УДК 796.011 DOI: 10.24412/2305-8404-2024-8-12-19
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
В.В. Бобков, Н.В. Безрученко, В.В. Валиуллин, В.А. Цымбал
Рассмотрена методика применения соревновательного метода на уроках по физической культуре в школе при подготовке учащихся 8-9-х классов к выполнению нормативов ВФСК ГТО, а также комплексная оценка эффективности ее применения. Установлена взаимосвязь между тестами, входящими в программу ВФСК ГТО, и комплексами соревновательных упражнений, используемых на уроках по физической культуре в школе.
Ключевые слова: ВФСК ГТО, обучающиеся, соревновательный метод, тесты ГТО, тестирование, многоборье, физическая подготовленность.
USING THE COMPETITIVE METHOD IN PHYSICAL EDUCATION LESSONS
Bobkov V.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, junior researcher, vitaly-x5@yandex.ru, Russia, Moscow, Plek-hanov Russian University of Economics, Gubkin Russian State University of Oil and Gas (NIU), Federal Research Center for Physical Culture and Sports, Bezruchenko N.V., associate professor, m190 52009@yandex.ru, Russia, Moscow, Russian State University for the Humanities Valiullin V.V., senior lecturer, rasstovanie@, mail.ru, Russia, Ufa, Bashkir State Agrarian University
Tsymbal V.A., master's student, ckuki net@ mail.ru, Russia, St. Petersburg, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University
The methodology for applying the competitive method in physical education lessons at school in preparing students in grades 8-9 to meet the standards of the All-Russian Sports Complex RWD, as well as a comprehensive assessment of the effectiveness of its application, is considered. A relationship has been established between the tests included in the All-Russian Sports RWD program and the sets of competitive exercises used in physical education lessons at school.
Key words: ARSC RWD, students, competitive method, RWD tests, testing, all-around, physical fitness.
уровень готовности населения ства [1, 2, 8].
Бобков Виталий Викторович, канд. пед. наук, доц., младший науч. сотрудник vitaly-x5@yandex.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова; Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, Федеральный научный центр физической культуры и спорта,
Безрученко Николай Владимирович, доц., m19052009@yandex.ru, Россия, Москва, Российский государственный гуманитарный университет,
Валиуллин Вадим Вильевич, старший преподаватель, rasstovanie@mail.ru, Россия, Уфа, Башкирский государственный аграрный университет,
Цымбал Владимир Александрович, магистрант, ckuki net@mail.ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
В системе школьного физического воспитания одним из приоритетных направлений на протяжении уже многих лет является участие школьников в программе Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО). Важнейшая программная задача данного движения - повышение целевых социально-значимых показателей физической подготовленности подрастающего поколения, в высокой степени определяющих безопасный к трудовой деятельности и защите Отече -
Анализ научной литературы, сведений и воспоминаний участников и очевидцев подтверждает тот факт, что в советское время одним из обязательных условий для выполнения нормативов ГТО была сдача тестовых испытаний в условиях соревнований. Одним из положительных эффектов такой модели приема нормативов было то, что заметно увеличивалось количество испытуемых, тем самым ощутимо возрастала массовость каждого мероприятия по приему нормативов. Участникам испытаний была представлена возможность не только выполнить нормативы на знак отли -чия, но и получить спортивный разряд, а в отдельных случаях и спортив -ное звание. В современных реалиях соревновательный компонент комплекса ГТО был реализован далеко не сразу [4-7].
В 2022 году появились «Игры ГТО» (https://gtogames.pro), в ходе проведения которых команды участников уже состязались параллельно между собой. Важное событие в развитии ВФСК ГТО произошло в 2023 году, когда многоборье ГТО официально приобрело статус вида спорта (приказ Министерства спорта РФ от 20 июня 2023 года, № 1960001311Я). Учитывая, что соревновательной составляющей в реализации комплекса ГТО становится все больше, справедливым и правильным с точки зрения подготовки к выполнению тестов ГТО будет увеличение соревновательных элементов в учебно-тренировочном процессе с опорой на классический соревновательный метод (рис. 1) [3].
Рис. 1. Структурные компоненты соревновательного метода
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена заметным увеличением соревновательного компонента при реализации ВФСК ГТО, что сопряжено с поиском таких форм и методов подго -товки обучающихся к выполнению тестовых испытаний ГТО, при которых соревновательная составляющая приобретает очертания, схожие с теми, в которых проходит выполнение тестов в условиях соревнований ГТО.
Целью исследования является описание методики и оценка эффективности использования соревновательного метода сопряженного воздействия на уроках по физической культуре.
Задачи исследования:
1) составить программу учебных занятий, включающую раунды и упражнения, схожие по структуре и выполнению с тестами ВФСК ГТО;
2) определить критерии оценки результативности действий учащихся;
3) провести итоговое тестирование учащихся V ступени (14-15 лет) в рамках программы Фестиваля ГТО;
4) оценить эффективность предложенной методики на основе использования соревновательного метода сопряженного воздействия при подготовке к сдаче тестов комплекса ГТО.
Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие школьники 8-х классов ГБОУ школы № 814, которые были зарегистрированы на сайте gto.ru и прошли обязательное медицинское освидетельствование. Подготовка к выполнению нормативов осуществля -лась в течение учебного года. Контрольная группа (КГ) состояла из 20 школьников (10 мальчиков и 10 девочек), которых готовили к выполнению нормативов ГТО по общепринятой программе. Экспериментальная группа (ЭГ) состояла также из 20 школьников (10 мальчиков и 10 девочек), которым на уроках предлагались соревновательные упражнения в виде эстафеты, из программы Игр ГТО, отдельных видов спорта. Учебный план по предмету «Физическая культура» был разработан и составлен таким образом, чтобы учащиеся могли освоить обязательную образовательную программу, а также подготовиться к выполнению тестов комплекса ГТО.
Результаты исследования и их обсуждение. Подготовка с использованием соревновательного метода включала 2 этапа. На первом этапе (сентябрь - декабрь) оценивалась только техника выполнения упражнения: за каждую ошибку начислялись штрафные баллы (заступ, не до конца выпрямленные руки, отсутствие фиксации и др.). На втором этапе (январь -май) увеличивались объем и интенсивность нагрузки, а результат обучающих фиксировался и имел определяющее значение при определении победителя. Структура недельного двигательного режима включала 2 занятия в неделю (по 45 минут). Каждый урок начинался с общеразвивающей разминки, включающей специальные подводящие упражнения под ту группу
тестов ГТО, которую предстояло отрабатывать в рамках отдельно взятого урока. Затем обучающиеся делились на команды, каждая из которых про -ходила один раунд в составе 4 этапов. На следующем занятии раунды про -ходили индивидуально [3]. Каждые 4 недели происходило увеличение количества раундов на один, через 8 недель - на два. Через 3 месяца занятий в каждом пройденном раунде добавилось количество пройденных этапов, которые увеличивались также каждые четыре недели (табл. 1).
Таблица 1
Содержание соревновательных упражнений
Раунды соревновательных упражнений для командного участия
Название этапов Содержание этапа
Обязательные тесты 1. Бег на 30, 60, 100 м Командные эстафеты в беге на 100/200/800/1500/3000 м
2. Бег на 2 и 3 км
3. Подтягивание из виса лежа на высокой / низкой перекладине 30 раз на команду
4. Отжимания в упоре лежа от пола 150 раз на команду
5. Подтягивание для юношей и девушек 30 раз на команду
6. Наклон вперед из положения стоя на прямых ногах 100 см на команду
Тесты по выбору 7. Челночный бег 3*10 м По одному подходу каждому участнику
8. Прыжок в длину с места 50 м на команду
9. Поднимание туловища из положения лежа на спине 200 раз на команду
10. Стрельба из электронного оружия Выбить 500 очков к 0 на команду
Заунды соревновательных упражнений для индивидуального участия
Этапы Название этапов Количество повторений
1-4 1. «Берпи» 12
2. Приседание с набивным мячом весом 1 кг 20
3. Отжимание плюс подтягивание (1+1) 6
4. Удержание уголка в упоре или висе (коленей / прямых ног) 7
Выполнение норм комплекса ГТО проводилось в конце учебного года в формате «Фестиваля ГТО» с привлечением судейской бригады Центра тестирования ГТО.
Интегральная подготовка учащихся, содержащая комплексное применение соревновательного метода, показала свою эффективность, о чем свидетельствуют результаты участия школьников ЭГ в программе Фестиваля ГТО, который проводился в соревновательной форме между классами. В первый день проводилось тестирование по «зальным» нормативам (табл. 2). Беговые нормативы выполнялись отдельно во второй день.
Таблица 2
Результаты тестирования в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах в конце эксперимента
№ п/п Виды Результаты
испытаний Юноши ЭГ Девушки ЭГ Юноши КГ Девушки КГ P
(тесты) Х±о А Х±о А Х±о А Х±о А
Обязательные испытания
1 Подтягивание на высокой перекладине (мальчики), раз 7,4±6,6 0,71 - - 6,2±4,3 0,70 - - <0,05
Подтягивание на низкой перекладине (девочки), раз - - 10,3±5,6 1,05 - - 9,2±4,4 1,14 <0,05
Отжимание
2 от пола (мальчики и девочки), раз 22±10 1,87 21±9 0,99 33±12 1,92 21±13 1,11 <0,05
3 Тест на гибкость, см 8,8±4,2 0,77 10,3±7,2 0,77 8,2±2,3 0,66 10,1±3,2 0,87 <0,05
Испытания по выбору
4 Челночный бег 3x10 м, с 91±1,1 0,22 9,2±1,3 0,21 9,7±1,4 0,44 9,3±1,2 0,22 <0,05
5 Прыжок в длину, см 204,3 ±22,3 4,25 166,0 ±20,7 3,84 198,1 ±22,4 3,44 166,0 ±18,5 3,22 <0,05
6 Пресс, раз / 1 мин 37,5 ±10,5 1,93 38,50 ±8,50 1,59 39,5 ±11,5 1,82 37,3 ±7,3 1,77 <0,05
7 Стрельба (электронное оружие) 22±13 1,67 17±12 1,89 20±14 1,57 14±13 1,9 <0,05
По итогам первого дня количество учащихся, выполнивших нормативы комплекса ГТО на один из трех знаков отличия (золотой, серебряный или бронзовый), в ЭГ (6-4-6) больше, чем в КГ (5-3-2) (рис. 2).
Студенты, показавшие слабые результаты при выполнении нормативов ГТО в первый день соревнований, заметно теряют мотивацию к выполнению тестов ГТО к их завершению: ЭГ (3-4-6) и КГ (2-3-5). Итоговые результаты Фестиваля ГТО в контрольной и экспериментальной группах представлены на рис. 3.
12 -
10
КГ ЭГ
■ Золото ■ Серебро ■ Бронза ■ Без знака отличия
Рис. 2. Количество участников-значкистов по итогам Фестиваля ГТО в контрольной и экспериментальной группах
12 11
КГ ЭГ
■ Золото ■ Серебро ■ Бронза ■ Общее количество
Рис. 3. Количество участников-значкистов по итогам Фестиваля ГТО в контрольной и экспериментальной группах
Заключение. В ходе проведенного исследования экспериментально доказано, что применение комплексного соревновательного метода в ЭГ школьников при подготовке к выполнению нормативов комплекса ГТО V ступени (14-15 лет) эффективно, это выразилось в следующем:
- количество обучающихся, выполнивших нормы ВФСК ГТО на золотой знак отличия, больше в ЭГ (12 %), чем в КГ. Это связано с тем, что они оказались более готовыми к качественному проявлению своих способ -ностей в условиях состязания, чем школьники из КГ, которые теряются в условиях соревнования и не могут выйти на максимальный уровень своих возможностей;
- участие школьников в системе школьных соревнований способствует развитию soft skills: лидерских качеств, командного духа, укреплению дружеских связей между детьми.
Таким образом, можно выделить два этапа развития ВФСК ГТО: первый - с 2014 по 2022 г. и второй - с 2023 г. и по настоящее время, который ознаменован тем, что ВФСК ГТО утвержден как вида спорта, а также внесены изменения в нормативы и ступени ВФСК ГТО. В этой связи, соревновательный метод становится одним из ведущих методов подготовки к многоборью ГТО.
Список литературы
1. Апина А.И., Суханова Л.Н. Пути формирования физкультурной самостоятельности учащихся в рамках подготовки к сдаче норм Всерос -сийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) // Актуальные проблемы и подходы к внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 2014. С. 7-11.
2. Белкина Е.В., Белкин Г.А., Быков С.А. Проблемы нового комплекса ГТО // Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения: сб. материалов VII Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Е.М. Мосолова. Липецк: Изд-во «РаДуши», 2014. С. 101-109.
3. Бобков В.В. Организационно-методические особенности подготовки студентов к выполнению нормативов ВФСК ГТО в вузе: учеб. пособие для вузов. СПб.: Изд-во «Лань», 2024. 128 с.
4. ВФСК ГТО: состояние и перспективы развития / Е.Н. Бобкова [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2023. № 4. С. 110-112.
5. Губа В.П., Коновалов В.В., Пресняков В.В. Морфобиомеханиче-ская индивидуализация как эффективный метод интеграции ВФСК ГТО в систему общего образования // Теория и практика физической культуры. 2016. № 11. С. 94-97.
6. Дунникова О.С. Физическое воспитание школьников в условиях внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) // Физическая культура и спорт в современном мире: проблемы и решения. 2015. № 1. С. 44-49.
7. Масловская Ю.И. О сущности и признаках соревновательного метода в физическом воспитании // Весшк Беларускага дзяржаунага ушверсггэта. Фшалопя. Журналютыка. Педагопка. 2014. № 3. C. 75-78.
8. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья путем занятий физической культурой / Г.Б. Кондраков [и др.] // Актуальные проблемы,
современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов: сб. материалов V Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. М.: Изд-во РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2023. С. 1167-1172.
References
1. Apina A.I., Suhanova L.N. Puti formirovaniya fizkul'turnoj samostoyatel'nosti uchashchihsya v ramkah podgotovki k sdache norm Vserossijskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» (GTO) [Ways to develop students' physical culture independence in preparation for passing the standards of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense" (GTO)] // Current problems and approaches to the implementation of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense": collection. materials Vseros. scientific-practical conf. Ekaterinburg: UGPU Publishing House, 2014. P. 7-11.
2. Belkina E.V., Belkin G.A., Bykov S.A. Problemy novogo kompleksa GTO [Problems of the new GTO complex] // Psychology and pedagogy: modern methods and innovations, experience of practical application: collection. materials VII Int. scientific-practical conf. / ed. EAT. Mosolova. Lipetsk: RaDushi Publ. House, 2014. P. 101-109.
3. Bobkov V.V. Organizacionno-metodicheskie osobennosti podgotovki studentov k vypolneniyu normativov VFSK GTO v vuze [Organizational and methodological features of preparing students to fulfill the standards of the All-Russian Physical Culture and Defense GTO at a university]: textbook. manual for universities. St. Petersburg: Lan Publishing House, 2024. 128 p.
4. VFSK GTO: sostoyanie i perspektivy razvitiya [VFSK GTO: state and development prospects] / E.N. Bobkova [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2023. No. 4. P. 110-112.
5. Guba V.P., Konovalov V.V., Presnyakov V.V. Morfobiomekhanicheskaya indivi-dualizaciya kak effektivnyj metod integracii VFSK GTO v sistemu obshchego obrazovaniya [Morphobiomechanical individualization as an effective method of integrating VFSK GTO into the general education system] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2016. No. 11. P. 94-97.
6. Dunnikova O.S. Fizicheskoe vospitanie shkol'nikov v usloviyah vnedreniya Vserossijskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» (GTO) [Physical education of schoolchildren in the context of the implementation of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense" (GTO)] // Fizicheskaya kul'tura i sport v sovremennom mire: problemy i resheniya [Physical culture and sport in the modern world: problems and solutions]. 2015. No. 1. P. 44-49.
7. Maslovskaya Yu.I. O sushchnosti i priznakah sorevnovatel'nogo metoda v fizi-cheskom vospitanii [On the essence and signs of the competitive method in physical education] // Vesnik Belaruskaga dzyarzhaynaga yniversiteta. Filalogiya. Zhurnalistyka. Pedagogika [Bulletin of Belarusian State University. Philalogy. Journalism. Pedagogy]. 2014. No. 3. P. 75-78.
8. Profilaktika zabolevanij i ukreplenie zdorov'ya putem zanyatij fizicheskoj kul'turoj [Disease prevention and health promotion through physical education] / G.B. Kondrakov [et al.] // Current problems, modern trends in the development of physical culture and sports, taking into account the implementation of national projects: collection of articles. materials V All-Russian. scientific-practical conf. with international participation. M.: Publishing house REU im. G.V. Plekhanova, 2023. P. 1167-1172.