включительно, до получения окончательных итогов за 2008 г.).
2.2. В настоящее время в рамках федеральной целевой программы «Развитие госу-
дарственной статистики России на 2007-2011 гг.», а также в соответствии с календарным планом мероприятий на 2004-2008 гг. по подготовке, проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи, обработке ее материалов и публикации итогов реализуется комплекс мероприятий по развитию и совершенствованию системы выборочных обследований в сельском хозяйстве на основе материалов Всероссийской сельскохозяйственной переписи.
В этих целях разработана система генеральных совокупностей отдельных категорий сельскохозяйственных производителей на основе материалов Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г. «Методологические положения по формированию и актуализации генеральной совокупности объектов сельскохозяйственной переписи для организации системы выборочных обследований в межпереписной период» утверждены Постановлением Росстата от 27 сентября 2007 г. и направлены в адрес Территориального органа государственной статистики (ТОГС). Выполнение указанной работы обеспечивает создание и функционирование в межпереписной период информационной системы, позволяющей организовать обработку, накопление, хранение, поиск информации по наблюдаемым объектам, а также сформировать систему выборочных обследований сельскохозяйственных производителей по различным аспектам их деятельности.
В 2007 г. предусмотрено усовершенствование методологии формирования выборочных совокупностей личных подсобных, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей и распространения выборочных данных на генеральные совокупности, а также разработка алгоритмов и программных средств по формированию выборочных совокупностей, а в 2008 г. - разработка
алгоритмов и программных средств по распространению выборочных данных на генеральные совокупности. Организацию проведения выборочных наблюдений за сельскохозяйственной деятельностью указанных категорий сельхозпроизводителей в соответствии с разработанной методологией предполагается осуществить начиная с 2009 г.
Разрабатываемая методология будет учитывать при формировании выборочной совокупности не только площадь земельного участка, но и поголовье скота. Прорабатываются и такие вопросы, как расширение объема выборочной сети личных подсобных хозяйств и установление дифференцированного объема выборки в зависимости от общего числа таких хозяйств для каждого субъекта Российской Федерации, применяемые модели отбора при формировании выборочной совокупности, используемые методы распространения выборочных данных и выбора оптимального метода распространения.
Также планируется предусмотреть в 2009-2010 гг. выполнение аналогичных работ по разработке методологии формирования выборочных совокупностей и распространения выборочных данных на генеральную совокупность, а также по подготовке соответствующих алгоритмов и программных средств для организации статистического наблюдения за деятельностью садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.
Кроме того, после получения окончательных итогов и анализа данных Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г. предусматривается провести актуализацию действующих методологических разработок по формированию статистических показателей по сельскому хозяйству, а также системы показателей форм федерального государственного статистического наблюдения за сельским хозяйством.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПЕРЕПИСИ 2006 г. В АГРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
А.П. Зинченко, чл.-корр. РАСХН, Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К. А. Тимирязева
Всероссийская сельскохозяйственная перепись, проведенная по состоянию на 1 июля 2006 г. (ВсХП-2006) в соответствии с Федеральным законом РФ № 108-ФЗ от 21 июля
2005 г. «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи», позволяет решить ряд важных практических и научных проблем. Сводные итоги переписи (предварительные данные публикуются в 2007 г., а окончательные в 2008 г.) будут представлены по России в целом, субъектам Федерации и муниципальным
образованиям. Это создаст информационную основу для органов управления всех уровней при решении относящихся к их компетенции задач оценки состояния и регулирования развития сельского хозяйства и сельских территорий, а также для проведения научных исследований. Органы государственной статистики России получат по данным переписи базисные характеристики сельского хозяйства для разработки оценок показателей в межпереписной период (периодичность переписей в мировой
практике - пять-десять лет) и актуализации существующих регистров товаропроизводителей. Будут созданы регистры генеральной совокупности всех сельскохозяйственных производителей, включая индивидуальные хозяйства, что составит основу для проведения в последующем выборочных их обследований. Сочетание периодических выборочных обследований с данными сплошных наблюдений является основным путем создания в стране целостной системы статистического наблюдения в сельском хозяйстве, соответствующей международным стандартам.
Сводные итоги характеризуют все категории хозяйств - сельскохозяйственные организации и другие юридические лица, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальных предпринимателей, личные подсобные хозяйства населения и другие индивидуальные производители, садоводческие, огороднические и другие некоммерческие объединения граждан. Общая характеристика содержит данные о численности и структуре сельскохозяйственных производителей всех категорий и форм хозяйств, в том числе по видам сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности, по участию в сельскохозяйственных потребительских кооперативах. По сельскохозяйственным организациям (СХО) дается их число по формам собственности, видам (крупные, средние и малые предприятия, подсобные предприятия и организации), число прекративших и приостановивших свою деятельность в последние годы. Численность крестьянских (фермерских) хозяйств (К(Ф)Х) и индивидуальных предпринимателей (ИП) разделена по участию в сельскохозяйственном производстве, годам и способу создания, имущественной принадлежности, наличию мощностей по переработке сельскохозяйственной продукции. Число хозяйств населения представлено по группам личных подсобных хозяйств, граждан, имеющих участки для индивидуального жилищного строительства и земельные участки, не входящие в объединения, а также граждан городских поселений, имеющих скот. По каждой группе дается подразделение по цели производства - самообеспечение продовольствием, дополнительный или основной источник денежных средств. Особо показано распределение численности личных подсобных и индивидуальных хозяйств по видам и источникам получаемых ими услуг со стороны для ведения сельскохозяйственного производства.
Трудовые ресурсы. Число руководителей СХО и К(Ф)Х разделено по владению предприятием, полу, возрасту, стажу работы, образованию. По СХО определяется общая численность работников, в том числе постоянных, временных и сезонных, затраты их труда по кварталам года, состав постоянных работников по полу, возрасту и образованию. По К(Ф)Х и
отдельно по индивидуальным предпринимателям (ИП) дается общая численность работников с выделением глав, членов их семей, наемных постоянных, временных и сезонных работников, а также о затратах их времени за год и по кварталам. По группам личных подсобных и индивидуальных хозяйств показывается их распределение по числу лиц в хозяйстве всего и занятых в личном хозяйстве, а также число привлекавших временных и сезонных работников.
Земельные ресурсы. Их размеры (площадь) и структура определяются в целом, по видам сельскохозяйственных угодий, видам землепользования и формам собственности в разрезе основных категорий хозяйств. Из общей площади выделяются орошаемые, осушенные, а также фактически используемые сельскохозяйственные угодья. По размерам используемой земельной площади проведены группировки СХО, К(Ф)Х и ИП, вместе взятых; группировка личных подсобных хозяйств проводится по общей земельной площади. Наряду с числом организаций, К(Ф)Х и ИП по группам показывается общая используемая площадь, площадь сельскохозяйственных угодий, всего посевов, в том числе зерновых, технических и кормовых культур. По ЛПХ из общей площади выделяются приусадебные и полевые участки, посевы и сенокосы с пастбищами. Группировка некоммерческих объединений граждан проведена по видам (садоводческие, огороднические и др.) и площади земли с указанием общей площади по группам.
Посевные площади. Размеры (площадь) и структура посевов приводятся по отдельным культурам и их группам в разрезе всех категорий хозяйств - СХО (из них малые предприятия), К(Ф)Х, ИП, хозяйства населения в целом и с выделением внутри них ЛПХ, индивидуального жилищного строительства, прочих индивидуальных производителей и некоммерческих объединений граждан по видам. Показываются площади посевов элитными семенами всего, в том числе зерновых культур, площади теплиц, парников и других посевов закрытого грунта, площади многолетних насаждений, использование минеральных удобрений, средств защиты растений и проведение работ по химической мелиорации почв. Ряды распределения по площади посевов (всего и по основным видам культур) приводятся по СХО в целом, К(Ф)Х и ИП, вместе взятым, ЛПХ и другим индивидуальным хозяйствам. По группам этих рядов наряду с числом организаций и хозяйств и общей площадью посевов показываются наличие и обеспеченность основными видами технических средств, связанных с возделыванием данных посевов.
Поголовье животных (численность и структура) показывается по видам и половозрастным группам животных в разрезе всех категорий хозяйств - СХО, из них малые предприятия, К(Ф)Х, хозяйства населения. Числен-
ность и удельный вес племенных животных по видам и группам изучаются при переписи и приводятся в таблицах без охвата хозяйств населения. Группировки по численности с указанием по группам числа животных всего и на 100 га земельных угодий приводятся по СХО в целом, К(Ф)Х и ИП вместе, и хозяйствам населения без выделения ЛПХ. Ряды распределения строятся по крупному рогатому скоту в целом, численности коров, свиней, овец и коз, птицы.
Наличие сельскохозяйственной техники отражается по видам машин и их группам с выделением собственных и арендованных средств, а также приобретенных за последние пять лет. Оценка обеспеченности машинами и оборудованием проводится по числу обладающих ими производителей, наличием техники на одного производителя, в расчете на единицу площади пашни, посевов, поголовья коров. Численность скотомест для содержания животных, площади теплиц, помещений для хранения техники и мастерских для ее ремонта и обслуживания приводятся по СХО, в том числе малым предприятиям, К(Ф)Х и ЛПX и другим индивидуальным хозяйствам с выделением собственных, арендованных (кроме ЛПХ) и введенных в эксплуатацию за последние десять лет. Ряды распределения по обеспеченности тракторами в расчете на 100 га пашни и зерноуборочными комбайнами на 1000 га посевов зерновых культур приводятся по СХО и К(Ф)Х. Отдельно по этим категориям хозяйств показывается привлечение на проведение сельскохозяйственных работ тракторов и комбайнов со стороны.
Реализация продукции. Федеральный закон «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи» в перечне сведений, собираемых при переписи, предусматривает показатель «Объем реализованной сельскохозяйственной продукции» (ст. 10, п. 1). В зарубежной статистике по этому признаку, характеризующему рыночный характер и размеры производства, обычно выделяют классы ферм разного размера. В программе ВСХП этого показателя нет, по основным продуктам учитывается только удельный вес реализованной продукции в общем объеме ее производства, а по СХО и К(Ф)Х - также удельный вес в общем объеме реализации продажи работникам и выдачи в порядке оплаты труда. В итоговых таблицах предусмотрено также распределение численности каждой категории хозяйств по удельному весу реализованной продукции, продажи работникам и выдачи в порядке оплаты труда.
Аграрная экономическая наука получает уникальные возможности для исследования по итогам переписи тенденций и закономерностей развития сельского хозяйства в пореформенный период, оценки итогов формирования многоукладной экономики, разработки прогнозов, обоснования программ развития сельского хозяйства на перспективу и механизмов государственного
его регулирования. Исследования должны удовлетворять, в первую очередь, текущие потребности действующей системы государственного и хозяйственного управления в научных выводах и обобщениях и проводиться по ее запросам и заданиям. Но этого недостаточно.
Существующая система государственного управления сельским хозяйством до последнего времени ориентировалась в основном на решение текущих вопросов. Только в последнее время начали ставиться задачи, рассчитанные на два года (приоритетный национальный проект развития АПК), три года (бюджетное планирование) и пять лет (Государственная программа развития сельского хозяйства и формирования продовольственного рынка в соответствии с Федеральным законом 2006 г. «О развитии сельского хозяйства»). В связи с этим возникла потребность в новых научных выводах и обобщениях. Наряду с этим следует иметь в виду, что устойчивое развитие сельского хозяйства в силу его производственно-технических особенностей (использование земли, освоение севооборотов, формирование высокопродуктивных стад животных и квалифицированных трудовых коллективов, решение социальных вопросов села и др.) предполагает наличие долгосрочной стратегии.
Поэтому одной из важнейших задач аграрной экономической науки должно стать обоснование долгосрочной стратегии развития сельского хозяйства и сельских территорий с учетом объективных закономерностей, выявленных на основе глубокого их анализа, в том числе и результатов переписи. Президент России В. В. Путин поставил задачу подготовить Концепцию социально-экономического развития России до 2020 г., в которой, несомненно, должен быть представлен и аграрный сектор.
Стратегия развития должна предусматривать обеспечение продовольственной безопасности страны, приоритетность аграрного сектора, а также пути формирования перспективной институциональной структуры, адекватной требованиям рыночного хозяйства. Современное многоукладное сельское хозяйство не соответствует рыночным условиям ведения отрасли. Его товарность устойчиво находится в пределах 50%, а более половины производства ведется в домашних хозяйствах, в основном, для потребительских нужд, при мелких его размерах и экстенсивном, часто архаичном, характере. С учетом рыночного характера всей экономики страны и перспектив вступления России в ВТО структура сельского хозяйства закономерно и неизбежно, независимо от разных взглядов и желаний, будет трансформироваться в рыночную, конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынках. Это объективный процесс, подтвержденный теорией и многолетней практикой развитых стран. Объективной необходимостью являются также государ-
ственная поддержка и регулирование развития сельского хозяйства. В связи с этим данные переписи должны быть обработаны так, чтобы были всесторонне оценены итоги и тенденции внутренних преобразований в отрасли и разработаны прогнозы развития рыночных структур. Одновременно должна быть создана информационная основа для государственного регулирования этих процессов.
Анализ программы подведения итогов переписи и публикации ее итогов Росстатом показал, что она, решая комплекс важных задач, в то же время не дает ответа на ряд вопросов, необходимых для системы управления сельским хозяйством. Главное, по нашему мнению, заключается в недоучете происходящих в сельском хозяйстве процессов и в отсутствии характеристики появляющихся в ходе этих процессов качественных различий между субъектами хозяйствования. В сельском хозяйстве России продолжается процесс формирования многоукладной экономики и перехода на рыночные отношения. Происходит адаптация всех сельскохозяйственных производителей к рыночным условиям, в результате формируются новые типы хозяйств, которые необходимо выделить и охарактеризовать. Это касается всех категорий хозяйств. В программе же подведения итогов переписи предусмотрены, в основном, ряды распределения единиц совокупности по отдельным признакам, с рассмотрением по группам максимум двухчетырех характеризующих их показателей. Поэтому дополнительно к принятой Росстатом программе сводки необходимо провести группировки сельскохозяйственных производите-
лей по формирующимся в рыночных условиях типам хозяйств, а в сказуемом выделенных групп привести все основные характеристики их ресурсов и реализации продукции.
Наиболее важные участники рынка -сельскохозяйственные организации - находятся в монопольной среде, конкурируют с импортной дотируемой продукцией, не имеют достаточной государственной поддержки и средств для нормализации воспроизводства, обновления своего ресурсного потенциала и создания современного конкурентоспособного производства. Под влиянием конкуренции происходит резкая их дифференциация по положению на рынке, производственному потенциалу и перспективам развития. Эти различия в значительной мере раскрываются по материалам текущей статистики (группировки Росстатом крупных и средних сельскохозяйственных организаций по размерам используемых ресурсов, группировки органами управления и ВИАПИ по финансовому состоянию и др.). Типы малых предприятий и других юридических лиц могут быть охарактеризованы только по данным переписи.
О некоторых возможностях группировок по данным переписи частично можно судить на примере сельскохозяйственных организаций Ставропольского края за 2005 г. Группы равной численности выделены по площади посева на организацию, отражающей размеры производства и степень использования пашни под посевы, и охарактеризованы рядом экономических показателей по данным регистра товаропроизводителей, которых нет в материалах переписи (табл. 1).
1. Группировка сельскохозяйственных организаций по площади посева
Показатели Группы по площади посева Высшая группа в % к низшей
низшая высшая
Число организаций 100 100 100
На 1 организацию:
площадь посева, тыс. га 1,5 11,7 780
выручка от реализации продукции сельского хозяйства, млн р. 15,9 99,4 625
число среднегодовых работников, чел. 105 418 398
Удельный вес посевов в пашне, % 58,8 74,7 + 15,9
На 1 среднегодового работника, занятого в сельскохозяйственном производстве, тыс. р.:
материальные затраты в сельском хозяйстве 93,2 150,6 162
амортизация в сельском хозяйстве 6,5 10,0 154
выручка от реализации продукции сельского хозяйства 150,8 237,9 158
прибыль от реализации 12,3 36,6 298
оплата труда с отчислениями за год 28,3 35,7 126
Урожайность зерновых культур, ц с 1 га 26,7 38,1 143
Надой на 1 корову молочного стада, ц 26,9 40,3 150
Рентабельность реализации продукции сельского хозяйства, % 8,9 18,2 +9,3
Как видим, выделенные группы качественно различаются между собой размерами производства, использованием пашни, урожайностью культур и продуктивностью животных, вооруженностью труда основными и оборотными средствами, его производительностью и оплатой. Средняя рентабельность в организациях низшей группы не позволяет обеспечить им даже простое воспроизводство, а уровень оплаты труда - воспроизводство рабочей силы. Численность трудовых коллективов здесь сократилась, вооруженность, оплата труда и уровень интенсификации производства низкие, и без государственной помощи и внешней поддержки этим организациям грозит банкротство. Подобные группировки по материалам переписи позволят дать всестороннюю характеристику групп и типов производителей по наличию, составу и использованию ресурсов производства и в итоге оценить возможные перспективы их развития.
Многие сельскохозяйственные организации получают материальную поддержку и изменяют свои показатели после вхождения в состав агропромышленных холдингов и других объединений. Экономическое положение таких организаций статистика не изучает, нет их характеристики и в материалах переписи. В итоге важнейшие стороны экономики и организации сельскохозяйственного производства в холдингах, процессы перераспределения внутри них ресурсов и добавленной стоимости остаются нераскрытыми, не имеется достоверной информационной базы для обоснования мер аграрной политики по регулированию и поддержке деятельности агропромышленных объединений. В связи с этим назрела настоятельная необходимость специального исследования экономической деятельности агропромышленных холдингов и других объединений силами и средствами Министерства сельского хозяйства России и других заинтересованных ведомств, включая Росстат. Для этого потребуется создание специальной правовой базы (принятие ФЗ о консолидированной отчетности или издание постановления Правительства РФ), а также разработка отдельной программы обследования. Программа должна охватить, в первую очередь, размеры, структуру, эффективность, а главное - характер экономических отношений внутри агропромышленных формирований, воспроизводство в них ресурсного потенциала сельского хозяйства, их влияние на социальную сферу села и развитие сельских территорий. Альтернативной формой изучения деятельности агропромышленных объединений мог бы быть совместный с Росстатом комплексный анализ (с сохранением конфиденциальности) текущей и годовой отчетности их участников, в частности унифицированных оперативных форм П-1, П-
2, П-3, П-4, П-5, 1-предприятие и др., а также годовых отчетов.
В составе малых предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, личных подсобных хозяйств населения также формируются рыночные, конкурентоспособные, перспективные группы хозяйств, которые в будущем должны стать основными производителями товарной продукции и участниками внутреннего и мирового продовольственных рынков. В России по мере укрепления экономики государства и роста денежных доходов населения будет, как показывает мировой опыт, развиваться товарное и все больше сокращаться мелкое натуральное и полунатуральное производство. В итоге часть домашних хозяйств населения превратятся в крупные товарные структуры разных форм, а большинство хозяйств населения останутся производителями важных для страны общественных благ (сохранение сельского населения и сельского образа жизни, культуры и традиций, предоставление рекреационных и других услуг городским жителям, обеспечение социального контроля над территорией и др.). Но их, как и рыночные структуры со всеми переходными их формами, необходимо выделить и всесторонне охарактеризовать, что возможно лишь по данным переписи. Это создаст надежную информационную основу для научных оценок, прогнозов, разработки экономической и социальной политики развития села. Особенно актуальными эти данные становятся в связи с реализацией приоритетного национального проекта развития АПК и сельского хозяйства, особенно поддержки развития малого предпринимательства и животноводства, а также для информационного обеспечения местного самоуправления.
Планом статистических работ Росстата на 2007-2009 гг. и Программой развития статистики России на 2007-2011 гг. дополнительная разработка материалов переписи в этом направлении не предусмотрена, поэтому ее необходимо организовать и провести органам управления сельским хозяйством на федеральном и региональном уровнях, НИИ системы МСХ РФ и РАСХН, а также сельскохозяйственным вузам. Сейчас в России создана правовая основа для передачи первичных данных переписи другим пользователям для дополнительного изучения. В соответствии с Федеральным законом РФ от 26 июля 2006 г. «О персональных данных» доступ к переписным листам физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, обеспечивается после их анонимизации, т.е. удаления из информационных массивов идентификационных признаков единиц наблюдения, что обеспечит конфиденциальность данных.
Рассмотрение итогов ВСХП необходимо вести в тесной связи с анализом данных текущей статистики, раскрывающих тенденции и проблемы развития аграрного сектора на этапе преобразований и формирования многоукладной экономики. Данные же переписи, отра-
жая общий итог этого развития, представляют собой лишь характеристику состояния сельского хозяйства и его ресурсов на конкретный момент, подобно моментальному фотоснимку. Наглядно это можно видеть по данным о численности сельскохозяйственных товаропроизводителей. До проведения переписи официальная статистика отмечала систематическое уменьшение численности крупных и средних сельскохозяйственных организаций, а также действующих крестьянских (фермерских) хозяйств в последние годы. Первые предварительные данные переписи подтверждают это положение (табл. 2).
Сокращение числа ведущих сельскохозяйственную деятельность предприятий касается всех основных товаропроизводителей, причем процесс сокращения в последние годы ускоряется. Они находятся в монопольной среде, не имеют достаточной государственной поддержки и средств для нормализации воспроизводства своего ресурсного потенциала и создания современного конкурентоспособного производства. Под влиянием рынка происходит резкая их дифференциация по размерам, эффективности, положению на рынке, экономическому потенциалу и перспективам развития.
При проведении дополнительной разработки итогов сельскохозяйственной переписи
по К(Ф)Х, ИП и ЛПХ целесообразно обратиться к опыту земской статистики России, которая внесла большой общепризнанный вклад в методологию применения статистических группировок крестьянских хозяйств и впервые применила комбинационные таблицы. В работе «К вопросу о задачах земской статистики» В. И. Ленин высоко оценивал достижения земской статистики по проведению переписей крестьянских хозяйств, но критиковал за недостатки и ошибки при сводке данных, которые имеют место и сейчас. Он указывал, что «данные статистики должны быть обработаны так, чтобы процесс разрушения старого... натурального хозяйства и замены его торговым, капиталистическим земледелием мог быть изучен по этим данным». Далее подчеркивалось, что «чтобы удовлетворить этим условиям, обработка подворных данных должна дать как можно больше, как можно рациональнее и детальнее составленных групповых и комбинационных таблиц... ». Без этого «богатейшие подворные данные прямо-таки пропадут». Эти положения не потеряли своего значения и в настоящее время, когда формируется новая многоукладная рыночная экономика.
2. Численность сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских)
хозяйств России
Показатели Сельскохозяйственные организации К(Ф)Х и индивидуальные предприниматели
Всего крупные и средние малые Всего В том числе К(Ф)Х
Прекратили сельскохозяйственную деятельность, всего 15 640 7 249 6 112 114 306 107 034
В том числе в: 1995 - 1997 гг. 415 126 169 16 115 15 671
1998 - 2000 гг. 1 752 581 749 25 253 24 271
2001 - 2003 гг. 4 927 2 327 2 088 26 067 24 471
2004 - 2006 гг. 8 310 4 161 3 046 33 508 29 457
Кроме того, приостановили сельскохозяйственную деятельность в 2005-2006 гг. 2149 872 923 10 926 8 400
Число организаций (хозяйств) на 1.07.2006 г., всего 58 901 27 781 20 160 285 025 253 236
Из них осуществляют сельскохозяйственную деятельность, % к итогу 68 69 62 51 49
В этом отношении интересен опыт подхода к обработке данных Всероссийской сельскохозяйственной переписи 1920 г., отражавших первые итоги крупных преобразований в стране после революции 1917 г. и гражданской войны, в некоторых отношениях подобных преобразованиям в России после 1990 г. Сводку данных переписи провели губернские статистические бюро с выделением всех основных категорий хозяйств: крестьянские общества, коммуны, артели, совхозы, прочие хозяйства (хутора, лесные сторожки,
железнодорожные будки, усадьбы и владения частных лиц). По основному массиву данных -крестьянским хозяйствам, входившим в состав крестьянских обществ, была проведена комбинационная разработка данных (вручную по карточкам!) в соответствии с программой, разработанной на 3-й Всероссийской конференции статистиков 20 - 27 января 1921 г. Такая программа была осуществлена впервые в практике статистики. Были выделены следующие типы крестьянских хозяйств:
1) с наймом сроковых рабочих (годовых, сезонных или месячных);
2) без найма сроковых рабочих.
Каждый тип подразделялся на две группы:
а) с промыслами;
б) без промыслов.
Каждый из выделенных четырех типов подразделялся по размеру посевов (15 подгрупп), которые, в свою очередь, подразделялись на 5 подгрупп по числу членов семьи. Таким образом, при комбинационной группировке по четырем признакам выделялось 300 подгрупп крестьянских хозяйств, каждая из которых характеризовалась набором из 181 показателей. Целью такой группировки было определение «социально-экономической структуры массы индивидуальных земледельческих хозяйств, а также... уяснение характерных черт каждой экономической группы. Она обрисовывала состояние экономики крестьянских хозяйств в момент блокады и окончания Гражданской войны, а также соотношение элементов внутри хозяйства». Следует отметить, что такая группировка была чрезмерно дробной, но она позволяла проводить укрупнение мелких однородных групп и выделять более крупные экономические типы хозяйств.
В связи с необходимостью выделения и характеристики типов хозяйств возникает ряд важных методических вопросов: по каким совокупностям вести разработку данных; по каким признакам, с учетом имеющихся в переписных листах данных, выделять группы; какими показателями характеризовать выделенные группы; сколько выделять групп и как устанавливать их интервалы. В силу относительной малочисленности сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей и некоммерческих объединений граждан их группировки по муниципальным округам могут нарушить принцип конфиденциальности данных, поэтому они возможны лишь по отдельным субъектам Федерации, федеральным округам и стране в целом. По хозяйствам населения, особенно личным подсобным хозяйствам, положение иное. При общей их численности свыше 17 млн в среднем на один муниципальный округ приходится более 600 хозяйств. По хозяйствам населения каждого муниципального округа необходимо получить сводные данные как в целом, так и отдельно по личным подсобным хозяйствам, другим индивидуальным производителям, не входящим в объединения граждан, участкам для жилищного строительства, городским жителям, имеющим животных, и отдельно по садовым, огородным, животноводческим и дачным некоммерческим объединениям граждан. В то же время такая совокупность на один округ оказывается достаточно большой для проведения статистических группировок, не нарушающих принципа конфиденциальности данных и обеспечивающих получение типических характеристик.
Поскольку прямых признаков типов рыночных и нерыночных хозяйств в программе переписи нет, то необходимо использовать показатели наличия ресурсов производства, в наибольшей степени характеризующие размеры и типы сельскохозяйственных производителей. По нашему мнению, наиболее существенным группировочным признаком, относительно устойчивым, экономически важным и учитывающим важнейшие особенности сельскохозяйственного производства, является площадь земли на одного сельскохозяйственного производителя. В сельскохозяйственных организациях это могут быть, как видно из табл. 1, используемая площадь сельскохозяйственных угодий и площадь посевов, а в малых предприятиях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, личных подсобных хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей - общая площадь земель, площадь посевов и многолетних насаждений. В сочетании с этими признаками для комбинационной группировки могут быть взяты соотношения площадей (например, удельный вес посевов в пашне и др.), а также численность работников, поголовье животных, наличие технических средств, участие в кооперативных и интеграционных формированиях. Выбор группировочных признаков, их сочетания и установление числа типических групп хозяйств населения должны быть проведены не механически, а с учетом особенностей аграрного производства отдельных регионов (плотность населения, местоположение по отношению к рынкам и степень их развития, специализация производства, национальные и другие особенности). Земская статистика рекомендовала решать эти вопросы на уровне губерний с привлечением специалистов, знающих методы науки и местные условия. Наряду с этим может быть использован и общий для всех субъектов Федерации подход к выделению групп - частотная группировка, когда на основе ранжированных рядов наиболее важных признаков выделяется достаточно большое число групп с заданной долей числа единиц (например, 0,10; 0,15), различающихся признаками типа хозяйств . При необходимости такие группы в дальнейшем могут быть объединены в более крупные, типические. Для построения ранжированных рядов может быть рассчитан также показатель производственного потенциала хозяйства с учетом объема имеющихся у него ресурсов или многомерный показатель объема ресурсов на хозяйство в виде среднего рейтинга из трех рейтингов в пределах муниципального образования - по площади земли, поголовью животных в пересчете на условное и численности членов семьи, занятых в ЛПХ.
Выделенные группы должны быть достаточно полно и всесторонне охарактеризованы комплексом наиболее существенных показателей. В сказуемом групповых и комбинационных таблиц целесообразно рассмотреть показате-
ли числа работников, размера всей земли, используемых сельскохозяйственных угодий и пашни, площади посевов всего и основных групп культур, поголовье основных видов животных, наличие тракторов и мотоблоков, применение удобрений, удельный вес реализации основных продуктов, участие в кооперативных и интеграционных объединениях, источники получаемых услуг. Подобный подход к комплексной характеристике групп, выделенных по площади хозяйств, рекомендуется также в программе ФАО ООН Всемирной сельскохозяйственной переписи 2000 г., положения которой учитывались при проведении ВСХП 2006 г. в России.
Одним из важных направлений агроэко-номической науки является исследование экономической деятельности сельскохозяйственных производителей. Программа переписи содержит лишь данные о ресурсах каждого производителя и не представляет сведений о производстве и реализации продукции, затратах и доходах, производительности, оплате и организации труда, продуктивности земли и животных, использовании и воспроизводстве ресурсного потенциала и др. Подобные сведения имеются лишь по крупным и средним сельскохозяйственным организациям в их официальной статистической и бухгалтерской отчетности. По субъектам малого предпринимательства (малые сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели), а также по личным подсобным хозяйствам потребуется проведение специальных выборочных обследований с использованием актуализированных по итогам переписи регистров товаропроизводителей и вновь созданных баз данных хозяйств населения.
Проведение обследований экономической деятельности домашних хозяйств населения требует много времени и средств, поэтому важным методическим вопросом становится формирование выборочных совокупностей по возможности меньших размеров, но обеспечивающих репрезентативность. Наименьшая численность может быть достигнута при отборе хозяйств из типических групп, которых по хозяйствам населения пока нет (кроме групп К(Ф)Х разной специализации, выделяемых для выборочного определения объемов производства продукции растениеводства и животноводства). Опыт ведущих зарубежных стран показывает, что в условиях развитого субсидирования и целевого государственного регулирования развития сельского хозяйства, доходящего до каждого производителя, проводится типизация домашних хозяйств и организуется мониторинг их деятельности в типичных (тестовых) предприятиях. В России также назревает необходимость типизации хозяйств, создания (под руководством МСХ РФ) подобной выборочной сети типичных товаропроиз-
водителей и проведения по ним мониторинга условий и результатов экономической деятельности, оценки эффективности аграрной политики, а также реализации национальных проектов. Но пока типы не выделены, необходимо выбрать такие признаки для отбора, которые давали бы наименьшие ошибки выборки при данной численности, а при заданной ошибке - наименьший размер выборки.
В работе нами было предложено проводить типическую выборку механически из ранжированного ряда по признакам, наиболее тесно связанным с изучаемыми затем экономическими показателями. При этом случайная колеблемость изучаемых признаков будет уменьшаться пропорционально коэффициентам парной их детерминации с признаком для отбора единиц в выборку. Исследование этого вопроса по данным выборочного обследования К(Ф)Х в 2000 г. А.В. Уколовой показало следующее. При отборе единиц в выборку по методике Росстата (при бинарном делении совокупности на группы с нормальным распределением признаков) случайная колеблемость величины изучаемой при выборке выручки от реализации продукции на хозяйство составляла в Белгородской и Московской областях 197 и 200%, при отборе по площади земли внутри групп с разной численностью животных - 148 и 138%, а при механическом отборе из ранжированного ряда по величине многомерного признака - условной площади земли - всего 42 и 39%. Формирование таких многомерных признаков по регионам является одной из задач исследования.
Для углубления экономических исследований хозяйств населения, их удешевления и повышения эффективности целесообразно организовать более широкое использование имеющихся банков данных Росстата. В 20072008 гг. ожидается создание системы доступа к микроданным обследования населения по проблемам занятости (вторичная занятость в домашних хозяйствах по производству продукции сельского хозяйства), а микроданные обследования бюджетов домашних хозяйств (из общего числа 49 тыс. около 15 тыс. хозяйств сельской местности) уже представлены на сайте Росстата. На основе материалов Всероссийской переписи населения 2002 г. на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований сейчас ведется формирование новой выборочной сети многоцелевого назначения, поэтому важно выяснить возможности ее использования и для изучения аграрных проблем. Росстат ежегодно ведет выборочное изучение производства продукции сельского хозяйства и других сторон экономической деятельности личных подсобных хозяйств. Репрезентативная четырехступенчатая выборка репрезентативна по субъектам Федерации и охватывает 16 тыс. хозяйств. Ее данные используются только для получения сводных итогов, в пер-
вую очередь, в интересах системы национального счетоводства. Целесообразно было бы рассмотреть также вопрос об аналитической разработке этих массовых данных для изучения развития ЛПХ и сельских территорий. Заслуживают внимания также изучение и использование опыта земской и советской статистики динамического исследования сельского хозяйства в целях решения ставшей весьма актуальной проблемы устойчивого развития сельских территорий. Такое исследование было организовано в России после сельскохозяйственной переписи 1920 г., а также в 1927-1928 гг.
Материалы ВСХП-2006 создают основу для углубления макроэкономических оценок положения сельского хозяйства в экономике России, а также развития системы национального счетоводства. Одним из важных направлений здесь является построение счетов активов сельского хозяйства на федеральном и региональных уровнях. Анализ данных за период преобразований после 1990 г. показывает, что потери активов сельского хозяйства (обрабатываемых земель, поголовья животных, технических средств и др.) составляют не менее
1,5 трлн р. Потери и недобор доходов от неиспользования активов многократно превышают суммы государственной поддержки аграрного сектора. Используя данные переписи, аграрная экономическая наука должна доказать неоспоримые приоритеты развития аграрного сектора и сельских территорий наряду с другими национальными приоритетами, сохранения сельского образа жизни, показать необходимость совершенствования аграрной политики государства и усиления объективно необходимой государственной поддержки села, без развития которого Россия не имеет исторических перспектив. Назрела необходимость соз-
дания в системе МСХ РФ и РАСХН специального научного подразделения для исследования назревших макроэкономических вопросов и оценки положения аграрного сектора в экономике, что становится особенно важным для реализации федерального закона о развитии сельского хозяйства и приоритетных национальных проектов.
Источники
1. Зинченко, А.П., Петриков, А.В. Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2006 г. и использование ее результатов в агроэкономиче-ских исследованиях.
2. Основные показатели деятельности сельскохозяйственных организаций. М.: Росстат, 20002005.
3. Всероссийская сельскохозяйственная перепись
2006 г. (предварительные итоги», Вып. 1. - Росстат, 2006, С.6-7.
4. Зинченко, А.П. Воспроизводство и социальноэкономические преобразования в сельском хозяйстве России / А.П. Зинченко // АПК: экономика и управление. - 2006.
5. Ленин, В. И. ПСС. - Т 24.
6. Волков, Е.З. Аграрно-экономическая статистика России / Е.З. Волков. - М.: Госиздат, 1922.
7. Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 1920 г. - М., 1922.
8. Велецкий, С.Н. Земская статистика / С.Н. Ве-лецкий. - М.: Изд. М. и С. Сабашниковых,1899.
9. Уколова, А.В. Статистическое исследование сельскохозяйственной деятельности домашних хозяйств / А.В. Уколова. - М.: МСХА, 2005.
10. Всемирная сельскохозяйственная перепись 2000 г. ФАО ООН.
11. Зинченко, А.П. Выборочное обследование деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств / А.П. Зинченко // Вопросы статистики. - 1995. -№ 2.
ВСЕРОССИЙСКАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПЕРЕПИСЬ 2006 г. И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АПК
В.С. Езепчук, нач. отд. государственных информационных систем и мониторинга социально-экономических показателей Минсельхоза России
Основной задачей проведения Всероссийской переписи 2006 г. было получение полной и объективной информации по основным характеристикам сельского хозяйства России. Эта информация необходима для выработки эффективной аграрной политики, целенаправленной поддержки отечественного производителя и оказания действенной социальной помощи сельским жителям. В настоящее время формируется база данных итогов переписи. Эти данные будут использованы Минсельхо-зом России и ведущими аграрными институтами для анализа текущего состояния АПК и формирования прогноза его развития.
Обобщенно говоря, Всероссийская сельскохозяйственная перепись преследовала
двоякую цель (аграрно-политическую и статистическую):
во-первых, получить новые (не содержащиеся в текущей статистике и ведомственной отчетности) данные об аграрном потенциале России и структуре сельского хозяйства;
во-вторых, уточнить характеристику генеральной совокупности сельскохозяйственных производителей для совершенствования системы государственной и ведомственной статистики в отрасли.
В ходе проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи уточнены списки производителей сельскохозяйственной продукции и сформирована новая генеральная совокупность объектов для проведения выбо-