Научная статья на тему 'Использование системы менеджмента качества для управления рисками в порту'

Использование системы менеджмента качества для управления рисками в порту Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
397
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / ПОРТ / ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СТИВИДОРНЫЕ КОМПАНИИ / СОКРАЩЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / RISK MANAGEMENT / PORT / TRANSPORT COMPANIES / STEVEDORING COMPANIES / COST REDUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попитченко М.А.

Вопросы управления транспортным предприятиями тесно связаны с используемыми методами оценки качества услуг и прогнозирования наступления ситуаций, при которых качество предоставляемых компанией работ /услуг может ухудшиться. Особенно актуально это в настоящее послекризисное время, когда все компании стремятся сократить непроизводственные издержки и непредвиденные материальные потери. Обеспечение эффективности такого управления, а также безопасности производства работ и услуг в транспортных компаниях, требует комплексного подхода к управлению качеством. Классификация, оценка, прогнозирование вероятности наступления рисков и определение последствий рисков является одной из наиболее важных частей комплексного подхода. Исследуется использование системы менеджмента качества в стивидорной компании. Рассказывается о преимуществе для компании при использовании данного метода для управления рисками по сравнению с методом экспертных оценок. Анализ полученных результатов за время применения данного метода показывает высокую эффективность при управлении качеством услуг и при оценке возможных рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLIANCE OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEMFOR RISKMANAGEMENT IN THE PORT

The management of transport enterprises is closely related to the methods usedfor the evaluation of the quality of services and to predict the occurrence of situations in which the quality of the operations / services provided by the company may deteriorate. This is especially important at the present post-crisis period, when all companies are trying to reduce non-production costs and unforeseen material losses. Ensuring the effectiveness of such management, as well as the safety of production of works and services in transport companies, requires an integrated approach to quality management. Classification, assessment, prediction of the probability of occurrence of risks and determination of the consequences of risks is one of the most important parts of the integrated approach. The use of the quality management system in the stevedoring company is investigated in this article. Author tells about the advantage for the company when using this method for risk management in comparison with the method of expert assessments. The analysis of the results obtained during the application of this method shows high efficiency in the management of service s quality and in the assessment of possible risks.

Текст научной работы на тему «Использование системы менеджмента качества для управления рисками в порту»

УДК 656.615

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

РИСКАМИ В ПОРТУ

Попитченко М.А., аспирант ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»,

email: mar.popitchenko21@yandex.ru

Вопросы управления транспортным предприятиями тесно связаны с используемыми методами оценки качествауслуг и прогнозирования наступления ситуаций, при которых качество предоставляемых компанией работ /услуг может ухудшиться. Особенно актуально это в настоящее послекризисное время, когда все компании стремятся сократить непроизводственные издержки и непредвиденные материальные потери. Обеспечение эффективности такого управления, а также безопасности производства работ и услуг в транспортных компаниях, требует комплексного подхода к управлению качеством. Классификация, оценка, прогнозирование вероятности наступления рисков и определение последствий рисков является одной из наиболее важных частей комплексного подхода. Исследуется использование системы менеджмента качества в стивидорной компании. Рассказывается о преимуществе для компании при использовании данного метода для управления рисками по сравнению с методом экспертных оценок. Анализ полученных результатов за время применения данного метода показывает высокую эффективность при управлении качеством услуг и при оценке возможных рисков.

Ключевые слова: система менеджмента качества, управление рисками, порт, транспортные предприятия, стивидорные компании, сокращение издержек.

APPLIANCE OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEMFOR RISKMANAGEMENT IN

THE PORT

Popitchenko M., the post-graduate student, FSEIHE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», e-mail: mar.

popitchenko21@yandex.ru

The management of transport enterprises is closely related to the methods used for the evaluation of the quality of services and to predict the occurrence of situations in which the quality of the operations / services provided by the company may deteriorate. This is especially important at the present post-crisis period, when all companies are trying to reduce non-production costs and unforeseen material losses. Ensuring the effectiveness of such management, as well as the safety of production of works and services in transport companies, requires an integrated approach to quality management. Classification, assessment, prediction of the probability of occurrence of risks and determination of the consequences of risks is one of the most important parts of the integrated approach. The use of the quality management system in the stevedoring company is investigated in this article. Author tells about the advantage for the company when using this method for risk management in comparison with the method of expert assessments. The analysis of the results obtained during the application of this method shows high efficiency in the management of service's quality and in the assessment of possible risks.

Keywords: quality management system, risk management, port, transport companies, stevedoring companies, cost reduction

Введение

Известно, что рабочие процессы любых организаций подвержены рискам. Однако, транспортная сфера и внешнеэкономическая деятельность наиболее подвержены влиянию как внутренних, так и внешних факторов. Особенно это проявилось в экономические кризисы 2008 и 2014 годов, последствия которых вышеназванные сферы деятельности испытывают по сей день.

Так, например, разорилась «Нащ'тВЫрр^» - одна из крупнейших южнокорейских судоходных компаний. 17 февраля 2017 года Сеульским судом компания была официально признана банкротом[1]. Разорение такого игрока на рынке негативно сказалось на всей сфере морских перевозок.

В настоящее послекризисное время предложение на рынке транспортных услуг значительно опережает спрос. Поэтому многим игрокам внешнеэкономической деятельности и сферы перевозок в борьбе за каждого клиента приходится прибегать к любым возможным методам сокращения издержек и поддержания объёма предоставляемых услуг, дажек таким методам, как демпинг.

В связи с этим все участники сферы перевозок, а также организации смежных сфер деятельности, особенно заинтересованы в оценки рисков и их минимизации, с целью избежать непредвиденных материальных потерь.

Необходимо также отметить, что положительный значительный эффект от управления рисками в компании виден лишь в том случае, если организация правильно выделила для себя риски влияющие на её деятельность ,выявила степень их влияния и определила последствия в случае наступления таких рисков.

Так, например, Дюльгер И.А. в своей статье [2]подробно классифицирует риски связанные с международными перевозками.

А вот авторы статьи про управление в грузовом порту [3] - Григорьев О.В., Бондарёва И.О. и ЛатыповаЭ.А. - в своей работе особо выделяют стратегические риски: «Среди большого количества видов рисков можно выделить стратегические - это риски возникновения у компании убытков в результате ошибок (недостатков), допущенных при принятии решений, определяющих стратегию деятельности и

развития компании».Однако, считаю важным отметить, что стратегические риски наиболее влиятельны на ещё несформированную или новую на рынке организацию.

Говоря же окомпаниях порта, предоставляющих свои услуги уже на продолжение большого количество лет, является необходимым комплексно подходить к выявлению,классификации, оценке и прогнозированию всевозможных видов рисков и их влиянияна организацию в условиях постоянно меняющейся рыночной экономики. Несомненно, что классификация рисков будет отличаться в зависимости от вида услуг, предоставляемых той или иной конкретной организацией порта. Очевидно, например, что у стивидорной компании и у судоремонтной компании классификации видов рисков, оказывающих влияние на предоставление услуг компанией и на её существование как таковой, будут различные.

Однако, в мире существует и применяется система, которая может быть адаптирована к организации практически любой сферы деятельности - Система менеджмента качества (далее - СМК). Если возвратиться к ранее упомянутым стратегическим рискам, то об их взаимосвязи с СМК подробно рассказывается в работеЛогиновой Е.В. и Булановой Ю.П.[4].

В России данная система используется относительно недавно, а в сфере внешнеэкономической деятельности и в сфере транспорта в Российской федерации она только набирает популярность в течении последних 5-7лет. Тем не менее, высокие показатели эффективности использования данной системы, в том числе при оценке рисков организации, говорят о том, что эта система имеет огромное будущее и в России. Особенно актуально будет применять эту систему организациям порта, у которых поставщики, клиенты или компании-посредники не являются резидентами Российской Федерации. Наличие сертификата СМК хотя бы по одному из международных стандартов ИСО (Международная организация по стандартизации) [5], значительно поднимает рейтинг российской организации у международных партнёров.Это особенно актуально в настоящее время для стивидорных компаниях, желающим привлечь новые импортно/ экспортные грузопотоки на свои терминалы. Наиболее широкое применение в Российской федерации получила сертифика-

Таблица 1

Примерный SWOT-анализ

Полезные факторы Вредные факторы

Внутренние факторы Strengths (Сильные стороны) Универсальность инфраструктуры Ориентация инфраструктуры под грузооборот Низкая текучесть персонала Условия труда, мотивация персонала Weaknesses (Слабые стороны) Непостоянство и низкая квалификация рабочего персонала Усложненный производственный документооборот

Внешние факторы Opportunities (Возможности) Способность быстро переключиться на разные виды грузопотоков Threats (Угрозы) Ввод в действие других терминалов (конкуренция в регионе) Политические решения (санкции) Ввод в действие новых законодательных требований Увеличение накладных расходов

ция СМК по ISO 9001.Процесс сертификации СМК основывается на проведении независимых аудитов органами сертификации - третьей стороной, имеющей лицензию на такой вид деятельности. В городе Санкт-Петербург таким органом сертификации является Российский морской регистр судоходства[6].

В следующем разделе будет подробно описано использование Системы Менеджмента Качества и эффективность использование данной системы при управлении в порту, на примере одной [7]из стабильно развивающихся стивидорных компаний, входящих в состав Большого Порта Санкт-Петербург.

Методы и Материалы

Система Менеджмента Качества- это совокупность структуры организации, процессов, ресурсов и методик, которые необходимы для управления качеством услуг, предоставляемых компанией. Данная система может быть адаптирована практически к любому виду деятельности.

В настоящей работе производилось наблюдение за применением СМК и в стивидорной компании «Терминал Святого Петра». Организация впервые начала применять СМК и прошла сертификацию по ISO9000 в 2013 году.

Обученные и сертифицированные сотрудники компании на протяжении всего года, по установленному и принятому графику проводят внутренние аудиты отделов организации, выявляют несоответствия (при наличии таковых) согласно нормативным документам СМК, которые были разработаны и утверждены компанией при начале использования данной системы. Выявленные несоответствия подвергаются анализу как со стороны внутренних аудиторов, так и со стороны руководства компании. Для каждого несоответствия устанавливаются сроки устранения. Ежегодно компания подвергается внешнему аудиту со стороны органа сертификации. С 2013 года по настоящее время компания успешно проходит такие аудиты.

Весной 2016 года стивидорная компания «Терминал Святого Петра» успешно прошла ресертификацию СМК по ISO 9001:2015. Именно в новой версии стандарта ИСО 9001:2015 вводится понятие «риск-ориентированного мышления»иобъясняется необходимость его использования организацией для достижения результативности системы менеджмента качества и управления рисками. Пункт 6.1 ГОСТа Р ИСО 9001-2015[8] подробно описывает какие действия

и меры в отношении рисков и возможностей организация должна предпринимать.

В организации «Терминал Святого Петра» при проведении анализа СМК со стороны руководстваопределяются внутренние и внешние факторы, имеющие отношение к системе менеджмента качества и направлениям развития. При проведении анализа в протоколе регистрируются факторы, имеющие на время проведение анализа актуальность и относящиеся к политическим, законодательным и нормативным, финансовым, экономическим, технологическим, конкурентным факторам, показатели и тенденции, влияющие на организацию и ее цели, возможности и ресурсы, отношения с заинтересованными сторонами, включая персонал организации.

Для определения факторов имеющих отношение к деятельности организации применяется SWOT-анализ — методстратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внешней и внутренней среды организации. Примерная таблица SWOT-анализа, применимого к стивидорным компаниям приведена в таблице 1.

К сторонам заинтересованным в деятельности организации и имеющими отношение к системе менеджмента качества в компании отнесены: владельцы, инвесторы, потребители, поставщики, руководство и персонал организации.

Таким образом, с помощью такого метода как SWOT-анализ, любая компания может выявить и определить свои сильные и слабые стороны, а также определить риски, вытекающие из этого. Наиболее удобная и достаточная форма таблицы оценки рисков, а также применяющаяся в рассматриваемой стивидорной компании представлена в таблице 2.Информация приведённая в таблице 2 приведена в качестве примера.

Применение СМК подразумевает постоянный контроль всех процессов компании, проведение внутренних аудитов и прохождение компанией внешних аудитов, и может производиться только персоналом компании, прошедшим специальное обучение третьей стороной - органом по сертификации. Схема взаимодействия процессов в стивидорной компании показана на рисунке 1.

Результаты

За время использования компанией «Терминал Святого Петра» в своей деятельности Системы менеджмента качества (СМК) в течение последних 4 лет организация увеличила объёмы перевалки грузов

Таблица 2. Оценка рисков компании

№ Область деятельности Риск Вероятность Воздействие Ссылка на цель Требуемые действия

1. Услуги по перевалке Невыполнение требований государственных контролирующих органов Средняя Критическое Выполнение договорных обязательств Анализ актов предыдущих проверок и предписаний, контроль устранения замечаний, готовность к проверкам. Мониторинг новых нормативных актов.

2. Услуги по перевалке Уменьшение доли компании на рынке. Средняя Значительное Получение прибыли Мониторинг ситуации на рынке. Гибкое ценообразование. Возможность привлечения альтернативных грузопотоков.

3. Услуги по перевалке Увольнение высококвалифицированного персонала Средняя Значительное Выполнение договорных обязательств, удовлетворенность потребителя Мониторинг степени удовлетворенности персонала (встречи руководства с персоналом). Мониторинг условий труда по отрасли.

Рис. 1. Схема взаимодействия процессов в стивидорной компании

через свои причалы, расширила номенклатуру грузов и построила несколько новых площадок, как контейнерных, так и для складирования генеральных грузов, металлопроката и пиломатериалов.

Компания «Терминал Святого Петра» является одной из первых компаний в сфере транспорта в Санкт-Петербурге успешно прошедших ресертификацию по стандарту ISO 9001:2015.

Организация «Терминал Святого Петра» также имеет действующий сертификат системы 360QUALITY.

Обсуждение

Выявление слабых и сильных сторон и возможностей компании с помощью SWOT-таблицы, позволяет более корректно определить риски,спрогнозировать вероятность их возникновения и определить степень влияния на организацию, а также разработать соответствующие меры по предупреждению возникновения ситуаций, способных ухудшить качество предоставляемых компанией работ и услуг, что и является решением поставленной в данной работе проблемы.

Данный способ имеет сходство с методом экспертных оценок, детально описанным в работе Бабурина В.А. и Бабурина Н.В.[9], а также в статье Сазонова Е.А. и его соавторов [10], в той части, что составление SWOT-таблицы и таблицы оценки рисков компании,как части системы менеджмента качества, производится персоналом самой компании, прошедшим предварительное обучение органом сертификации. В данном случае такой персонал считается экспертами.

Однако использование СМК в отличии от других методов оценки рисков[11] в организации является наиболее универсальным методом и может быть адаптировано к различным сферам деятельности.

Оно также имеет большую результативность в отличии от других методов, так как действует в комплексе системы менеджмента качества.

Также использование СМК более выгодно частным небольшим компаниям, желающим сократить расходы и избежать непредвиденных финансовых потерь. Потому что в случае заказа оценки рисков для компании в специализирующихся на этом организациях, т.е. при отдаче этой задачи на аутсорсинг, компания получит дополнительные расходы. В случае же использования организацией СМК, оценку рисков производит ответственный за это персонал компании.

Заключение

В настоящее время существует множество различных методик оценки рисков на предприятиях. В данной работе было исследовано использование системы менеджмента качества применительно к стивидорной компании. Результаты использования этого метода в рассматриваемой компании имеют высокие показатели эффективности. Отчетные документы СМК компании говорят о малых количествах несоответствий и постоянном контроле качества предоставляемых услуг внутренними аудиторами и руководством. Орган сертификации - Российский морской регистр судоходства - также отмечает высокие показатели качества работы компании «Терминал Святого Петра». Используя риск-ориентированное мышление в составе СМК стивидорная компания планирует и дальше занимать лидирующие

места на рынке транспортных услуг.

Дальнейшие исследования в области использования системы менеджмента качества для управления рисками в организациях порта позволит повысить интерес российских транспортных компаний к данному методу, а значит в будущем привести к повышению безопасности и финансовой стабильности транспортных предприятиях, использующих данную систему.

Благодарности

Автор выражает благодарность за предоставленную информацию коммерческому директору компании «Терминал Святого Петра» Авдееву А.К.

Литература:

1)Британская вещательная корпорация Би-би-си. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bbc.com/news/business-38953144/(дата обращения: 20.08.2017)

2) Дюльгер А. И. Классификация рисков в международных мультимодальных перевозках // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 457-459.

3) Григорьев О.В., Бондарева И. О., Латыпова Э.А. Управление стратегическими рисками грузового порта с применением имитационного моделирования // Вестник АГТУ Сер.: Управление, вычислительная техника и информатика. - 2013. - №1. - С. 155 - 162.

4)Логинова Е.В. и Буланова Ю.П. Система менеджмента качества и его взаимосвязь со стратегическим управлением (пути улучшения системы менеджмента качества) // Студенческая молодёжь в научно-исследовательском поиске. Волгоград, 20-22 апреля 2011 г. - С. 83 - 85.

5) Международная организация по стандартизации.[Электрон-ный ресурс]. — Режим доступа: https://www.iso.org/home.html / (дата обращения: 23.08.2017)

6) Российский морской регистр судоходства. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rs-class.org/ru/register/services/ qsupervision/ / (дата обращения: 28.08.2017)

7) Стивидорная компания «Терминал Святого Петра». [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://www.stpetr.ru / (дата обращения: 19.08.2017)

8) ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Требования (утв. Приказом Росстандарта от 28.09.2015 N 1391-ст) Москва: Стандар-тинформ, 2015. - 32с.

9)Бабурин В. А., Бабурин Н. В. Активные методы изучения логистики // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. - 2009. - №4 (4). С.160-165

10)Сазонов А.Е., Осипов Г.С., Клименко В.Д. Использование метода экспертных отношений предпочтения для оценки уровня совершенства системы управления безопасностью морского судна //Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. - 2013. - №3 (19). С.94-104

11) Одерышев А.В. Оценка риска: обзор существующих методик идентификации опасностей // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. 2011. №2 (10). С.130-136

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.