Научная статья на тему 'Использование результатов аудита основных средств для принятия эффективных управленческих решений'

Использование результатов аудита основных средств для принятия эффективных управленческих решений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
347
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меньшикова М. А.

В статье приведен алгоритм проверки учета основных средств предприятий лесного комплекса. Изложены типичные ошибки, устранение которых позволит совершенствовать управленческую деятельность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIXED ASSETS AUDIT ANALYSIS USED TO MAKE EFFICIENT MANAGEMENT DECISION

This paper provides an algorithm of WIC enterprises' fixed assets audit. It also gives a brief account of some typical mistakes which must be eliminated to improve management.

Текст научной работы на тему «Использование результатов аудита основных средств для принятия эффективных управленческих решений»

Вместе с этим, предприятию по договору покупки в кредит необходимо будет выплатить 5 208 тыс. руб. уже через год после того, как оборудование будет приобретено, установлено и начнет приносить доход, то во втором - срок выплаты той же суммы составит 5 лет, при этом, во-первых, отвлечение оборотных средств будет намного меньшим, а во-вторых, приведенная стоимость одной и той же сумма платежа (рассчитанная с учетом действующей про-

центной ставки) через 5 лет будет существенно меньшей, чем по истечению 1 года.

Таким образом, использование лизинга при инвестиции в основные средства позволит предприятию, во-первых, сократить налоговую нагрузку на предприятие, а во-вторых, существенно расширить возможность маневра финансовыми средствами.

Литература

Маринин И.В. Налоговый анализ // Консультант-2000,- № 12.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АУДИТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

М.А. МЕНЬШИКОВА, доц. каф. бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита, к.э.н.

На долю основных производственных фондов ЛПК на начало 2001 г. приходилось 2,6 % от общей стоимости основных фондов промышленности Российской Федерации.

За период с 1990 по 2000 гг стоимость основных производственных фондов ЛПК сократилась примерно на 40,0 %. В ее составе на долю лесозаготовительной отрасли приходится 2,2 %; деревообрабатывающей - 30,0 %; целлюлозно-бумажной - 46,8 %; прочих - 21,0 %.

Предприятия отрасли находятся в сложных условиях, когда при довольно изношенном в целом оборудовании, нужно организовать его использование с наивысшей отдачей. Для эффективного решения управленческих задач важное значение имеет получение достоверной бухгалтерской информации.

Аудиторская деятельность в России получила новый этап развития в связи с принятием Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от

07.08.2001 года.

Многие предприятия отрасли подлежат обязательному аудиту. Некоторые предприятия ЛПК проводят инициативный, управленческий или налоговый аудит.

В программе комплексной аудиторской проверки, как правило, существенное значение отводится аудиту основных средств.

Целью аудита основных средств является подтверждение достоверности отражения в бухгалтерской финансовой отчетности: стоимости основных средств, начисления амортизации, операций по поступлению и выбытию объектов основных средств.

В ходе подготовительного этапа проверки рекомендуется провести тестирование, которое позволяет познакомиться с организацией учета основных средств на конкретном предприятии лесной, деревообрабатывающей и целюлозно-бумажной промышленности.

Алгоритм процесса проверки учета основных средств можно представить в следующей последовательности:

проверка тождественности данных аналитического и синтетического учета;

аудит формирования стоимости объектов основных средств;

проверка правильности переоценки объектов основных средств;

проверка правильности начисления амортизационных отчислений по объектам

основных средств; и их отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг);

проверка достоверности отражения в учете операций, связанных с движением основных средств;

проверка правильности проведения инвентаризации и отражения ее результатов в учете;

аудит налогового учета операций с основными средствами;

составление кратких записей в аналитическую часть аудиторского заключения.

1. Проверка тождественности данных аналитического и синтетического учета

Показатели, приведенные в Главной книге, сверяются с данными распечаток по счетам 01 и 02, используемых компьютерных программ или, при условии их отсутствия, с данными оборотных ведомостей.

Установленные расхождения должны быть пояснены работниками бухгалтерии аудируемого предприятия.

2. Аудит формирования стоимости объектов основных средств

С 01.01.2001 года согласно ПБУ 6/01 к объектам основных средств относятся активы:

- используемые в производстве продукции, при выполнении работ или оказания услуг либо для управленческих нужд;

- имеющие срок использования более 12 месяцев;

- приносящие в дальнейшем предприятию доход;

- не подлежащие продаже в обозримом будущем.

Причем все эти условия должны быть выполнены одновременно.

До 01.01.2001 года согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет основных средств «(ПБУ 6/97) (утв. приказом Минфина РФ от 03.09.97 № 65н) действовал и стоимостной критерий формирования: к основным средствам относилось имущество, цена которого составляла более 100 МРОТ.

Аудитор должен проверить правильность отнесения приобретенных ТМЦ к

группе основных средств. С этой целью необходимо расшифровать дебетовые обороты за отчетный период по счету 01.

Согласно п. 12 ПБУ 6/01 в первоначальную стоимость объектов основных средств включаются затраты на доставку и приведение этих активов в состояние пригодное для использования.

В ходе проверки устанавливается, все ли фактические расходы были учтены на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по бухгалтерской проводке:

Дебет 08 Кредит 60 (10, 69, 70, 76,).

Расходы по введению объектов основных средств в эксплуатацию, отраженные на счете 08, списываются в дебет счета 01 (Д01 К08).

Аудитор обращает внимание на правильность оприходования основных средств в случаях, когда объекты приобретаются за иностранную валюту. Пунктом 16 ПБУ 6/01 установлено, что стоимость основных средств пересчитывается по тому курсу, который действовал на дату фактического принятия объекта к учету.

Основные средства на предприятие могут поступить в качестве вклада в Уставный капитал. Такие объекты надо учитывать по стоимости, согласованной учредителями организации (п. 9 ПБУ 6/01).

Если номинальный размер вклада в уставный капитал превышает 200 МРОТ, то цену основных средств, должен подтвердить независимый оценщик (п.З, ст. 34 Федерального закона от 26.12.95 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; пункт 2 ст. 15 Федерального закона от 08.02.98 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»),

В ходе аудиторской проверки бухгалтерского учета основных средств необходимо оценить достоверность первичных документов по их приобретению.

На предприятиях и в организациях должны быть в наличии договора по купле-продаже объектов основных средств, счета, счета-фактуры, платежные поручения по расчетам за основные средства.

Если для приобретения объектов основных средств привлекались заемные средства, то в фактические затраты включаются проценты по заемным средствам, привлеченным для приобретения, сооружения или изготовления объекта основных средств, начисленные до принятия объекта к бухгалтерскому учету. Проценты, начисленные после принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету, учитываются в качестве операционных расходов (п. 8 ПБУ 6/01).

Поступление объектов основных средств на предприятие сопровождается составлением актов приема-передачи типовой формы ОС-1.

Наиболее типичными ошибками по заполнению актов на предприятиях лесообрабатывающего комплекса являются:

- отсутствие сквозной нумерации актов;

- не проставление даты составления документа;

- отсутствие подписи руководителя с резолюцией «Утверждаю»;

- отсутствие наименования структурного подразделения, за которым закреплен объект основных средств;

- отсутствие даты ввода объекта основных средств в эксплуатацию;

- приведение не полной характеристики объекта;

- отсутствие подписей всех членов комиссии по приему объекта основных средств.

Возможными последствиями вышеприведенных ошибок является признание недостоверной стоимости объектов основных средств. В этом случае налоговая инспекция вправе потребовать корректировки амортизационных отчислений в сторону их уменьшения, а также доначисления налога на прибыль. К предприятию могут быть применены штрафные санкции.

В период аудиторской проверки устанавливается наличие инвентарных карточек учета основных средств типовой формы № ОС-6.

Довольно часто встречаются следующие ошибки при их заполнении:

- отсутствие сквозной нумерации карточек;

- отсутствие полного наименование объекта;

- отсутствие даты и номера актов ввода в эксплуатацию объектов основных средств;

- отсутствие сведений о проведенных переоценках объектов основных средств;

- отсутствие причин выбытия (перемещения) объектов;

- отсутствие краткой индивидуальной характеристики объектов.

Аудитор должен установить наличие на предприятии описи инвентарных карточек типовой формы № ОС-7. Следствием их отсутствия может быть не обеспечение сохранности основных средств.

Документальный аудит поступления и использования основных средств должен сопровождаться выборочным визуальным контролем по отдельным структурным подразделениям или участкам.

При этом следует использовать инвентарный список объектов основных средств (по месту из нахождения, эксплуатации) типовой формы № ОС-9. Практика аудита на московском мебельном предприятии свидетельствует, что инвентаризация довольно часто проводится формально. Отсутствуют какие-либо сведения о недостающих и излишних основных средствах, в связи с чем проведение визуального контроля является необходимым и часто дает неожиданные результаты.

С целью организации сквозного контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей на предприятиях лесопромышленного комплекса должны быть изданы приказы на материально-ответственных лиц за использование объектов основных средств. С ними должны быть заключены договора о полной материальной ответственности.

3. Проверка правильности переоценки объектов основных средств

Предприятия имеют право в начале года произвести переоценку группы одно-

родных объектов основных средств, что должно быть предусмотрено учетной политикой. Порядок ее проведения определен в п. 15 ПБУ 6/01, а также в п. 49 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» (утв. приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н).

Аудитор должен обратить внимание на порядок проведения переоценки и оформление ее результатов.

При переоценке отдельного объекта основных средств, необходимо переоценить всю группу объектов, к которой он относится. Под группой основных средств понимается объединение активов, аналогичных по виду и способу использования. Аудитор должен проконтролировать, чтобы переоценка основных средств была проведена в конце года по состоянию на 1 января будущего года, а не на истекшую дату (например, в течение 2001 года по состоянию на

01.01.2001 года).

Если принято решение о проведении переоценки, то ее следует проводить ежегодно.

Результаты переоценки балансовой стоимости основных средств отражаются в бухгалтерской отчетности начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором завершена переоценка основных фондов, и учитываются при начислении амортизационных отчислений и налогообложении.

Следует помнить, что при переоценке объекта основных средств должна быть скорректирована и сумма начисленной по этому объекту амортизации.

Для корректировки используется коэффициент, равный отношению рыночной стоимости объекта к стоимости, по которой он отражается в бухгалтерском учете.

Суммы дооценки объектов основных средств зачисляются в добавочный капитал организации. Суммы уценки относятся за счет прибыли и убытков в качестве операционных расходов.

На предприятиях, в организациях должны быть в наличии документы, подтверждающие стоимость объектов основных средств после проведенной переоценки: от-

чет фирмы о выполненной работе по переоценке основных средств с приложением копии лицензии фирмы-оценщика; данные органов статистики, прайс-листы, справки завода-изготовителя, подтверждающие рыночную стоимость объекта.

Представляется, что аудитор может высказать свое мнение о качестве проведенной оценки, которое будет иметь информационный характер.

4. Проверка правильности начисления амортизационных отчислений по объектам основных средств и их отнесение на себестоимость продукции (работ, услуг)

Аудитор должен установить все ли основные средства по обследуемому объекту амортизируются.

Амортизация не начисляется:

- по объектам жилого фонда (жилые дома, квартиры, и т. д.);

- по объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (лесного хозяйства, дорожного хозяйства и т. д.);

- по продуктивному скоту;

- многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста.

Необходимо помнить, что по перечисленным объектам некоммерческих организаций начисляется износ в конце отчетного года по установленным нормам. Суммы износа учитываются на отдельном забалансовом счете 010 «Износ основных средств».

Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (объекты природопользования, земельные участки).

Согласно ст. 25 НК РФ, начиная с 1 января 2002 г. амортизируемое имущество распределяется по 10 амортизационным группам в зависимости от сроков полезного использования, определяемых предприятием самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта.

В ходе проверки выясняется, соответствует ли метод начисления амортизации положениям, приведенным в учетной политике.

Экономические субъекты могут предусмотреть в учетной политике сразу несколько способов начисления амортизации основных средств. Однако по одной и той же группе объектов может использоваться только один метод.

Для целей налогообложения с

1.01.2002 года согласно ст.25 НК РФ предприятия отрасли должны начислять амортизацию линейным или нелинейным методом. Первый метод применяется по основным средствам, включенным в восьмую- десятую амортизационные группы, по которым сроки полезного использования составляют от 20 до 30 лет и более. По остальным основным средствам (включенным в первую-седьмую группы) экономические субъекты вправе применять линейный и нелинейный методы.

Постановление Правительства РФ от

01.01.2002 № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», принятое в соответствии со статьей 258 НК РФ, может использоваться и для целей бухгалтерского учета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо выборочно проверить порядок определения норм амортизации, а также период, начиная с которого осуществлялось ее начисление.

Для этого следует изучить аналитические ведомости и компьютерные распечатки по счету 02.

Начисленная амортизация по используемым производственным фондам списывается на затратные счета: 20, 23, 25, 26, 44 и так далее.

Аудитор должен проконтролировать достоверность включения амортизации в состав затрат по соответствующему счету. Основанием для принятия решения является использование основных средств в производственном процессе, а также их закрепление за отдельными структурными подразделениями.

Согласно п. 18 ПБУ 6/01 по объектам основных средств, цена которых не более 2000 рублей за единицу, а также по книгам, брошюрам и другим видам печатной продукции установлен специальный порядок погашения их стоимости. Ее можно списы-

вать на затраты при передаче в эксплуатацию или использование.

В соответствии с п.7 ст. 256 НК РФ имущество, первоначальная стоимость которого составляет до 10000 руб. включительно, входит в состав материальных расходов по мере ввода его в эксплуатацию.

В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

Специалисты аудиторской фирмы должны проверить своевременность включения амортизационных отчислений в себестоимость производства.

По основным средствам, используемым в организациях с сезонным характером производства, годовая сумма амортизации начисляется равномерно в течение периода работы экономического субъекта.

Начисление амортизации по объектам основных средств производится независимо от результатов деятельности предприятия в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому оно относится.

5. Проверка достоверности отражения в учете операций, связанных с движением основных средств

Основные средства могут быть проданы, переданы безвозмездно, списаны в случае морального или физического износа, переданы в качестве вклада в уставный капитал других предприятий. Аудитору необходимо проверить наличие договора купли-продажи основных средств. Продажа осуществляется по стоимости согласованной сторонами.

Изучая содержание договоров, следует обратить внимание на момент перехода прав собственности, на формы расчетов и другие особенности оформления хозяйственных сделок.

Часто на предприятиях и в организациях возникает вопрос о суммах дооценки по выбывающим объектам. Пункт 15 Положения по бухгалтерскому учету «Учет ос-

новных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфин РФ от 30.03.2001 № 26н установил: сумму дооценки актива нужно перенести из добавочного капитала в перераспределенную прибыль:

Дебет 87 Кредит 88 (по старому плану счетов) Дебет 83 Кредит 84 (по новому плану счетов)

Аудитор должен проконтролировать порядок принятия к учету доходов и расходов от списания основных средств. Они включаются в состав операционных доходов и расходов. Выбытие или передача объектов основных средств в другие структурные подразделения отражаются в инвентарных карточках учета.

При выбытии основных средств в связи с их полным износом в бухгалтерском учете должны быть выполнены хозяйственные операции по сдаче изношенного оборудования в металлолом или его утилизации иным способом, и возможно, оприходованием материалов.

6. Проверка правильности проведения инвентаризаций и отражения ее результатов в учете

Порядок проведения инвентаризации имущества (количество, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них и т. д.) определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации является обязательной процедурой.

При проверке инвентаризационных описей следует помнить, что в них должны содержаться следующие сведения о всех объектах основных средств: наименование и инвентарный номер объекта, его назначение, основные технические и эксплуатационные характеристики.

Арендованные основные средства отражаются в инвентаризационных карточках отдельно по каждому арендодателю.

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть

учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Аудитор проверяет выполнение бухгалтерских проводок по выявленным в ходе инвентаризации, расхождениям между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета:

излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующие суммы зачисляются в состав финансового результата;

недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относится на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, то эти убытки от недостачи имущества списываются на финансовые результаты.

7. Аудит налогового учета операций с основными средствами

При проведении такой проверки следует руководствоваться основными положениями Налогового Кодекса РФ (часть 2, статья 323).

Специалисты аудиторской фирмы должны познакомиться с аналитическим учетом по каждому реализуемому объекту амортизируемого имущества.

При реализации амортизируемого имущества на дату совершения операции доход (расход) должен определятся как разница между ценой реализации и ценой приобретения имущества, уменьшенной на сумму начисленной амортизации, с учетом понесенных при реализации затрат. В целях определения налоговой базы положительный результат реализации признается прибылью, которая включается в состав налоговой базы. Отрицательный результат отражается в аналитическом учете как расходы предприятия, включаемые в целях налогообложения в состав расходов будущих периодов.

Аналитический учет должен содержать информацию о наименовании объектов, по которым имеются расходы, учитываемые как расходы будущих периодов; количестве месяцев, в течение которых расхо-

ды могут быть включены в состав внереализационных, учитываемых при формировании налоговой базы, и сумме расходов, приходящихся на каждый месяц.

Срок определяется в месяцах и исчисляется в виде разницы между количеством месяцев срока полезного использования этого имущества и количеством месяцев эксплуатации имущества до момента его реализации, включая месяц, в котором имущество было реализовано.

Расходы на ремонт основных средств рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения:

организациями промышленности, агропромышленного комплекса, лесного хозяйства, транспорта и связи, строительства,

геологии и разведки недр, геодезической и гидрометеорологической служб, жилищно-коммунального хозяйства - в размере фактических затрат;

прочими организациями - в размере, не превышающем 10 процентов первоначальной (восстановительной) стоимости амортизируемых основных средств.

Расходы, превышающие вышеуказанный размер, включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение пяти лет при ремонте основных средств четвертой-десятой амортизационных групп. При ремонте первой-третьей групп равномерно в течение срока полезного использования объекта основных средств.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ И ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ

Н.А. МОИСЕЕВ, зав. каф. эк. и орг. лесного хозяйства и лесной промышленности, акад. РАСХН

Леса России, их национальное и геополитическое значение

Россия обладает громадным лесным потенциалом, представляя в общественном мнении как внутри страны, .так и за рубежом, самую многолесную державу мира. На ее долю приходится в общем мировом балансе 22,4 % всей лесопокрытой площади,

29.5 % ее древесных запасов и 27,7 % ежегодного годичного прироста.

В самой стране лесные земли занимают 69 % всей ее территории, в т.ч. 45 % лесопокрытой площади. Ежегодный прирост лесов России составляет 970млн.м3. В его составе расчетная лесосека, как норматив неистощительного пользования спелой древесиной для освоенных лесов, где разрешены главные рубки, равна 550 млн. м3/год (в

4.5 раза больше, чем ныне используется).

Все леса России на общей площади 774 млн. га представляют базу для деятельности многих отраслей народного хозяйства, в том числе и прежде всего для лесопро-

мышленного комплекса (ЛПК), базирующегося в основном на древесном ресурсе. Лесной сектор экономики может и должен быть одним из самых приоритетных, не уступающим в перспективе даже газонефтяному комплексу, учитывая, что ресурсы первого возобновимы, а второго исчерпаемы.

Лесной и аграрный сектора выступают как взаимосвязанные и самые представленные виды землепользования. Речь идет не только о лесах, обслуживающих нужды потребителей сельхозформирований (42,5 млн. га), но и о необходимости решения исторически сложившейся стратегической задачи дальнейшего развития защитного лесоразведения в малолесных и безлесных регионах. Известно, что для защиты сельскохозяйственных земель от эрозии требуется иметь 14 млн. га защитных посадок, а из них создано лишь около 3 млн. га. В нашу общую задачу входит сформировать программу защитного лесоразведения и ведения лесного хозяйства в агролесомелиоративных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.