Научная статья на тему 'Использование системы "Антиплагиат" в высшей школе'

Использование системы "Антиплагиат" в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1384
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА "АНТИПЛАГИАТ" / ВИДЫ ЗАИМСТВОВАНИЙ / САМОЦИТИРОВАНИЕ / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ОРИГИНАЛЬНОСТЬ НАУЧНЫХ РАБОТ / "ANTI-PLAGIARISM" SYSTEM / TYPES OF BORROWING / SELF-CITATION / ANALYSIS OF THE CONTENT / ORIGINALITY OF SCIENTIFIC WORKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хованская Татьяна Владимировна, Сандирова Марина Николаевна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме использования системы «Антиплагиат» в вузе. Авторами проанализировано состояние этой проблемы за рубежом и в России, а также нормативные документы, которыми регулируется необходимость и в некотором смысле порядок использования систем обнаружения заимствований. Выделяются и описываются характерные особенности, возможности и модули системы «Антиплагиат», а также виды заимствования. Особое внимание уделено необходимости дифференцированного подхода к оценке оригинальности научных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хованская Татьяна Владимировна, Сандирова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of the "Anti-plagiarism" system in university

The article is devoted to an acute issue of use of the “Anti-plagiarism” system in university. The authors analyze the state of this issue both abroad and in Russia, as well as regulations that guide the need and procedure for using this system of borrowings detection. Characteristic features, capabilities and modules of the “Anti-plagiarism” system as well as types of borrowing are identified and described. Special attention is paid to the need for a differentiated approach to the assessment of the originality of scientific works.

Текст научной работы на тему «Использование системы "Антиплагиат" в высшей школе»

► МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.14 ББК 74.48

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ «АНТИПЛАГИАТ» В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

THE USE OF THE "ANTI-PLAGIARISM" SYSTEM IN UNIVERSITY

Хованская Татьяна Владимировна

Доцент кафедры естественнонаучных дисциплин и информационных технологий ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры», кандидат педагогических наук

E-mail: khovansckaya-prepod@yandex.ru

Сандирова Марина Николаевна

Доцент кафедры естественнонаучных дисциплин и информационных технологий ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры», кандидат педагогических наук, доцент

E-mail: sandirova@rambler.ru

Khovanskaya Tatyana V.

Assistant Professor at the Department of Science and Information Technology, Volgograd State Physical Education Academy, PhD in Education

E-mail: khovansckaya-prepod@yandex.ru

Sandirova Marina N.

Assistant Professor at the Department of Science and Information Technology, Volgograd State Physical Education Academy, PhD in Education, Associate Professor E-mail: sandirova@rambler.ru

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме использования системы «Антиплагиат» в вузе. Авторами проанализировано состояние этой проблемы за рубежом и в России, а также нормативные документы, которыми регулируется необходимость и в некотором смысле порядок использования систем обнаружения заимствований. Выделяются и описываются характерные особенности, возможности и модули системы «Антиплагиат», а также виды заимствования. Особое внимание уделено необходимости дифференцированного подхода к оценке оригинальности научных работ.

Abstract. The article is devoted to an acute issue of use of the "Anti-plagiarism" system in university. The authors analyze the state of this issue both abroad and in Russia, as well as regulations that guide the need and procedure for using this system of borrowings detection. Characteristic features, capabilities and modules of the "Anti-plagiarism" system as well as types of borrowing are identified and described. Special attention is paid to the need for a differentiated approach to the assessment of the originality of scientific works.

Ключевые слова: система «Антиплагиат», виды заимствований, самоцитирование, содержательный анализ, оригинальность научных работ.

Keywords: "Anti-plagiarism" system, types of borrowing, self-citation, analysis of the content, originality of scientific works.

Введение. Подготовить несамостоятельную работу всегда было проще, чем обнаружить ее несамостоятельность. Для выявления научных и учебных работ, написанных с неправомерным использованием чужого текста, в 2005 г. создан специальный инструмент - система «Антиплагиат». К этому моменту аналогичные системы обнаружения заимствований за рубежом работали уже около 10 лет. В России тогда ситуация была такова, что сайты для скачивания рефератов были самые часто запрашиваемые, выпускные квалификационные работы защищали, просто заменяя титульные листы. Кроме того, по материалам исследования, проведенного в 2013 г. компанией «Антиплагиат» по заказу РГБ, более 1500 диссертаций только по историческим наукам, защищенных в России после 2000 г., содержат значительные заимствования из других диссертаций [1]. Сейчас система «Антиплагиат» установлена во всех вузах России и постсоветского научного пространства, что, безусловно, исправляет ситуацию.

Изложение основного материала. В нашей стране есть несколько нормативных документов, которыми регулируются необходимость и в некотором смысле порядок использования систем обнаружения заимствований. Во-первых, в «Положении о совете по защите диссертаций» говорится, что совет должен обеспечивать проверку диссертаций на наличие заимствований. Во-вторых, в постановлении правительства РФ № 842 от 24.09.2013 «О порядке присуждения ученых степеней» есть требование к выкладыванию в открытый доступ принимаемых к рассмотрению диссертаций (за 2 месяца до и 10 месяцев после защиты кандидатской; за 4 месяца до и 12 месяцев после защиты докторской).

Кроме того, в п. 20 данного Положения говорится, что использование в диссертации заимствованного материала без ссылки на автора и (или) источник заимствования является основанием для отказа в приеме диссертации к защите. В-третьих, министерством образования и науки РФ изданы приказы № 636 от 29 июня 2015 и № 227 от 18 марта 2016, согласно которым вузы обязаны загружать и хранить в электронной библиотечной системе организации выпускные квалификационные работы и отчеты о проверке на наличие заимствований, чтобы исключить внутренний плагиат. При этом порядок такой проверки устанавливается локальными актами. То есть сам вуз определяет, как именно будет осуществляться проверка, каким критериям эти работы должны соответствовать.

Одной из последних новаций нормативного регулирования в этой области является приказ Президента РФ об изменении закона о рекламе, в соответствии с которым с 1 ноября 2018 г. запрещена реклама услуг по подготовке и написанию выпускных дипломов, научных докладов, статей, диссертаций и иных работ. Таким образом, написание работ на заказ запрещено.

С технической точки зрения система «Антиплагиат» - обычный поисковик, специфика которого состоит в том, что запросом является не фраза, а целый документ

практически любого формата и размера (от пары абзацев до нескольких тысяч страниц). Результат обработки такого запроса - это отчет, в котором как маркером выделены фрагменты заимствования, справа появляется панель со списком источников и рассчитан «процент оригинальности». Панель со списком источников - это интерактивный инструмент, позволяющий после первого машинного анализа приступить к анализу содержательному, чтобы понять, какова ситуация с заимствованиями. Система «Антиплагиат» позволяет внести изменения в полный отчет с пересчетом соответствующих результатов. Существует три основных возможности редактирования отчета: отключение источника заимствования, отключение отдельных заимствованных блоков и изменение типа источника (с заимствования на цитирование и наоборот).

Само по себе слово «заимствование» является нейтральным словом, означает повторное использование текста - ничего больше. Любая современная научная, а тем более учебная работа не может обойтись без заимствований. Наоборот, если нет заимствований, то это подозрительно. Поэтому сами по себе заимствования не являются чем-то неправильным. И почти никогда объем заимствований, определенный той или иной автоматической системой, не служит единственным основанием для отклонения или принятия работы.

Выделяют три вида заимствований [2] (рис. 1).

ВИДЫ ЗАИМСТВОВАНИЙ

Правомерное корректное заимствование

Правомерное некорректное заимствование

Неправомерное некорректное заимствование

«.. .обоснованное целями цитирования использование в своем произведении науки части чужого текста с обязательным указанием

(ссылкой) на истинного автора и источник заимствования, оформленные в соответствии с установленными правилами цитирования»

«.. .обоснованное целями цитирования использование в своем произведении науки части чужого текста с обязательным указанием

(ссылкой) на истинного автора и источник заимствования, когда такое указание (ссылка) оформлено с нарушением установленных правил цитирования или не оформлено»

Читатель умышленно или неумышленно введен в заблуждение и не имеет оснований считать, что заимствованный текст написан не автором

Рис. 1. Виды заимствований по С. М. Шахраю

Если читатель знает, что текст заимствован, у какого автора и из какого источника, то это правомерные и корректные заимствования. При этом очевидно, что работа не должна состоять целиком или в большой своей доле из таких правомерных заимствований. Это не может быть

хорошей научной статьей, в ней должны быть новые научные результаты. Хотя с точки зрения академической этики претензий к такой работе не будет. Претензии будут в части новизны.

Если читатель знает, что текст заимствован, но испытывает затруднения в поиске источника, то заимствование является правомерным, но некорректным. Часто это - оформительская проблема. Такое заимствование - не повод для отклонения, но повод для отправки на доработку статьи, диссертации или ВКР. Авторы, использующие большое количество неправильно или совсем неоформленных ссылок, напрасно думают, что это будет не замечено. Тем не менее здесь можно говорить о допустимых процентных объемах.

Когда же читатель умышленно или даже неумышленно введен в заблуждение и не имеет оснований считать, что заимствованный текст написан не автором, это говорит о неправомерном заимствовании. Если автор приводит значимые результаты или научную идею и приписывает их авторство себе, эта ситуация недопустима независимо от количества процентов. Одно предложение такого неправомерного заимствования может перечеркнуть работу из сотен страниц, а это даже не один процент, а доли процентов. С точки зрения неправомерного заимствования никогда не ставится вопрос о проценте. Одинаково наказуемо - украдено 20% текста или 5%. В западной практике, по данным международного комитета по публикационной этике, такая ситуация может повлечь за собой самые серьезные последствия вплоть до лишения права на профессию.

Необходим дифференцированный подход к оценке оригинальности научных работ [3]. Анализ различных методик оценки работ на заимствования показал, что по степени жесткости критериев оценки оригинальности и возможности использования заимствований научные и учебные работы могут быть распределены в следующем порядке.

• научные статьи;

• кандидатские и докторские диссертации;

• выпускные квалификационные работы;

• научные отчеты;

• монографии;

• учебники и учебные пособия;

• курсовые, эссе, рефераты.

Научная статья - это единственный жанр, в котором допустимо применение жесткого объемного критерия процентов для определения оригинальности. Журнал вправе отказать в публикации, если оригинальность статьи недостаточна с точки зрения журнала. В то же время статья должна быть отклонена, если процент оригинальности достаточно большой, но обнаружены неправомерные заимствования. Кроме того, в научных статьях ограничивается использование текстов ранее вышедших своих статей.

В идеале работа должна вестись в диалоге с автором. У автора должна быть возможность аргументировать то или иное цитирование. Автор может урегулировать ситуацию анонимно, обратившись в Ассоциацию научных редакторов и издателей (АНРИ).

К текстам диссертаций, по нашему мнению, такой жесткий процентный критерий не должен применяться. Более того существуют типы или виды диссертаций, которые могут состоять почти на 100% из своих работ, и это нормально. Высокий первичный (до анализа и редактирования отчета о заимствованиях) процент оригинальности вызывает гораздо больше

вопросов, чем «полностью неоригинальная» работа. Ведь по требованиям ВАК основные результаты научного исследования должны быть опубликованы. Спрашивается, где статьи, в которых должны быть опубликованы основные положения диссертационного исследования. Почему они не пересекаются с текстом диссертации. Вполне возможно, что автор пытался таким образом «замести следы» низкой оригинальности собственных научных статей.

К ВКР также неприменимы жесткие объемные критерии процентов оригинальности. Заимствований из других источников может быть довольно много при условии их корректного оформления. Самоцитирование в этом виде работ приветствуется, главное, не должна защищаться одна и та же диссертация, магистерская не должна полностью повторять бакалаврскую. И конечно, должно выполняться условие соответствия авторского вклада содержательным требованиям к работе.

Порядок проверки отчетов и монографий зависит от области знаний, вида работ (практическая, теоретическая).

Учебники и учебные пособия призваны передавать существующие знания. В них должны быть заимствования из авторитетных, давно зарекомендовавших себя источников. Разработка нового учебного пособия заключается в аккумулировании сведений из множества книг, монографий и дальнейшем адаптировании заимствованного материала под конкретную дисциплину, специальность, студентов.

Курсовые, эссе, рефераты также предполагают весомую долю заимствований. Для написания реферата, самостоятельных и курсовых работ необходимо подобрать материал, изучить его, самостоятельно проанализировать и на основе изученного материала написать свой труд, цитируя рассматриваемый текст [4].

Система «Антиплагиат» совершенствуется, и компанией наработан определенный механизм корректной практики, представленный на рис. 2 в виде разработанных поисковых модулей [5; 6].

Рис. 2. Поисковые модули в системе «Антиплагиат»

Модуль поиска общеупотребительных выражений в системе «Антиплагиат» появился не так давно. Такие выражения входят в процент заимствований правомерных и корректных.

Модуль поиска перефразированных заимствований позволяет находить заимствования, полученные путем изменения структуры предложений. Помимо прямого цитирования в научных публикациях часто используется парафраз - пересказ чужого текста своими словами. Если такой фрагмент не снабжен ссылкой на источник, то мы имеем дело с неправомерным заимствованием, таким образом, нарушается академическая этика.

Модуль переводных заимствований также появился несколько месяцев назад и является более интеллектуальным модулем, который проверяет текст не «в лоб», не слова по порядку, а смысловую часть [6]. Русский текст проверяется по англоязычной базе. Вместе с появлением данного модуля компанией «Антиплагиат» запущена программа поиска переводных заимствований, то есть статьи из русскоязычных журналов проверяются по англоязычной базе и наоборот. По заявлению представителей компании «Антиплагиат» обнаружены десятки тысяч статей, которые целиком переведены из англоязычной работы, включая таблицы и данные, без ссылки на источник, то есть выдаваемые за свои. Однако так же по данным компании «Антиплагиат» не найдено ни одной англоязычной статьи, заимствованной из русскоязычных журналов.

Следующий вопрос касается библиографического списка. Список используемой литературы также должен включаться в проверку в связи с тем, что было выявлено два случая неправомерности использования литературы: 1) литература скачана полным списком, в том же порядке из других работ. Такие блоки будут отмечены как цитирование, но ссылка будет на один источник; 2) слишком оригинальный список литературы, то есть вообще не выделяется, идет как оригинальный текст. Тут возникает подозрение, что источник(и) сфальсифицирован(ы) или полностью выдуман(ы) автором: несуществующие статьи в несуществующих номерах журналов.

Коснемся моментов обмана системы «Антиплагиат», которые еще недавно успешно обходили машинную проверку. К ним относится вставка невидимого текста, замена русских букв похожими конфигурациями из других алфавитов, наложение текста на текст и т. п. Недавно появился визуальный модуль, сообщающий о технических манипуляциях с текстом (рис. 3).

А ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЙ

следующие группы обходов:

ЗАМЕНА СИМВОЛОВ

Возможно документ содержит

попытку обхода системы.

Будьте внимательны при

Рис. 3. Сообщение о технических манипуляциях

Выводы. Достижение минимально допустимого процента оригинальности не является единственным критерием оценки научных и учебных работ на заимствования. Должна осуществляться экспертиза текста и редактирование отчета - отключение правомерных заимствований и выявление неправомерных заимствований. Проверка на заимствования не может делегироваться самому автору, а ответственность за окончательный результат проверки берет на себя проверяющий эксперт. Какие же варианты «обхода» системы «Антиплагиат» возможны? Либо делать из неправомерного заимствования корректное правомерное, либо убирать из работы этот кусок текста совсем. Варианта пересказать своими словами чужой текст и выдать его за свой нет. Это в любом случае - неэтичное поведение.

Список литературы

1. Форись О. Исторические заимствования // Интернет-издание «Частный корреспондент». - 2014. - URL: http://www.chaskor.ru/article/istoricheskie_zaimstvova niya_33399 (дата обращения: 11.05.2019).

2. Шахрай С. М., Аристер Н. И., Тедеев А. А О плагиате в произведениях науки (диссертациях на соискание ученой степени). - М.: МИИ, 2014. - 176 с.

3. Чехович Ю. В., Беленькая О. С. Анализ локальных актов российских вузов, регламентирующих обнаружение заимствований в выпускных квалификационных работах // Педагогическая информатика. - 2018. - № 2. - С. 17-28.

4. Абраров Р. Д., Худайберганова М. М. Как работает антиплагиат? Принцип работы антиплагиата // Молодой ученый. - 2016. - № 29.3. - С. 1-2. - URL https://moluch. ru/archive/133/37339/ (дата обращения: 11.05.2019).

5. Чехович Ю. В. «Трое в лодке, нищета и собаки», или Как Антиплагиат ищет парафраз. - 2018. - URL: https://habr.com/ru/company/antiplagiat/blog/422941/ (дата обращения: 11.05.2019).

6. Чехович Ю. В., Кузнецова Р., Бахтеев О. Ю. Плагиат в научных статьях: трудности обнаружения перевода // Университетская книга. - 2017. - № 9. -С. 66-67.

References

1. Foris O. Istoricheskie zaimstvovaniya. Internet-izdanie "Chastnyy correspondent". 2014. Available at: http://www.chaskor.ru/article/istoricheskie_zaimstvovaniya_33399 (accessed: 11.05.2019).

2. Shakhray S. M., Arister N. I., Tedeev A. A O plagiate v proizvedeniyakh nauki (dissertatsi-yakh na soiskanie uchenoy stepeni). Moscow: MII, 2014. 176 p.

3. Chekhovich Yu. V., Belenkaya O. S. Analiz lokalnykh aktov rossiyskikh vuzov, regla-mentiruyushchikh obnaruzhenie zaimstvovaniy v vypusknykh kvalifikatsionnykh rabotakh. Pedagogicheskaya informatika. 2018, No. 2, pp. 17-28.

4. Abrarov R. D., Khudayberganova M. M. Kak rabotaet antiplagiat? Printsip raboty antiplagiata. Molodoy uchenyy. 2016, No. 29.3, pp. 1-2. Available at: https://moluch.ru/ archive/133/37339/ (accessed: 11.05.2019).

5. Chekhovich Yu. V. "Troe v lodke, nishcheta i sobaki", ili Kak Antiplagiat ishchet parafraz. 2018. Available at: https://habr.com/ru/company/antiplagiat/blog/422941/ (accessed: 11.05.2019).

6. Chekhovich Yu. V., Kuznetsova R., Bakhteev O. Yu. Plagiat v nauchnykh statyakh: trudnosti obnaruzheniya perevoda. Universitetskaya kniga. 2017, No. 9, pp. 66-67.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 3

Статья поступила в редакцию 27.05.2019 The article was received on 27.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.