Научная статья на тему 'Использование системы Moodle в обучении английскому языку бакалавров естестеннонаучных факультетов ПГНИУ'

Использование системы Moodle в обучении английскому языку бакалавров естестеннонаучных факультетов ПГНИУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MOODLE / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ / ENGLISH / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / FOREIGN LANGUAGE / ELECTRONIC LEARNING SYSTEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манжула Оксана Владимировна

В статье представлены особенности использования электронной системы MOODLE в обучении английскому языку студентов естественнонаучных факультетов ПГНИУ и проанализированы основные принципы, структура и преимущества данного вида работы. Также показано применение MOODLE в аудиторной и самостоятельной работе студентов. Автор поясняет, какие требования предъявляются к программам, применяемым в обучении в вузе. В статье отмечаются принципы, заложенные в основе системы MOODLE. Исследователь также доказывает, что возможность осуществления обратной связи участников образовательного процесса является одним из главных преимуществ системы MOODLE, и что система MOODLE позволяет использовать тренировочное тестирование и осуществлять предварительную сдачу контрольных и лабораторных работ. В статье отмечается, что данная система основывается на коллаборативной технологии обучения, что позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач и осуществлять взаимообмен знаниями. Также обращается внимание на то, что использование данного ресурса носит системный характер и чётко организовано. В статье описаны ключевые моменты при разработке электронного пособия на базе MOODLE. Автор показывает, что целью является создание информационно-образовательной системы, работа в которой будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса. Также автор рассказывает о содержании электронного пособия. В статье отмечаются элементы, которые являются полезными и удобными при использовании MOODLE. Даётся информация о текстах, включённых в пособие. Поясняется, какие материалы являются обязательными для изучения, а какие опциональными. Данные материалы могут эффективно применяться в работе со студентами I курса бакалавриата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Манжула Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF MOODLE IN TEACHING ENGLISH BACHELORS OF NATURAL-FACULTIES OF PSU

The article presents the features of the use of the electronic system MOODLE in teaching English to students of natural science students of PSU and analyzes the basic principles, structure and advantages of this type of work. Also the use of MOODLE in the classroom and independent work of students is shown. The author explains what the requirements are for programs used in teaching at the university. The article notes the principles underlying the MOODLE system. The researcher also argues that the possibility of providing feedback to participants in the educational process is one of the main advantages of the MOODLE system and that the MOODLE system allows to use training testing and carry out preliminary testing and laboratory work. The article notes that this system is based on a collaborative learning technology that allows to organize training in the process of solving educational problems together and to implement the interchange of knowledge. The attention is also drawn to the fact that to the fact that the use of this resource is systemic and well organized. The article describes the key points in the development of electronic manuals based on MOODLE. The author shows that the purpose of this development is to create an information and education system, which is able to contribute to the improvement of the educational process. The author also writes about the content of the electronic manual. The article points out the elements that are useful and convenient when using MOODLE, provides information about the texts included in the manual, explains which materials are required to study, and which are optional. These materials can be effectively used in work with first-year bachelors.

Текст научной работы на тему «Использование системы Moodle в обучении английскому языку бакалавров естестеннонаучных факультетов ПГНИУ»

УДК 811-008

Манжула Оксана Владимировна

Кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка профессиональной коммуникации, Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, Россия, Пермь, ул. Букирева, 15. Тел.: +7 (342)2396839 E-mail: achilleon@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ MOODLE В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ БАКАЛАВРОВ ЕСТЕСТЕННОНАУЧНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПГНИУ

В статье представлены особенности использования электронной системы MOODLE в обучении английскому языку студентов естественнонаучных факультетов ПГНИУ и проанализированы основные принципы, структура и преимущества данного вида работы. Также показано применение MOODLE в аудиторной и самостоятельной работе студентов. Автор поясняет, какие требования предъявляются к программам, применяемым в обучении в вузе. В статье отмечаются принципы, заложенные в основе системы MOODLE. Исследователь также доказывает, что возможность осуществления обратной связи участников образовательного процесса является одним из главных преимуществ системы MOODLE, и что система MOODLE позволяет использовать тренировочное тестирование и осуществлять предварительную сдачу контрольных и лабораторных работ. В статье отмечается, что данная система основывается на коллаборативной технологии обучения, что позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач и осуществлять взаимообмен знаниями. Также обращается внимание на то, что использование данного ресурса носит системный характер и чётко организовано. В статье описаны ключевые моменты при разработке электронного пособия на базе MOODLE. Автор показывает, что целью является создание информационно-образовательной системы, работа в которой будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса. Также автор рассказывает о содержании электронного пособия. В статье отмечаются элементы, которые являются полезными и удобными при использовании MOODLE. Даётся информация о текстах, включённых в пособие. Поясняется, какие материалы являются обязательными для изучения, а какие опциональными. Данные материалы могут эффективно применяться в работе со студентами I курса бакалавриата.

Ключевые слова: английский язык, информационно-коммуникативные технологии, MOODLE, иностранный язык, электронные системы обучения.

Введение

Информационные технологии стали неотъемлемой частью обучения английскому языку в высшей школе. С введением мультимедиа систем в программу, возможности языковой практики значительно повысились. Стало возможным применять специально разработанные для образовательных целей мультимедиа системы. Они сделали возможным комплексное применение информационных технологий. Несмотря на обилие современных информационных систем, применяемых в обучении, программ, которые соответствуют стандартам высшего образования, разработано немного.

В данной программе должны быть реализованы общедидактические, методические, лингвистические и методические электронно-дидактические принципы, они должны быть ориентированы на компетентностно-ориентированное образование потому, что такой тип образования «становится более функциональным и индивидуализированным» [Исаева, 2018, с. 132].

Основная часть

Одной из электронных систем, наиболее удовлетворящих потребностям высшей школы, является MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). В её основе заложены принципы, разработанные Л.С. Выготским и Джоном Дьюи. Разработчиком данной системы является Мартин Дуджиамас. В основе MOODLE лежат следующие принципы:

1. В настоящей обучающей среде все мы одновременно являемся потенциальными учителями и учениками. Преподаватель играет роль «проводника», направляющего студента на поиск нужной информации.

2. Обучение более эффективно, если обучающийся объясняет материал другим (принцип действия). Результаты деятельности становятся понятны другим участникам образовательного процесса, так формируется личная ответственность, активизируется самопроверка и самоанализ, что повышает качество обучения.

3. Наблюдение за деятельностью других студентов способствует обучению. Действия, которые они выполняют в аналогичной учебной ситуации, непосредственно влияют на работу других участников образовательного процесса в большой степени, подталкивают к анализу, размышлению, способствуют вхождению в коллективный ритм работы.

4. Индивидуальное обучение. Студентам предоставляется больше возможностей для самореализации и самопрезентации.

5. Подвижность учебной среды. Электронная система должна предоставлять студентам и преподавателям разнообразные способы и средства для решения учебных задач: получение информации или консультации, обмен мнениями, оценивание, оперативное обновление.

Возможность осуществления обратной связи участников образовательного процесса — одно из главных преимуществ MOODLE. Осуществляется поддержка обмена файлами разных форматов. Новостная рассылка даёт возможность своевременно информировать всех субъектов курса о текущих событиях. На форумах и в чатах можно обсуждать различные вопросы, в группах или в целом. Разделы «Комментарий» и «Обмен сообщениями», предназначены для персонализированной переписки преподавателя и студента, в таких сообщениях можно рецензировать работы и осуществлять их проверку, а также давать индивидуальные консультации. Данные сервисы повышают доступность ресурсов для студентов, а также позволяют задавать индивидуальный темп при обучении.

По мнению Г.С. Голошумовой и О.Е. Черновой, «эффективность использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе обеспечивается наличием следующих возможностей: мультимедийность, моделирование, интерактивность» [Голошумова, Чернова, 2017, с. 53].

Система MOODLE позволяет использовать тренировочное тестирование и осуществлять предварительную сдачу контрольных и лабораторных работ.

Для реализации актуальных задач обучения английскому языку Пермский государственный национальный исследовательский университет осуществляет переход на обучение студентов по системе MOODLE, которая основывается на коллаборативной технологии обучения. Система позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач и осуществлять взаимообмен знаниями. В 2018-2019 уч. г. апробированы отдельные модули системы преподавателями-разработчиками курса, полный переход на данную систему запланирован на 2019-2020 уч.г.

До перехода на систему MOODLE, при обучении английскому языку использовались многие электронные и информационные ресурсы, которые применялись по большей части для организации самостоятельной работы студентов. При этом использование данных ресурсов не носило системного характера и было разрозненным. Оно не обеспечивало эффективного взаимодействия участников учебного процесса.

Для устранения данных проблем, на кафедре английского языка профессиональной коммуникации при участии кафедры английского языка межкультурной коммуникации был разработан сетевой электронный учебно-методический комплекс английского языка на платформе MOODLE.

Целью данного электронного пособия является создание информационно-образовательной системы, работа в которой будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса. В курсе «Иностранный язык (английский)» большая часть часть часов отводится на самостоятельную работу. Система MODLE обеспечивает организацию самостоятельной работы студентов.

Курс «Иностранный язык (английский)» изучается в течение трех триместров. Каждый триместр разбивается на четыре модуля. Для пилотирования данного проекта был взят материал 1-го семестра. Остановимся подробнее на структуре разработанного комплекса. Проанализировав научно-методическую литературу, посвящённую исследованиям в данной области, мы пришли к выводу, что не существует единой точки зрения относительно структуры сетевого электронно-методического комплекса. Это индивидуальная позиция разработчиков, которая зависит от конкретных целей курса, целевой группы студентов, их информационной компетентности и компетентности преподавателя.

При разработке пособия мы включили обязательные и дополнительные разделы учебного материала. К обязательным материалам относятся тексты и задания к ним, грамматические упражнения, тесты, проекты. Проекты включены в обязательную часть, поскольку мы считаем этот вид работы очень важным, в нём реализованы ключевые образовательные принципы: «принцип интереса к выполнению проекта со стороны его участников, принцип консультативно-координирующей функции преподавателя, принцип связи идеи проекта с реальной жизнью, принципы коллективно-трудовой деятельности, самостоятельности, сотрудничества; принцип аутентичности учебных материалов» [Назмиева,

2012, с. 35]. Дополнительные материалы включают в себя глоссарий терминов, учебно-методические материалы для самостоятельных проектных работ, интернет-ресурсы и справочные материалы.

Очень важной составляющей является наличие личного кабинета студента. Как отмечают С.В. Андросова и Д.Е. Андросова, «важная функция личного кабинета — предоставление возможности общения со студентами по различным аспектам обучения по дисциплинам, включая выполнение домашних заданий, контроль и оценивание» [Андросова, 2018, с. 106].

Так, разработанный комплекс включает четыре модуля: «Life_at_University», «Cross-cultural communication», «Digital literacy» и «Enviroment». Каждый из них состоит из таких разделов, как: Lead-in, Vocabulary, Reading, Grammar, Listening, Video и Quizes.

Данный комплекс объединяет возможности текстового редактора, электронной почты, электронных журналов и многих других атрибутов современной компьютерной технологии, которые широко представлены на платформе MOODLE. Структурными компонентами каждого модуля являются: текстовая страница, гиперссылка с переходом на файл или вебстраницу, книга, пояснение, форум, упражнение, тест, чат.

Глоссарий является значимой частью образовательной системы, так как в него включена подборка основных терминологических единиц тезауруса. Когда термин из глоссария встречается в тексте курса, он автоматически преобразуется в ссылку на этот термин.

В комплекс также включены различные виды тестов. При работе в MOODLE тесты обрабатываются автоматически, это происходит очень быстро. Также электронная система составляет рейтинг результатов студентов, включающий и их собственный прогресс. А.И. Горожанов, в частности, отмечает, что «тесты, которые могут содержать от одного до нескольких десятков тестовых заданий, являются маркерами прогресса обучающегося, поскольку для перехода к последующим модулям необходимо получить определённый балл за тест» [Горожанов, 2016, с. 59].

Курс системы MOODLE может быть использован для обучения студентов с разной языковой подготовкой. Разработчики и пользователи могут корректировать курс для решения отдельных образовательных задач и реализации различных обучающих стратегий. Введение данного курса позволяет реализовать широкую содержательную базу ресурсов и провести эффективное обучение для студентов с целью овладения языковыми умениями и навыками.

Заключение

Преимущества системы MOODLE очевидны. Студенты получают доступ к обучению в любое время и в любом месте. Студенту доступны все необходимые учебные материалы в электронном виде. Система оценки знаний в виде компьютеризированных тестов не вызывает сомнений в объективности. Самоорганизация студентов позволяет повысить творческий и интеллектуальный потенциал, также повышается стремления к знаниям. Студенты повышают навыки работы с компьютерной техникой и осваивают новейшие информационные технологии. Преподавателям MOODLE предоставляет более свободный график, так как часть аудиторных занятий заменяется внеаудиторными; даёт возможность автоматизировать систему оценки и использовать современные мультимедийные технологии для обучения. Также MOODLE подразумевает одновременную и разновременную

коммуникацию студентов и преподавателя. Примером одновременной коммуникации может послужить видеоконференция, в качестве примера разновременной коммуникации можно привести переписку по электронной почте. Всё это повышает уровень взаимодействия преподавателя со студентами.

Современные возможности электронной системы MOODLE позволили качественно изменить содержание учебного курса по английскому языку. Стало возможным представлять учебный материал в увлекательной и доступной форме, а также реализовать большой потенциал компьютерных программ для качественного обучения английскому языку. Такой тип обучения более вариативен и гибок, студенты могут самостоятельно выбрать траекторию изучения предмета. Таким образом, электронная система MOODLE даёт возможность работать в интерактивном режиме, быстро и просто переходить с одного ресурса на другой, от одной темы к другой. К тому же, работая в этой системе, студент имеет возможность обратиться к требуемому справочному материалу, посмотреть комментарии, использовать рисунки и видео, познакомиться с учебной информацией и обменяться сообщениями с другими участниками образовательного процесса.

Список литературы

1. Андросова С.В., Андросова Д.Е. Из опыта использования электронно-образовательной среды вуза в преподавании английского языка студентам языковых и неязыковых специальностей // Евразийский гуманитарный журнал. 2018. № 3. С. 106-114.

2. Голошумова Г.С., Чернова О.Е. Возможности использования электронной образовательной платформы MOODLE в образовательном процессе вуза // Филологический класс. 2017. № 3(49). С. 52-58.

3. Горожанов А.И. LMS MOODLE как инструмент разработки курсов иностранных языков — узлов обучающей виртуальной среды // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2016. С. 55-64.

4. Исаева Е.В. Формирование терминологической копетенции на английском языке: фундаментальная информатика и инормационные технологии // Евразийский гуманитарный журнал. 2018. № 3. С. 132-136.

5. Назмиева Э.И. Иноязычная подготовка как фактор развития общекультурных и профессиональных компетенций студентов негосударственного вуза // Казанский педагогический журнал. 2012. № 3. С. 33-38.

Manzhula O. V.

Ph.D. (Philology), Associate Professor of ESP Department, Perm State University

THE USE OF MOODLE IN TEACHING ENGLISH BACHELORS OF NATURAL-FACULTIES OF PSU

The article presents the features of the use of the electronic system MOODLE in teaching English to students of natural science students of PSU and analyzes the basic principles, structure and advantages of this type of work. Also the use of MOODLE in the classroom and independent work of students is shown. The author explains what the requirements are for programs

used in teaching at the university. The article notes the principles underlying the MOODLE system. The researcher also argues that the possibility of providing feedback to participants in the educational process is one of the main advantages of the MOODLE system and that the MOODLE system allows to use training testing and carry out preliminary testing and laboratory work. The article notes that this system is based on a collaborative learning technology that allows to organize training in the process of solving educational problems together and to implement the interchange of knowledge. The attention is also drawn to the fact that to the fact that the use of this resource is systemic and well organized. The article describes the key points in the development of electronic manuals based on MOODLE. The author shows that the purpose of this development is to create an information and education system, which is able to contribute to the improvement of the educational process. The author also writes about the content of the electronic manual. The article points out the elements that are useful and convenient when using MOODLE, provides information about the texts included in the manual, explains which materials are required to study, and which are optional. These materials can be effectively used in work with first-year bachelors.

Key words: English, information and communication technologies, MOODLE, foreign language, electronic learning systems.

© Пресс-служба Пермского государственного национального исследовательского университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.