УДК 378.147
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
М.В. Арсентьева
Рассматриваются вопросы воспитательной деятельности в вузе. Приводятся особенности использования социальной сети «ВКонтакте» в процессе воспитания студентов кафедры. Указаны элементы общекультурных компетенций выпускника вуза согласно ФГОС, формируемые посредством воспитательной работы.
Ключевые слова: воспитание, обучение, социальная сеть.
Процесс обучения в вузе неизменно связан с воспитанием студентов. Воспитание всегда было и остается одной их основных педагогических задач.
Традиционно под воспитанием понимается процесс воздействия на сознание и деятельность человека с целью формирования личностных качеств - сознательности, дисциплинированности, чувства долга, патриотизма, культуры общения и т.п. Согласно культурологической парадигме воспитание - это вхождение воспитанника и педагога в контекст современной культуры [1]. При этом слагаемыми процесса воспитания являются освоение, усвоение и присвоение культуры, а содержанием воспитания - знания о мире, отношение к нему и умение взаимодействовать с ним.
Воспитательный процесс - это, прежде всего, взаимодействие педагога и обучаемого. Только высокая профессиональная культура педагога позволяет выстроить этот диалог разнообразнее и эффективнее с целью поддержания внутреннего единства и устойчивости всего образовательного процесса и формирования у студентов ответственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, раскрытие творческого потенциала, формирование личности физически и духовно развитой, адаптированной к современным условиям жизни и конкурентоспособной на рынке труда.
Основные задачи, которые решаются в рамках воспитательного процесса в вузе, следующие: формирование лидерских качеств у студентов, коммуникативных способностей, мотивации на здоровый образ жизни, нравственности, интеллигентности, высокого художественного вкуса, патриотизма, создание комфортных условий для социального взаимодействия, укрепление представлений о престижности выбранной специальности.
Одной из форм реализации перечисленных задач является взаимодействие «студент - преподаватель» в современном информационно-коммуникативном пространстве, частью которого являются социальные
211
сети, наглядность и информативность которых, а также привычная для студентов среда позволяют обогатить воспитательный процесс, дополнив и расширив традиционные формы воздействия и взаимодействия.
Изучение официальных страниц кафедр и вузов в социальных сетях показало, что их можно условно разделить на две группы. Первая группа -это страницы, администраторы которых ведут ленту новостей, в том числе, создавая благоприятный имидж высшего учебного заведения, вторая группа - страницы, администраторы которых молодые преподаватели, активно обсуждающие учебные вопросы, чаще всего с долей «студенческого» юмора. Однако еще один немаловажным аспект педагогической работы со студентами - воспитание посредством социальных сетей недооценен.
Перед созданием официальной страницы кафедры в социальной сети целесообразно изучить мнение потенциальных подписчиков об их отношении к данному вопросу и определить характер информации, в которой они заинтересованы. Поэтому среди студентов кафедры «Ракетное вооружение» ТулГУ было проведено анкетирование, вопросы которого касались использования социальных сетей в личных целях и пожеланий студентов относительно использования социальных сетей в учебной и воспитательной работе кафедры.
В опросе принимали участие студенты всех курсов обучения. Результаты опроса студентов кафедры приведены в работе [2] и показали, что более 90 % студентов ежедневно посещают социальные сети. Более 30 минут в день пребывают в соцсетях около 69 % опрошенных студентов.
Самой популярной социальной сетью среди студентов кафедры является «ВКонтакте» (97 %), на втором месте по популярности -«Instagram» (50 %), на третьем - «БаееЬоок» (18 %).
В основном социальные сети студенты используют для развлечения и общения. Узнают интересные факты, новости около 45 % опрошенных студентов, получают новые интересные идеи в области своих увлечений около 36 %, и 22 % студентов нашли посредством социальных сетей новых друзей. Конечно, следует понимать, что эти цифры немного «приукрашены», так как большинство студентов хотят выглядеть в глазах преподавателей с лучшей стороны.
По результатам опроса студентов была создана открытая группа в социальной сети «ВКонтакте». Основные цели создания группы - это организационно-информационная и учебно-воспитательная. Следует отметить, что большинство опрошенных студентов (около 80 %) представляют себе официальную группу именно как доску объявлений. Поэтому организационно-информационной работе отведена большая часть размещаемой в группе информации. Так как студенты кафедры осваивают оборонные специальности, то проведение онлайн-консультаций по учебным вопросам не
представляется возможным, однако полностью исключать учебную цель нельзя. В группе размещены образцы титульных листов к контрольно-курсовым работам, курсовым работам и проектам, информация об изданных учебниках и учебных пособиях, требования к оформлению курсовых работ по ГОСТ и т.п. Особое место занимает воспитательная цель. Информация о достижениях студентов кафедры: спортивных, научных, учебных оказывает положительное влияние на процесс воспитания. Также затрагиваются вопросы патриотического и нравственно-культурного воспитания. Помимо рассмотренных целей создается положительный имидж кафедры в глазах потенциальных студентов.
В процессе воспитательной деятельности посредством социальной сети формируются элементы следующих общекультурных компетенций выпускника согласно ФГОС: способность к обобщению, анализу и восприятию информации, стремление к выстраиванию и реализации перспективных линий интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования, осознание социальной значимости своей будущей профессии, способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, осознание преемственности поколений российской школы инженеров-механиков, проявление уважения к историческому наследию, а также способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.
Учитывая, что обучение и воспитание взаимодополняют друг друга, следует надеяться, что совершенствование процесса воспитания должно положительным образом отразиться на повышении эффективности учебного процесса.
Сегодняшний взгляд на воспитание студентов вуза - это не просто односторонняя передача опыта от старшего поколения младшему, а взаимодействие и сотрудничество обучающих и обучаемых в сфере учебной и внеучебной деятельности. Воспитательная система должна носить динамический, постоянно развивающийся и совершенствующийся характер творческого поиска. Посредством такого взаимодействия можно достичь повышения уровня мотивации и эмоционального раскрытия обучаемых.
Список литературы
1. Фатхуллин Б.Э. Особенности воспитательной деятельности в современной высшей школе // Казанский педагогический журнал. 2009. № 11-12. С. 142-149.
2. Арсентьева М.В. Особенности использования социальных сетей в учебной и воспитательной работе со студентами // Современные технологии в науке и образовании - СТНО-2017: сб. тр. междунар. науч.-техн. и науч.-метод. конф.: в 8 т. Т.8 / под. общ. ред. О.В. Миловзорова. Рязань: Рязан. гос. радиотехн. ун-т, 2017. С. 59-63.
Арсентьева Марина Владимировна, канд. техн. наук., доц., mars lOOa.mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
THE USE OF SOCIAL NETWORKS IN THE PROCESS OF ED UCA TION OF STUDENTS
M. V. Arsentieva
Discusses issues of educational activities at the University. Especially given the use of the social network of "Vkontakte" in the process of education of students of the Department. Lists the elements of common cultural competences of the graduates according to the standard generated by means of educational work.
Key words: education, training, social network.
Arsentieva Marina Vladimirovna, candidate of technical sciences, docent, mars I OOamail. ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 347.771
ПРОВЕДЕНИЕ ПАТЕНТНОГО ПОИСКА В ХОДЕ ДИПЛОМНОГО
ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Л.И. Алешичева, В.Ю. Сладков, С.Ю. Борзенкова
Рассматривается проведение патентного поиска по различным критериям, способствующего выявлению аналогов, известных из современного уровня техники в процессе анализа задания на дипломное проектирование.
Ключевые слова: патент, патентный поиск, патентные исследования, источники патентной информации, международные и российские базы данных патентной информации.
В процессе предэскизного проектирования технических объектов, в том числе летательных аппаратов (ЛА) необходимым этапом является проведение патентного поиска для выявление основных черт изделия его аналогов и определения его технической реализуемости.
Патентный поиск - это процедура отыскания в фонде патентной документации охранных документов (заявок, авторских свидетельств, патентов) с целью установления уровня правовой охраны технических решений, границ прав патентовладельцев и условий реализации этих прав [1].
В настоящее время во всем мире накоплен огромный фонд патентов на изобретения и полезные модели, поэтому патентный поиск наиболее эффективно проводить в сети Интернет. Наиболее просто использовать базу данных Российской Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент), доступную на
214