Научная статья на тему 'Использование сотовой связи и Интернета на борту самолета'

Использование сотовой связи и Интернета на борту самолета Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
690
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / ИНТЕРНЕТ / СОТОВАЯ СВЯЗЬ / SYSTEM / INTERNET / CELLULAR COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Русакова А.А.

Описаны проблемы отсутствия сотовой связи, Интернета на борту самолета и их решение с помощью различных систем организации доступа. Применение данных систем у Российских авиакомпаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF MOBILE PHONE AND INTERNET IN AIRPLANE

The article describes the problem of lack of cellular Internet on board the aircraft and their solutions through a variety of systems providing access. The use of these systems in Russian airlines.

Текст научной работы на тему «Использование сотовой связи и Интернета на борту самолета»

Секция «Информационно-экономические системы»

УДК 004.78

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОТОВОЙ СВЯЗИ И ИНТЕРНЕТА НА БОРТУ САМОЛЕТА

А. А. Русакова Научный руководитель - Д. В. Тихоненко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: rus_nasty@mail.ru

Описаны проблемы отсутствия сотовой связи, Интернета на борту самолета и их решение с помощью различных систем организации доступа. Применение данных систем у Российских авиакомпаний.

Ключевые слова: система, Интернет, сотовая связь.

USE OF MOBILE PHONE AND INTERNET IN AIRPLANE

A. A. Rusakova Scientific Supervisor - D. V. Tkhonenko

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: rus_nasty@mail.ru

The article describes the problem of lack of cellular Internet on board the aircraft and their solutions through a variety of systems providing access. The use of these systems in Russian airlines.

Keywords: system, the Internet, cellular communications.

В настоящее время сотовая связь и Интернет получили очень широкое распространение и проникли практически во все, даже самые отдаленные уголки. Пользоваться сотовым телефоном мы можем в магазине, кинотеатре, автомобиле, поезде и даже в метро. Практически единственным местом, где мы не можем пользоваться сотовой связью и Интернетом в полной мере - это небо.

Но все-таки сотовая связь и Интернет взяли свое. Первым существенным шагом в сторону популяризации Интернета на борту была инициатива под названием Connexion by Boeing. Компания Boeing объявила о запуске сервиса еще в 2001 году. Суть заключалась в установке оборудования, позволяющего оградить системы самолета от помех благодаря вынесению антенны за борт самолета и установки специальных аппаратов, которые глушат сигналы мобильных устройств, находящихся в салоне. Базовая станция, которая обеспечивает связь пассажиров с внешним миром, осуществляет трансляцию через Wi-fi или Ethernet. Скорость соединения при такой технологии может достигать 20 мегабит в секунду. Также в 2007 году авиакомпания Emirates Airline предоставила возможность своим пассажирам совершать голосовые звонки и отправлять SMS во время полета на крейсерской высоте. Сразу после нее еще несколько международных компаний разрешили пользоваться сотовой связью на борту.

Рассмотрим принципы функционирования сотовой связи на борту самолета. Для обеспечения радио покрытия в салоне самолета обычно применяются так называемые пико базовые станции. На земле они применяются для улучшения покрытия в торговых помещениях и офисах. В некоторых реализациях пико базовые станции представляют собой антенну и приемопередатчик, объединенные в небольшом корпусе, который весит около 1 кг и легко монтируется на стене в салоне. Для передачи сигнала от базовой станции к остальной сети применяются спутниковые каналы [1].

Сегодня в мире используются четыре разных системы организации доступа в Интернет через Wi-Fi на борту пассажирских самолётов.

Первая система Air-To-Ground. Остается самой популярной у авиакомпаний Северной Америки - США и Канады. Она предоставляется под маркой Gogo, которую можно увидеть на корпусе самого

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ - 2016. Том 2

самолёта. Фактически эта самая древняя, но не самая медленная система подключения пассажирских лайнеров к Интернету. Технология основана на использовании базовых наземных станций, аналогично сотовым, а не на более дорогой спутниковой связи. Для ATG используется сотовая сеть 3G стандарта EVDO - подобная тем, что в США поддерживают крупнейшие операторы Sprint и Verizon, а в России, к примеру, «Скайлинк». Оригинальная система ATG, до сих пор используемая во множестве авиалайнеров, предполагает передачу трёх мегабитного канала на каждый самолёт, а затем 3 Мбит/с разделяются в лучшем случае между 50 пассажирами небольшого местного самолёта или местами первого класса, а в худшем - между 200-300 пассажирами. Более совершенная система ATG-4, введённая в эксплуатацию в 2012 году в компании Virgin America, обеспечивает скорость до 10 Мбит/с. В сентябре Gogo 2014 года запустила новую, гибридную версию своего сервиса, которая сводит в единую систему наземную сеть базовых станций и спутниковый доступ. Такая система обеспечила в шесть раз большую скорость доступа в Интернет.

Следующая система L-Band. Спутниковая система доступа, применяемая, в европейских, азиатских и африканских странах - и «Аэрофлотом» на аэробусах A320 и A330. Для трансляции спутникового сигнала на борт самолёта используется диапазон 1-2 ГГц, а сама система построена на основе службы SwiftBand компании Inmarsat. Скорость соединения составляет лишь 432-864 Кбит/с, в зависимости от конкретной конфигурации. Если к такой сети одновременно подключатся пять-семь пассажиров, она окажется полностью перегруженной. Система OnAir оправдывает себя лишь на небольших частных самолётах.

Третья система Ku-Band. Самая скоростная на сегодня система доступа в интернет в полёте, также основанная на спутниковой технологии. Её выбрало большинство компаний Юго-Запада США, европейские и азиатские авиаперевозчики, а также и российская «Трансаэро» на Boeing 747 и 777. Технология предоставляется под целым рядом брендов, среди которых Panasonic Avionics Corporation (как раз в случае с «Трансаэро») и Row44. Ku-Band использует частотный диапазон 12-18 ГГц и обеспечивает на каждый борт трансляцию канала со скоростью до 50 Мбит/с. Ku-Band можно считать лучшим выбором для международных перелётов.

Последняя система называется Ka-Band. Самая перспективная система спутникового интернет-доступа на борту самолёта, которая обещает канал до 12 Мбит/с для каждого пассажира. Технология, которой продвигаться под маркой Excede by ViaSat, использует диапазон 26,5-40 ГГц. Вскоре система должна первоначально появиться на самолётах американских компаний JetBlue и United.

В будущем развитием Ka-Band должна заняться и вторая компания, но почти готовое решение пока есть только у ViaSat. JetBlue намерена использовать его, в частности, на аэробусах A320 в рамках услуги Fly-Fi. Базовый уровень скорости будет предоставляться бесплатно, а за деньги абоненты смогут смотреть в полёте даже потоковое видео, подключаясь к своему аккаунту на Netflix. Возможно, таким клиентам даже разрешат использовать на борту Skype [2].

В России существует не так много авиакомпаний, которые могут предоставить интернет во время полета. Например, в 2012 г. «Аэрофлот» заключил договор с «Мегафоном» на установку соответствующего оборудования в нескольких своих лайнерах Airbus А321 и Airbus А330. По состоянию на 1 февраля текущего года системой был оборудован лишь один самолет, совершающий рейсы из Москвы в Санкт-Петербург, Милан и Мюнхен. Сейчас Аэрофлот имеет большее количество самолетов, на которых установлены данные системы. Связь осуществляется по GPRS. Скорость доступа закономерно низкая, а трафик тарифицируется по 100 кБ и стоит 44 рубля за тарифную единицу [3].

А также августе 2012 года «Трансаэро» предоставила своим клиентам услугу высокоскоростного широкополосного доступа в Интернет и мобильной связи на борту. Сегодня выйти в Интернет, а также воспользоваться услугами мобильной связи можно на 13 дальнемагистральных самолетах авиакомпании - семи Boeing 747-400, четырех Boeing 777-300, а также на двух Boeing 737, которые осуществляют перевозки по заказам корпоративных клиентов авиакомпании, а также доставляют на соревнования спортивные коллективы. Самолеты «Трансаэро» оборудованы системой доступа в Интернет - Ku-Band, основанной на спутниковой технологии и представленной на воздушных судах авиакомпании системами Panasonic GSC. Стоимость услуги Wi-Fi на борту не зависит от потребляемого пользователем трафика. Подключиться к высокоскоростному Интернету пассажиры дальнемагистраль-ных рейсов «Трансаэро» могут на все время полета за 800 руб. или за 400 руб. за один час [4].

Таким образом, постепенно сотовая связь и Интернет завоевывают все новое пространство, при этом становясь более скоростными и доступными для пользователей. Со временем будут усовершенствованы все системы доступа к Интернету на борту самолета, что уже не будет являться чем-то новым и загадочным как сейчас.

Секция «Информационно-экономические системыi»

Библиографические ссылки

1. Использование сотовой связи в самолете [Электронный ресурс]. URL: http://celnet.ru/ airsot.php (дата обращения: 10.12.2015).

2. Четыре технологии предоставления Wi-Fi-доступа в самолётах [Электронный ресурс]. URL: http://www.computerra.ru/84691/chetyire-tehnologii-predostavleniya-dostupa-wi-fi-v-samolyotah-i-kakaya-iz-nih- (дата обращения: 15.12.2015).

3. Интернет на борту [Электронный ресурс]. URL: http://redigo.ru/article/27 (дата обращения: 15.01.2016).

4. Авиакомпания «Трансаэро» успешно реализует программы внедрения высокоскоростного доступа в Интернет [Электронный ресурс]. URL: http://transaero.ru/ru/company/press-centre/news (дата обращения: 15.01.2016).

© Русакова А. А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.