Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКИХ И ТУРКМЕНСКИХ ПОСЛОВИЦ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКИХ И ТУРКМЕНСКИХ ПОСЛОВИЦ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
185
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Ключевые слова
ПОСЛОВИЦЫ / ПОГОВОРКИ / ГРАММАТИКА / ИЗУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Таганова Нурбиби, Атамурадов Халмухаммет

В этой статье рассматривается использование русских и туркменских пословиц на уроках русского языка, средства выражения мысли, грамматические явление и взаимосвязь между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF RUSSIAN AND TURKMEN PROVERBS IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

This article discusses the use of Russian and Turkmen proverbs in the Russian language lessons, means of expressing thoughts, grammatical phenomena and relationship between them.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКИХ И ТУРКМЕНСКИХ ПОСЛОВИЦ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Таганова Нурбиби

Преподаватель,

Туркменского Сельскохозяйственного университета

имени С.А. Ниязова, г.Ашхабад, Туркменистан Атамурадов Халмухаммет Студент,

Туркменского Сельскохозяйственного университета

имени С.А. Ниязова, г.Ашхабад, Туркменистан

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКИХ И ТУРКМЕНСКИХ ПОСЛОВИЦ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация

В этой статье рассматривается использование русских и туркменских пословиц на уроках русского языка, средства выражения мысли, грамматические явление и взаимосвязь между ними.

Ключевые слова пословицы, поговорки, грамматика, изучение.

Taganova Nurbibi

Lecturer,

Turkmen Agricultural University named after S.A. Niyazov,

Ashgabat, Turkmenistan Atamyradov Halmuhammet Student,

Turkmen Agricultural University named after S.A. Niyazov,

Ashgabat, Turkmenistan

THE USE OF RUSSIAN AND TURKMEN PROVERBS IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

Abstract

This article discusses the use of Russian and Turkmen proverbs in the Russian language lessons, means of expressing thoughts, grammatical phenomena and relationship between them.

Keywords proverbs, sayings, grammar, study.

Поговорка и пословицы - миниатюрные поэтические произведения, в которых выражена народная мудрость, народная педагогика, народная оценка.

Несмотря на то, что времена постоянно меняются, потребность народа увековечивать свою мудрость не становится меньше.

Использование пословиц и поговорок при обучении грамматике. Использование пословиц и поговорок является одним из самых эффективных приёмов расширения и углубления знаний учащихся. С одной стороны это является средством выражения мысли, а с другой - реализуя изучаемые формы или конструкции в речи, пословицы и поговорки как нельзя лучше способствуют автоматизации

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУЧНАЯ АРТЕЛЬ»

и активизации грамматических форм и конструкций.

Так, в пословицах и поговорках с глаголами повелительного наклонения глаголы обозначают действия, а пословицы и поговорки с такими глаголами воспринимаются как совет, просьба, предложение, пожелание, разрешение и запрещение.

Использование русских и туркменских пословиц и поговорок в обучении русскому языку позволяет употреблять их не только при объяснении многих грамматических явлений, но и для обогащения лексического запаса.

Русские и туркменские пословицы и поговорки могут употребляться в упражнениях на развитие речи, в которых они используются в качестве стимула. Одну и ту же пословицу или поговорку можно интерпретировать по-разному. Поэтому, на основе данной пословицы или поговорки учащиеся учатся выражать свои собственные мысли, чувства, переживания, т.е. демонстрируют различные способы их размещения в речи. Поэтому, использование пословиц и поговорок на уроках русского языка развивает творческую инициативу учащихся через подготовленную и неподготовленную речь.

Знание русских и туркменских пословиц и поговорок обогащает словарный запас учащихся, помогает им усвоить образный строй языка, развивает память, приобщает к народной мудрости. В некоторых образных предложениях, содержащих законченную мысль, обычно легче запоминаются новые слова.

Применять пословицы можно на всех этапах для концентрации внимания, снятия напряжения, разминки, иллюстрации и анализа лингвистического материала, для творческой работы учащихся. Предлагаем следующие варианты использования пословиц:

1. Пословицы могут использоваться при введении нового фонетического явления, при выполнении упражнений на закрепление нового фонетического материала и при его повторении, во время фонетических зарядок. На начальном этапе можно обращать пословицам и поговоркам для обработки звуковой стороны речи. Они помогают поставить произношение отдельных трудных согласных, в особенности тех, которые отсутствуют в родном языке. Их запоминание облегчается разными созвучиями мами, ритмикой. Кроме того, пословицы прочно ложатся в память.

2. При работе с лексикой пословицы используются для введения новых слов разых частей речи, синонимов («Позавидовал плешивый лысому»), антонимов («Мягко стелет, да жестко спать»), омонимов («Солнце выше ели, а мы еще не ели»), сравнений («Хитер, как лиса, труслив, как заяц») и других художественных средств языка.

Можно подбирать синонимы и антонимы к самим пословицам. Перевод пословиц на родной язык, а также подбор аналогов помогает развивать мышление учащихся.

3. Пословицы могут использоваться и при изучении синтаксиса и пунктуации русского языка, особенно конструкций разговорной речи, а также сравнительных оборотов, эллиптических, неполных и сложных союзных и бессоюзных предложений.

4. При помощи пословиц можно иллюстрировать изучаемые разделы морфологии и орфографии.

5. Изучение пословиц может носить страноведческий и культуроведческий характер при изучении ее исторического фона возникновения и бытования. Например, «Тяжело в учении — легко в бою» (можно рассказать о подготовке солдат Суворовым); «Не учась и лаптя не сплетешь» (пояснить значение слова «лапоть»).

6. Безгранично применение пословиц в творческих работах учащихся. Это и устные и письменные рассказы по пословицам и с использованием пословиц, и, наоборот, подбор подходящей пословицы к рассказу, театральное представление пословицы. Данные виды деятельности активизируют внимание, устную и письменную речь, аудирование, догадку, умение обобщать и

раскрывать содержание, развивать мысль, логику.

Конечной целью русских и туркменских пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. Работа с пословицами развивает мышление и речь, прививает любовь к языку, повышает культуру речи, грамотность, способствует лучшему усвоению грамматики, лексики и фонетики, воспитанию эстетического вкуса, обогащает народной мудростью, помогает лучше узнать страну и людей, создавших этот жанр устного народного творчества.

Список использованной литературы:

1. Даль, В. И. Пословицы русского народа / В. И. Даль. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

2. Использование народных традиций в семейном воспитании русского и туркменского народов. — www.student-site.ru.

3. http://sayings.ru/world/turkmen/turkmen.html-2.

©Таганова Н., Атамурадов Х., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.