Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ MOODLE КАК ИНСТРУМЕНТ И СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ MOODLE КАК ИНСТРУМЕНТ И СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОССАРИЙ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗАДАНИЕ / РЕСУРС / СИСТЕМА MOODLE / ТЕСТ / ФОРУМ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ЭЛЕМЕНТ КУРСА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова Наталья Андреевна, Никитина Пелагея Николаевна

Данная статья посвящена анализу научно-теоретических возможностей среды Moodle в повышении эффективности образовательного процесса. Система Moodle рассматривается как специально организованная учебная деятельность, способствующая развитию компетенций обучающихся и реализующая основные цели информационно-коммуникативных технологий. Использование системы Moodle в образовательном процессе позволяет сформировать у обучающихся способность к самостоятельному поиску, непрерывному самообразованию и творчеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамова Наталья Андреевна, Никитина Пелагея Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE MOODLE SYSTEM AS A TOOL AND AN EFFICIENCY TOOL

This article is devoted to the analysis of the scientific and theoretical capabilities of the Moodle environment in increasing the efficiency of the educational process. The Moodle system is considered as a specially organized educational activity that contributes to the development of students' competencies and realizes the main goals of information and communication technologies. The use of the Moodle system in the educational process allows students to form the ability for independent search, continuous self-education and creativity.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ MOODLE КАК ИНСТРУМЕНТ И СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ»

Низкий уровень проявления коммуникативного компонента толерантного сознания, соответственно, выражался отсутствием перечисленных признаков.

Выводы. Обобщая вышеизложенное мы можем констатировать, что результаты анализа полученных данных послужили основанием для реализации принципа последовательного и поэтапного внедрения регионального компонента в образовательно-воспитательный процесс, что в совокупности с развитой педагогической поддержкой, способствующей более высокому уровню творческого проявления учащихся в процессе коллективной работы, способствует устойчивой положительной динамике развития толерантного сознания учащихся в условиях многонационального региона.

Литература:

1. Абдуразакова Д.М., Мустафаева З.С. Развитие толерантного сознания в неблагополучной семье // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - 2 (51). - C. 27-29.

2. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н., Джамалханова М.А., Дугарская Т.А., Ерина И.А., Зембатова Л.Т., Иванова Н.Н., Киргуева Ф.Х., Клушина Н.П., Клушина Е.А., Матюгин Н.Е., Мячина В.А., Одишвили Г.Н., Позднякова И.Р., Сушкова С.А., Ускова О.А., Филимонюк Л.А., Шаталова Л.С. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях. - М., 2021.

3. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю., Асильдерова М.М., Бушуева Е.В., Везетиу Е.В., Вовк Е.В., Гаджиева П.Д., Дугарская Т.А., Дудаев Г.С.Х., Ерина И.А., Капина А.А., Лапшова И.А., Матюгин Н.Е., Одишвили Г.Н., Окунев С.А., Сорокопуд Ю.В., Травинова Г.Н., Явбатырова Б.Г. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий. - М., 2021.

4. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования. // Педагогика, 2002. -№7. - С. 3-13.

5. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений: Теория и практика: Сборник научно-методических статей / Под редакцией Бондыревой С.К. - М., Воронеж, 2003. - 368 с.

6. Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе: культурно-историческая педагогика. - М., 2000. - 351 с.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Абрамова Наталья Андреевна

Федеральноегосударственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант Никитина Пелагея Николаевна

Федеральноегосударственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ MOODLE КАК ИНСТРУМЕНТ И СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация. Данная статья посвящена анализу научно-теоретических возможностей среды Moodle в повышении эффективности образовательного процесса. Система Moodle рассматривается как специально организованная учебная деятельность, способствующая развитию компетенций обучающихся и реализующая основные цели информационно-коммуникативных технологий. Использование системы Moodle в образовательном процессе позволяет сформировать у обучающихся способность к самостоятельному поиску, непрерывному самообразованию и творчеству.

Ключевые слова: глоссарий, дистанционные технологии, задание, ресурс, система Moodle, тест, форум, электронный учебно-методический комплекс, элемент курса.

Annotation. This article is devoted to the analysis of the scientific and theoretical capabilities of the Moodle environment in increasing the efficiency of the educational process. The Moodle system is considered as a specially organized educational activity that contributes to the development of students' competencies and realizes the main goals of information and communication technologies. The use of the Moodle system in the educational process allows students to form the ability for independent search, continuous self-education and creativity.

Keywords: glossary, distance technologies, task, resource, Moodle system, test, forum, electronic educational and methodological complex, course element.

Введение. Чтобы успешно жить и работать в цифровом мире, человек должен уметь работать с информацией, эффективно ее использовать для различных видов деятельности и прежде всего для инноваций в образовании. Традиционно инновации в образовании наиболее ярко проявляют себя в педагогическом образовании. Именно педагогическое образование в России всегда стремится к передовым образовательным технологиям и прорывным образовательным стратегиям. Однако сейчас, когда во главе угла широкомасштабных преобразований находятся цифровые технологии, их использование в педагогическом образовании пока не столь значительно, как хотелось бы. В силу того, что именно педагогическое образование находится в основе всех инноваций, от эффективности процессов цифровизации в секторе именно этого образования напрямую зависит прогрессивное развитие современного общества и экономики [3, 4, 5, 61.

Говоря об актуальности дистанционных технологий для системы образования, стоит отметить, что ее можно объяснить в первую очередь нарастающими потребностями и запросами общества в части совершенствования, а также в части развития форм обучения. В частности, что важно подчеркнуть, речь касается заочного обучения.

Необходимой представляется реализация современных методов обучения с опорой на принципы самостоятельности учеников, на предоставление любым заинтересованным лицам разных по сути и содержанию услуг образовательного характера с опорой на их запросы. Актуальность дистанционных технологий для сферы образования можно объяснить и тем, что все больше людей отдает предпочтение удаленному обучению: оно удобно, при этом не менее эффективно, чем традиционные формы ведения образовательных процессов. Основная информационная единица системы Moodle - курс дистанционного обучения [81. Разработчик виртуально обучающей среды LMS Moodle - австралиец Мартин Дугиамас. LMS Moodle распространяется как программное обеспечение с открытым кодом, под лицензией GPL [10].

Изложение основного материала статьи. Наличие развитой информационно-образовательной среды выступает одним из требований федеральных образовательных стандартов, показателем качества образовательной деятельности вуза на международном и государственном уровнях [7]. Целесообразным видится введение и описание понятия «электронный учебно-методический комплекс» (ЭУМК). Под такими электронными комплексами стоит понимать структурированные

совокупности документов в электронном формате, электронных ресурсов, средств контроля, обучения и не только, которые могут использоваться в качестве инструментов оптимизации образовательной деятельности и повышения уровня ее эффективности. Речь, например, о повышении эффективности изучения обучающимися разных предметов в дистанционном формате. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [1].

Посредством практического использования электронных учебно-методических комплексов можно сформировать единую информационно-образовательную среду. Она будет представлять собой совокупность учебных, методических материалов, наработок преподавателей и других сотрудников конкретного высшего учебного заведения. С помощью ЭУМК можно обеспечить поддержку всех образовательных процессов посредством дистанционных технологий без привязки к формам получения знаний. Всякий электронный комплекс обладает потенциалом и с точки зрения повышения квалификации уже дипломированных специалистов вне зависимости от сферы их деятельности.

Благодаря ЭУМК можно:

• обеспечить процессы обучения методическими, справочными, учебными материалами, что благоприятно повлияет на качество подготовки студентов;

• обеспечить соответствие процессов обучения требованиям ФГОС ВПО;

• повысить уровень эффективности самостоятельной работы студентов;

• начать применять новую систему оценки результатов обучения, основанную на баллах и рейтингах;

• создать условия, необходимые для внедрения в процессы обучения дистанционных технологий;

• сформировать и начать использовать системы электронного тестирования;

• создать условия, необходимые для совершенствования учебно-методической базы в распоряжении конкретного высшего учебного заведения.

Использование ЭУМК предполагает соблюдение авторских прав, требований к содержательности и не только. Это важно не только понимать, но и учитывать в процессе практической деятельности, связанной с разработкой комплексов, их внедрением и использованием.

Электронный комплекс по какой-либо конкретной дисциплине может обеспечить возможность решения задачи, связанной с формированием активных, творческих личностей будущих специалистов. Есть условие: преподаватель должен не просто поддерживать учеников или предлагать им информацию, но и принимать участие в разработке конкретного комплекса, систематизировать материалы в нем, представлять их в удобоваримом для всех субъектов образовательных процессов виде. Благодаря участию преподавателей можно добиться получения «на выходе» уникальной образовательной среды, где акцент с изучения отдельного материала будет смещен на эффективные способы усвоения знаний. Благодаря грамотной реализации основных принципов ЭУМК, что важно подчеркнуть, можно повысить заинтересованность учеников в получении знаний, а также создать почву для их самостоятельной работы, для повышения уровня их ответственности.

Опыт применения системы MOODLE позволяет говорить, что благодаря ей открываются колоссальные возможности в части изучения определенных дисциплин. Соблюдение принципа модульности, то есть деление всего материала на отдельны единицы, позволяет преподавателям буквально творить, а студентам лучше усваивать информацию. Это достигается благодаря проработке отдельных элементов учебного материала разными по сути и эффективности методами.

На кафедре информатики и вычислительной техники педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова при помощи системы электронного обучения Moodle разработаны и внедрены в учебный процесс подготовки магистров к реализации образовательного процесса в электронной образовательной среде с использованием технологий электронного обучения.

На примере дисциплины специализации «Информационные технологии в педагогических исследованиях» для студентов специальности 44.04.01 «Педагогическое образование. Корпоративное электронное обучение», рассмотрим реализацию данного курса в Moodle, а также его возможности.

Структура курса базируется на блочно-модульном принципе и включает в себя следующие блоки:

• методические материалы (Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины);

• учебные материалы (блоки с лекциями, лабораторными и самостоятельными работами, отчеты);

• контролирующие материалы (контрольные работы, тесты, итоговая аттестация (зачет, экзамен);

• дополнительные материалы (учебники, учебные пособия, ссылки на Интранет и Интернет-ресурсы, глоссарий);

• коммуникации (форум, чат, внутренняя почта, рассылка, обмен сообщениями).

Лекционный материал курса представлен с помощью ресурса «Веб-страница». К лекциям можно прикреплять презентации, аудио - и видеоролики. Лабораторные работы представлены в виде модуля системы Moodle: название и цель работы, краткие теоретические сведения по выполняемой работе с множеством примеров и иллюстраций, тексты индивидуальных заданий по теме лабораторной работы, выполненные в виде подробно описанных отчетов. Отчеты разработаны с помощью инструмента Moodle «Задание», который позволяет студенту отправлять соответствующие файлы преподавателю.

Опыт применения LMS Moodle на лабораторных работах показал, что наглядность сильно облегчает понимание сути моделируемых процессов, познавательная активность студентов повышается, так как появляется элемент игры.

Говоря о преимуществах электронного комплекса для преподавателей, не стоит ограничиваться только творческим аспектом. Дело в том, что любой преподаватель посредством системы получает возможность не просто передавать знания, но и привлекать учеников к выстраиванию процессов познания.

Система открывает возможности в части применения разных форм самостоятельной работы студентов. Они могут вступать в диалоги, обсуждать проблемы и не только. Все это может быть организовано посредством интерактивного формата. Плюсом электронных систем видится и то, что для работы с ними достаточно наличия доступа в интернет и простого компьютера или смартфона. Это буквально актуализирует самостоятельное получение знаний и информации, мотивирует студентов на обучение и усвоение знаний.

Дополнительный плюс любого электронного комплекса, сочетаемого с электронной системой - формирование у обучающихся лиц способностей в части совершения корректного выбора в той или иной ситуации благодаря анализу различных факторов и разной информации. Ученики становятся способными выполнять даже сложные контрольные, творческие работы и не только.

Стоит отметить наличие массы возможностей дистанционного обучения, которые могут быть применены к реализации ориентированного на личность подхода в образовании. Речь касается гибкости и вариативности, других моментов, раскрывающих и показывающих потенциал электронных комплексов, которые могут быть приложены к дистанционному формату обучения.

Наиболее значимые особенности MOODLE можно привязать к возможностям организации коммуникации между субъектами образовательных процессов. И преподаватели, и студенты могут:

• информировать друг друга о разных событиях или происшествиях;

• взаимодействовать в режиме онлайн;

• взаимодействовать в процессе подготовки контрольных, курсовых и других проектов;

• обмениваться файлами, например, электронными пособиями и учебниками.

Дополнительно посредством электронной среды можно организовать эффективную систему оценки результатов обучения, а также обеспечить контроль за посещаемостью, успеваемостью и не только.

Составляющие модулей для курсов - «рабочая тетрадь», «урок», «глоссарий», «тест», «анкета», «wiki», «семинар», «ресурс», «задание», «чат», «опрос», «форум» и другие - способствуют полноценной преподавательской деятельности и позволяют реализовать новые проекты разноуровневой сложности [2].

Применением в процессе обучения разных методов подачи информации можно добиться полноты соответствия образовательных процессов целям и задачам конкретной дисциплины. Преимущество в том, что в процессе работы с электронными системами принимают участие все субъекты образовательных процессов: преподаватели, студенты, наставники.

Стоит отдельно описать некоторые элементы рассматриваемой системы. Это:

• задания. Данный элемент дает возможность оценить то, насколько хорошо ученики усвоили конкретные знания в рамках каких-либо дисциплин. Они при этом могут проявить индивидуальность в решении задач, требующих творческого подхода. Задания могут быть разными: практическими, требующими приложения полученных знаний, облачения их в реальную форму, а также теоретическими, например, когда нужно написать эссе или подготовить реферат;

• форумы. С помощью форумов можно организовать обсуждения, касающиеся определенных проблем или вопросов. При этом электронные форумы можно организовывать в режимах, которые будут являться удобными для всех субъектов образовательных процессов. Благодаря форумам эти субъекты получают возможность взаимодействовать на расстоянии в любое время дня и ночи. Ко всему прочему, анализируя общение студентов в рамках форума, можно понять, какие из них хорошо усвоили знания, а какие не очень;

• тесты. С помощью тестов можно организовать и провести тестирования по отдельным разделам, дисциплинам и не только. Это хороший инструмент контроля. Видя результаты, преподаватели оценивают качество подготовки учеников. Последние при этом могут оценить собственные успехи. Тесты можно рассматривать в качестве частного случая заданий.

Это лишь часть элементов MOODLE. Ее возможности куда шире. Система может применяться в качестве дополнения к аудиторной работе. Ученики могут посредством данной системы самостоятельно осваивать какие-либо материалы, повторять их, восполнять пробелы в знаниях.

Опираясь на изложенную информацию, можно говорить, что MOODLE - уникальная система, которая обеспечивает необходимые для самореализации студентов условия. С ее помощью все образовательные процессы можно вывести на качественно новый уровень.

Работать все субъекты образовательных процессов могут без ограничений, тогда, когда угодно, обращаясь к ЭУМК.

Применение MOODLE дает возможность развить следующие навыки учеников:

• самостоятельность при поиске информации;

• анализ информации;

• самостоятельность в обучении;

• способность к применению получаемых знаний на практике.

Это и не только является гарантией высокого качества освоения разных дисциплин.

Выводы. Мы живем в технологическом обществе, на пороге информационного общества [9]. Можно говорить, что MOODLE, если рассматривать ее как совокупность приведенных и других элементов, является своего рода организованной учебной средой, которая способствует активизации развития компетенций учеников. В результате работы с системой они развивают аналитические, проектировочные, коммуникативные и другие способности. Они становятся способными на поиск, создание и использование нестандартных решений.

Практика использования системы высшими учебными заведениями позволяет говорить, что сочетание ее с аудиторными занятиями в процессе освоения тех или иных дисциплин создает условия, в которых ученики начинают ощущать себя более комфортно. При этом повышается уровень их ответственности, они проявляют высокую активность и лучше усваивают все без исключения знания. Некоторые обучающиеся и вовсе отмечают, что получают удовольствие и испытывают интерес, работая с системой.

Подводя итог, следует отметить, что применение электронных комплексов в сочетании с MOODLE открывает множество возможностей. Это:

• реализация творческого потенциала преподавателей и учеников;

• индивидуализация обучения, повышение активности всех субъектов образовательных процессов;

• обеспечение понимания обучающимися важности и даже необходимости поиска информации, ее анализа;

• обеспечение осознанности познавательной активности учеников;

• формирование личностного отношения к получаемым знаниям и осваиваемым способам деятельности.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Белозубов A.B., Николаев Д.Г. Система дистанционного обучения Moodle. Учебно-методическое пособие (Ebook). СПб, СПбГУИТМО, 2007. - 108 с. URL: http://window.edu.ru/resource/746/ 61746/files/posobie_Moodle.pdf (дата обращения: 11.06.19).

3. Власова Е.З., Балакирева Е.В. корпоративная среда информационно-технологического взаимодействия высших учебных заведений. - 2016. - № 3. - С. 45-48

4. Власова Е.З., Гончарова С., Аксютин П., Барахсанова Е.А., Прокопьев М.С., Кузин З. Эффективная адаптивная подготовка студентов российских педагогических вузов к использованию электронных образовательных технологий. -Espacios, 2018. - Т. 39. - № 23.

5. Власова Е.З. дидактический потенциал технологий электронного обучения // Universum: вестник Герценовского университета. - Санкт-Петербург, 2018. - № 1. - С. 113-116.

6. Власова Е.З., Авксентьева Е.Ю., Гончарова С.В., Аксютин П.А. искусственный интеллект - пространство для новых возможностей подготовки педагогов, 2019. - Т. 40. - № 9. - С. 17.

7. Добудько Т.В., Горбатов С.В., Добудько А.В., Пугач О.И. Методика оценки электронной информационно-образовательной среды педагогического вуза // Самарский научный вестник. - 2018. - Т. 7, № 3 (24). - С. 311-316.

8. Любимова Е.М., Хисамиева Р.М. Webтехнологии как средство развития самостоятельности студентов вузов.

Учебно-методическое пособие для преподавателей вузов. - Елабуга: Изд-во Елабужского института К(П)ФУ, 2015. - 58 с.

9. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.

10. Талышева И.А., Салимуллина Е.В. Работа в системе дистанционного обучения LMS Moodle: методические рекомендации. Учебно-методическое пособие. - Елабуга: Изд-во Елабужского института К(П)ФУ, 2018. - 42 с.

Педагогика

УДК 378

ассистент кафедры физического воспитания Акоев Арсен Русланович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (г. Владикавказ)

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Аннотация. Формирование культуры здоровья молодежи является одной из актуальных в современном информационном мире. Процессы информатизации и цифровизации образования, обеспечивающие повышение качества образовательного процесса, имеют ряд рисков для здоровья обучающихся, связанных с перегрузкой образовательного процесса, экранной зависимостью, снижением социальных навыков, гиподинамией. В связи с этим необходимо комплексное решение данной проблемы в условиях образовательного процесса вуза. В статье рассматривается история формирования концепции культуры здоровья человека. Раскрываются основные этапы развития научной мысли о культуре здоровья молодежи. Проводится сравнительный анализ взглядов врачей, философов и педагогов, которые убедительно доказали необходимость системного подхода к сохранению и укреплению здоровья. Результаты исследования позволяют наметить основные векторы педагогической деятельности по формированию культуры здоровья студентов в вузе.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, формирование культуры здоровья.

Annоtation. The formation of a culture of youth health is one of the most relevant in the modern information world. The processes of informatization and digitalization of education, which ensure an improvement in the quality of the educational process, have a number of risks for the health of students associated with an overload of the educational process, screen addiction, a decrease in social skills. In this regard, a comprehensive solution to this problem is necessary in the conditions of the educational process of the university. The article examines the history of the formation of the concept of human health culture. The main stages in the development of scientific thought about the culture of youth health are revealed. A comparative analysis of the views of doctors, philosophers and teachers is carried out, who have convincingly proved the need for a systematic approach to maintaining and strengthening health. The results of the study allow us to outline the main vectors of pedagogical activity in the formation of a culture of students' health at the university.

Keywords: health, healthy lifestyle, health culture, formation of health culture.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. В современном информационном мире проблема сохранения здоровья молодежи является одной из актуальных. По данным медицинских исследований за время учебы в школе значительно возрастает число детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, вегето-сосудистой дистонией, эндокринными заболеваниями и нарушением обмена веществ, болезнями желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы. Кроме того, отмечается трансформация мотивационной сферы в области здоровьесбережения, и как следствие этого - снижение активности, замедление развития, формирование вредных привычек. Таким образом, как подтверждает статистика, в вуз поступают студенты с уже ослабленным здоровьем. В процессе обучения в вузе у 50-70% студентов выявляются хронические заболевания, среди которых болезни органов дыхания составляют 43,4%, болезни органов пищеварения 16,4%, болезни органов нервной системы 11,7% [3, 7].

Это обусловлено такими факторами жизни современной молодежи, как гиподинамия, перегрузка образовательного процесса, бесконтрольное времяпрепровождение в сети интернет, нерациональное питание, неблагоприятная экологическая обстановка, скептическое отношение к здоровому образу жизни. С другой стороны, важным фактором данных явлений является неумение самих обучающихся заботиться о своем здоровье, что также свидетельствует о недостатках в организации процесса обучения и воспитания в образовательной организации.

Недостаточность внимания к проблеме сохранения и укрепления здоровья обучающихся приводит к дальнейшему снижению не только уровня здоровья, но и снижению уровня подготовленности обучающихся к будущей профессиональной деятельности, их мобильности и конкурентоспобности на рынке труда [6]. В связи с этим одной из важнейших задач государственной политики в области образования становится сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование культуры здоровья и мотивации на здоровый образ жизни.

Изложение основного материала статьи. Известно, что здоровье представляет собой важнейшую ценность как в жизни отдельного человека, так и всего общества. В связи с этим с древнейших времен различные аспекты сохранения и укрепления здоровья, формирования культуры здоровья и здорового образа жизни изучались в медицине, философии, психологии, социологии, педагогике.

Так, например, в Тибете более тысячи лет назад была выработана концепция целостного организма и системного подхода к сохранению и укреплению здоровья. Согласно данной концепции большинство болезней вызывается только двумя факторами - это нерациональное питание и пагубный образ жизни, разрушающие организм человека. Аналогичный взгляд на проблему сохранения здоровья и долголетия был и в традиционной индийской народной медицине. В аюрведе ведущую роль в сохранении здоровья играет нравственно-психологический фактор. Одной из причин всех болезней как в тибетской, так и в индийской врачебной традиции считается невежество. Невосприимчивость к новому знанию и отсутствие желания соблюдать законы жизни приводит к постоянной неудовлетворенности, порождает пессимизм, вызывает губительные страсти, ревность, зависть, злость, ненависть, гнев, которые разрушают здоровье человека. Поэтому основу здорового образа жизни в индо-тибетской традиционной медицине составляет преодоление невежества, установление гармонии внутреннего мира, умеренность в еде, в отдыхе, в сочетании физического и умственного труда. При этом ведущая роль в сохранении и укреплении здоровья отводится самому человеку, его усилиям по достижению гармонии с внешним миром [7].

Аналогичных взглядов на проблему сохранения и укрепления здоровья придерживался великий древнегреческий врач Гиппократ. Отмечая важность эмоционального аспекта в сохранении здоровья, он подчеркивал, что «Веселые люди быстрее выздоравливают и дольше живут». По его мнению, только изменив отношение к своему здоровью, изменив свой образ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.