Научная статья на тему 'Использование сочетаний упражнений различной интенсивности в тренировочном процессе пловцов'

Использование сочетаний упражнений различной интенсивности в тренировочном процессе пловцов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
615
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕНСИВНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / ЛАКТАТ / ТРЕНИРОВКА / ПЛОВЕЦ / INTENSITY / EFFECTIVENESS / LACTATE / TRAINING / SWIMMER

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гилев Геннадий Андреевич, Максимов Н. Е.

Использование в тренировках пловцов высокой квалификации сочетаний упражнений, энергообеспечение выполнения которых осуществляется преимущественно гликолитическим метаболизмом, с упражнениями той же координационной структуры аэробного характера с индивидуально-доступным повышением интенсивности их выполнения до уровня, близкого к анаэробному порогу, обеспечивает повышение скорости прохождения дистанции без дополнительного существенного повышения концентрации лактата в крови.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гилев Геннадий Андреевич, Максимов Н. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The expediency of use in trainings of swimmers of high qualification of combinations of the exercises which power supply of performance is carried out mainly by a glycolytic metabolism, with exercises of the same coordination structure of aerobic character with individually accessible increase of intensity of their performance to level, close to an anaerobic threshold enhances the swimmers speed without a significant increase in blood lactate concentration.

Текст научной работы на тему «Использование сочетаний упражнений различной интенсивности в тренировочном процессе пловцов»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЧЕТАНИЙ УПРАЖНЕНИЙ РАЗЛИЧНОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ

В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ПЛОВЦОВ

Г.А. ГИЛЕВ, Н.Е. МАКСИМОВ, Московский государственный индустриальный университет

Аннотация

Использование в тренировках пловцов высокой квалификации сочетаний упражнений, энергообеспечение выполнения которых осуществляется преимущественно гликолитическим метаболизмом, с упражнениями той же координационной структуры аэробного характера с индивидуально-доступным повышением интенсивности их выполнения до уровня, близкого к анаэробному порогу, обеспечивает повышение скорости прохождения дистанции без дополнительного существенного повышения концентрации лактата в крови.

Ключевые слова: интенсивность, результативность, лактат, тренировка, пловец.

Abstract

The expediency of use in trainings of swimmers of high qualification of combinations of the exercises which power supply of performance is carried out mainly by a glycolytic metabolism, with exercises of the same coordination structure of aerobic character with individually accessible increase of intensity of their performance to level, close to an anaerobic threshold enhances the swimmers speed without a significant increase in blood lactate concentration.

Key words: intensity, effectiveness, lactate, training, swimmer.

Введение

Узловой структурной проблемой тренировочного процесса является определение величины объема и интенсивности нагрузки, воздействующей на организм спортсмена. Без четких знаний основных физиологических закономерностей функционирования организма подготовить спортсмена экстра-класса при современном развитии спорта не представляется возможным. При этом следует учесть, что результаты последних изысканий в области биохимии и достижений в области спорта позволяют по-новому взглянуть на оптимальность чередования нагрузок различной направленности. Если коротко сформулировать современную тенденцию в построении тренировочного процесса, то она заключается в изменении направленности тренировочных нагрузок. А именно: в достижении наибольшей скорости продвижения по дистанции без значительного «закисления» организма. Дальнейший прогресс в спортивном плавании, несомненно, связан с увеличением интенсивности и продолжительности упражнений лактатного характера. В этой связи повышение утилизации лактата, ограничение поступления его в кровь при прохождении соревновательной дистанции и быстрое восстановление после нагрузки являются ключевыми проблемами в тренировках пловца.

Обоснование теоретических и методических основ повышения результативности пловцов высокой квалификации на основе использования сочетаний упражнений различной координационной структуры и интенсивности явилось целью нашего исследования.

Методы и организация исследования

Педагогические контрольные измерения и тесты включали: антропометрию, эргометрические методы, хрономет-

рирование, физиологические методы, биохимические методы, методы математической статистики. Экспериментальные результаты педагогических исследований и наблюдений в большей части получены в процессе проведения лабораторных и педагогических экспериментов с пловцами-студентами 17-20-летнего возраста, выпускниками детско-юношеских спортивных школ.

Отличительной особенностью тренировочного процесса пловцов контрольной и экспериментальной групп являлись режимы «отдыха» в сериях проплываемых дистанций (отрезков) анаэробного, преимущественно гликолитического характера. Пловцы контрольной группы в период восстановления между дистанциями (отрезками) в основном отдыхали пассивно или, в значительно меньшей мере, плавали дополнительным способом в аэробном режиме. В отличие от них спортсмены экспериментальной группы в сериях интенсивного плавания, преимущественно анаэробного гликолитиче-ского характера, использовали в промежутках между дистанциями (отрезками) для восстановления отдых активного характера. Проплывали определенную дистанцию в координационной структуре основного упражнения в аэробном режиме с постепенным, в соответствии с индивидуальным уменьшением временем восстановления, переходом в режим, близкий к АнП.

Результаты и их обсуждение

С целью выяснения различий в эффективности использования отдельных режимов восстановления организма спортсменов после выполнения упражнений преимущественно гликолитической направленности был проведен основной педагогический эксперимент.

Антропометрические показатели испытуемых контрольной и экспериментальной групп за время про-

ШШ)

ведения педагогического эксперимента не претерпели существенных различий. Аналогичная картина выявлена при тестировании силы тяги в воде и на суше пловцов контрольной и экспериментальной групп в начале и по завершении эксперимента. Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии различий в тренировочных нагрузках спортсменов этих групп с позиций исследованных антропометрических характеристик и силы тяги в воде и на суше в период эксперимента.

Анализ результатов педагогического эксперимента показал существенные различия в показателях аэробной и анаэробной производительности у пловцов экспериментальной и контрольной групп по его завершении.

Существенным обстоятельством в этом плане является повышение уровня анаэробного порога (АнП), зафиксированного с достоверным ростом результативности, у пловцов экспериментальной группы. Выполнение ими работы большей мощности по завершении эксперимента без существенного дополнительного накопления в крови побочных продуктов анаэробного обмена (лактата) является важнейшим атрибутом рационального построения тренировочного процесса в экспериментальной группе. В табл. 1 показаны средняя скорость и ЧСС при преодолении 200-метровой дистанции в режиме АнП пловцами экспериментальной и контрольной групп в начале и по завершении эксперимента.

Таблица 1

Показатели специальной работоспособности при проплывании 200-метровой дистанции в режиме анаэробного порога у пловцов экспериментальной (п = 12) и контрольной (п = 12) групп в начале и в конце педагогического эксперимента ^ ± с при доверительной вероятности 0,85)

Группа В начале эксперимента По окончании эксперимента

Скорость, м/с ЧСС, уд./мин Скорость, м/с ЧСС, уд./мин

Экспериментальная 1,373±0,017 157 ± 4 1,415 ±0,019 155 ± 5

Контрольная 1,379±0,021 159 ± 6 1,370±0,021 158 ± 5

Еще одним подтверждением данного положения явились результаты проплывания 200-метровой дистанции с максимально доступной скоростью в тесте 5X200 м с последовательно увеличивающейся скоростью преодоления этой дистанции. После завершения педагогического эксперимента повышение результативности у пловцов экспериментальной группы зафиксировано достоверно большим по сравнению с пловцами контрольной группы. Концентрация молочной кислоты в крови на 3-й минуте после финиша на 200-метровой дистанции по завершении эксперимента оказалась у них достоверно меньшей

относительно соответствующего показателя пловцов контрольной группы. При этом повышение концентрации лактата в крови у спортсменов экспериментальной группы по завершении педагогического эксперимента с позиции математической статистики оказалось недостоверным. В табл. 2 представлены величины скорости, концентрации молочной кислоты и ЧСС при преодолении испытуемыми 200-метровой дистанции с максимально доступной результативностью в начале и в конце педагогического эксперимента.

Таблица 2

Показатели специальной работоспособности при преодолении 200-метровой дистанции с максимально доступной результативностью испытуемыми экспериментальной (п = 12) и контрольной (п = 12) групп в начале и в конце педагогического эксперимента ^ ± с при доверительной вероятности 0,85)

Группы В начале эксперимента По завершении эксперимента

Скорость, м/с Лактат, моль/л ЧСС, уд./мин Скорость, м/с Лактат, моль/л ЧСС, уд./мин

Эксперим. 1,544 ± 0,023 10,6 ± 0,32 192 ± 7 1,609 ± 0,018 10,8 ± 0,34 194 ± 6

Контр. 1,546 ± 0,019 10,5 ± 0,37 194 ± 8 1,572 ± 0,015 12,6 ± 0,41 193 ± 7

Значимое повышение результативности пловцов экспериментальной группы при недостоверном увеличении величины концентрации лактата в крови в конце 3-й минуты отдыха после финиша на дистанции 200 м в условиях, приближенных к соревновательным, позволяет сделать заключение об имевшем место в процессе проведения педагогического эксперимента совершенствовании метаболизма утилизации лактата непосредственно во время выполнения упражнений анаэробного, преимущественно гликолитического характера. Правомерность данного заключения обосновывается исследовательскими

работами, посвященным управлению, регуляции и саморегуляции физиологическими функциями в процессе двигательных действий [1, 3 и др.].

Анализируя сдвиги результатов пловцов контрольной группы на 200-метровой дистанции с максимально доступной скоростью в тесте 5X200 м в совокупности с концентрацией лактата в конце 3-й минуты отдыха по завершении дистанции, приходим к выводу о том, что преимущественно пассивный отдых после выполнения упражнений анаэробной гликолитической направленности в процессе педагогического эксперимента стиму-

ІШ)

лировал совершенствование метаболизма энергообеспечения двигательной деятельности испытуемых по пути увеличения концентрации молочной кислоты в крови. Данный путь, как свидетельствуют полученные результаты, малопродуктивен и в конечном итоге ограничен. Негативное влияние чрезмерного закисления организма спортсмена на повышение результативности в упражнениях, связанных преимущественно с гликолитическим энергообеспечением, обосновано в ряде работ [4, 2 и др.].

С позиции биоэнергетики повышение результативности спортсменов при ограниченном развитии окислительных процессов нейтрализации высокой концентрации молочной кислоты следует ожидать только за счет повышения эффективности буферных систем, нейтрализующих закисление крови. Однако в этом случае резерв нейтрализации весьма ограничен [5, 6 и др.].

Контроль за частотой сердечных сокращений в тесте 5X200 м с увеличивающейся интенсивностью прохождения дистанций позволил по ходу педагогического эксперимента осуществлять срочный контроль за режимами проплываемых дистанций. Зафиксированная тенденция снижения ЧСС в режиме выполнения работы на уровне АнП по завершении педагогического эксперимента не позволяет сделать выводов о различии влияния тренировок в исследуемых группах на функционирование сердечнососудистой системы.

Биоэнергетические показатели, зарегистрированные в тесте 4X50 м с интервалом отдыха 15 с, свидетельствуют о степени напряженности аэробных и анаэробных процессов, происходящих в организме пловцов при нагрузке анаэробной гликолитической направленности. Анализ полученных данных показал зависимость повышения результативности пловцов по завершении педагогического эксперимента от функциональных сдвигов в энергообеспечении, связанных с использованием спортсменами экспериментальной и контрольной групп в процессе педагогического эксперимента различных режимов восстановления после выполнения интенсивных упражнений преимущественно гликолитического характера.

Суммарное время выполнения теста пловцами экспериментальной группы имеет достоверное преимущество над соответствующим показателем спортсменов контрольной группы. Особого внимания заслуживает тот факт, что время второй половины теста 4 X 50 м пловцами экспериментальной группы по завершении педагогического эксперимента значительно улучшены результаты относительно исходного тестирования в начале эксперимента. Тогда как у спортсменов контрольной группы не отмечено улучшения результатов на второй половине теста 4 X 50 м по завершении педагогического эксперимента.

При учитывании разницы в концентрации лактата у испытуемых экспериментальной и контрольной групп в первые минуты по завершении теста в конце эксперимента и степень интенсивности его утилизации в этих группах в период восстановления причиной отличительных особенностей результативности 2-й половины выполнения теста в этих группах следует назвать повышение за период эксперимента утилизации лактата во время выполнения самого теста у пловцов экспериментальной группы. Правомерность этого положения обосновывается работами [6, 3 и др.], в которых рассматривается влияние повышенной концентрации лактата в крови на снижение интенсивности гликолитических процессов энергообеспечения двигательных действий.

Заключение

Эргометрические показатели специальной производительности, такие, как повышение АнП, результативность на дистанции 200 м, суммарное время теста 4 X50 м с интервалом отдыха 15 с и изменение времени преодоления 2-й половины выполнения данного теста, зафиксированные по завершении педагогического эксперимента, указывают на целесообразность проведения тренировочного процесса пловцов высокой квалификации по пути сочетания упражнений анаэробного, преимущественно гликолитического характера с упражнениями аэробной направленности с постепенным увеличением их интенсивности до уровня, близкого к АнП.

Литература

1. Аулик И.В. Порог анаэробного обмена и его роль при тренировке выносливости / И.В. Аулик, И.Э. Рубан // Научно-спортивый вестник. - 1990. - № 5. - С. 15-19.

2. Будко А.Н. Тестирование и оценка аэробной и анаэробной производительности организма пловцов / А.Н. Будко, А.И. Невядович, П.М. Прилуцкий // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту: материалы 3-й науч. сессии АФВиС Респ. Беларусь... - Минск, 1998. - С. 30-31.

3. Габрысь Т. Анаэробная работоспособность спортсменов: лимитирующие факторы, тесты и критерии, средства и методы тренировки: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Томаш Габрысь (Рос. гос. акад. физ. культуры). -М., 2000. - 57 с.

4. Гилев ГА. Проблемные аспекты подготовки пловцов высокого класса / Г.А. Гилев (Моск. гос. индустриальный университет). - М., 1997. - 189 с.

5. Красовская С.В. Соотношение тренировочных нагрузок разной направленности в подготовке спортсменов высокой квалификации в циклических видах спорта: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.В. Красовская (Гос. центр. ордена Ленина ин-т физ. культуры). - М., 1992. -32 с.

6. Разумовский Е.А. Совершенствование специальной подготовленности спортсменов высшей квалификации (на материалах циклических видах спорта): автореф. дис. ... д-ра пед. наук в форме научного доклада / Е.А. Разумовский (Гос. центр. ордена Ленина ин-т физ. культуры). - М., 1993. - 79 с.

(ШШ>

Literature

1. Aulik I.V. Threshold of an anaerobic exchange and its role at training endurance / I.V. Aulik, I.E. Ruban // Scientifically-sports bulletin. - 1990. - № 5. - P. 15-19.

2. Budko A.N. Testing and an estimation of aerobic and anaerobic productivity of an organism of swimmers / A.N. Budko, A.I. Nevjadovich, P.M.Prilutsky // Scientific substantiation of physical training, sports training and a professional training on physical training and sports: materials of 3nd sci. Sessions AFVIS Belarus... - Minsk, 1998. - P. 30-31.

3. Gabrys T. Anaerobic working capacity of sportsmen: limiting factors, tests and criteria, agents and methods of training: autoref. thesis of dr. of pedagogic sciences /

T. Gabrys/ (Rus. State acad. phys. Culture). - M., 2000. -57 p.

4. Gilev G.A. Problem aspects of preparation of swimmers of a high class / G.A. Gilev. - M., 1997. - 189 p.

5. Krasovskaja S.V. Ratio of training loads of a different orientation in preparation of sportsmen of high qualification in cyclic kinds of sports: autoref. thesis of candidate of pedagogic sciences / S.V. Krasovskaja. - M., 1992. - 32 p.

6. Razumovsky E.A. Perfection of special readiness of sportsmen of the top skills (on materials cyclic kinds of sports): autoref. thesis of dr. of pedagogic sciences in the form of the scientific report / E.A. Razumovsky. -M., 1993. - 79 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.