Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
369
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальные сети / дополнительное профессиональное образование / информальное образование / профессиональная деятельность / social networks / additional professional education / informal education / professional activity

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — В.А. Звоницкая, А.А. Потякин

В статье затрагивается тема о преимуществах и недостатках существующих социальных сетей применительно к дополнительному профессиональному образованию. Авторы предлагают к использованию модифицированные социальные сети нового поколения, в основу которых заложены новые подходы в области светской этики, что дает возможность обучаться независимо от времени и места, а так же расширить круг профессионального общения. В результате анализа социальных сетей как инструмента дополнительного профессионального образования авторами сделан вывод об их несомненной пользе и необходимости их широкого применения в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — В.А. Звоницкая, А.А. Потякин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF SOCIAL NETWORKS IN ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

The article touches upon the topic of the advantages and disadvantages of existing social networks in relation to additional professional education. The authors propose for use modified social networks of a new generation, which are based on new approaches in the field of secular ethics, which makes it possible to study regardless of time and place, as well as expand the circle of professional communication. As a result of the analysis of social networks as a tool for additional professional education, the authors made a conclusion about their undoubted benefits and the need for their widespread use in the learning process.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В.А. Звоницкая, начальник учебного отдела А.А. Потякин, канд. юрид. наук, и.о. ректора Институт непрерывного образования взрослых (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11025

Аннотация. В статье затрагивается тема о преимуществах и недостатках существующих социальных сетей применительно к дополнительному профессиональному образованию. Авторы предлагают к использованию модифицированные социальные сети нового поколения, в основу которых заложены новые подходы в области светской этики, что дает возможность обучаться независимо от времени и места, а так же расширить круг профессионального общения. В результате анализа социальных сетей как инструмента дополнительного профессионального образования авторами сделан вывод об их несомненной пользе и необходимости их широкого применения в процессе обучения.

Ключевые слова: социальные сети, дополнительное профессиональное образование, информальное образование, профессиональная деятельность.

Одним из важнейших факторов, влияющих на развитие общества в настоящее время, стали информационно-коммуникационные технологии. Они прочно входят не только в государственные структуры, институты гражданского общества, экономическую и социальную сферы, науку и образование, культуру, но и в повседневную жизнь людей. Движение к информационному обществу - это и есть путь в будущее человеческой цивилизации. В последние несколько лет наблюдаются изменение способов и форм коммуникации в Интернете. На сегодняшний день наиболее распространенным, доступным инструментом общения и самым популярным сервисом, удерживающим внимание большей части Интернет-аудитории, являются социальные сети [1]. Социальные сети - достаточно недавнее, но популярное явление в Интернете. Ви-кипедия дает определение: Социальная сеть (от англ. social networking service) -платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений. Так как социальная сеть состоит из людей и «сообществ», а люди и сообщества в социальной сети связаны между собой отношениями, то иными словами социальная сеть - это веб-сервис, целью

работы которого является создание он-лайн-сообщества пользователей, объединенным по каким-либо признакам: увлечениям, интересам или профессиональной принадлежности.

Социальные сети возникли в 1995 году с американским порталом Classmates.com (русский его аналог - («Одноклассники»). Официальным началом бума социальных сетей считаются 2003-2004 годы, когда были запущены LinkedIn, MySpace и Facebook. LinkedIn создавалась в основном с целью установления деловых контактов, а MySpace и Facebook - с целью удовлетворения человеческой потребности в самовыражении, как высшей потребности человека (пирамида Маслоу). Каждый пользователь получил возможность не просто общаться и творить, но и делиться плодами своего творчества с многомиллионной аудиторией той или иной социальной сети. Любая социальная сеть - это огромный ресурс. Социальные сети являются основой для коммуникации, в том числе деловой; это полноценный канал для информационного обмена, интерактивность межличностного общения. Основная функция всемирной компьютерной сети -это информирование общества.

Социальные сети предлагают большие возможности для социализации, например,

такие как умение общаться с людьми, живущими по всему миру, развитие способности быть членом группы, которая не возможна в реальной жизни в силу географических и физических ограничений, способствует самовыражению и умению не только получать информацию, но и делиться ею. Конечно, существуют проблемы, касающиеся конфиденциальности информации, и зависимости от социальных сетей, тем не менее, правильное использование возможностей, которые они дают, имеет огромное положительное значение.

Сегодня можно говорить об активизации процесса использования Интернет-технологий в непрерывном образовании. Этот процесс ставит ряд острых проблем, являющихся предметом обсуждения ученых, связывающих развитие образования с активным использованием Интернет-технологий, созданием единого инфор-мального образовательного пространства.

По определению Bryer и Zavatarro «Социальные сети являются технологиями, которые облегчают социальное взаимодействие, делают возможным сотрудничество и включают обсуждения заинтересованных сторон». В последние годы использование социальных сетей выросло во всем мире. По состоянию на июль 2020 года, число пользователей в Facebook увеличилось на 750 млн человек, LinkedIn было более чем 100 миллионов членов, Twitter было более 177 000 000 твитов в день, а YouTube достигло трех миллиардов просмотров в день (Chen & Bryer, 2020). Несмотря на популярность социальных сетей для личного пользования, исследователи отмечают низкий процент студентов, слушателей курсов профессиональной переподготовки и преподавателей, которые используют их для академической практики.

Зарубежные авторы выделяют следующие преимущества при использовании социальных сетей как инструмента дополнительного профессионального образования:

- Независимость от времени и места;

- Повышение качества, успеха и эффективности образования за счет использования ИКТ в образовательном процессе;

- Способность учиться на более систематической основе и за более короткое время благодаря достижениям в области компьютерных технологий;

- Индивидуализация обучения;

- Возможность иметь мгновенную обратную связь;

- Дают слушателю возможность повторять содержание курса, столько, сколько ему необходимо;

- Простота отображения содержимого;

- Позволяет создать визуальное и слуховое оформление среды обучения;

- Позволяет представлять курсы с помощью моделирования, анимации и виртуальных лабораторий;

- Архивирование содержания курса и синхронизация класса (виртуальный класс) приложений;

- Двусторонняя связь;

- Способствует формированию добровольного поведения со стороны слушателей в целях совершенствования исследовательских навыков, и знаний по сравнению с обычными программами;

- Сводит к минимуму риск ошибки в измерении результатов оценки;

- Улучшает навыки слушателей и преподавателей, чтобы эффективно достичь, оценивать, использовать полученные знания.

К сожалению исследований, по вопросам использования социальных сетей в дополнительном профессиональном образовании очень мало. Однако имеющиеся данные позволяют сделать вывод о том, что часть слушателей тратит значительную часть своего времени в таких социальных сетях [Jones, Blackey, Fitzgibbon]. Эта тенденция показывает, что если образовательная среда будет построена в социальных сетях, то это поможет привлечь внимание слушателей.

Еще одним важным достоинством социальных сетей в области дополнительного профессионального образования, является то, что они не только предлагают слушателям возможность общаться между собой, с преподавателями, администраторами, но так же и вне учебного заведения.

Важным преимуществом социальных сетей является и то, что пользователь оп-

ределяется и как потребитель и как создатель информации. Он занимает активную позицию, то есть он и создает и потребляет содержание контента.

Следует отметить, что социальные сети не дают слушателю таких же возможностей в объяснении и разъяснении, которые происходят при личном взаимодействии. Поэтому они сталкиваются с некоторыми трудностями в выражении своих взглядов и идей в письменной форме с помощью социальных сетей, так как многие слушатели курсов предпочитают выражать свои мысли устно. В то же время для успешного обучения с помощью социальных сетей пользователям необходимо приобрести навыки письменной речи, чтобы уметь выражать свои идеи и мнения свободно.

В настоящее время социальная сеть является самым крупным видом Интернет-ресурса. Она охарактеризована всеми типами взаимодействия зарегистрированных пользователей: пользователь с сайтом, пользователь с пользователем, сайт с пользователем. Как правило, социальные сети содержат много различных функциональных страниц. Одной из основных функций огромной сети Интернет является общение. Именно на общение в первую очередь направлены ролевые игры, деятельность тематических порталов, а также, социальных сетей. Таким образом, сети можно подразделить на:

- Социальные сети общего формата;

- Профессиональные социальные сети;

- Социальные сети по интересам.

Бывают и другие виды социальных сетей, но их уже сложнее выделить в силу не столь большого их распространения [2].

О преимуществах социальных сетей говорить не приходится. Каждый может позволить себе анонимность. Каждый в электронной сети имеет возможность высказать свою точку зрения, найти единомышленников, пообщаться на любые темы, поделиться опытом, научить других, позволяет стать тем, кем человек бы хотел быть или повысить свою значимость и самооценку или просто восполнить нехватку друзей и пообщаться; можно завести новые знакомства; можно найти своих знакомых и друзей, контакты с которыми

давно потеряны, но люди навсегда остались в памяти.

Но у социальных сетей имеются не только достоинства, но и недостатки. При слове «сеть» невольно возникает ассоциация с рыболовной сетью или паутиной. И это, в общем-то, достаточно недалеко от истины. В социальных сетях пользователи пропадают всерьёз и надолго. Прежде всего, это психологическая зависимость от них, ведь многие пользователи находятся на сайте сутками, тем самым, подменяя настоящее общение виртуальным. По результатам многих опросов и голосований, только 2% из общего числа пользователей никогда не заходили в социальные сети и толком не знают, что это такое. Зато постоянных посетителей социальных сетей, которые заходят туда каждый день и проводят там не менее часа, по данным всё тех же опросов, целых 67%. Факты очевидны - социальные сети, как магнит, притягивают посетителей, и они отдают сетям массу свободного времени. Споры о том, вредны или полезны социальные сети, также не утихают среди педагогов и психологов, но однозначного мнения по этому поводу не существует до сих пор. По мнению некоторых психологов, социальные сети не нужны, а некоторые из них считают, что социальные сети опасны, попросту - это сетевой наркотик.

Следует заметить, что, цель посещения сетей у всех различная: от приятного общения до банального мошенничества. Прежде всего, это люди, которые по той или иной причине испытывают дефицит общения в реальной жизни. Часто заходят в социальные сети те, кто резко изменил свой социальный статус и, вследствие этого, перестал общаться с теми, с кем свободно общался раньше. Количество сетей растёт, следовательно, конкуренция обостряется. Все социальные сети, в сущности, предлагают одно и то же - знакомства, поиск друзей, игры, различного рода информацию.

Таким образом, сетевая активность ориентирована в основном на решение двух задач:

1. Продвижение сервисов и технологий с привлечением новых клиентов.

2. Обратная связь и коммуникации с клиентами.

Личные же задачи, которые преследует пользователь сети - это получение новой или полезной информации, а также информация о тех, с кем по тем или иным причинам потеряна связь.

Современные сети способны выполнять лишь некоторые функции:

1. Гуманитарные:

- коммуникативная (общение, налаживание контактов),

- культурно-образовательная (воспитание и всестороннее развитие личности на образцах общемировой культуры);

- рекламно-справочная (удовлетворение запросов населения);

- рекреативная (игры, развлечения).

2. Политические:

- формирование массового общественного сознания

- направленное влияние на отдельные группы населения.

Наступает время новых социальных сетей, которые будут более эффективно выполнять учебные и воспитательные функции за счет структурирования информации, посредством введения определенных правил (внутрисетевой этики). Главная задача этих сетей - обеспечить вхождение мирового сообщества, в том числе и России в шестой технологический уклад. Функцией таких сетей будет не только информирование и коммуникация, но и полноценное информальное образование (обучение и воспитание средой) взрослого населения. Мы придерживаемся мнения О.В. Павловой, что информальное образование - это процесс формирования активной жизненной позиции, условие социальной адаптации человека, где «социальные связи и отношения становятся более независимыми и основываются на индивидуальности человека, его творческого поиска, возросших возможностях выбора своей социальной ниши, на основе усиления социальной мобильности, снижения зависимости человека от определенных обстоятельств» [3]. «Уже сейчас мы используем практику размещения проектов законов в интернете. Каждый может направить свое предложение или поправку. Они рассмат-

риваются, а лучшие и содержательные -учитываются в финальной версии законопроекта. Такой механизм коллективного отбора оптимальных решений или, как называют его эксперты, краудсорсинг, -должен стать нормой на всех уровнях» [4].

В основу проектирования социальных сетей нового поколения заложены новые подходы в области светской этики. Модифицированные сети могут эффективно влиять на развитие гражданского общества, процессы демократии, свободы слова.

К основным функциям таких сетей можно отнести следующие:

- традиционная информационная и коммуникационная;

- мотивация этичного поведения социальных субъектов в различных социально-экономических сферах;

- этическое регулирование социальных и хозяйственно-экономических отношений социальных субъектов;

- игровое информальное образование всех категорий граждан;

- выработка рациональных управленческих решений на основе многоуровневых дискурсивных экспертных практик;

- динамический анализ общественного мнения;

- урегулирование конфликтов и споров.

Отметим и некоторые частные функции сетей:

- сборка и разборка социальных субъектов (коррекция самооценки, изменение социально-экономического статуса);

- обеспечение солидарного поведения социальных субъектов;

- визуализация волеизъявлений граждан;

- визуализация отношений социальных субъектов к социальным действиям других социальных субъектов;

- дискурсивное перераспределение общественных (социальных) ресурсов;

- коррекция имиджей социальных субъектов;

- мобилизация (демобилизация) человеческого фактора (капитала, ресурса);

- профилактика безнравственного поведения социальных субъектов [5].

Даже краткий обзор существующих подходов к использованию социальных

сетей в образовании позволяет говорить о следований использования данных техно-перспективности их применения в практи- логий в практике дополнительного проке дополнительного профессионального фессионального образования, изучения не образования. Вместе с тем нужно под- только преимуществ, но и возможных рис-черкнуть необходимость всесторонних ис- ков при их использовании.

Библиографический список

1. Диких Э.Р. Об использовании социальных сетей в образовании // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XVI междунар. науч.-практ. конф. Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2012.

2. Павлова О.В. Социальные сети как инструмент информального образования // Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности: Материалы II Международной научно-практической конференции. - СПб.: Экспресс, 2012. - С. 122-129.

3. Павлова О.В. Информальное образование как условие социальной адаптации обучающихся разных возрастных групп // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2013. - Т. 3, №4.

4. Путин В.В. Демократия и качество государства // Коммерсант. - № 20 от 06.02.2012 г., С. 1.

5. Павлова О.В. Сетевое информальное образование в контексте современной социокультурной ситуации // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - № 1 (65). - С. 156-161.

THE USE OF SOCIAL NETWORKS IN ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

V.A. Zvonickaya, Head of the Educational Department A.A. Potyakin, Candidate of Legal Sciences, Acting Rector Institute for Continuing Adult Education (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article touches upon the topic of the advantages and disadvantages of existing social networks in relation to additional professional education. The authors propose for use modified social networks of a new generation, which are based on new approaches in the field of secular ethics, which makes it possible to study regardless of time and place, as well as expand the circle ofprofessional communication. As a result of the analysis of social networks as a tool for additional professional education, the authors made a conclusion about their undoubted benefits and the need for their widespread use in the learning process.

Keywords: social networks, additional professional education, informal education, professional activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.