Научная статья на тему 'Использование социальной сети Instagram в деятельности Донского государственного технического университета'

Использование социальной сети Instagram в деятельности Донского государственного технического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / АККАУНТ / ПУБЛИКАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / SOCIAL NETWORK / ACCOUNT / PUBLICATION / COMMUNICATION / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скляренко Анна Анатольевна

В статье рассматривается понятие социальных сетей. Подробно описывается сеть Инстаграм, которая актуальна для молодежных коммуникаций, ее характеристики, возможности и инструментарий. Приводится пример использования сети в Донском государственном техническом университет для поддержания ключевых видов деятельности: образовательной, научной и инновационной. Выделяются основные правила написания и размещения постов на странице университета в Инстаграм. Приведен анализ публикаций официального аккаунта ДГТУ в рассматриваемой сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the concept of social networks. The Instagram network, which is relevant for youth communications, its characteristics, features and tools is described in detail. An example of its use in the Don State Technical University to support key activities: educational, scientific and innovation. Highlighted the basic rules for writing and posting on the university page on Instagram. The analysis of publications of the official DGTU account in the considered network is given.

Текст научной работы на тему «Использование социальной сети Instagram в деятельности Донского государственного технического университета»

Использование социальной сети Instagram в деятельности Донского государственного технического

университета

Скляренко Анна Анатольевна К.т.н., доцент кафедры программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем, Донской государственный технический университет, пл. Гагарина, 1, г. Ростов-на-Дону, 344000, (863)2738727 deranna@mail.ru

Аннотация

В статье рассматривается понятие социальных сетей. Подробно описывается сеть Инстаграм, которая актуальна для молодежных коммуникаций, ее характеристики, возможности и инструментарий. Приводится пример использования сети в Донском государственном техническом университет для поддержания ключевых видов деятельности: образовательной, научной и инновационной. Выделяются основные правила написания и размещения постов на странице университета в Инстаграм. Приведен анализ публикаций официального аккаунта ДГТУ в рассматриваемой сети. The article discusses the concept of social networks. The Instagram network, which is relevant for youth communications, its characteristics, features and tools is described in detail. An example of its use in the Don State Technical University to support key activities: educational, scientific and innovation. Highlighted the basic rules for writing and posting on the university page on Instagram. The analysis of publications of the official DGTU account in the considered network is given.

Ключевые слова

социальная сеть, аккаунт, публикация, коммуникация, образовательный процесс

social network, account, publication, communication, educational process

Введение

В настоящее время социальные сети, состоящие из множества сервисов и инструментов, позволяющих организовывать всестороннюю коммуникацию людей, все больше привлекают работников сферы образования. Выделяется несколько ключевых причин их популярности:

• отсутствие временных и территориальных ограничений;

• финансовая экономия;

• возможность управления информацией и ее контроля. [1].

Большинство университетов создали аккаунты в социальных сетях для

поддержки своих основных видов деятельности: образовательной, научной и инновационной. С помощью возможностей сетей Вузы также привлекают новых абитуриентов для поступления.

В дидактическом плане социальные сети включают в себя следующие основные компоненты:

• различные формы коммуникации: форумы, опросы, голосования, комментарии, обмен персональными сообщениями;

• информационные ресурсы;

• интуитивно понятную и привычную среду для обучающихся;

• совместное планирование и наполнение учебного контента;

• широкие демонстрационные возможности. [2].

В наше время одной из самых популярных социальных сетей является приложение Инстаграм. В нем зарегистрировано более 200 миллионов пользователей, из них более 60% молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет. Поэтому в статье рассматривается возможность ее использования в деятельности Донского государственного технического университета.

Инстаграм как многопользовательский интерфейс

Что собой представляет приложение Инстаграм? Это интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Он организует общение группе пользователей, объединенных общим интересом.

Инстаграм - это прежде всего и социальная сеть красивых фотографий. Приложение предлагает большое количество фильтров и интерфейс для их обработки.

В социальной сети Инстаграм реализованы следующие функции:

• публикация фотографий и видеороликов;

• проведение конкурсов и рекламных компаний;

• обмен личными сообщениями;

• запуск прямого эфира. [3].

В настоящее время между Вузами идет тесная конкуренция за абитуриентов и обучающихся, поэтому часто имя вуза становится брендом. Одним из инструментов продвижения которого являются социальные сети. Лидером в этой сфере является приложение Инстаграм. Кроме популизации деятельности университета инструментарий данного приложения может быть использован в поддержке образовательного процесса.

Прежде чем рассмотреть различные способы внедрения социальной сети Инстаграм в деятельность вуза, необходимо отметить, что социальные сети не могут являться единственным средством поддержки образовательной деятельности, в том числе и электронного обучения. Они не заменяют, а дополняют и расширяют возможности существующей в Вузе системы электронного и дистанционного обучения. Использование социальных сетей направлено на создание вспомогательной системы коммуникаций и рекламы.

Варианты использования Инстаграм в преподавательской деятельности многогранны и часто зависят от фантазии и креатива преподавателя. Можно выделить несколько базовых направлений ее использования в образовательном процессе:

• создание блогов преподавателей;

• создание блогов учебных заведений;

• создание блогов об образовании;

• коммуникация с обучающимися.

Кроме этого инструментарий данного приложения может быть использован для привлечения обучающихся к разработанному электронному ресурсу, размещенного в системе электронного обучения, а также с целью повышения заинтересованности обучающихся в изучаемой дисциплине.

На сайте информационно-образовательного центра «Инфометод» в разделе «Школа молодого преподавателя» приведены 10 идей использования Инстаграм в образовательной деятельности. Например, это конкурс одного вопроса заключается в добавлении к изображению подписи с коротким вопросом по дисциплине. Другие варианты:

• фотография записей на доске;

• разбор ошибок. Разместить фото с ошибкой из контрольной работы и добавить к нему комментарии с правильном ответом и пояснением;

• награды. Размещение фотографий достижений студентов, например, фото дипломов и сертификатов;

• репортаж с мероприятия. Создание фото или видео репортаже с выставки, конференции или семинара [4].

Инстаграм в ДГТУ

Рассмотрим, как используется приложение Инстаграм в жизни Донского государственного технического университета (ДГТУ). Возможности интернет и социальных сетей давно широко используются в университете. Основной сайт вуза (рис. 1) выступает непосредственным web-интерфейсом сложной информационной системы ДГТУ, состоящей из нескольких подсистем. Рассмотрит основные из них и их поддержку в социальной сети Инстаграм._

100-19-30 в 9 en re для сми зо-тур f * * £ о!

(й) студенту т выпускнику » аспиранту и магистранту * сотруднику

^^ 9 пл. гагарина. 1. ауд. 8-424, 8-й корпус дгту О 10:00-12:00 ФЕВРАЛЯ школа подготовки водителей дгту ведет обучение по образовательной программе

государственная аккредитация профессиональной подготовки водителей категории «в». тел. 8 (863) 238-15-12

опорный университет » ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ФАКУЛЬТЕТА «ИННОВАЦИОННЫЙ

«ЛУГ« . БИЗНЕС И МЕНЕДЖМЕНТ»

факультеты и кафедры ». подразделения » 9 февраля в Донском государственном техническом университете пройдет день открытых дверей факультета «Инновационный бизнес и менеджмент».

международная деятельность ». сотрудничество □ □шасшсшсш

ДГТУ - ОПОРНЫЙ СЕРВИСЫ УНИВЕРСИТЕТА программы развития

recepnon@donstu.ru МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ VUMDCDrMTCT ОЛГТПОГ1/ЛМ АКАДЕМИЯ ТРЕТЬЕГО /Т\ ВОЗРАСТА 1

Рис. 1. Титульная страница главного сайта ДГТУ

Одной из базовых подсистем является электронная информационно-образовательная среда, представляющая собой Интернет-расширение, созданное для студентов, их родителей и сотрудников университета (рис. 2). В ней реализован доступ к организационному функционалу образовательного процесса: расписание занятий учебных групп, преподавателей и аудиторий; рабочие учебные планы на весь срок обучения; графики учебного процесса с датами контрольных точек и экзаменов; каталог информации о всех факультетах, курсах и группах; учебная нагрузка преподавателей и студентов, электронные журналы учета посещаемости и успеваемости; каталог электронных ведомостей за все учебные годы.

Рис. 2. Титульная страница сайта «Информационно-образовательная среда»

Другой значимой подсистемой является портал поддержки электронного обучения «СКИФ» (рис.3). Она представляет собой модульный комплекс поддержки электронного и сетевого обучения с использованием дистанционных технологий.

Рис. 3. Титульная страница портала «СКИФ»

Электронное обучение в ДГТУ направлено на подготовку высококлассных специалистов, реализуется по приказу ректора и начинается на добровольной основе с первого курса. Вы можете выбрать для изучения один модуль, несколько модулей или всю дисциплину в целом. Положительные результаты прохождения учебных модулей зачитываются при сдаче зачетов и экзаменов по соответствующей дисциплине.

Одним из разделов портала «СКИФ» является библиотека электронных ресурсов (рис. 4). Она содержит учебно-методические материалы в электронном виде, классифицированные по факультетам и кафедрам. Ресурсы располагаются в открытом доступе и представляют собой методические указания, курсы лекций, практикумы, сборники задач, учебно-методические пособия и другие виды учебных материалов. На данный момент в ней размещено более 4000 ресурсов. Отдельно выделен раздел поддержки заочного обучения, в нем организован доступ к актуальным учебным материалам для студентов по большинству реализованных в вузе направлений. Все материалы классифицированы по направлениям, курсам и дисциплинам.

Библиотека электронных ресурсов ДГТУ

Медиакоммуникации и мультимедийные технологи»

Рис. 4. Титульная страница библиотеки электронных ресурсов

Подсистема поддержки электронного обучения представлена в сети Интернет не только порталом «СКИФ», но также созданы аккаунты в социальных сетях, в том числе и в приложении Инстаграм. Под аккаунтом «skif_donstu» размещены публикации по следующим тематикам:

• новости о проведенных лекциях и тестированиях для студентов;

• новости об интересных событиях, прошедших в управлении;

• новости о начале запуска совместных проектов, направленных на повышения уровня обучения;

• объявления о начале проведения программ повышения квалификации.

Возможно более широкое использование возможностей Инстаграм для

поддержки электронного обучения. Это и размещение постов о разработке новых дистанционных курсов, проведение опросов «Какие курсы наиболее востребованы», размещение материала о правовой поддержке дистанционного обучения в России, проведение голосования для выбора наиболее интересного и мультимедийно оснащенного дистанционного курса. Также можно публиковать видео анонс профессора: подписчики в комментариях задают вопросы, а он на них отвечает в течении ограниченного времени.

В вузе встроена система непрерывного образования, которая поддерживается следующими разделами сайта: «Детский университет», «Академия абитуриентов», «МаксиУМ», «Элитное образование ДГТУ», «Родительский университет» и «Академия третьего возраста». В свою очередь в Инстаграм создана страница udo.dstu «Дополнительное образование взрослых ДГТУ». На ней отображается информация о повышении квалификации, профессиональной переподготовки и проведении дополнительных общеобразовательных программ.

Некоторые факультеты и кафедры ДГТУ также имеют свои аккаунты в рассматриваемой социальной сети. Например, аккаунт «FrauFinanse» создан сотрудниками кафедры «БухУчет, анализ и аудит» и имеет 1500 подписчиков, более 100 публикаций. Особый интерес на данной странице представляют собой посты, посвященные знакомству с преподавателями кафедры. Также результативны публикации, описывающие реальные, часто встречаемые в жизни ситуации, связанные с преподаваемой тематикой: налоговый вычет, рефинансирование кредитов, жилье по договору долевого строительства и т.д. Они должны быть интересны студентам, изучающие дисциплины, закрепленные за данной кафедрой.

Еще одной крупной подсистемой является раздел «Абитуриент», посвященный довузовской подготовке абитуриентов и их поступлению в ДГТУ. Для его поддержки также создан аккаунт «welcome_donstu» в сети Инстаграм.

Кроме аккаунтов, созданных для поддержки отдельных направлений организации образовательного процесса ДГТУ, выделен общий официальный аккаунт dstu_live, имеющий около 10000 подписчиков. Основная цель публикаций в этом аккаунте освятить жизнь крупного первого опорного Вуза, рассказать будущим абитуриентам, как многогранен и интересен процесс обучения в ДГТУ. Кроме размещения новостных публикаций, проводятся розыгрыши для привлечения новых подписчиков и продвижения страницы. Также на ней, кроме фотоотчетов, расположены и видеоматериалы. На данный момент насчитывается более 1500 публикаций.

Рис. 5. Официальный аккаунт ДГТУ в Инстаграм

Отдельно в сети Инстаграм создан личный блог ректора ДГТУ Месхи Б.Ч., на его обновления подписано более 5000 пользователей.

Результаты внедрения

Проведенный выше обзор показал, как используется социальная сеть Инстаграм в ДГТУ. Естественно и другие крупные Вузы России и мира широко используют возможности этой сети. Это позволяет не только рассказать о жизни университета, осветить деятельность студентов и преподавателей, но и привлечь абитуриентов.

Выделим основные тематики постов для университетов, которые позволяют собрать много лайков и подписчиков, и проведем поиск соответствующих публикаций на официальной странице ДГТУ.

Во-первых, это красивые фотографии университета (фото корпусов, аудиторий, территории вуза, фото природы) и видеоэкскурсии (показ красивых мест университета, библиотек, аудиторий, спортзала; видео из учебных лабораторий). Также особую привлекательность вызывают фото успешных выпускников, особенно с мотивирующими цитатами (рис. 6).

Рис. 6. Примеры постов «Красивые фото» со станицы ДГТУ в Инстаграм

Во-вторых: посты, посвященные повседневной жизни студентов и сотрудников университета. Также можно выделить посты о преподавателях, которые знакомят студентов с их научной деятельностью, с тематиками дипломных работ и т.д.

Рис. 7. Примеры постов «Повседневная жизнь студентов» со станицы ДГТУ в

Инстаграм

В-третьих, это конечно публикации о внеучебной, культурной и спортивной жизни университета. Здесь же можно выделить смешные фото и видео (рис.8).

Рис. 8. Примеры постов «Спортивная жизнь» со страницы ДГТУ в Инстаграм

В-четвертых, на странице Инстаграм рассказывается о достижениях университета (рис. 9).

Рис. 9. Примеры постов «Достижения» со страницы ДГТУ в Инстаграм

Особым интересов могут служить публикации, связанные с ностальгией выпускников Вуза. Например, в одном из аккаунтов университета было размещено фото корпуса общежития и было предложено бывшим жителям оставить советы для первокурсников. В результате эту страницу посетило около 2000 человек и оставили примерно 300 комментариев.

При размещении постов необходимо соблюдать следующие правила: ставить хэштеги, отмечать людей на фото, минимально использовать безликие фото из интернета, следить за качеством снимков. [5].

Анализ постов, размещенных на официальной странице ДГТУ в Инстаграм, показал, что на ней соблюдаются все вышеперечисленные надежные и проверенные правила вести аккаунт в Инстаграм. Поэтому страница является «живой» и красочной: имеет множество подписчиков и лайков, на ней размещается множество комментариев под постами.

Заключение

Описаны возможности использования социальной сети Инстаграм в деятельности университета: начиная с привлечения абитуриентов и заканчивая поддержкой образовательного процесса. Приведены способы применения данного приложения на примере аккаунтов Донского государственного технического университета.

Использование приложения Инстаграм в образовательном процессе способствует обмену информацией, повышает мотивацию обучающихся к учебной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей и познавательный интерес.

Безусловно, разработанный ресурс в сети Инстаграм станет помощником университета, преподавателей и студентов. Но это возможно будет только в том случае, если аккаунт в Инстаграм будет поддерживаться регулярно, чтобы сформировать у подписчиков потребность в нем.

Литература

1. Абрамова О.М., Соловьева О.А., Использование социальных сетейв образовательном процессе // Молодой ученый - 2016 - №9 - С. 1055-1057.

2. Бутурлин С., Ожегова А.И., Ломовцева Н.В., Аспекты применения социальных сетей в образовательном процессе.

URL:http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/23653/notpr 2018.008.pdf (дата обращения: 06.02.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Карпенко М.А., Исследовательская работа «Возможности обучения английскому языку через приложение Instagram». URL:

https://videouroki.net/razrabotki/issledovatelskaya-rabota-vozmozhnosti-obucheniya-angliyskomu-yazyku-cherez-prilozhenie-instagram.html (дата обращения: 05.02.2019).

4. Информетод: школа молодого преподавателя [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infometod.net/art5.html (дата обращения: 4.02.2019).

5. StudyQA: Как добиться успеха в Инстаграме: 10 идей для университетов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studyqa. com/for-universities/blo g/10 -ideas-for-instagram (дата обращения: 7.02.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.