Научная статья на тему 'Использование социальных сетей для эффективного изучения иностранных языков'

Использование социальных сетей для эффективного изучения иностранных языков Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
577
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сахарова Т.Е.

Статья рассматривает актуальные вопросы исследования социальных сетей в сфере изучения иностранных языков. Представлен краткий обзор наиболее популярных сетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование социальных сетей для эффективного изучения иностранных языков»

Список литературы:

1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2001. - №. 1. - С. 24-34.

2. Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве // Начальная школа. - 2007. - № 2. - С. 2-6.

3. Развитие образовательных систем [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ros-group.ru/.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

© Сахарова Т.Е.*

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург

Статья рассматривает актуальные вопросы исследования социальных сетей в сфере изучения иностранных языков. Представлен краткий обзор наиболее популярных сетей.

Ключевые слова: интернет-ресурсы, социальные сети, иностранные языки, самостоятельное изучение.

В современном мире социальные сети являются одним из самых популярных сервисов, привлекающих внимание большей части интернет-аудитории. Для пользователя сеть - это не только способ общения с друзьями и коллегами, но и огромный информационный ресурс. Благодаря своему образовательному потенциалу социальные сети с успехом используются в учебном процессе.

Первые социальные сети были созданы в США одновременно с Интернетом в 1969 году. Популярность социальные сети приобрели в 1995 году, с появлением американского портала Classmates.com, созданного Рэнди Конрад-сом. Благодаря этому сайту пользователи имели возможность восстановить связь с бывшими одноклассниками, найти коллег по работе и друзей. Сеть действует и сегодня, и насчитывает более 50 млн. пользователей в США и Канаде.

И если Интернет первой волны способствовал в основном передаче информации по вертикали, то для современного Интернета в целом и социальных сетей в частности характерным является развитие горизонтальных отношений: работа на социальные связи - это контакты, общение, дружба [1].

* Старший преподаватель кафедры Иностранных языков.

На основе различных статистических ресурсов можно составить рейтинг популярности социальных сетей в России. На первом месте, по-прежнему остается проект «ВКонтакте». По данным 2013 года, в месяц этот ресурс посещает около пятидесяти миллионов человек. Почти 70 процентов интернет-пользователей Российской Федерации выбрали этот ресурс для общения и обмена информацией. Второе место занимает социальная сеть «Одноклассники» (43 миллиона посетителей в 2013 г.). Социальная сеть сервиса Mail.ru, или «Мой мир» может претендовать на третье место в рейтинге популярности Рунета. Ее ежемесячная аудитория составляет почти 20 миллионов человек.

Крупнейшей социальной сетью в мире является «Facebook». По данным на 2013 год число посетителей данной социальной сети перевалило за миллиардную отметку, за сутки сеть посещают более 720 миллионов пользователей из различных стран.

Кроме того, большой популярностью пользуются социальная сеть Google+ и система Twitter [2].

«ВКонтакте» отличается более молодой аудиторией: доля респондентов от 18 до 24 лет в этой сети составляет 85 %. «ВКонтакте» является лидером по активности посещения проекта: 45 % зарегистрированных на этом портале пользователей посещают его ежедневно, а 70 % - чаще одного раза в день. Каждый третий участник «ВКонтакте» тратит на одно посещение более получаса своего времени [3].

В чем же заключается образовательный потенциал этих сайтов? Преподаватели ВУЗов создают группы для обмена информацией со студентами. В качестве примера можно привести группы «ВКонтакте», созданные на базе Университета ИТМО, г. Санкт-Петербург: Иностранные языки в ИТМО, Мультимедийный центр изучения иностранных языков, Аспирантура Университета ИТМО. Сайт обеспечивает оперативную передачу информации любого вида (текстовую, аудио, видео, графическую) и объема. На сайт выкладываются задания к практическим занятиям, лекции по изучаемому курсу, есть возможность предоставлять дополнительные материалы, отвечать на возникающие в процессе обучения вопросы, координировать выполнение групповых работ и руководство практиками, эффективно организовать долгосрочную проектную деятельность, международные обмены, в том числе научно-образовательные.

Информация на Интернет-странице храниться в течение долгого времени, постоянно редактируется и обновляется. Студент может работать в индивидуальном режиме и выполнять необходимые задания. Есть возможность сделать рассылку полезных ссылок и разместить домашнее задание. Это особенно актуально для магистрантов и аспирантов, которые часто совмещают учебу и работу и не имеют возможности посещать все занятия.

На сегодняшний день практически все университеты оборудованы компьютерными классами, что позволяет широко использовать Интернет на занятиях по иностранному языку. С помощью Интернета и различных социальных сетей можно решать целый ряд практических задач: формировать

навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать навыки письменной речи; пополнять словарный запас; работать над произношением; формировать у студентов мотивацию к изучению английского языка. Студенты могут принимать участие в тестированиях, в конкурсах и викторинах, олимпиадах, проводимых в сети Интернет, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Современные технологии позволяют сделать занятия более интересными, познавательными, разнообразными и эффективными. Большой популярностью пользуются вебинары и телекоммуникационные проекты. Вебинары дают возможность принимать участие в онлайн семинаре или международной конференции, не выходя из дома.

Международные телекоммуникационные проекты уникальны также и в том отношении, что они дают возможность формирования реальной языковой среды. Никакие другие методы и технические средства не позволяли до этого обеспечить такие условия [4].

Благодаря Интернету студенты получают возможность налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах, расширять кругозор, изучать культуру, традиции и обычаи страны изучаемого языка посредством общения.

Можно выделить следующие преимущества использования именно социальной сети в качестве учебной площадки:

1. Привычная среда для учащихся.

2. В социальной сети человек выступает под своим именем-фамилией.

3. Технология Wiki позволяет всем участникам сети создавать сетевой учебный контент.

4. Возможность совместной работы.

5. Наличие форума, стены, чата.

6. Каждый ученик - участник может создать свой блог, как электронную тетрадь.

7. Активность участников прослеживается через ленту друзей [5].

С помощью социальных сетей пользователи могут не только найти работу и друзей для разнообразного досуга, но и заниматься самообразованием. В первую очередь, это возможность изучения иностранных языков посредством социальных сетей. Раньше только некоторые языковые курсы предоставляли учащимся возможность постоянно общаться с носителями языка. Сегодня можно изучать иностранный язык самостоятельно в рамках общения на специализированных ресурсах. Рассмотрим самые популярные социальные сети.

Livemocha - это одна из самых популярных американских социальных сетей (более 8 млн. пользователей и 38 языков по данным самой сети), где действует принцип: помоги другому, а он поможет тебе. Если программа не может проверить какие-то задания, то их разбирают носители языка. Разработано несколько этапов изучения языка. Каждый этап состоит из пяти уроков. Каждый урок включает в себя четыре обязательных задания: изучение новой лексики, закрепление изученного материала, письменная и устная части.

Социальная сеть Mylanguageexchange - это лучший сервис, где можно найти «друга по переписке». Зарегистрировавшись на сайте, нужно выбрать идеального «друга по переписке», указать его / ее родной язык и язык, который он / она практикует, а также страну проживания и примерный возраст человека, с которым вам хотелось бы общаться. Таким образом, пользователь усовершенствует свои знания, и, возможно, приобретет друзей.

Сайт с необычным названием М1к1 предлагает чаты для виртуального общения и возможность редактирования текстов. Этот сайт предоставляет возможность общаться с лучшими преподавателями иностранных языков по всему миру. Интернет уроки проводятся по Скайпу в удобное для пользователя время. После прохождения уроков можно закрепить полученные знания на практике, общаясь с людьми из этой страны.

Busuu.com - это виртуальное сообщество для изучения иностранных языков, созданное 39-летним Адрианом из Лихтенштейна и 34-летним Бернардом из Австрии. Они оба в совершенстве знают по три языка и не собираются останавливаться на достигнутом. Основываясь на собственном опыте, они создали альтернативный метод изучения иностранных языков. Создатели сайта придерживаются трех главных правил: занятия проводятся носителями языка, используется оригинальный текстовый, аудио и видео материал, плата за обучение не взимается. Каждый член сообщества не только сам изучает иностранный язык, но и помогает всем в изучении своего родного языка. На сайте представлено более 150 уроков, охватывающих различные тематики и грамматические задания, обучающие наиболее важным грамматическим правилам. Все уроки сопровождаются видео и аудио записями.

Сервис LinguaLeo - это сайт, основанный на игровой методике. Главное действующее лицо - львенок по имени Лео. Львенка нужно кормить в определенное время, т.е. заходить на сайт и выполнять разные тренировочные задания. Существует прайд, куда можно добавлять друзей. База видео, аудио и текстовых материалов называется - джунгли. Каждый участник проекта должен сам определить свой уровень знаний и время, которое он или она планирует уделить занятиям. На основе этой информации строиться диаграмма успеваемости, с помощью которой можно проследить за своими успехами и определить наиболее оптимальное количество уроков. На этом сайте зарегистрировано более 500 тысяч пользователей.

Портал Edu-Station.ru - это новый сайт, помогающий самостоятельно изучать иностранные языки. Этот портал был создан для изучения английского, немецкого, французского, испанского и польского языков. Основное преимущество данного проекта - это простота и удобство. Сайт был разработан с учетом всех недостатков аналогичных проектов, ранее запущенных в Рунете и Мировой Сети. На сайте представлены обширные материалы по различной тематике, видео уроки, мини уроки, прорабатывающие различные аспекты грамматики и лексики, кроссворды.

Не стоит забывать и о скайпе. Скайп предлагает индивидуальные занятия с русскоязычными преподавателями и носителями языка. Кроме разговорных курсов есть возможность усовершенствовать деловой английский, подготовиться к собеседованию и экзаменам. Судя по отзывам, скайп пользуется большой популярностью.

В данной работе приведены только некоторые, наиболее популярные, интернет-ресурсы, которые можно использовать для самостоятельного изучения иностранных языка и как дополнительные материалы для работы в аудитории.

Список литературы:

1. Бакунович Н.И. Образовательные возможности социальных сетей / Н.И. Бакунович; ГИУСТ БГУ; ред кол. Ф.П Витко и др. // Тезисы докладов межвузовской научной конференции студентов и аспирантов; Минск, 20 апр. 2011 г. - Минск, 2011. - С. 42-44.

2. http://www.timenews24.ru/rejting-populyarnosti-socialnyx-setej-v-rossii/.

3. Можаева Г.В. Фещенко А.В., Использование виртуальных социальных сетей в учебном процессе // «Современное образование: содержание, технологии, качество»: XVII Междунар. науч.-метод. конф., Санкт-Петербург, 20 апреля 2011. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), 2011. -С. 102-103.

4. Захарова А.В., Роль интернет-ресурсов в процессе обучения иностранным языкам // Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в неязыковых вузах: матер. Межфакульт. науч.-методич. конф., 10 апреля 2010г. - М.: НИУ ВШЭ, 2010. - С. 19.

5. Клименко О.А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса / О.А. Клименко // Теория и практика образования в современном мире: матер. междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, февраль 2012 г. - СПб.: Реноме, 2012. - С. 405-407.

ПРАКТИКУМ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ В ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ R

© Синицын В.Ю.*

Институт информационных наук и технологий безопасности Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва

Сообщается об опыте разработки, создания и практического использования компьютерных лабораторных практикумов по математическим

* Доцент кафедры Фундаментальной и прикладной математики, кандидат физико-математических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.