неохотно делится информацией, сосредоточен). Технология SENSE позволяет определить 129 параметров голоса опрашиваемого авиапассажира. На их основе можно с уверенностью судить о правдивости его ответа и необходимости проведения более тщательного досмотра.
Уровни SENSE-технологии — стресс в процессе лжи, общий стресс (напряжение), эмоциональный уровень, уровень мышления, когнитивный уровень, SOS-уровень. Стресс в процессе лжи вычисляется с использованием психологических параметров, регистрируемых Ex-Sense Pro-R, по формуле. Общий стресс показывает результат вычисления общего
Фото 1. Голосовой анализатор в работе
© Бочкарев А. Н., Зенков А. С., Бочкарев И. А., 2010
ISSN 0869-7493 ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 2010 ТОМ 19 № 12
39
Фото. 2. Общий вид детектора IONSCAN
напряжения на основе оценок физического возбуждения и тревожности. Эмоциональный уровень определяется отражением совокупности эмоций, которые вызывают вопросы сотрудника АБ. Если эмоциональный уровень очень высок, то существует большая вероятность того, что опрашиваемый обманывает. Уровень мышления отражает умственные усилия, которые объект тестирования вкладывает в то, что он говорит. Когнитивный уровень отражает ситуацию, когда два и более противоречивых процесса "обрабатываются" в мозгу. Этот параметр определяет информацию, в которой опрашиваемый не уверен. SOS-уровень оценивается уровнем страха и наличием тем, на которые опрашиваемый не хочет говорить.
Данный метод позволяет с уверенностью определить опасных лиц и направить их на более тщательный досмотр.
Например, именно в ходе опроса 17 апреля 1986 г. в аэропорту Хитроу была выявлена сотрудником безопасности "живая бомба" — Энн-Мэри Мэрфи, которая должна была вылететь рейсом № 016 израильской авиакомпании "Эль-Аль" по маршруту Нью-Йорк - Лондон - Тель-Авив. В сумке у ничего не подозревавшей женщины была заложена взрывчатка. В этот раз теракт удалось предотвратить.
Детектор IONSCAN (фото. 2) показал свою эффективность в обнаружении даже самого незначительного количества взрывчатых и наркотических веществ (далее — ВВ и НВ) в различных ситуациях.
В настоящее время IONSCAN Model 400 выпускается в более компактной и облегченной версии и обладает хорошим интерфейсом. Новый IONSCAN Model 400B имеет единый рабочий блок, цветной монитор высокой яркости, упрощенное управление. Освоение прибора персоналом служб безопасности аэропортов, даже не имеющим опыта в области аналитической химии и масс-спектрометрии, занимает 1-2 ч.
IONSCAN Model 400B предназначен для экспресс-обнаружения и идентификации следовых количеств взрывчатых веществ. Результаты анализа сразу появляются на широком цветном экране. В настоящее время IONSCAN используется во многих странах мира, в том числе в России, где он был внедрен для повышения безопасности аэропортов, защиты жизненно важных объектов ГА и предупреждения террористических актов.
Спецификация прибора
Технология Спектрометрия ионной подвижности (IMS)
Обнаруживаемые взрывчатые вещества Гексоген, пентрит, ТНТ, Semtex, тетрил, нитраты, нитроглицерин, HMX и т. д. Возможность программирования на новые вещества в различных условиях
Длительность анализа 6-8 с
Индикация Зеленый — свободен. Желтый — текущий анализ. Красный — тревога
Калибровка Автоматическая
Пробоотбор На тампоны на воздушный фильтр (при использовании ручного пробоотборника)
Размеры рабочего блока 40x34x32 см
Масса 22 кг
Температурный диапазон 0 - 40 °С
Питание Автоматическое переключение 110/220 В. Питание от автомобильного аккумулятора 12 В. Дополнительный аккумулятор на 12 В
Дополнительные возможности Сетевое техническое обслуживание. Интерактивный CD-ROM для обучения. IONSCAN Model 400B сертифицирован на соответствие "Проблеме 2000 года"
Работа прибора основана на принципе спектроскопии ионной подвижности (Ion Mobility Spectroscopy). Микроскопические частицы ВВ и НВ оседают на всех поверхностях, с которыми соприкасались лица, например на руках, одежде и ручной клади. Пробоотборное устройство системы IONSCAN представляет собой миниатюрный автономный пылесос, в котором проба воздуха пропускается через плоский фильтр. Тем же фильтром можно просто протереть поверхность подозрительного предмета. Фильтр с пробой помещают в термодесорбер, испарившиеся частицы в потоке газа ионизируются и попадают в ячейку "дрейфа", где происходит изме-
40
ISSN 0869-7493 ООЖАРООЗРЫООБЕЗООАСНОСТЬ 2010 ТОМ 19 № 12
рение их подвижности. Обработка отобранных проб происходит автоматически, в течение нескольких секунд выдается сигнал "пропустить/задержать". В случае обнаружения НВ и ВВ система проводит их идентификацию и выводит результаты на дисплей. Прибор серии IONSCAN 400 позволяет провести обнаружение 30 НВ и ВВ в течение 5 с с порогом чувствительности 5 нг по НВ и 0,2 нг по ВВ. Прибор состоит из двух модулей общей массой 37 кг. Следует отметить, что сенсорные датчики подобных приборов, безусловно, перспективны для индикации ВВ и НВ, однако существующие в настоящее время модели неспецифичны и в большой степени зависят от переменных составляющих воздушной среды, таких как влажность, температура, запыленность. Совершенствование технологии получения высокоспецифичных покрытий для микродатчиков вплоть до создания покрытий на основе биотехнологии с применением антител способно радикально изменить ситуацию на рынке приборов для обеспечения авиационной безопасности.
Использование специально обученных собак для обнаружения ВВ активно практикуется во всем мире наряду с дорогостоящими приборными методами. В отличие от физических методов обнаружения НВ, работающих по твердым кристаллическим наркотическим веществам в диапазоне от следовых количеств (в случае ион-дрейфовых методов) до долей килограмма (в методе ЯКР), собаки обнаруживают ВВ по летучим компонентам. Летучие компоненты ВВ с гораздо большей эффективностью проникают через полупроницаемые мембраны упаковки типа обычно используемой полиэтиленовой
пленки по сравнению с пылевыми частицами, поэтому в большинстве случаев собаки демонстрируют более высокую по сравнению с приборами чувствительность обнаружения ВВ. Чувствительность различных биообъектов к пахучим веществам различается очень значительно. Так, человек ощущает присутствие уксусной кислоты (одного из летучих компонентов героина), если в 1 см3 воздуха содержится 51013 молекул, а собаке достаточно наличия в том же объеме воздуха 5105 молекул. Следует отметить, что чувствительность самых современных физико-химических приборных средств находится на уровне 109, поэтому и в обозримом будущем кинологическая служба будет являться основой полевого обнаружения ВВ, в том числе при досмотре пассажиров.
Кинологические методы обнаружения ВВ характеризуются максимальной чувствительностью обнаружения, мобильностью, возможностью использования в полевых условиях, распространенностью в федеральных и коммерческих структурах, относительно низкими затратами на содержание службы.
Таким образом, проведение выборочного опроса пассажиров с применением речевых анализаторов, тщательный досмотр подозрительных лиц с использованием современных детекторов ВВ, привлечение кинологов, а также комплексное широкое использование динамичных многоуровневых систем обеспечения АБ в процессе досмотра пассажиров позволят своевременно устранить риск и эффективно противодействовать возможным актам террора и незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Руководство ИКАО по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (Doc 8973). — 6-е изд. — М. : ИКАО, 2002.
2. О противодействии терроризму : Федер. закон РФ от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 : принят Гос. Думой 26 февраля 2006 г.: одобр. Советом Федерации 1 марта 2006 г. // Российская газета. — 2006.— 10 марта.
Материал поступил в редакцию 23 сентября 2010 г. Электронный адрес авторов: [email protected].
ISSN 0869-7493 ПОЖАРООЗРЫООБЕЗОПАСНОСТЬ 2010 ТОМ 19 № 12
41