Научная статья на тему 'Использование синерг етического эффекта в конкурентной борьбе'

Использование синерг етического эффекта в конкурентной борьбе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
380
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Усик Нина Ивановна

Synergetic effects manifest themselves during the process of economic competition in the form of surplus value. This is due to the beneficial effects of cooperation and to the increases in productivity from specialization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Utilizing Synergetic Effects in the Competitive Struggle

Synergetic effects manifest themselves during the process of economic competition in the form of surplus value. This is due to the beneficial effects of cooperation and to the increases in productivity from specialization.

Текст научной работы на тему «Использование синерг етического эффекта в конкурентной борьбе»

Я. И. Усик

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНЕРГ ЕТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА В КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЕ

Эффекты от объединения хозяйствующих субъектов (синергетические эффекты) в определенных пространственных структурах используются в конкурентной борьбе издавна и должны стать предметом научного исследования. Приводят ли эти структуры к повышению эффективности деятельности? Каковы следствия эффектов синергии: повышение производительности труда, конкурентоспособности?

Термины

Термин «синергия», заимствованный из биологии (как сотрудничество между различными органами), был введен для обоснования групповых структур в организации компаний. В 1950-1960-е годы образовывались конгломераты на основе диверсификации деятельности, т. е. акционерных объединений совершенно разных по своему профилю предприятий.1

Следствием заимствования из физики и математики стал термин «синергетика», который ввел Герман Хакен для подчеркивания роли коллективистских, кооперативных эффектов в процессах самоорганизации. Экономика, как и любая система, обладает таким свойством, как эмерджентность, заключающаяся в том, что свойства системы в целом не являются простой суммой ее составных частей. Большие (тем более супербольшие) системы есть нечто большее. Система может обладать такими свойствами, какими не обладает ни одна ее часть.2 Синергетический эффект, в отличие от эмерджентности, связан с кооперативным взаимодействием входящих в систему элементов.

Необходимо также выделить функциональные значения термина «синергия», к которым обычно прибегают менеджеры: стратегический рычаг; взаимосвязи; стоимостные преимущества; достижения рационализации.

Таким образом, понятие синергии присутствует в экономической теории и управлении издавна, но его применение было ограничено терминологией чисто экономической науки, а с использованием междисциплинарной терминологии в экономике оно стало употребляться чаще. Этот процесс связан с синтезом научных направлений, а не дифференциацией, как было прежде. В таком случае синергия означает стратегические преимущества, которые возникают в результате объединения предприятий по сравнению с неинтегрированными

УСИК

Нина Ивановна

- канд. экон наук, доцент, докторант кафедры экономической теории и экономической политики СПбГУ. © Н.И. Усик, 2003

структурами. Повышается эффективность, что проявляется в росте производительности и (или) в снижении издержек производства, так как эффект совместных действий выше простой суммы индивидуальных усилий. Основанием синергии выступает концентрация и централизация капитала, которые осуществляются по двум направлениям: путем

структурных решений (вертикально и горизонтально интегрированные структуры) и органического роста.

Конкуренция исчезает?

В глобальной экономике осуществляется новая пространственная структуризация, когда факторы производства утрачивают первостепенное значение за счет расширения поставок по мере того, как все больше стран становятся открытыми. Но требует уточнения указание на уменьшение интенсивности конкуренции из-за более тесных связей с покупателями, поставщиками, а также с другими институтами, воздействующими не только на эффективность, но и на скорость совершенствования и обновления.3

Эти связи представляют собой эффекты синергии, взаимодействия определенным образом в формирующихся новых глобальных экономических формах. Конкурентная борьба в таких формах на первый взгляд уменьшается, так как происходит планирование деятельности в рамках пространственных структур. Но поскольку инновации появляются в различных структурах, то конкуренция будет усиливаться, несмотря на процессы монополизации, основанные на концентрации и централизации капитала.

Формы конкуренции с развитием общества изменялись, современная конкуренция -прежде всего борьба за техническое лидерство, за приоритет в открытии новых рынков и в преобразовании старых, стремление, возможно более точно, угадать направление изменений в потребительских вкусах и предпочтениях и максимально воплотить их в своих продуктах. Это конкуренция особого типа - «инновационная» конкуренция, главной задачей которой является не вытеснение соперника с уже занятых им позиций, а попытка опередить его в чем-то новом, более перспективном. Поле конкуренции значительно расширяется и охватывает уже не только ценовые и качественные характеристики продукции, но и эффективность производственного процесса, усилия в области НИОКР и многое другое.

Мнение о том, что конкуренция в рыночной экономике не исчезает никогда, даже в условиях монополий, так как существуют ограничения платежеспособного спроса потребителей, стало общепризнанным в экономической теории. От дискуссий о саморегулирующемся рынке с помощью конкуренции теперь перешли к изучению проблем самоорганизации на определенном структурном уровне хозяйства. Результатом самоорганизации будет синергетический эффект и эмерджентность.

Впервые эффекты синергии были связаны с географической концентрацией компаний вблизи природных ресурсов и крупных городов. Еще Альфред Маршалл в конце XIX в. исследовал особые промышленные районы, которые считаются интеллектуальными предпосылками теории мастеров. Затем исследования продолжила экономическая география. С ходом глобализации во второй половине XX в. говорилось о полюсах роста, структурах с прямыми и обратными связями; рассматривались экономика агломерации, экономика городской местности и региона, система национального обновления, региональная наука, промышленные районы, социальные структуры. Новая пространственная структуризация осуществлялась с целью получения конкурентных преимуществ (конкурентоспособности) за счет повышения эффективности деятельности.

Взаимодействие в рамках таких структур представляет собой синергию, которая может выражаться в положительных или отрицательных эффектах.

Как и прежде, механизм конкуренции выступает требуемой движущей силой производства. Этот вывод Шумпетер обосновал тем, что прибыли каждого индивидуального предприятия непрерывно угрожает реальная или потенциальная конкуренция со стороны новых товаров или методов производства, которые рано или поздно превратят ее в убытки.4 Только передовые технологии, осуществляющие экономическое развитие в мире и обеспечивающие экономический рост, позволят обеспечить конкурентоспособность. Поэтому Ф. А. Хайек и предложил определение конкуренции как процесса, посредством которого люди получают и передают знания. Оптимально использовать специализированные знания, рассеянные среди миллионов, можно с помощью пространственной или структурной организации. Однако, не располагая исчерпывающими знаниями обо всех фактах, нельзя контролировать ситуацию в эмпирическом смысле слова,5 что по-прежнему приводит к кризисным ситуациям в экономике. В определенные моменты гарантами преодоления кризиса, путем диверсификации капитала и производств, выступали вертикальные структуры в экономике.

В научной среде не принято говорить о свободном рынке, так как его «невидимая рука» не может охватить все социально-экономические явления и процессы. Поэтому в каждой стране встает проблема урегулирования так называемых «провалов рынка», что неизменно будет ограничивать конкуренцию, цены будут контролироваться, а следовательно, эффективность использования ресурсов снизится. Тем не менее не существует универсального правила, приветствующего или отвергающего регулирование как таковое.6 Каждое правительство в зависимости от провозглашенной цели устанавливает те или иные регулирующие правила, ограничивая интересы отдельных агентов рынка. Результатом таких действий могут бьггь общественное согласие и политическая стабильность. Мы предлагаем назвать механизм такого государственного регулирования механизмом экономического координирования, когда устанавливаются законодательные ограничения функционирования бизнеса (формирования конкурентной среды) и осуществляется коррекция в зависимости от прохождения различных этапов развития.

К тому же, когда экономическая деятельность развитых и включенных в орбиту их деятельности стран все более принимает характер глобальной, возникает необходимость предложения новой системы координирования хозяйственных процессов как частичных сфер единого целого глобального механизма.

Новые пространственные, или структурные, формы

В 1970-е годы на смену указанным формам объединения пришли новые пространственные, или структурные, формы организации - комплексы, кластеры, предприятия, структурированные в виде сети. Комплексы создавались как системы взаимосвязанных и взаимодополняющих и конкурирующих предприятий на определенной территории. Примерами из российской практики могут служить агропромышленные комплексы (АПК), военно-промышленный комплекс, в которых выделено ведущее направление. Если такое направление отсутствует, то комплексы назывались межотраслевыми. АПК включали в свой состав совхозы, колхозы, производящие сырье для перерабатывающих предприятий, а также распределительную систему по доставке готовой продукции потребителям и создание розничной сети продаж и инфраструктуру. С 1990-х годов структура всех производственных комплексов разрушена.

Новые пространственные структурные формы размещения промышленности основываются на территориальных производственных комплексах.

М. Портером дано определение кластеров как сконцентрированных по географическому признаку групп взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университеты, агентства по стандартизации, торговые объединения).7 Отюеделение «кластеры, несомненно, представляют собой комбинацию конкуренции и кооперации» отражает конкуренцию по горизонтали, кооперацию - по вертикали.

В японской экономике «кластер - это форма сети, наблюдающейся в пределах географического региона, в которой близкое расположение фирм и организаций обеспечивает наличие определенных форм общности и повышает частоту и силу взаимодействия».9 Впервые понятие сетевой организации было предложено японской экономической наукой - это совокупность или система единиц, между которыми в рамках определенных отношений поддерживаются более или менее постоянные связи.10

Портер указал на существование парадокса местоположения кластера: стандартные факторы производства, информация и технологии уже легко доступны при глобализации, в то время как более прогрессивные параметры конкуренции остаются связанными в географическом плане.11 Избыточная рабочая сила в таком случае может перетекать в новые наукоемкие отрасли, что нашло отражение в модели структурной трансформации А. Льюиса. Модель предполагает качественные изменения в структуре производства, которые приводят к изменениям в экономической, индустриальной, институциональной структурах страны.12

Поэтому понять кластеры можно только с позиций теории конкуренции и влияния местоположения в глобальной экономике: «Превалирование в экономике кластеров, а не изолированных фирм и отраслей, показывает важность понимания характера конкуренции и роли географического расположения в конкурентных преимуществах. Даже, несмотря на снижение важности существовавших ранее причин возникновения кластеров в связи с процессами глобализации, наблюдается всевозрастающее значение новой роли кластеров в конкурентной борьбе в условиях все более усложняющейся, базирующейся на научном знании и динамичной экономике».13

Формирование кластеров основывается на положении Л. Вальраса о зависимости величины спроса на конкретный продукт от цен остальных товаров. Это положение получило развитие в «эффекте дополнения», который отражает экономическую взаимозависимость между изменением цен и спроса на продукты, взаимодополняющие друг друга по своим потребительским свойствам, например, на автомашины и бензин, чай и лимон.

Эффекту дополнения по влиянию спроса на цены противопоставляется «эффект замещения». Повышение цены на определенный товар, следуя указанным эффектам, вызывает сокращение спроса на этот товар, а также на дополняющие его товары, и повышение спроса на его заменители, но совсем не оказывает влияния или незначительно влияет на спрос независимых товаров (например, цена чая не зависит от спроса на соль). Точно так же взаимозависимы цены поставщиков и потребителей в пространственных структурах, таких как кластеры и сети.

Теория кластеров отстаивает построение отраслей на возникающих концентрациях компаний и поощрение развития в этих областях деятельности с сильными связями внутри каждого кластера. Современная экономика, основанная на знании, отводит кластерам значительно более структурированную роль,

Следует обратить внимание на возникновение на территории кластера квазиобщественных благ как естественных побочных продуктов конкурентной борьбы (сюда входят информационный и технологические пулы, репутация региона, в котором находится кластер,

преимущества в маркетинге и получении ресурсов). Особенности такого состояния выделил А. С. Пигу в своей экономической теории благосостояния: «некоторые формы пулов, в которых прибыль каждого отдельно взягого участника зависит от общей эффективности деятельности их всех, вместе взятых, могут привести к ослаблению предпринимательской энергии и предприимчивости. Но в то же время все объединения с любой степенью централизации управления неизбежно обеспечивают большую или меньшую экономию».14

Самоорганизации

Примером высокой эффективности является рационально построенная сеть, которая выступает одним из важнейших факторов конкурентоспособности производителя. В рамках сетей развертывается конкуренция за эффективные партнерства, как следствие рождающихся потребностей в новых связях и интенсивности существующих. В таких условиях каждая фирма самостоятельно, без каких-либо указаний сверху организует свою сеть связей. Этот процесс получил название самоорганизации. Точно так же уже «на внутрифирменном уровне ее подразделения пользуются значительной

самостоятельностью при решении вопросов о своих деловых контактах. Целенаправленное регулирование хозяйственных связей посредством самоорганизации на уровне фирм (и других экономических институтов на микроуровне) зарекомендовало себя в качестве эффективной альтернативы системе, где все хозяйственные связи или их подавляющее большинство устанавливаются в жестко централизованном порядке решениями государственных ведомств».15

Таким образом, процесс самоорганизации можно представить как новую форму конкуренции, наряду с внутриотраслевой и межотраслевой.

Выделяется еще один фактор самоорганизации: «стремление каждой фирмы к постоянному обновлению своего “лица”, своего имиджа в глазах потребителей, контрагентов, всего делового мира. Поскольку такое обновление возможно только при условии эффективной сети партнерств, любая корпорация должна все время учитывать потребности развития партнеров, всей сети в целом, т. е. все время выдерживать баланс между собственными интересами и интересами развития на мезо- и макроуровне».16

Поскольку структурирование фирмами пространства в виде кластеров или сетевых предприятий осуществляется по законам самоорганизации в соответствии с их целевыми установками, то необходимо отметить изменение этих установок в глобализируемой экономике, основанной на зданиях, инновациях. Международные отношения базируются не на правилах свободного рынка. Кроме существования неконкурентных структур в производстве и обмене, различных направлений государственного вмешательства, нарушающих условия обмена, международным обменом управляют соотношения сил, являющиеся результатом международных различий и асимметрии.17

Синергетический эффект

В конкурентной борьбе в процессе самоорганизации используется синергетический эффект, основанный на взаимодействии элементов пространственной структуры (системы). В глобальной экономике этим основанием выступает взаимодействие в инновационной среде, поскольку конкуренция все больше приобретает инновационный характер. Способность генерировать синергию на базе знаний и информации выступает результатом конкурентной борьбы, приводящей к возникновению инновационной среды, когда добавленная стоимость получается не из кумулятивного эффекта элементов, а из их взаимодействия.

В выявлении конкурентоспособной продукции стал общепризнанным тезис о сравнении различных товаров на основании добавленной стоимости вместо прибыли. Такое положение связано с выделением эндогенных и экзогенных факторов в производстве. Внутренние факторы (эндогенные) преимущественно оказывают воздействие на размер прибыли, так как имеют количественное выражение. Эго так называемые экономические факторы Внешние по отношению к предприятию факторы (экзогенные) оказывают опосредованное влияние на экономический процесс, не поддающийся количественной оценке. К этим факторам относят политические, экологические, технологические, социально-культурные, международные. Косвенное влияние сказывается на добавленной стоимости, лежащей в основе сравнительной оценки товаров, произведенных в различных условиях, регионах.

Синергетический эффект проявляется как экономический аспект в управлении на предприятии и состоит в переходе от управления затратами к управлению добавленной стоимостью, потому что первое основывается на чисто экономическом регулировании (эндогенные факторы), а на добавленную стоимость оказывает воздействие весь комплекс отношений в обществе и в мире: ТНК, трансфертное ценообразование, глобализация, стабильность, Интернет, виртуальная экономика и т. д. (экзогенные факторы).

Другим аспектом выступает тезис о переходе инновационной экономики от максимизации прибыли к максимизации добавленной стоимости. Инновационная экономика предполагает значительные расходы на научные исследования, осуществляющиеся за счет прибыли. В таком случае точка равновесия отодвигается, а область убытков увеличивается. Поэтому и появились новые формы организации производства (софтизация), такие как кластеры, сетевые организации, интегрированные структуры..

Международная специализация теперь опирается не на факторы, имеющиеся в избытке в стране приложения сил (рабочая сила, сырье), а на возможности повышения производительности труда для производства товаров с высокой добавленной стоимостью, предназначенной для экспорта. А по показателю добавленной стоимости уже возможно осуществлять производство специализированных товаров.

Синергетический эффект основан на сотрудничестве и кооперации хозяйствующих субъектов. В зависимости от интересов субъектов такая кооперация может основываться на отношениях конфронтации или соучастия. Когда кто-то из партнеров кооперации начинает диктовать условия, то возникают отношения конфронтации, основанные исключительно на личных интересах. Если же партнеры вместе определяют условия взаимодействия, то возникают отношения соучастия, приводящие в целом к стабильности на рынке труда и капитала. Поэтому кооперативные конкурентные взаимодействия в новых структурах типа кластеров, сетевых предприятий создают синергетический эффект.

Он проявляется во взаимодействии предприятий и выражается в специализации производства за счет роста производительности труда, основанного на этом взаимодействии, самоорганизации. Он так же, как и в концепции несовершенной конкуренции Дж. Робинсон, связан с концентрацией производства и капитала, но уже в новых условиях пространственной структуризации экономики. Международный финансовый капитал является источником процессов глобализации, им же организуется специализация производства товаров и услуг на базе кластерного подхода (пулов) в условиях «инновационной» конкуренции. Упрощенно можно говорить о синергетическом эффекте как об экономии от специализации за счет роста производительности труда.

Выделение синергетического эффекта в качестве экономической категории связано с перемещением экономической политики с учетом'теории кластеров и сетевых организаций с макро-на микроуровень за счет самоорганизации18 Хотя, конечно же, остаются процессы формирования совокупного спроса и предложения, связанного с макроэкономическими параметрами

Подтверждением синергетического эффекта служит вывод К. Майнцера о том, что «в экономике существуют несколько различных рынков со своей специфической динамикой (например, самоорганизующийся фондовый рынок с его кризисами и хаосом). Эти рынки подвержены циклам, например, солнечный годичный цикл определяет сельскохозяйственный, туристический или топливный рынок. Хорошо известными примерами из экономики могут служить сезонные распродажи и строительный цикл. Таким образом, эндогенные нелинейные системы, подверженные волнам экзогенных воздействий, являются реалистическими моделями экономики».19 Закон спроса и предложения в чистом виде давно не работает, так как на него оказывает влияние взаимозависимость рынков.

Процесс структурирования экономического пространства в России, как и во всем мире, продолжается. В настоящее время этот процесс обусловлен глобализацией мировой экономики, поэтому имеет специфические особенности в отличие от эпохи централизованной экономики. Эти особенности определяются имеющимися и создаваемыми конкурентными преимуществами отдельных территорий и регионов. В советской экономике цель экономической политики состояла в ликвидации различий в уровнях жизни населения советских республик, сейчас - повышения благосостояния населения в социально-рыночном хозяйстве.

Синергетический эффект, или эффект объединения юридических лиц, предполагает получение следующих преимуществ по сравнению с не интегрированными агентами рынка:

- реализации эффекта масштаба используемых ресурсов (производственных фондов, инвестиционных средств, трудовых ресурсов), в том числе квалифицированного управленческого, научного, производственного персонала;

- минимизации для участников объединения по сравнению с обособленными производителями, не формирующими данную группу, отрицательного воздействия конкуренции, поскольку участники объединения, как правило, не допускают взаимной конкуренции на одном и том же рынке;

- значительной централизации капитала, который в зависимости от экономической конъюнктуры может «перетекать» из одной сферы предпринимательской деятельносге в другую;

-- возможности создания самодостаточной вертикально интегрированной системы - от добычи сырья до выпуска законченной продукции высокой степени переработки;

- возможности диверсификации производства для снижения предпринимательских рисков и обеспечения специализации отдельных видов деятельности как условия их конкурентоспособности;

- обеспечении эффективного ценообразования продукции (услуг) участников объединения, способствующего оптимальному уровню рентабельности каждого из них и группы в целом, в том числе путем оптимального налогового планирования, использования в расчетах внутри объединения «трансфертных» цен;

- объединении производства, технического опыта и научно-исследовательских разработок, возможности интеграции науки и производства.

Не каждое объединение или группа обеспечивает единовременно реализацию всех перечисленных преимуществ. Отдельные из названных преимуществ в создании объединений оборачиваются для других субъектов (государство, граждане, другие предприниматели, например, контрагенты по договорам) обратной стороной и могут быть отнесены с точки зрения реализации их интересов к недостаткам. Например, монополизация отдельных сегментов рынка или минимизация налогообложения за счет установления по внутреннему обороту между участниками объединения «трансфертных» цен могут иметь в целом для экономики отрицательное значение.

Вывод. В основе понятия «синертетический эффект» находятся три термина: «синергия», «управленческие стратегии», «синергетика». Образование групповых структур в экономике означает сотрудничество, которое приводит к определенному эффекту. Такое же сотрудничество означают кооперативные эффекты, исследуемые синергетикой. Менеджеры используют в своей управленческой практике стратегический рычаг, взаимосвязи, стоимостные преимущества, достижения рационализации для повышения эффективности деятельности.

Все указанные эффекты связаны с процессами самоорганизации в экономических системах, выражающиеся в объединении хозяйствующих субъектов путем пространственного структурирования для получения преимуществ в конкурентной борьбе. Конкуренция в таких структурах будет увеличиваться из-за ее инновационного характера. Оптимально использовать специализированные (инновационные) знания можно с помощью пространственной, или структурной, организации, где будет развертываться конкуренция за эффективные партнерства, что представляет собой современный процесс самоорганизации на микроуровне. Наряду с внутриотраслевой и межотраслевой конкуренцией используется самоорганизация, в основе которой все те же целевые установки (получение прибыли), а также концентрация и централизация капитала на новом глобальном уровне.

Процесс самоорганизации использует синергетический эффект во взаимодействии элементов пространственной структуры (системы). В глобальной экономике конкуренция все больше приобретает инновационный характер. Результатом конкурентной борьбы выступает способность генерировать синергию на базе знаний и информации, приводящей к возникновению инновационной среды, когда добавленная стоимость получается не из кумулятивного эффекта элементов, а из их взаимодействия.

1 К а р л о ф Б. Деловая стратегия / Пер. с англ. М., 1991. С. 152-154.

‘Кузнецов Б. М. Введение в экономическую синергетику: экономическое равновесие и экономическое развитие Курс лекций. Наб. Челны, 1998. С. 141.

! П о р т е р М. Э. Конкуренция / Пер. с англ. М., 2000. С. 217.

'Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982. С. 70.

! X а й е к Ф. А. Фон. Познание, конкуренция и свобода. СПб., 1999. С. 50.

6Гэлбрейт Дж. К. Справедливое общество. Г уманистический взгляд // Новая постиндустриальная волна на Западе.Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. М.,1999. С. 242.

’Портер М. Э. Указ. соч. С. 221.

8 Там же. С. 231.

’ Японская экономика в преддверии XXI в.: Становление конкурентного корпоративного государственного капитализма / Под ред. В.К.Зайцева. М., 1991. С. 234.

10 Там же. С. 203. .

"Портер М. Э. Указ. соч. С. 227.

12 К уз н е ц о в Б. Л. Указ. соч. С. 123.

15 П о р т е р М. Э. Указ. соч. С. 206.

14 П и г у А. С. Экономическая теория благосостояния / Пер. с англ. Т. I. М., 1985. С. 415.

15 Японская экономика. Указ. соч. С. 207.

16 Там же. С. 208.

17 П е б р о М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. с франц.; под. ред. Н С. Бабинцевой. М., 1994. С. 66.

** X а к е н Г. Информация и самоорганизация: макроскопический подход к сложным системам. М., 1991. С. 178. Майнцер К. Сложность и самоорганизация. Возникновение новой науки и кулыуры на рубеже века // Синергетическая парадигма: многообразие поисков и подходов. М., 2000. С. 66.

Статья поступила в редакцию 17 марта 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.