DOI: 10.17805Лг^у.2023А6 ПЕДАГОГИКА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Я.С. Давлятова Московский гуманитарный университет
Аннотация: В статье представлены результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы по реализации социокультурного потенциала сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической формы речи старших дошкольников.
Ключевые слова: диалог; потенциал; диалогическая речь; сюжетно-ролевая игра
THE USE OF THE SOCIO-CULTURAL POTENTIAL OF THE PLOT-ROLE-PLAYING GAME IN THE DEVELOPMENT OF THE DIALOGICAL FORM OF SPEECH OF PRESCHOOLERS
Ya.S. Davlyatova Moscow University for the Humanities
Abstract: The article presents the results of theoretical analysis and experimental work on the realization of the socio-cultural potential of the plot-role-playing game in the development of the dialogical form of speech of older preschoolers.
Keywords: dialogue; potential; dialogic speech; plot-role-playing game
Дошкольное детство представляет собой социально-культурную реальность, в которой Л.С. Выготский видел культурное развитие ребенка в его возрастных изменениях. Процесс «врастания» ребенка в культуру учёный рассматривал через осмысление картины мира, способствующее расширению представлений о природе, окружающем мире и человеке; через присвоение культурно-исторического опыта своего народа на основе постижения внутренних пластов культуры, представленных творениями народного творчества (Выготский, 2001). В этом процессе по праву первое место занимает семья и дошкольные образовательные учреждения, которые закладывают культуру ребенка-дошкольника.
Важным средством обеспечения эффективности этого процесса является сюжетно-ролевая игра, представляющая собой деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых или воображаемых ситуациях, в которых ребёнок усваивает и воспроизводит культуру общения и отношений между взрослых. Это существенным образом влияет на формирование социального сознания ребёнка, его социально-коммуникативное развитие. В сюжетно-ролевой игре происходит освоение общественных норм и нравственных ценностей, формируется социальный и личностный опыт, новая для дошкольника диалогическая форма речи.
Проблема взаимосвязи процесса формирования диалогической формы речи и использования игровых технологий является предметом исследования Л.У. Алимовой, А.Б. Белинской-Милькович, В.А. Дубовской, А.В. Чулковой и других авторов. Однако, проблема реализация социокультурного потенциала сю-жетно-ролевой игры в развитии диалогической формы речи до настоящего времени не становилась предметом специального исследования.
Цель исследования - выявить и реализовать социокультурный потенциал сюжетно-ролевая игры в развитии диалогической речи старших дошкольников. Методы и методики исследования: анализ, синтез, интерпретация источников информации, эксперимент; методика диагностики уровня сформированности диалогической речи у детей дошкольного возраста А.В. Чулковой.
В отечественной педагогической науке существует положение о социальном характере игры, выдвинутое Д.Б. Элькониным. Необходимость использования ролевой игры вообще и сюжетно-ролевой игры как её разновидности обусловлена изменением положения ребенка в системе общественных отношений, творческим характером игры, в рамках которой посредством взаимодействия между ролями дети отражают события в окружающей их действительности (Эльконин, 1999).
Сюжетно-ролевая игра представляет собой разновидность творческих игр, включает в себя сюжет, содержание, роль. «Среди наблюдаемого многообразия детских игр, отмечает Н.М. Юрьева, совместная сюжетно-ролевая игра является наиболее сложной по характеру игровых действий типом игры, так как структура игровой ситуации ролевого типа - это отображение социальной структуры деятельности и взаимодействия взрослых. Именно в сюжетно-ролевой игре дети учатся сотрудничеству, совместному обсуждению и решению проблем, осваивают социальные навыки, развивают способность обдумывать свое поведение и управлять им» (Юрьева, 2009, 217). Всё это представляет собой социокультурный потенциал сюжетно-ролевой игры, который необходимо использовать в развитии диалогической формы речи дошкольников.
Диалогической является форма речи, которая при непосредственном общении двух или нескольких собеседников заключается в обмене репликами. Решение педагогами дошкольной образовательной организации задачи обогащения речевой среды и развитие связной речи детей осуществляется в рамках образовательной области «речевое развитие». Например, в программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы формирование диалогической речи начинается с 3-летнего возраста и совершенствуется в последующих возрастных группах. Так, у детей 4-5 лет (средняя группа) формируется умение «участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их»; у дошкольников 5-6 лет (старшая группа) развивается «умение поддерживать беседу, поощряются попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища»; у детей 6-7 лет (старшая группа) «формируется умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; воспитывается культура речевого общения» (От рождения до школы, 2019: 204, 239, 276).
Формирование умений в речевом общении дошкольников многие исследователи связывают с игровыми формами и игровыми технологиями дошкольного образования. В диссертационном исследовании В.А. Дубровской формирование готовности старших дошкольников к речевому общению в игровых формах обучения изучено во взаимодействии трех ее компонентов: языкового, коммуникативного и когнитивного (Дубовская, 2000: 8). Л.У. Алимова и А.Б. Белинская-Милькович выделили три компонента диалогической речи у детей дошкольного возраста: потребностно-мотивационный, когнитивно-содержательный и дея-тельностно-речевой, которые авторы использовали в качестве показателей уровня развития этой формы речи (Алимова, Белинская-Милькович, 2019: 23-24).
Наша исследовательская и опытно-экспериментальная работа, нацеленная на выявление и использования социокультурного потенциала сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической формы речи у детей, осуществлялась на базе частного дошкольного образовательного учреждения «Горница-узорница». Эмпирическая выборка - 20 детей в возрасте 5-7 лет в экспериментальной группе и 18 детей этого же возраста в контрольной группе.
На первом этапе исследования была определена совокупность задач в развитии диалогической речи старших дошкольников, определены способы их решения педагогами ДОУ в сюжетно-ролевой игре и принято решение об использовании методики А.В. Чулковой «Изучение формирования диалога у детей» (Чулкова, 2008) для оценивания уровня сформированности диалогической речи детей (табл. 1).
Таблица 1
Задачи, способы решения и задания для диагностики уровня развития диалогической речи детей в сюжетно-ролевой игре
Задачи развития диалогической речи Способы решения задач развития диалогической речи детей в ходе подготовки и проведения сюжетно-ролевой игры Задания для диагностики в методике Чулковой
Развитие умения культуры общения Развивать умения детей использовать речевые штампы культурного общения для приветствия, знакомства, просьбы, извинения и т.д. Речевой этикет
Формирование умения сбора информации на заданную тему Использование ситуаций в ходе подготовки и проведения сюжетно-ролевой игры, в которых дети побуждаются задавать вопросы взрослым и сверстникам для того, чтобы собрать, инициировать, использовать нужную в игре информацию Запрос информации
Обучение составлению диалогов Развитие умения продумывать и задавать вопросы «носителям» ролей в сюжетно-ролевой игре, продумывать ответы на них; вступать, поддерживать и завершать диалог. Составление диалогов
Поощрение ответных реплик для выражения свой точки зрения Научение детей культуре реплицирования - ответной реплики в диалоге, в которой может быть высказана точка зрения ребёнка, согласие или несогласие с ответом другого участника или участников сюжетно-ролевой игры Реплицирование
На формирующем этапе эксперимента было конкретизировано содержание работы автора статьи по развитию диалогической речи детей экспериментальной группы с использованием сюжетно-ролевых игр. С этой целью были подобраны сценарии цикла сюжетно-ролевых игр для старших дошкольников, в содержание которых были внесены изменения с целью формирования и развития умений культуры общения, сбора информации на заданную тему, составлению диалогов, использования ответных реплик для выражения свой точки зрения.
Например, в сюжетно-ролевой игре «Космос» дети совместно с воспитателем распределили роли лётчика-космонавта, космонавта-штурмана, космонавта-художника, космонавта-врача, диспетчера полётов, инопланетянина, космического пирата и другие роли, в соответствии с которыми они стремились действовать во время игры. Сюжетно-ролевая игра «Космос» была построена на диалогах между воспитателем и детьми и детей друг с другом, в которых они стремились показать дружелюбное отношение между собой, умение культурно общаться не только в «штатной», но и «внештатной ситуации», например, встречи космонавтов с инопланетянами и даже космическими пиратами.
На занятиях в группе и с родителями дети обращались с вопросами к взрослым для того, чтобы собрать информацию, которая им понадобится в космическом полёте. Они рисовали расположение планет солнечной системы, космические корабли, инопланетян и т.д. При этом внимание родителей обращалось на использование потенциала произведений духовной и художественной культуры как источников информации для активного участия детей в сюжетно-ролевых играх. Всего в ходе опытно-экспериментальной работы было проведено пять сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие диалогической формы речи детей старшего дошкольного возраста. Результаты экспериментальной работы демонстрирует диаграмма 1.
Сводные показатели уровня сформированное™ диалогической речи у дошкольников, по А,В, Чулковой, ср. зн.
■ Речевой этикет ■ Запрос информации ■ Реппициронание ■ Сост. диалогов
Диаграмма 1 34
Диаграмма показывает, что на констатирующем этапе эксперимента в контрольной группе приблизительно равные показатели уровня развития речевого этикета, запроса информации, составления диалогов и реплицирования детей, в контрольной группе они разнятся. В среднем уровень сформирован-ности диалогической речи у детей обоих групп приблизительно одинаковый. В период проведения формирующего эксперимента перечисленные показатели у той и другой группы повысились, но у экспериментальной группы динамика роста показателей выше, чем у контрольной. С нашей точки зрения, это является результатов проведения с детьми экспериментальной группы сю-жетно-ролевых игр, нацеленных именно на развитие диалогической формы речи.
Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте имеет значительный потенциал, т.е. совокупность средств, источников, возможностей, которые могут быть использованы для решения задач развития ребёнка, включая формирование диалогической формы речи. При этом особую роль играет социокультурный потенциал сюжетно-ролевой игры, способствующий освоению и воспроизведению детьми культуры общения, использования источников духовной и художественной культуры для накопления и использования информации в общении со взрослыми и сверстниками, развития умения грамотно вести диалог, высказывать и отстаивать свою точку зрения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алимова Л.У., Белинская-Милькович А.Б. (2019) Экспериментальное исследование по формированию диалогической речи у детей младшего школьного возраста средствами игровых технологий // Научные исследования. № 2 (28). С. 22-25.
Выготский Л.С. (2001) Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Психология развития, СПб: Питер, 512 с. С. 56-79.
Дубовская В.А. (2000) Формирование готовности старших дошкольников к речевому общению в игровых формах обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Курган, 22 с.
От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования (2019), М.: Мозаика-синтез, 336 с.
Чулкова А.В. (2008) Формирование диалога у дошкольников: учебное пособие, Ростов-на-Дону: Феникс+, 221 с.
Эльконин Д.Б. (1999) Психология игры, М.: Владос, 358 с.
Юрьева Н.М. (2020) Ролевые диалоги в сюжетно-ролевых играх детей-сверстников дошкольного возраста //Славянская традиционная культура и современный мир. Вып. 18: Детская культура и фольклор в социокультурном пространстве России. Москва — Ульяновск: ГРДНТ им. В.Д. Поленова, Центр народной культуры Ульяновской области, С. 215-235.
Давлятова Яна Салимовна, обучающаяся 4-го курса бакалавриата направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» Московского гуманитарного университета. Научный руководитель - Юсупов В.З., доктор педагогических наук, профессор. Адрес: 111395 Россия, г. Москва, ул. Юности, д.5. Тел.: 8-916-606-44-16. Эл. адрес: davlyatovayana@yandex.ru
Davlyatova Yana Salimovna, a student of the 4th year of bachelor's degree in the direction of training "Psychological and pedagogical education" of the Moscow University for the Humanities. Scientific supervisor - Yusupov V.Z., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: 8-916-606-44-16. Email: davlyatovayana@yandex.ru
Для цитирования:
Давлятова Я.С. Использование социокультурного потенциала сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической формы речи дошкольников. 2023. № 4. С. 31-36. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2023.4.6