Научная статья на тему 'Использование сетевых технологий в изучении дисциплин психологического цикла для специальностей естественнонаучного и технического профиля'

Использование сетевых технологий в изучении дисциплин психологического цикла для специальностей естественнонаучного и технического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котелкова Г.В., Маятин А.В.

Современное психологическое образование нуждается в разработке новых активных методов обучения психологии… Герасимова В.С. Методика преподавания психологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котелкова Г.В., Маятин А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование сетевых технологий в изучении дисциплин психологического цикла для специальностей естественнонаучного и технического профиля»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Г.В. Котелкова, А.В. Маятин

Современное психологическое образование нуждается в разработке новых активных методов обучения психологии...

Герасимова В. С. Методика преподавания психологии

Психологические дисциплины в высшей школе всегда требовали использования специальных методик обучения. В первую очередь это связано с предметом обучения -гуманитарным знанием, не передающимся только в качестве текстов, но требующим формирования и личной рефлексии в процессе тренингов и других форм предметно-направленного общения. Другой причиной является необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей каждого студента, что, в частности, делает ряд практических занятий эффективными только при проведении в очень маленьких группах. При преподавании психологических дисциплин для специальностей естественнонаучного и технического профиля появляются дополнительные трудности, связанные с тем, что эти дисциплины не являются профилирующими, и, как следствие, на их изучение часто отводится незначительное по сравнению с объемом подлежащего изучению материала количество часов аудиторных занятий. И если теоретическую подготовку в этом случае можно провести достаточно успешно, то требования к эффективности практических занятий выполнить в рамках использования традиционных педагогических технологий весьма затруднительно.

Один из путей решения данной проблемы видится в использовании новых подходов в обучении, основанных на телекоммуникационных технологиях. Развитие информационных технологий и их применения в педагогике привело к появлению целого ряда новых подходов, таких как электронное и дистанционное обучение.

Использование компьютеров и компьютерных сетей как средств обучения имеет ряд существенных преимуществ. Так в [8, стр. 21] отмечается, что системы дистанционного образования дают равные возможности школьникам, студентам, гражданским и военным специалистам, безработным в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечивать реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. Традиционными достоинствами обучения с использованием компьютерных и сетевых технологий являются:

• доступность источников информации, в том числе тех, которые недоступны в другой форме;

• стимулирование интереса и мотивации обучающихся;

• использование и создание средств повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;

• создание условий для реализации творческого потенциала и инициативности обучающихся;

• возможность отображения динамики процессов, явлений и т. д.;

Сетевые технологии - доступ к учебным материалам и консультации с преподавателями проводятся с помощью телекоммуникационных технологий и вычислительных сетей. Как правило, в качестве сети используется Internet, и сетевую технологию называют Internet-технологией (или Web-технологией). [6, с.136]

• экономия времени;

Однако некоторыми исследователями отмечаются и определенные недостатки данных нововведений [3], в частности социальное неравенство (покупка техники и оплата телекоммуникационных услуг требует вложения денежных средств), снижение социализации, а также:

• опасность подавления межличностного общения, так как понижается количество и качество личных контактов;

• ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению, так как компьютерным обучающим программам свойственна так называемая дигитализация - приспособление мышления человека к определенным правилам и моделям, ориентация на формальные логические структуры, замена многозначности на формальную однозначность, на реализацию операций, имеющих несколько условий и предполагающих только один вывод;

• отсутствие прямого исследования действительности, так как ученик получает знания, опосредованные познанием разработчиков программ;

• пассивность усвоения информации, так как у создателей программ есть стремление сделать усвоение материала простым и нетрудоемким.

При этом целями преподавания психологии для специальностей естественнонаучного, технического, строительного профиля являются [2]:

• формирование у студентов представления о системе психологических знаний, о психологии как научной дисциплине и практической деятельности;

• знакомство с методами;

• обучение студентов психологии как средству познания других людей;

• обучение студентов психологии как средству самопознания;

• обучение студентов психологии как средству саморазвития.

Очевидно, что эти цели оказываются несовместимыми с перечисленными выше недостатками компьютерных и сетевых технологий обучения, что делает затруднительным их прямое использование в этой дисциплине. Также не выполняются такие принципы, как:

• развивающий характер обучения;

• связь полученных знаний с жизнью, с применением в реальной жизненной практике;

• активность обучающихся.

Сложившееся противоречие можно решить, если вместо реализации традиционных методов обучения средствами сетевых технологий использовать активные методы, которые могут компенсировать недостатки сетевых технологий. В этом случае активные методы обучения призваны активизировать, развить познавательные и креативные способности обучающихся. При этом, если применение традиционных методов с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий уже отчасти проработано, для него определен инструментарий, то для активных методов обучения все только начинается.

Для решения указанных проблем не подходят автоматизированные системы обучения, обычные электронные учебники и ЭУМК, а также информационно-справочные системы. Как отмечается в [5, с. 83], «... информатизация не должна вести к сокращению возможностей простого человеческого общения за счет увеличения доли и роли обезличенной информации».

Также в современных условиях не получили большой популярности средства, требующие использования особого оборудования, создания специальных студий, больших материальных затрат - интерактивное ТВ, аудиотрансляции, демонстрация учебных фильмов и другие.

Наибольшее распространение для организации обучения получили Интернет-технологии, делящиеся на синхронные (требующие одновременного использования всеми участниками образовательного процесса) и асинхронные [8].

Необходимость одновременной работы и стабильного сетевого трафика стали очевидными трудностями на пути использования синхронных технологий, поэтому остановимся подробнее на асинхронных Интернет-технологиях (табл. 1).

Таблица 1

Технологии Обычное использование Особенности

www Используются чаще всего для создания автоматизированных учебных курсов Удобно в использовании, но невозможно реализовать эффективный образовательный процесс без участия в нем преподавателя

ftp Передача файлов, учебных материалов больших размеров Применяется только в качестве вспомогательной технологии

e-mail Обмен сообщениями, материалами Продуктивно для межличностного общения, сложно реализовать одновременное общение преподавателя и группы обучающихся. Для эффективного использования требует наличия специальных сервисов или почтовых программ

forum Используется для организации обсуждений, дискуссий, создания новостных досок В отличие от электронной почты, не требует специального программного обеспечения, можно реализовать общение большого числа обучающихся

Форумы являются одной из самых молодых Интернет-технологий и имеют значительный потенциал. Как уже было указано, с их помощью обычно реализуются обсуждения, дискуссии (активные методы обучения [8]), а также семинары, консультации. В принципе возможно даже организовать публичные лекции.

Одним из популярных активных методов обучения являются деловые игры, призванные развивать мыслительные способности обучающихся, моделировать содержание будущей профессиональной деятельности, стимулировать творческую и познавательную активность [1]. Для реализации этого метода посредством Интернет технологий традиционно используются такие технологии, как e-mail, ICQ и чаты, но все эти технологии имеют свои недостатки (табл 2.)

Таблица 2

Технология Недостатки

e-mail Сложно реализовать одновременное общение группы лиц

ICQ Необходимо использовать специальный клиент, невозможно выделить и поддерживать роли участников игры

чатов Требуется одновременное присутствие всех участников и постоянный контроль со стороны преподавателя

Использование в качестве Интернет-технологии для реализации деловой игры форума позволяет избежать указанных недостатков. Конечно, форум сам по себе, в классической его форме, не способен создать комфортные условия реализации деловых игр и требует создания на своей основе ряда надстроек, реализующих функциональности, необходимые участникам образовательного процесса. Анализ существующих тематических форумов и составление сценариев деловой игры по психологии позволил сформулировать следующие роли, их функции и возможности (табл. 3).

Таблица 3

Роль Функции, возможности

Администраторы сайта неограниченные права; конфигурирование всей системы; работа с базой данных, хранящей всю информацию о системе; управление форумами - создание, изменение, удаление, настройка прав доступа к ним; управление группами пользователей - создание, включение пользователей в группы и исключение из них, назначение группам прав; управление внешним видом, дизайном форума; управление пользователями - создание новых пользователей, управление настройками для них, создание рангов для пользователей, назначение прав доступа; создание и просмотр расширенных результатов опросов; могут создавать сообщения, редактировать и удалять все сообщения.

Преподаватель, лаборанты имеют статус администратора с ограниченными правами. Основные функции - управление пользователями и деятельностью участников; управление форумами - создание, изменение, удаление, настройка прав доступа к ним; управление группами пользователей - создание, включение пользователей в группы и исключение из них, назначение группам прав; управление пользователями - создание новых пользователей, управление настройками для них, создание рангов для пользователей, назначение прав доступа; создание и просмотр расширенных результатов опросов; могут создавать сообщения, редактировать и удалять все сообщения.

Модераторы обучающиеся, наделенные определенными полномочиями в зависимости от многоуровневости и сценария игры; основная функция - следить за соблюдение порядка при общении, за выполнением правил; могут создавать сообщения, редактировать и удалять не только свои сообщения, но и сообщения других пользователей (кроме всех администраторов); их действия с сообщениями других лиц хранятся в системе для решения конфликтных ситуаций; у них нет возможности управлять другими пользователями, только сообщать о нарушениях правил преподавателю и лаборантам; создание и просмотр общих результатов опросов.

Обычные пользователи общение и обучение с помощью предоставленных им сервисов; изменение только некоторых личных настроек; могут редактировать только свои сообщения; создание и просмотр общих результатов опросов.

Отдельно стоит отметить, что одной из главных проблем при организации учебного процесса как off-line, так и on-line является проблема формирования и поддержания мотивации [4] обучающихся на необходимом уровне на протяжении всего времени

взаимодействия преподавателя и студентов. Для решения этой проблемы функциональность форума может быть расширена биллинговым модулем, поддерживающим систему баллов, которые будут начисляться обучающимся за ту или иную активность. Оценка работы обучающегося на форуме может быть интегрирована в общую рейтинговую систему оценивания, т.е. заработанные на форуме баллы будут добавляться к сумме баллов, полученных на занятиях, проводимых по традиционным методикам.

Таким образом, использование форума как реализующей активные методы обучения образовательной Интернет-технологии, при условии его технической модернизации и создания необходимого организационно-методического обеспечения, может позволить решить проблему организации практических занятий по психологическим дисциплинам для специальностей естественнонаучного и технического профиля в условиях нехватки аудиторных занятий и необходимости индивидуализации обучения.

Литература

1. Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: Курс лекций. 2-е изд., пере-раб. и доп. М.: Ось-89, 2005. 128с.

2. Каранашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. СПб: Питер, 2006. 250 с.

3. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 352 с.

4. Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом. М.: Издательство «Зерцало», 1999. 384 с.

5. Краевский В.В. Общие основы педагогики / Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003 256 с.

6. Норенков И.П., Зимин А.М. Информационные технологии в образовании. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. 352 с.: ил.

7. Психология. Учебник для технических вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. СПб: Питер, 2000. 608 с.

8. Ширшов Е.В. Организация учебной деятельности в вузе на основе электронных информационно-образовательных технологий: монография / Е.В. Ширшов, Е.В. Ефимова. Архангельск: Изд-во Арханг. гос. техн. ун-та, 2006. 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.