Научная статья на тему 'Использование современного технологического инструментария на уроках русского языка в школе в дистанционном формате'

Использование современного технологического инструментария на уроках русского языка в школе в дистанционном формате Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
534
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / DISTANCE LEARNING / MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малыхина Елена Сергеевна

В марте 2020 года в связи с пандемией коронавируса школы были переведены на дистанционное обучение. Одновременно с решением задач по переходу в онлайн учителя общеобразовательных школ оказались перед необходимостью пересмотреть подходы к преподаванию. В статье анализируется опыт применения современного технологического инструментария на уроках русского языка в основной школе в дистанционном формате. Отдельные решения, предложенные автором, могут быть использованы другими учителями в выстраивании взаимодействия с обучающимися в условиях удаленного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF MODERN TECHNOLOGICAL INSTRUMENTATION IN THE RUSSIAN LANGUAGE LESSONS AT SCHOOL IN DISTANCE FORMAT

In March 2020, due to the coronavirus pandemic, schools were transferred to distance learning. Simultaneously with solving the problems of switching to online, teachers of general education schools were faced with the need to reconsider approaches to teaching. The article analyzes the experience of using modern technological tools in the lessons of the Russian language in a basic school in a distance format. Some solutions proposed by the author can be used by other teachers in building interaction with students in the context of remote interaction.

Текст научной работы на тему «Использование современного технологического инструментария на уроках русского языка в школе в дистанционном формате»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ Малыхина Е.С. Email: Malyhina693@scientifictext.ru

Малыхина Елена Сергеевна - учитель русского языка и литературы, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия № 2, г. Соликамск

Аннотация: в марте 2020 года в связи с пандемией коронавируса школы были переведены на дистанционное обучение. Одновременно с решением задач по переходу в онлайн учителя общеобразовательных школ оказались перед необходимостью пересмотреть подходы к преподаванию. В статье анализируется опыт применения современного технологического инструментария на уроках русского языка в основной школе в дистанционном формате. Отдельные решения, предложенные автором, могут быть использованы другими учителями в выстраивании взаимодействия с обучающимися в условиях удаленного взаимодействия. Ключевые слова: дистанционное обучение, современные образовательные технологии, цифровые образовательные ресурсы.

USE OF MODERN TECHNOLOGICAL INSTRUMENTATION IN THE RUSSIAN LANGUAGE LESSONS AT SCHOOL IN DISTANCE

FORMAT Malyhina E.S.

Malyhina Elena Sergeevna - Teacher of Russian Language and Literature, MUNICIPAL AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION GYMNASIUM № 2, SOLIKAMSK

Abstract: in March 2020, due to the coronavirus pandemic, schools were transferred to distance learning. Simultaneously with solving the problems of switching to online, teachers of general education schools were faced with the need to reconsider approaches to teaching. The article analyzes the experience of using modern technological tools in the lessons of the Russian language in a basic school in a distance format. Some solutions proposed by the author can be used by other teachers in building interaction with students in the context of remote interaction.

Keywords: distance learning, modern educational technologies, digital educational resources.

УДК 3 77.74.47

В связи с переходом на новые ФГОС разговоры о дистанционном обучении в педагогическом сообществе возникли уже давно, но, поскольку сама возможность полного перехода на него воспринималась как ситуация фантастическая, немногие из нас считали нужным тратить дефицитное время на изучение тех образовательных технологий, которые используются в условиях удаленной работы. Мешала и нехватка опыта и навыков в освоении дистанционных образовательных технологий, недостаточность технических возможностей и самое главное - неприятие подобного формата взаимодействия учителя с обучающимися. Однако закрытие всех школ на карантин в конце марта 2020 года в связи с пандемией коронавируса сделало дистанционное обучение единственно возможной формой взаимодействия субъектов образовательного процесса и заставило каждого учителя приспосабливаться к новым требованиям.

Необходимо отметить, что условия для дистанционного обучения в нашем учреждении, как и во всех школах Пермского края, созданы уже давно в связи с реализацией краевого проекта «Телекоммуникационная образовательная сеть Пермского края». Информационными ресурсами, которые учитель помещает на портале на Web2edu, могут пользоваться все участники образовательного процесса, но этот сервис большинство из нас, учителей, использовали в основном для информирования учеников и их родителей о текущих и итоговых оценках и домашних заданиях в режиме онлайн. Когда объявили карантин, я использовала его для передачи информации по содержанию уроков. В планировании большинства уроков я, как мне думается, использовала кейс-технологию. На уроках открытия новых знаний предлагала обучающимся осмыслить проблемную ситуацию [2, с. 32], которую брала из жизненного опыта или придумывала сама, и найти ее решение. Вот какая задача была предложена детям при изучении темы «Правописание производных предлогов»: «Во время групповой работы между ребятами возник спор по поводу написания одного из слов. Петя заявил: «Слово «в следствие» пишется раздельно». Вася не согласился с Петей, настаивая на слитном написании этого слова. Игорь сказал, что это слово может быть написано как слитно, так и раздельно. Кто же из ребят прав? Помогите ребятам разрешить спор». Как мы понимаем, итогом работы обучающихся должно стать составление алгоритма разграничения производного предлога и самостоятельного слова. Чтобы обучающиеся пришли к этому решению, им нужно узнать о том, что предлоги бывают по происхождению непроизводными и производными, что у производных предлогов есть грамматические омонимы, от которых нужно отличать предлоги для их правильного написания. Для решения учебной задачи я готовлю «кейс» с различными информационными материалами, пишу основные тезисы для сбора информации по обозначенной проблеме, сопровождая их ссылками на различные интернет-источники, на Яндекс Диск [4, с. 34], или указанием страниц учебника, где обучающиеся могут найти необходимую им информацию. Учащиеся работают самостоятельно или в группе по желанию, используя чаты в мессенджерах. В качестве инструмента дистанционного обучения для обучающихся я использовала также электронную почту, куда ученики высылали мне результаты индивидуальной и групповой работы, получившиеся варианты мы обсуждали на следующий день в режиме онлайн, для этого я использовала систему вебинаров Zoom. Не могу сказать, что работа детей всегда оправдывала мои ожидания, далеко не все дети в принципе выполняли задания, часть детей в силу особенностей своего развития не может выполнять поиск, обработку и систематизацию информации без сопровождения учителя. Во время вебинаров, которые, казалось бы, максимально приближают процесс обучения к классно-урочной системе и во время которых можно осуществить коррекцию, дети тоже работали с разной степенью активности. Но если на обычных уроках причина пассивности становится очевидной сразу, то в данном случае эта причина часто оказывается затуманенной: сказываются разные технические возможности. К примеру, как выяснилось, далеко не у всех работает микрофон. Многие не включали видеокамеру. Тем не менее, такие занятия, по мнению многих детей, давали им гораздо больше, чем самостоятельная работа. Получив разъяснения учителя, учащиеся на следующих занятиях самостоятельно закрепляли новые знания. Чтобы исключить списывание с так называемых «ГДЗ», мне приходилось самой разрабатывать упражнения, в виде прикрепленных файлов размещать их в электронном журнале. Ученики выполняли упражнения, высылали мне на электронную почту, а после поверки я отсылала работы на электронную почту учащихся. Таким образом происходил обмен информацией. Проверка письменных работ во время дистанционного обучения была очень трудоемкой в сравнении с обычным режимом работы, поэтому, когда это позволяла тема, я использовала для отработки умений и навыков, полученных при изучении отдельных тем школьной программы, и текущего контроля, портал Д.

Гущина «СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР». Управление учащимися и группами, предусмотренное разработчиком сайта, является очень простым и позволяет учителю экономить время на ведении документации. Нет необходимости предварительно вводить в систему фамилии и имена учащихся, их результаты появятся в системе автоматически, как только они выполнят и сохранят любую составленную учителем в этом разделе работу. Зная логины обучающихся, их можно объединять в классы или удалять из всех списков и классного журнала. Входя в систему, во вкладке «Учителю» я создаю работу, используя случайное генерирование вариантов системой, подобрав конкретные задания из каталогов Решу ОГЭ, ВПР. Большим плюсом в использовании сайта является возможность добавлять свои задания. Для каждой работы система выдает ссылку, я помещаю ее в электронном журнале, учащиеся вводят полученную ссылку на странице «Ученику» и выполняют работу, результаты они видят на портале в разделе «Статистика». Для отработки полученных навыков лучше использовать статус домашней работы, которая проверяется автоматически. Выполнив ее, учащийся имеет возможность сразу увидеть правильное решение заданий и понять, какие ошибки он допустил. На мой взгляд, преимуществом работы на этом портале является то, что обучающийся может выполнять одну и ту же работу много раз. Таким образом, слабые ученики имеют возможность даже при плохом понимании теории приобрести необходимые практические навыки. Например, изучение темы «Правописание производных предлогов» в этом году в седьмом классе пришлось на период дистанционного обучения. Выполнив множество (на сайте предлагалось 65, учитель самостоятельно решает, сколько заданий предложить ученикам для выполнения) однотипных заданий на распознавание производных предлогов, увидев правильные ответы, ученик запоминает написание самых употребляемых предлогов, научается отличать их от грамматических омонимов. Баллы за выполнение контрольной работы и решения появятся в статистике у учащихся только после проверки работы учителем. Результаты заносятся в журнал автоматически. Критерии оценивания и правильные варианты решения предлагаются к каждому заданию. Если задание подразумевает развернутый ответ, то обучающиеся загружают его в систему, а я проверяю их и комментирую. Дети, получив результат, имеют возможность проанализировать допущенные ими ошибки. Если необходимо создать домашнюю или контрольную работу в нескольких вариантах, можно составить шаблон работы. Например, можно создать шаблон контрольной работы, состоящей из первых десяти заданий части В. Тогда каждый ученик получит свой собственный вариант, состоящий из таких заданий. Здесь же можно задать работу над ошибками, которая создается автоматически и отсылается обучающемуся. При составлении заданий я могу задавать временной промежуток выполнения работы, а также время ее выполнения, что очень важно в условиях дистанционного обучения для поддержания дисциплины. Не все учащиеся могут организовать себя, правильно распределить свое время на выполнение уроков. Заданный промежуток времени обязывает обучающегося выполнить работу в срок и снижает риск обмена информацией с другими обучающимися с целью списывания. Таким образом, использовать портал «СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР» с целью проверки и отработки полученных умений и навыков достаточно удобно даже в сравнении с обычным режимом работы. Как правило, для проведения тестирования на уроке необходимо было составить сам тест, распечатать его, выделить на занятии время на его выполнение, вручную проверить правильность ответов и выставить оценки. Это занимает очень много времени, а использование портала «СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР» позволяет полностью или частично автоматизировать процесс организации, поведения тестирования и проверки его результатов.

Ситуация с карантином показала, что дистанционное обучение иногда является единственно возможной формой организации образовательного процесса, и, хотя многих учителей пугает такая перспектива, в настоящее время существует

огромный набор инструментов и образовательного контента, которые помогут педагогу в вопросе организации дистанционного обучения. Нужно только научиться ими пользоваться.

Список литературы /References

1. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. Ростов-на-Дону, 1970. 300 с.

2. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.: Знание, 1985. 80 с.

3. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. 64 с.

4. Экспресс-анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ в дистанционной форме // Современная аналитика образования, 2020. № 4 (34). С. 31-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.