Научная статья на тему 'Использование системы контроля ошибок для сопровождения программного обеспечения'

Использование системы контроля ошибок для сопровождения программного обеспечения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
774
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сопровождение программного обеспечения / система контроля ошибок / интенсивность отказов.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Астахов Иван Александрович, Ефромеева Елена Валентиновна

в статье проанализирована деятельность по сопровождению программного обеспечения, как этап жизненного цикла разработки программного обеспечения. Представлены наиболее популярные системы контроля ошибок. Рассмотрен условный график зависимости интенсивности отказов от времени эксплуатации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование системы контроля ошибок для сопровождения программного обеспечения»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ОШИБОК

ДЛЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1 2 Астахов И.А. , Ефромеева Е.В.

1Астахов Иван Александрович - магистрант;

2Ефромеева Елена Валентиновна - кандидат технических наук, доцент, кафедра информационных технологий и вычислительных систем, институт информационных систем и технологий Московский государственный технологический университет «Станкин»,

г. Москва

Аннотация: в статье проанализирована деятельность по сопровождению программного обеспечения, как этап жизненного цикла разработки программного обеспечения. Представлены наиболее популярные системы контроля ошибок. Рассмотрен условный график зависимости интенсивности отказов от времени эксплуатации.

Ключевые слова: сопровождение программного обеспечения, система контроля ошибок, интенсивность отказов.

Процесс совершенствования, настройки и устранения дефектов программы после передачи в пользование называют сопровождением программного обеспечения (ПО). Возможность доработки функционала - важнейший критерий, который определяет возможность изменения и доработки функциональности программного обеспечения [1]. Так в процессе сопровождения в программу добавляют различные исправления, например, исправление найденных в ходе эксплуатации ошибок и недоработок, внедрение новых функций и повышение удобства пользования программным продуктом.

Существенное влияние на качество конечного программного продукта имеет также качество проработки процессов жизненного цикла системы [2]. Этап сопровождения в жизненном цикле начинается сразу после приема/передачи программы и продолжается пока действителен период гарантии или техническая поддержка. Однако, работы, связанные с сопровождением продукта, начинаются намного раньше.

В соответствии со стандартом ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010 сопровождение считается одним из важнейших этапов жизненного цикла программного обеспечения. Процесс преобразования ПО в элементы кода и документации для исправления ошибок, которые возникают в процессе работы, или реализации нужд в разработке, называется сопровождением. Его основной задачей является улучшение продукта с условием сохранения его целостности.

Качественные и количественные требования к сопровождению ПО чаще всего регламентируются заказчиком. В данных характеристиках должны быть установлены соответствующие критерии и способы их проверки. Со стороны поддержки необходимо управлять процессом и средствами его реализации.

Сопровождение программного обеспечения может включать в себя следующие задачи:

• Отслеживание сбоев в компьютерах.

• Автоматическое устранение сбоев.

• Исправление последствий произошедших сбоев в работе ПО.

• Создание действий по предотвращению сбоев.

• Управление производительностью компьютеров.

• Управление производительностью приложений.

• Автоматическая настройка компьютеров и сетевых устройств.

• Настройка и обновление программного обеспечения.

• Проверка лицензии.

• Удаление программного обеспечения с компьютера.

Работоспособность программного продукта обеспечивает комплекс программных и аппаратных средств. Задачи по управлению программным обеспечением выполняет система контроля ошибок. Данная система позволяет своевременно выявить сбои компьютерной системы посредством выполнения программно-логического или тестового контроля.

Существует большое количество систем контроля ошибок. Они подразделяются на платные и свободно распространяемые. Рассмотрим самые популярные системы контроля ошибок:

1. Atlassian JIRA - это самая популярная система в крупных компаниях на сегодняшний день. Она обладает самым широким функционалом.

2. Bontq - веб-приложение для контроля ошибок. Основное отличие от всех других систем то, что она является кроссплатформенной.

3. TrackStudio Enterprice - система контроля ошибок для управления деятельностью в отделах IT. Имеет функционал для управления проектами, ошибками, документацией, тест-кейсами, также осуществляет техподдержку пользователей

4. Redmine - приложение, которое находится в открытом доступе для управления проектами, имеет функции отслеживания ошибок в программах.

5. Bugzilla - бесплатное приложение по контролю ошибок. Является одной из самых популярных систем для малого бизнеса.

Данные системы обнаружения ошибок популярны в России. Масштабы и характер проблем различаются в зависимости от размера предприятия [3]. Такие системы, как Atlassian JIRA, Bontq, Trackstudio Enterprice имеют высокую стоимость за лицензию, из-за этого чаще всего их используют в крупных компаниях. Redmine и Bugzilla предлагают достаточно расширенный функционал и являются бесплатными, поэтому популярны в средних и малых компаниях.

Аппаратные средства являются дополнительным оборудованием для проверки работоспособности программного продукта. В условиях усовершенствования и снижения стоимости компьютерных компонентов, предпочтение отдают тем средствам контроля, которые позволяют без снижения работоспособности приложения обнаружить ошибку.

Основная часть ошибок, возникающая в ПО компьютера, это одиночные ошибки, т.е. баги, не требующие изменения компонентов компьютера, а лишь исправления обнаруженной ошибки, чтобы остановить распространение действия этих ошибок на другие функции системы.

В программах появление подобных ошибок обусловлено тем, что в разные моменты времени поступают различные данные на обработку, которые не предусмотрены набором данных при отладке. Их программа не в состоянии обработать. Таким образом, состав и характеристики входных данных оказывают большое влияние на работу программ. Ошибки появляются вследствие использования входных данных, не предусмотренных во время разработки и тестирования программы. Чем больше неизвестных входных данных, тем больше вероятность сбоя приложения.

Интенсивность отказов зависит от их типа и условно делится на два вида: аппаратные и программные отказы. В начале эксплуатации компьютера происходит спад количества отказов. Далее на протяжении определенного отрезка времени количество сбоев не изменяется. Аппаратные отказы увеличиваются из-за старения компонентов компьютера.

Зависимость надежности программного обеспечения от времени косвенная. Частота появления ошибок определяется только входными данными. Показанное на рис. 1 снижение интенсивности отказов ПО с течением времени является следствием того, что в процессе эксплуатации обнаруживаются и устраняются скрытые ошибки ПО.

27

J ш о to го ^ 1-

%

\-

о .0

Интенсивное \

^—^^^

Время

Аппаратные средства ^^«Программные средства

Рис. 1. Зависимость интенсивности отказов от времени эксплуатации аппаратных и

программных средств

Таким образом, чтобы отказов становилось меньше, их необходимо вовремя регистрировать, исправлять и избавляться от последствий. Количество и частота появления ошибок напрямую зависит от старения оборудования, чем старее аппаратура, тем интенсивность отказа выше. Также верно и обратное, чем новее оборудование, тем выше интенсивность отказа программного обеспечения из-за совместимости. Со своевременным обнаружением ошибок справляется система контроля ошибок.

Список литературы

1. Калинин В.О., Ефромеев Н.М., Ефромеева Е.В. Выбор оптимального программного продукта для автоматизации технического обслуживания и ремонта оборудования // European Science, 2018. № 10 (42). С. 21-24.

2. Ефромеева Е.В., Лелаев М.И. К вопросу разработки собственной CRM-системы // Наука, техника и образование, 2017. Т. 1. № 5 (35). С. 42-45.

3. Ефромеева Е.В. Основные характеристики виртуальной формы организации машиностроительного предприятия // Вестник МГТУ Станкин, 2009. № 3 (7). С. 124-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.