УДК 378
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ
© 2017
Боронова Светлана Бурхоновна, соискатель
Таджикский государственный институт языков имени Сотима Улугзода (734019, Республика Таджикистан, Душанбе, ул. Ф. Мухаммадиева 17/6, e-mail: [email protected])
Аннотация. В данной статье автор выделяет цели и задачи обучения орфографии. При этом он рассматривает обучение орфографии в таджикской аудитории как систему необходимых теоретических, методических и психолого-педагогических знаний и ряда умений. В этом процессе значение придается профессиональной подготовке студентов-филологов. Отмечается сопоставительная типология русского и родного языков в вузовском курсе, что является основой продуктивного обучения орфографии. Орфографическая подготовка студентов-филологов с учетом профессионально педагогической подготовки проходит на всех этапах обучения вузовской подготовки, ее содержание обеспечивает высокую мотивацию в обучении, установку и усвоение орфографической нормы русского языка, воспитывает интерес к оформлению письменного высказывания на основе способности решать орфографические задачи, при этом учитывая связь обучения орфографии с системой языка.
Ключевые слова: орфография, профессиональная подготовка, таджикский язык, русский язык, система обучения, письменная речь, орфографическая норма.
USE OF SYSTEM APPROACH WHEN TRAINING SPELLING IN THE COURSE OF VOCATIONAL
TRAINING OF STUDENTS PHILOLOGISTS
© 2017
Boronova Svetlana Burkhonovna, applicant
Tajik State Institute of Languages of a name Sotim Ulugzoda (734019, Republic of Tajikistan, Dushanbe, F. Mukhammadiyev St. 17/6, e-mail: [email protected])
Abstract. In this article the author allocates the purposes and problems of training of spelling. At the same time he considers training of spelling in the Tajik audience as system of necessary theoretical, methodical and psychology and pedagogical knowledge and a number of abilities. In this process significance is attached to vocational training of students philologists. The comparative typology of the Russian and native languages in a high school course is noted that is a basis of productive training of spelling. Spelling training of students philologists taking into account professionally pedagogical preparation takes place at all grade levels of high school preparation, its contents provides high motivation in training, installation and assimilation of spelling standard of Russian, cultivates interest in execution of the written statement on the basis of ability to solve spelling problems, at the same time considering communication of training of spelling with system of language.
Keywords: spelling, vocational training, Tajik, Russian, system of training, written language, spelling norm.
В аспекте профессиональной подготовки студентов цели и задачи обучения орфографии состоят в следующем:
1) усвоение теоретических знаний, формировании и совершенствовании практических умений, тем самым обеспечить для них самостоятельного теоретического рассмотрения и обобщения принципиальных положений орфографии;
2) вооружение студентов национальных групп студентов необходимыми знаниями в области методической теории преподавания орфографии с целью формирования у них профессиональных умений в анализе тем и вопросов подлежащих изучению, в организации обучения как деятельности, обладающей строгой иерархичностью компонентов-мотивов, потребностей, целей, учебных действий, которая направлена на профессиональное совершенствование и отражает личностную значимость учебного процесса;
3) стимулирование у студентов профессионального интереса к преподаванию орфографии и самостоятельному методическому творчеству.
В связи с важностью образования как общественно-политического и психологического феномена, особое значение приобретает непрерывный педагогический исследовательский процесс, который смог бы обеспечить научно обоснованное развитие его как системы. Щукин А.Н. определяет систему обучения как «совокупность основных компонентов учебного процесс, определяющих отбор учебного материала для занятий, формы и способы его подачи на уроке, методы и средства обучения» [1, с. 71]. Говоря об усвоении теоретических знаний у студентов, здесь необходимо иметь в виду систему орфографических навыков, которые приобретаются через сознательное многократное применение орфографического правила. Владение орфографической нормой русского языка студентами таджиками будет обеспечено и реализовано при условии осознания ими системных отношений в процессе их профессиональной
подготовки. По мнению С.Н. Алиева принцип системности в процессе профессиональной подготовки студентов вузе относится не только к содержанию обучения, но и к самому ходу обучения, его процессуальной стороне, к степени ее осознания в качестве системы: осознания целостности и взаимосвязанности ее компонентов [2, с. 22].
Система профессиональной подготовки студентов предполагает определенную последовательность их учебной деятельности с их постепенным усложнением. Процесс формирования орфографических навыков студентов проходит в несколько этапов. Мы использовали теорию поэтапного формирования умственных действий [3]. Согласно этой концепции происходит усвоение ориентировочной основы действия в знание, а самого действия - в умение и навык. Формирование орфографической компетенции студентов-филологов начинается с целенаправленного изучения теоретических знаний. Согласно учебному плану и действующих учебных программ вузов Республики Таджикистан орфография изучается с первого курса по основным лингвистическим дисциплинам, каждый из которых направлен на формирование практического подхода к обучению орфографии: «Практический курс русского языка»; Современный русский язык», радел «Графика и орфография», «Методика преподавания русского языка в национальной школе», «Практикум по орфографии» и др. Следует учесть то, что каждый лингвистический курс, который изучается в вузе имеет свои цели: теоретическое обоснование, описание орфографической системы на основе выделения орфографических понятий-поня-тия орфограммы, орфографического правила, орфографических принципов и др. в их иерархической связи.
Усвоение основных теоретических понятий идет через адекватную им деятельность, т.е. через выполнение студентами практических заданий в школе: деятельность внешнюю, с опорой на чувственно воспринимаемые явления педагогической деятельности, и внутрен-
нюю (умственную), что позволяет преодолеть трудности «соединения теоретических званий с практическими умениями» (Н.Ф.Талызина).
Профессиональная подготовка студентов находится в прямой зависимости от уровня его теоретической и практической подготовки по специальности [4-8]. Следовательно, логичным будет предположить, что в процессе подготовки будущего учителя в период обучения в вузе работу следует строить таким образом, чтобы всей системой обучения готовить учителей к осознанию ими в профессиональном плане объекта своей будущей деятельности - педагогического процесса, необходимости готовности к управлению им и к определению места и значимости методической работы в этом процессе. Нам представляется, что такая подготовка может идти по нескольким направлениям.
Прежде всего, это целенаправленная работа по усвоению знаний по орфографии; понимая ее как систему необходимых теоретических, методических и психолого-педагогических знаний и ряда умений.
Повышение профессионального уровня методической уровня студентов находится в прямой зависимости от того, насколько они готовятся в условиях вуза к осознанию ими ее роли в организации управления педагогическим процессом для повышения качества своего труда. В связи с этим нам представляется, что специальная подготовка будущих учителей при формировании орфографической компетенции должна быть сведена к следующему:
а) знание сущности педагогического процесса как объекта деятельности учителя, его закономерностей, движущих сил есть условие для профессиональной подготовки студента-филолога;
б) знание методики изучения орфографии позволяет будущему учителю организовать работу с учащимися.
В методике преподавания любого предмета всегда отражаются цели учебно-воспитательного процесса по данному предмету, определяются средства их реализации. Следовательно, особенности изучаемой педагогической науки, специфика предстоящей педагогической деятельности должны найти отражение в методах профессионально-педагогической подготовки студентов. Успешная практическая деятельность по организации и управлению педагогическим процессом зависит от степени его разработанности в теоретическом плане и овладения теорией педагогического процесса педагогом.
Обучение студентов орфографии русского языка в вузе имеет целью обеспечение одной их важнейших сторон письменной речи. От орфографической грамотности зависит не только эстетическая, но и смысловая сторона письменной речи, так как отклонения от норм правописания ведут к смысловым ошибкам в письменной речи. Поэтому отработка орфографических навыков обучающихся на занятиях русского языка должна постоянно быть в центре внимания преподавателя.
Образовательная система обязана учесть эти факторы лингводидактического обучения, использовать их для улучшения процесса обучения языку, поскольку «мультикультурная модель наступающего, интегрированного в масштабах планеты мира представляет собой многоязычное бытие, т.е. это полилингвизм принципиально нового характера, в частности, содержащего требование практического владения двумя-тремя языками в качестве культурно-образовательной нормы» [9, с. 87].
Для практики обучения русскому языку (в частности орфографии) в национальных группах требуются:
1. Глубокое изучение педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы, анализ результатов исследования учебного процесса и опытного обучения свидетельствуют о том, что выбор методики преподавания орфографии должен определяться лингвистической природой усваиваемого, соответствовать характеру орфограммы.
2. Усвоение орфографии должно быть тесно связано
с усвоением грамматики, которая дает основание для орфографических правил и их понимания, а также со всей системой занятий по русскому языку, в частности, с развитием речи студента. Недостатки развития речи студентов, навыков произношения, ограниченность словаря - снижают его грамотность. Работа по устранению этих недостатков должна осуществляться как на занятиях академического письма, так и в процессе изучения орфографии.
3. Одним из факторов, влияющих на грамотность студентов, является развитие навыков чтения, тесно связанных с развитием речи. В связи с этим разработка приемов, укрепляющих связи орфографических действий с речевыми навыками и навыками чтения, выступает как весьма актуальная задача.
На каждом занятии и правописания по русскому языку студенты должны произносить и анализировать слова, которые им приходится писать.
Одним из недостатков в построении занятий орфографии является неправильный подход к учету особенностей родного языка студентов. Это злоупотребление родным языком или полное его игнорирование. Необходимость учета родного языка при обучении студентов-таджиков отмечает Г.М. Ходжиматова. По ее мнению, «важно учитывать:
- грамматические факторы, обусловленные особенностями выражаемых языковых средств в русском и таджикском языках;
- специфические грамматические категории русского языка, отсутствующие в родном языке» [10, с. 68].
Родной язык может быть использован при семан-тизации слов с абстрактным значением, при переводе грамматических терминов, при сопоставлении с родным языком студентов и в исключительных случаях - при объяснении сложных понятий. Как например, можно семантизировать слово думать, ловкий, мотив, не прибегая к родному языку студентов?
Приведём один пример сопоставления с родным языком студентов, эффективность которого была экспериментально подтверждена. Это сопоставление справочника правописания некоторых наречий:
На конце пишется
а О у
Добела - то сафедшудан Дочиста - пок - покиза Досыта — то сер шудан Изредка — баъзэн Некуда - чоенест, ки Некогда - вактнест Никогда — хечвакт Сообща — хамрох Сначала -аввал Внезапно - якбора Заодно -якчоя Засветло -рузона Налево - батарафичап Направо - батарафи рост Поздно — дер Смело — часурона Скоро -ба зуди Всюду - хамачо Насилу-базур Неподалёку — дар наздики Понемногу — андак— андак Поровну — бар обар По - прежнему - пешатара барин По — меыу — бафикрнман Сразу-якбора
и ь
Вдали-дур Вблизи — дар наздики Издали - аз дур Изнутри — аз дарун Поср еда — дар ыиёнаи Сзади — дар пушти Спер едн - дар пеш По - русски - б а забонируси Вдаль - дур Наизусть - аз ёд Настежь — хушода Сплошь -cap то cap Теперь - холо Чуть — чуть - андак
Таким образом, использование системного подхода в процессе профессиональной подготовки студентов-филологов при обучении орфографии решает задачи формирования и развития личности будущего учителя. Орфографическая подготовка студентов-филологов с учетом профессионально педагогической подготовки проходит на всех этапах обучения вузовской подготовки, ее содержание обеспечивает высокую мотивацию в обучении, установку и усвоение орфографической нормы русского языка, воспитывает интерес к оформлению письменного высказывания на основе способности решать орфографические задачи, при этом учитывая связь обучения орфографии с системой языка. Формирование и совершенствование орфографических навыков как профессиональных навыков студентов-филологов зависит от степени сформированности владения орфографической нормой и реализации дидактических возможностей обучения орфографии в школе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов. 4-е изд. М.: Омега-Л, 2010. 480 с.
2. Алиев С.Н. Научно-педагогические основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педвузах Республики Таджикистан (на материале английского языка): Автореферат дис. ... доктора пед. наук: 13.00.01. Душанбе, 2009. 48 с.
3. Гальперин П.Л. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохов. М.: Наука, 1966. С. 236-278.
4. Варникова О.В., Раскачкина Е.В. Профессионализм личности как результат процесса профессиональной подготовки студентов высшей школы с использованием потенциала иностранного языка // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 56-61.
5. Бурмистрова О.В. Профессиональная подготовка студентов-логопедов в условиях осуществления инклюзивного образования // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 37-39.
6. Любушкина Л.А., Бирюлин В.А. Учебно-профессиональное целеполагание студентов в профессиональной подготовке // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 1 (2). С. 68-70.
7. Кондаурова И. Чтобы учить математике, одной математики мало // Практический журнал для учителя и администрации школы. 2013. № 2. С. 41-42.
8. Овсянникова О.С. Формирование профессиональной устойчивости как задача подготовки студентов в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 96-98.
9. Леонтьев А.А. Психология общения: Учебное пособие для вузов. 3-е изд. М.: Смысл, 1999. 365 с.
10. Ходжиматова Г.М. Билингвальное описание терминологической лексики в процессе обучения русскому языку // Вестник Таджикского национального университета. № 7(63). 2010. С.66-70.
Статья поступила в редакцию 18.04.2017.
Статья принята к публикации 22.06.2017.