Научная статья на тему 'Использование симметрии графиков функций при решении систем уравнений'

Использование симметрии графиков функций при решении систем уравнений Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
186
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование симметрии графиков функций при решении систем уравнений»

М. Ю. ТАБАЧКОВА, асси стент кафедры математи чсского анализа МГУ им. Н. П. Огарева

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИММЕТРИИ ГРАФИКОВ ФУНКЦИЙ

ПРИ РЕШЕНИИ СИСТЕМ УРАВНЕНИЙ

Углубленное изучение математики в школе предусматривает помимо получения учащимися расширенного объема знаний и техники владения предметом формирование у них устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, выработку ориентации на профессии, существенным образом связанные в перспективе с математи кой.

В последнее время наряду с увеличением в России количества классов с углубленным изучением математики и, как это ни парадоксально, заметным сокращением потребности в соответствующих специалистах, отсутствием достаточного количества хорошо подготовленных учительских кадров объективно стало наблюдаться снижение уровня математической подготовки выпускников данных классов. Об этом говорят итоги независимых экзаменов в ряде городов страны.

Принятая в соответствии с образовательной программой большинства школ (классов) данного профиля система обучения оправдывает себя в основном через решение систем задач. Однако, во-пер-вых, времени для реализации такой системы должно быть достаточно, а во-вто-рых, при этом должна реализоваться методика обобщений. Однако личный опыт работы в университете, подкрепленный анализом современной педагогической и методической литературы, показывает, что многие студенты-первокурсники

естественно-научных, и особенно математического, факультетов университета, в том числе и выпускники математических школ и классов, испытывают серьезные трудности, прежде всего на первых этапах обучения в высшей школе, при изучении математических теорий высокого уровня абстракции. Поскольку в классы с углубленным изучением математики поступают, как правило, те дети, которые связывают свое будущее если не с математикой, то с естественно-научным циклом дисциплин, постольку еще в средней школе следует готовить их к преодолению упомянутых трудностей.

Таким образом, выявляются проблемы поиска альтернатив, учитывающих современную российскую реальность, вариантов обучения математике в школах (классах) с углубленным ее изучением и разработки содержания учебного материала.

Материал нашей статьи (см.: Чуча-ев И. И., Табачкова М. Ю. Симметрии графиков функций и уравнения // Математика в школе. 1997. № 6. С. 77 — 80), в которой уравнения решались приемами, использующими симметричность (инвариантность, неизменность) графика функции Пх) относительно некоторых преобразований области определения, может быть использован учителями математических школ и классов с углубленным изучением математики. Эти приемы могут быть перенесены и на системы уравнений специального вида.

© М. Ю. Табачкова, 1999

Рассмотрим системы ни да

^(ё(х)) = ^И(х)), 1(х, у) = О,

(1)

где f> g, И — функции одной переменной, а 1 — функция двух переменных.

Если (р — инвариант функции f> то решения системы

<р(ё(х)) = И(у),

1(х, у) = О,

(2)

содержащиеся в ОДЗ системы уравнений (1), являются решениями системы (1).

Заметим, что системы вида (1) стали появляться среди олимпиадных и конкурсных задач (см., например: Третья Со-ровская олимпиада школьников 1996 — 1997 гг. М., 1997; Горнштейн П. И.

и др. Задачи с параметрами. М., Харьков,

1998).

Приведем примеры решения систем. Пример 1. Решите систему урав-

нении

2

х - 4х 4- 2 2-х

2

2

4- 4 = 9у -I- 6 у

х - бху = 0.

Решение. Система уравнений имеет

вид (1), где

ГЮ = I2 + 2 И

2

g(x) = 2 - X ,

Ь(у) = Зу.

Функция НО четная и возрастающая при I > 0. Поэтому первое уравнение системы равносильно совокупности уравнений 2-х = ±3у, а система равносильна

совокупности систем уравнении

2-х

2

2

ЗУ,

2-х

2

-Зу,

х - бху = 0, х - бху = 0.

ь

Решая их, получаем следующие решения исходной системы: (0; ±2/3),

((-1±^33)/4; (-1±Л1)/24), ((1±\Ш)/4; (-1 ±-/ЗТ)/24).

П р и м е р 2. Решите систему урав-

I/

нении

>/4~-

X

10 - 2х + уГ4 - х

2у - 2 + Уу -Т ’

уравнения:

х

ху + 2х = 1.

Решение. ОДЗ первого < 4, у > 2. Положим

Ш) = г/(212 + 1 + 2), g(x)=\/г4-x

И (у) = Уу -Т

Тогда система записывается в виде (1). Так как при всех I ^ 0

/1\ 1 ,/2 . 1 I

V'/

I

/

\

I

4-—4-2 2 І ^

/

2 + \+ 2і2

Щ,

то функция <р(Х) = 1/\ — инвариант функции НО. Поскольку каждое свое значение функция НО принимает не более двух раз, то первое уравнение системы равносильно совокупности уравнений

уГ4

у/у -Т, у/~4 -х = 1 /у/у -2,

а система равносильна совокупности систем уравнений

\Г4 -

уГу-^7, уГ4-

ху 4- 2х = 1,

Решая их, находим стемы: (4 ± у/Т5; 2

(1 ±

х

= 1 /уГ\ -

ху + 2х = 1.

і,

Ш)/4).

решения исходной си-

± \П5), (4/(9 ± 755);

Пример 3. Решите систему урав-

и

НСНИИ

2

2

х -Зх +2-у -у

2

2\ 4- 1

■к

з

3 - 2х2

Зх 4- ух - х -2 = 0.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Решение. Перепишем первое уравне-

ние в виде

(1 -

х2)2 + 1 - х2 + I 2(1- X2) + 1 = у2 + у+ І 2у + 1

Тогда

2

НО =14 1+ 2\ 4 1

И(у) = у,

2

g(x) = 1 - X ,

и система примет вид (1). Графики функций Г + 1, | 2[ 4 1 | симметричны относительно прямой I = -1/2, поэтому <) =-1-1 является инвариантом функции НО. Функция НО возрастает при I > -1/2. Поэтому первое уравнение

системы эквивалентно совокупности

уравнении

2

2

у = 1-Х , -1 - у = 1 - х%

а исходная система равносильна совокуп ности систем уравнений

У

1 - X

2

Зх2

4- ху - 2 - х

3

0,

-1-у

1 - X

2

2

Зх 4- ху - 2 - х

3

0.

Решая их, находим решения входной системы: (1; 0), ((1 ± \ЛТ)/4;

(-1 ±\П7)/8), ((1 ±\ЛТ)/3: (-10±2уТ)9).

Г1 р и м е р 4. Решите систему уравнений

х -4

х + 2

4

г

у - 1 - 4

у - 2 у + 1

2х,

У+1

4

где

— целая часть числа х. Решение. Система уравнений имеет

вид (1), причем

f(t)

t - 4

t + 2 4

g(x)

x, h(y) = у - 1.

Так как

f(t + 4) =

t + 4 -4

t4-2

~4~

\

4- 1

f(t).

/

то функция f(t) периодическая, T = 4.

Если

t < 2, то

t + 2 4

= 0, значит,

f(t) = | t | При этом f(2) = 2, f(-2) = 2. Отсюда следует, что функция f(t) четная и на |0; 2] строго возрастающая. Поэтому первое уравнение системы равносильно совокупности уравнений

х = у - 1 + 4п, -х = у - 1 + 4n, n Е Z,

а исходная система равносильна совокупности систем

1 + 4п,

2

У — 2v -f- 1

-х 2

у - 1 + 4п,

2х, у - 2у + 1

2х.

Решая их традиционным способом, получаем решения: (1 ± \Л 4- 8n + 4п;

2±\П + 8п ), где п >0, n Е Z и (1-\П-^п-4п; VT- 8п), где п < 0, n Е Z.

Квазиинварианты функции f(t) могут быть использованы при решении систем, в которых первое уравнение имеет вид

f(g(x)) + f (h (у)) = 0. (3)

Рассмотрим примеры.

Пример 5. Решите систему

нении

In

2 + 2 . у2 + 6у + 11

2х2 +1

+ In

2у2 + 12у + 19

0,

2 + Зх

ух + у Решение. Допустим

5.

f(t) = In

t2 + 2 2t2 + 1

g(x) = x, h(y) = y + 3.

Тогда первое вид (3). Так

/

уравнение системы примет как

In

2t2 + 1 t2 + 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

f(0,

то функция y?(t) = l/t — квазиинвариант

f(t). Если x = 0, то система не имеет решений. Поэтому далее будем считать, что х ^ 0. Тогда первое уравнение системы равносильно уравнению

f (h (у) ) = f(l / g(x)).

Функция f(t) четная. Так как

2

2\L + 1 2t(2l2 + 1 ) - 4l(tz + 2)

2

f'(t)

t2 + 2

(2t2 + l)2

-6t

2

(И + 2) (212 + 1)

то функция Ш) убывающая при I > 0. Отсюда следует, что первое уравнение системы равносильно совокупности уравнений у + 3 = ±1/х, а исходная система

равносильна совокупности систем уравнений

у + 3 = 1 /х,

2

У + 3

1 /х,

2

ух + у -h Зх = 5, ух 4- у 4- Зх = 5.

к

Отсюда получаем решения системы:

2), (1/5; 2). ((-3 ± '/5)/3: ± VE).

(1;

Пример 6. Решите систему уравнений

xz+ 1

•g

, 9v2-6y + 2 , ,,

+ 3v — 1 lg 1 Зу

ш/

x + ху - у2 = 0.

- 1

0,

Решение. ОДЗ уравнения: х ^ 0,

у * 1/3. Первое уравнение системы имеет вид (3). Положим

f(t)

I2 + 1 1

lg I t , g(x) = X, h(y) =3y-l.

УР‘1В Поскольку функция f(t) нечетная, то

первое уравнение системы можно записать как f(-g(x)) = f (h (у) ). Функция <р(I) = -l/t — инвариант f(t). Так как

f'(t) = (I - l/t2)lgt + (I + 1 /t2)lge > 0

при t > 0, то функция f(t) является возрастающей при t>0 и, следовательно, каждое свое значение может принимать не более двух раз. Поэтому на ОДЗ пер-

вое уравнение системы равносильно со-

вокупности двух уравнении

-х = Зу - 1, 1 /х = Зу - 1,

а исходная система равносильна совокупности систем уравнений

-X = Зу - 1, х + ху - у2 =

О,

1/х = Зу- 1, х + ху - у2 = 0.

Решая их, получим, что стема имеет решения:

(-1 + VT)/4), (1/2; 1).

исходная си-

((7 ± 3 V5)/4;

Т. А. ПЕВЦОВА, доцент кафедры И ВТ МГУ им. Н. П. Огарева

О МЕТОДИКЕ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ TURBO PASCAL НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ

ПО ИНФОРМАТИКЕ

Основным понятием информатики является понятие информации. Почти полвека тому назад американский ученый, отец кибернетики Норберт Винер дал та-

V

кое определение информации: „Информация есть информация, не материя и не энергия'1 Но несмотря на свою нематериальную сущность, информация служит определяющим фактором развития экономической, технической, научной и других сфер человеческой деятельности. Информация обладает замечательным свойством: если ее аккумулировать и обрабатывать, то она дает новые сведения и приводит к новым знаниям. Она также позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире, обеспечивает его жизнедеятельность.

Последняя четверть нашего столетия отличается мощным информационным взрывом. Ежегодно в мире публикуется около 100 тыс. журналов на 60 языках, выходит более 5 млн научных ста-

тей, книг, брошюр, защищается более 250 тыс. диссертаций. Ежеминутно в мире публикуется около 2 тыс. печатных страниц научных текстов: каждые

1,5 — 2 мин предлагается новое техни-

ческос решение; каждый час регистрируется 15 — 20 научных изобретений и открытии. Невозможность своевременно аналитически охватить все научные достижения может привести к частичному дублированию исследований, увеличению сроков разработок, отставанию в системе образования и т. д. Материалы американской статистики свидетельствуют о том, что каждая десятая исследовательская работа является излишней, так как была проделана ранее и результаты се где-то были опубликованы. И это в одной из самых компьютеризованных стран мира!

По данным ЮНЕСКО, каждый уче-

т/

ный, разработчик или исследователь половину своего времени расходует на по-

\

©ТА. Певцова, 1999

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.