Научная статья на тему 'Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании преступлений в сфере таможенного дела'

Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании преступлений в сфере таможенного дела Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
419
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА / РАССЛЕДОВАНИЕ / CUSTOMS OFFICE / OPERATIVE CRIME DETECTION DIVISIONS / RESULTS OF OPERATIVE CRIME DETECTION ACTIVITIES / CUSTOMS VIOLATIONS / INVESTIGATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Козловский Александр Юрьевич

В статье проведен анализ ряда теоретических исследований по вопросу использования результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений в сфере таможенного дела, на основе которого разработаны рекомендации по формированию доказательств в ходе оперативно-розыскного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using the results of operative crime detection activities when investigating customs violations

The author analyses a series of theoretical research about the use of results of operative crime detection activities when investigating customs violations and develops recommendations on forming proof in course of operative crime detection activities.

Текст научной работы на тему «Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании преступлений в сфере таможенного дела»

а. Ю. Козловский

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

В статье проведен анализ ряда теоретических исследований по вопросу использования результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений в сфере таможенного дела, на основе которого разработаны рекомендации по формированию доказательств в ходе оперативно-розыскного процесса.

Ключевые слова: таможенные органы; оперативно-розыскные подразделения; результаты оперативно-розыскной деятельности; преступления в сфере таможенного дела; расследование.

При рассмотрении вопросов использования результатов оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) в расследовании преступлений в сфере таможенного дела необходимо отметить, что в процессуальном плане процедура расследования названных преступлений является достаточно сложной. Как правило, преступления по фактам контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей связаны с подделкой и использованием подложных документов и совершаются организованными преступными группами. При расследовании данных преступлений помимо товароведческих и криминалистических экспертиз, истребования банковских документов, направления международных следственных поручений, получения из-за рубежа грузовых, товаросопроводительных и иных документов

часто возникает необходимость проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ). Это требует привлечения оперативных сотрудников и значительных временных затрат, что уже на стадии реализации вынуждает формировать оперативные группы во главе с дознавателем для расследования преступлений.

Роль и значение использования результатов ОРД в качестве ориентирующей информации в этих условиях несоизмеримо возрастают.

Практика свидетельствует, что ОРМ как элемент взаимодействия с дознавателем (следователем) применяются при задержании лица с поличным после пересечения им таможенной границы с контрабандным товаром. Чаще всего таким ОРМ является контролируемая поставка, а при задержании с поличным взяточников - оперативный эксперимент. Дознаватель (следователь) здесь обеспечивает выполнение требований ст. 74 и ч. 1 ст. 86 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее - УПК РФ), оформляя протокол осмотра места происшествия. Он же по результатам произведенного следственного действия должен принять решение о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела. Поводом для возбуждения уголовного дела будет сообщение о совершенном преступлении, изложенное в рапорте оперативного сотрудника об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ), а основанием - наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, обнаруженные в процессе осмотра места происшествия.

Учитывая, что признаки преступления обнаруживаются, как правило, сотрудниками оперативно-розыскных подразделений (далее - ОРП) таможенных органов (далее - ТО), при процессуальном документировании возникает необходимость их допроса в качестве свидетелей в ходе дознания (следствия) и в последующем в судебном заседании.

При анализе возможности допроса оперативных сотрудников в ходе следствия и в суде целесообразно привести некоторые существующие мнения ученых-юристов и высказать по этому вопросу свою позицию.

Так, Е. А. Доля полагает, что не допустимы в качестве доказательств показания сотрудников специальных служб и исходящие от них документы со ссылкой на негласных сотрудников, которые не могут быть названы, допрошены в суде. По его мнению, это грозит ошибками в установлении истины по уголовным делам и объясняется трудностями, связанными с проверкой и оценкой даваемых ими показаний, последовательное проведение которых в уголовном процессе может привести к раскрытию форм и методов ОРД, ее сил и средств [1].

А. В. Земскова считает, что допрос оперативных работников о результатах наблюдения может стать таким же распространенным явлением, как допрос полицейских в США и Великобритании, при условии повышения санкций за лжесвидетельство и неоставление без решения вопроса об ответственности оперативных работников, допрошенных в качестве свидетелей, в случае дачи ими ложных показаний [2].

Мы разделяем взгляды Е. А. Доля по вопросу нецелесообразности допроса оперативного состава по событиям и фактам, ставшим известными им опосредованным способом, однако полагаем, что оперативные сотрудники могут и должны допрашиваться в качестве свидетелей по уголовным делам, возбужденным по материалам ОРМ, в которых они непосредственно принимали участие. Кроме того,

для следователя и (или) судьи выяснение точности показаний оперативного состава и сопоставление их с содержанием оперативно-служебных документов трудностей не вызывает.

При рассмотрении проблем использования результатов ОРД в качестве ориентирующей информации в расследовании преступлений в сфере таможенного дела необходимо отметить, что в данном случае диалектическое единство оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности просматривается наиболее рельефно. Это связано с единой целью ТО - обеспечение экономической безопасности России в сфере внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) путем своевременного выявления, предупреждения, пресечения и расследования преступлений, относящихся к их компетенции, а также использования при этом единых приемов и методов познавательных процессов.

С нашей точки зрения, использование результатов ОРД при расследовании преступлений в сфере таможенного дела помимо получения ориентирующей информации должно обеспечивать не только своевременное выявление фактов противодействия расследованию и их нейтрализацию или локализацию, безопасность участников ОРД и уголовного процесса, но и формирование доказательственной базы.

Проблемы формирования доказательств ТО, в том числе по материалам, полученным в результате ОРД, исследовались многими учеными-юристами (Ю. П. Гармаевым, Т. А. Дикановой, В. А. Жбанковым, В. Д. Ларичевым и др.). Основными являются ограниченные сроки дознания, отведенные законодательством на проведение расследования при больших объемах выполняемых работ по сбору доказательств; недостаточная готовность материалов к передаче их в прокуратуру или в следственные органы; сложности установления места пересечения границы и соответствующего процессуального оформления; межведомственные противоречия, в том числе на различных стадиях расследования; отсутствие единой следственной и судебной практики по материалам, представленным ТО, включая их ОРП.

Анализ взглядов российских ученых на возможность использования результатов ОРД в качестве доказательств свидетельствует о наличии различных точек зрения на эту проблему.

В целом их можно объединить в три основные группы.

1. Возможность прямого использования результатов ОРД в уголовном процессе в качестве доказательств по уголовным делам исключается в связи с тем, что ОРМ лежат за пределами уголовно-процессуального доказывания (Н. А. Громов, А. Н. Гущин, Е. А. Доля, А. Ф. Осипов, М. П. Поляков, Н. П. Царева, С. А. Шей-фер и др.).

2. Результаты ОРД могут использоваться в уголовном процессе в качестве доказательств по уголовным делам, и их правомерно считать одной из составных частей доказывания (Л. С. Петрухин, В. Ф. Робозеров и др.).

3. Фактические данные (сведения, материалы), полученные в результате проведения ОРМ, если они собраны, проверены и оценены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, могут использоваться в уголовном процессе и быть признаны доказательствами по уголовным делам (В. Л. Ильиных, З. Ф. Коврига, Г. М. Миньковский и др.).

Кроме этого В. М. Атмажитов и В. Г. Бобров предлагают, на наш взгляд, совершенно справедливо, ввести в законодательство новое понятие - «оперативно-

розыскное производство», которое бы включало в себя две стороны: деятельную и документальную. Первая - это оперативная проверка, документирование действий, фактов и обстоятельств, представляющих оперативный интерес; использование результатов ОРД. Вторая сторона оперативно-розыскного производства связана с документальным оформлением результатов оперативной проверки, документированием действий, фактов и обстоятельств, представляющих оперативный интерес, и использованием полученных данных [3]. С нашей точки зрения, в этом случае целесообразно внести соответствующие изменения в УПК РФ.

Проведенный анализ первых двух диаметрально противоположных точек зрения на проблему возможности использования полученных в результате ОРД материалов в качестве доказательств [4] позволяет сделать промежуточные выводы.

Так, ученые, придерживающиеся первой точки зрения, выражают мнение, что результаты ОРД находятся за пределами процессуального доказывания, и на этом обрывают свои исследования. Мы полагаем, что если российское законодательство в ст. 11 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ об ОРД) и ст. 89 УПК РФ (несмотря на общую запретительную трактовку при невыполнении изложенного в статье условия) допускает возможность использования результатов ОРД в качестве доказательств, то это возможно.

Исследователи, придерживающиеся второй точки зрения, отождествляют действия, осуществляемые в ходе ОРД, с уголовно-процессуальной деятельностью. Однако здесь соотношение ОРД и уголовного процесса предполагает только взаимодействие двух различных видов деятельности, обладающих различной правовой природой и базирующихся на различных принципах. Это убедительно доказали Е. А. Доля и С. А. Шейфер [1; 5]. Кроме того, данная группа ученых рассматривает проблему без учета возможного использования в качестве доказательств составленных в процессе осуществления ОРМ документов и принципиальное решение этой проблемы видит только в изменении действующего законодательства.

Мы в целом разделяем мнение ученых-юристов, взгляды которых отнесены к третьей группе, о том, что фактические данные (сведения), полученные путем проведения ОРМ, могут использоваться в уголовном процессе и быть признаны доказательствами по уголовным делам, но лишь в том случае, если они собраны, проверены и оценены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства. На наш взгляд, данное условие может быть выполнено, только если результаты проведенного ОРМ будут зафиксированы лицами, указанными в ст. 86 УПК РФ, в документах, составленных в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.

Анализируя точки зрения ученых, предлагавших свои решения по вопросу документирования в ОРД таким образом, чтобы ее результаты можно было использовать в процессуальном доказывании [6-8 и др.], мы полагали бы целесообразным выделить исследования, проведенные М. П. Котуховым [9], которые затрагивают процедурный аспект перевода результатов ОРД в доказательства. С его точки зрения, этот процесс представляет собой сложносоставное действие, которое регламентировано согласуемыми между собой оперативно-розыскными и уголовно-процессуальными нормами, и включает в себя:

а) документирование результатов ОРД в целях использования их в процессе доказывания;

б) представление в установленном законом порядке соответствующих правовых документов, исходящих от органов, осуществляющих ОРД, в сферу уголовного судопроизводства в целях использования в процессе доказывания;

в) принятие результатов ОРД с составлением протокола, удостоверяющего факт происхождения результатов ОРД, легитимность их получения и представления;

г) приобщение результатов ОРД к материалам уголовного дела (а в необходимых случаях также принятие процессуального решения о придании результатам ОРД статуса вещественных доказательств) [9, с. 9].

В целом с точкой зрения М. П. Котухова можно согласиться, подчеркнув, что при оформлении оперативно-служебных документов должна, прежде всего, соблюдаться форма уголовно-процессуального документа, так как именно на нее делается ссылка законодателя в ст. 89 УПК РФ «Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности».

Однако мы полагаем, что в его выводах упущен достаточно существенный момент. Это связано с тем, что М. П. Котухов начало процедурного аспекта по переводу результатов ОРД в доказательства видит в документировании результатов ОРД в целях использования их в процессе доказывания. Правильно организованный процесс оформления оперативно-служебных документов действительно является важным и необходимым условием при использовании результатов ОРД в расследовании преступлений, но оформление оперативно-служебных документов - действие второе, так как оно осуществляется по результатам спланированных и предпринятых оперативным сотрудником конкретных действий при проведении ОРМ. С нашей точки зрения, на первое место выходит процесс планирования и организации проведения того или иного ОРМ.

Учитывая изложенное, мы считаем, что в основе использования результатов ОРД в процессе расследования преступлений должны быть правильные планирование, организация и осуществление ОРМ.

Практика ОРП ТО свидетельствует, что ряд так называемых процедурных вопросов в свете требования УПК РФ необходимо решать уже на этом этапе (например, выдавать разрешенные законом технические средства документирования для проведения ОРМ в присутствии двух представителей общественности). Если данный вопрос на стадии планирования и осуществления ОРМ будет упущен, то выполнение требований УПК РФ, предъявляемых к доказательствам, в последующем выполнить будет исключительно трудно, а может быть, и вообще не удастся. При этом планирование и проведение ОРМ в целях использования их результатов в доказывании по уголовным делам должны осуществляться таким образом, чтобы результаты, а также составленные оперативно-служебные документы содержали:

- сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу;

- указания на источник получения предполагаемого доказательства или предмета, который может стать доказательством;

- данные, позволяющие проверить в условиях судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

Это позволит в дальнейшем сформировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам.

Представляемые в установленном порядке материалы должны сопровождаться информацией о времени, месте и обстоятельствах изъятия в ходе ОРД предметов и документов, а также получении видео- и аудиозаписей, фотоматериалов, копий и слепков. Однако при представлении результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд необходимо учитывать, что, получив в процессе судебного заседания в ходе допроса оперативного сотрудника в качестве свидетеля информацию о наличии имеющихся в отношении обвиняемого оперативных материалов (например, дела оперативного учета), защитник

имеет право запросить их для ознакомления и рассмотрения в ходе судебного за-1

седания .

Проведенное исследование подтверждает точку зрения тех российских ученых-юристов [2; 5; 10 и др.], которые полагают, что в части, касающейся непосредственного механизма приобщения в качестве доказательств материалов ОРД, полученных за рамками уголовного дела, должны формироваться комплексные доказательства. Это целесообразно распространить не только на приобщение материалов оперативной аудио-, видеозаписи, кино-, фотосъемки, но и на все виды оперативно-служебных документов, составляемых в процессе осуществления ОРД, в том случае, если они отвечают требованиям уголовно-процессуального законодательства.

С нашей точки зрения, процедура оформления дознавателем (следователем) материалов, полученных в результате ОРД, в процессе расследования преступлений в сфере таможенного дела должна включать:

1) составление дознавателем (следователем) протокола осмотра предметов (документов), полученных из органа, осуществляющего ОРД;

2) вынесение дознавателем (следователем) постановления о признании и приобщении к уголовному делу вещественных доказательств2;

3) допрос дознавателем (следователем) оперативных сотрудников и лиц, участвующих (присутствующих) при осуществлении ОРМ, по результатам которых ему были представлены конкретные материалы.

Рассмотрев основные направления использования результатов ОРД в процессе расследования преступлений в сфере таможенного дела, можно сделать следующие выводы:

1. Результаты ОРД, предназначенные для использования в качестве ориентирующей информации при расследовании преступлений, должны не только создавать условия для получения доказательств, но и в дальнейшем при необходимости стать доказательствами. Основными требованиями к ним являются: наличие процессуального источника информации, процессуальной формы ее получения и закрепления и наличие в ней фактов и событий, относящихся к конкретному уголовному делу.

1 В соответствии с требованиями ч. 5 ст. 49 УПК РФ и ст. 5 ФЗ об ОРД.

2 Статья 81 УПК РФ помимо предметов, которые служили орудиями преступления или сохранили на себе следы преступления или на которые были направлены преступные действия, к вещественным доказательствам также относит иные предметы и документы, которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела.

2. Использование результатов ОРД в процессе расследования преступлений в сфере таможенного дела - это диалектически взаимосвязанная деятельность оперативного сотрудника и дознавателя, направленная на использование материалов, полученных в результате ОРД, в уголовном процессе, основу которой составляют планирование, оформление и представление результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд.

3. Информация, полученная в результате ОРД, является ориентиром, поводом и основанием для проведения следственных действий в целях обнаружения доказательств и их процессуального закрепления дознавателем (следователем), который, ориентируясь на предоставленные ему сведения, получает возможность легализовать оперативно-розыскную информацию и получить в итоге процессуальные доказательства.

4. Оперативные сотрудники, предоставившие дознавателю (следователю) оперативно-розыскную информацию, свидетельствующую о наличии признаков преступления, могут и должны допрашиваться в качестве свидетелей по уголовным делам, возбужденным по материалам ОРМ, в которых они непосредственно принимали участие. В то же время упоминание в период дачи свидетельских показаний о лицах, оказывающих содействие таможенным органам на конфиденциальной основе, недопустимо.

5. Основой для использования результатов ОРД в процессе доказывания являются правильное планирование, организация и проведение ОРМ, а также составление оперативно-служебных документов с учетом требований уголовно-процессуального законодательства, в том числе с соблюдением формы уголовно-процессуального документа, так как именно на нее делается ссылка законодателя в ст. 89 УПК РФ «Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности».

6. Процедура оформления дознавателем (следователем) оперативно-розыскной информации в качестве процессуальных доказательств должна включать:

- составление протокола осмотра предметов (документов), полученных из органа, осуществляющего ОРД;

- вынесение постановления о признании и приобщении поступивших предметов (документов) к уголовному делу в качестве вещественных доказательств;

- допрос оперативных сотрудников и лиц, участвующих (присутствующих) при осуществлении ОРМ, по результатам которых ему были представлены конкретные материалы.

Таким образом, основываясь на правовых аспектах формирования процессуальных доказательств, целесообразно изменить оформление оперативно-служебной документации на всех стадиях оперативно-розыскного процесса, приведя ее в соответствие с требованиями уголовно-процессуального законодательства.

Использованные источники

1. Доля Е. А. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности.

М.: Спарк, 1996.

2. Земскова А. В. Теоретические основы использования результатов оперативно-розыскной

деятельности при расследовании преступлений: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002.

3. Атмажитов В. М, Бобров В. Г. О законодательном регулировании оперативно-розыскной

деятельности: научный доклад. М., 2003.

4. Козловский А. Ю. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений в сфере таможенного дела: монография. М.: РИО РТА, 2007.

5. Шейфер C. А. Собирание доказательств в советском уголовном процессе. Саратов, 1986.

6. Доказательства, доказывание и использование результатов оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие / Н. А. Громов, А. Н. Гущин, В. А. Пономаренков, Ю. В. Францифо-ров. М.: ПРИОР, 2001.

7. Изотова Н. В. Использование оперативно-розыскной информации в обеспечении доказывания в уголовном судопроизводстве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2003.

8. Ролик А. В. Документы как вид доказательств по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.

9. Котухов М. П. Перевод результатов оперативно-розыскной деятельности в доказательства: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2002.

10. Астафьев Ю. В. Влияние оперативно-розыскной деятельности на совершенствование уголовно-процессуального законодательства // Служение истине. Воронеж, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.