Научная статья на тему 'Использование ресурсов электронного учебника английского языка в общеобразовательном пространстве'

Использование ресурсов электронного учебника английского языка в общеобразовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

301
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронный учебник / возможности электронного учебника / ресурсы электронного учебника / электронный учебник английского / типы заданий электронного учебника / электронное приложение / современный УМК / e-textbook / e-textbook capabilities / e-textbook resources / electronic English textbook / types of tasks of an e-textbook / electronic application / modern teaching materials

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марченко Виктория Николаевна, Кретова Лариса Николаевна

Современные тенденции в области обучения иностранным языкам требуют новых подходов к использованию информационных и коммуникационных технологий в классно-урочной системе. Преимущества активного использования средств ИКТ на уроках английского языка очевидны и представляют перспективу для эффективного овладения языковым материалом для обучающихся. Мультимедийное содержание современных электронных учебников и ресурсы его использования могут обеспечить качественный переход от традиционного восприятия бумажного учебника как основного источника знаний к электронному учебнику, который не только сохраняет традиционные подходы, но и значительно расширяет возможности учителя и обучающихся, обеспечивает более яркую языковую среду и погружение в процесс изучения языка. В статье описывается актуальность использования ресурсов электронного учебника на уроках английского языка в школе. Приведены способы использования электронного учебника, дано понятие об электронном учебнике, электронном приложении к учебнику, современном УМК и обозначено их место в информационно-образовательной среде, указаны основные возможности и функциональные компоненты электронных учебников и входящих в них элементов. Так же в статье приведены типы заданий, которые может содержать электронный учебник для эффективного планирования и осуществления эффективного дистанционного взаимодействия между учителем и учениками в пространстве школы и дома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марченко Виктория Николаевна, Кретова Лариса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using the resources of an electronic English textbook in the general education space

Modern trends in the field of teaching foreign languages require new approaches to the use of information and communication technologies in the classroom system. The advantages of the active use of ICT tools in English lessons are obvious and present a perspective for the effective mastery of language material for students. The multimedia content of modern electronic textbooks and the resources of its use can provide a qualitative transition from the traditional perception of a paper textbook as the main source of knowledge to an electronic textbook, which not only preserves traditional approaches, but also significantly expands the capabilities of teachers and students, provides a brighter language environment and immersion in the process of language learning. The article describes the relevance of using e-textbook resources in English lessons at school. Models of using an electronic textbook, the concept of an electronic textbook, an electronic appendix to the textbook, a modern UMC are presented and their place in the information and educational environment is indicated. The main features and functional components of electronic textbooks and their elements are indicated. The article also describes the types of tasks that an electronic textbook can contain for effective planning and implementation of effective remote interaction between a teacher and students in the space of school and at home.

Текст научной работы на тему «Использование ресурсов электронного учебника английского языка в общеобразовательном пространстве»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. № 8. С. 51-58. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2021. No. 8. P. 51-58.

Научная статья УДК 372.881.111.1

doi: 10.24412/2712-827Х-2021-8-51-58

Использование ресурсов электронного учебника английского языка в общеобразовательном пространстве

1 2 Виктория Николаевна Марченко , Лариса Николаевна Кретова

1 2

' Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия

1 marhenko1996@mail.ru

2 kretlarisa@mail.ru

Аннотация. Современные тенденции в области обучения иностранным языкам требуют новых подходов к использованию информационных и коммуникационных технологий в классно-урочной системе. Преимущества активного использования средств ИКТ на уроках английского языка очевидны и представляют перспективу для эффективного овладения языковым материалом для обучающихся. Мультимедийное содержание современных электронных учебников и ресурсы его использования могут обеспечить качественный переход от традиционного восприятия бумажного учебника как основного источника знаний к электронному учебнику, который не только сохраняет традиционные подходы, но и значительно расширяет возможности учителя и обучающихся, обеспечивает более яркую языковую среду и погружение в процесс изучения языка. В статье описывается актуальность использования ресурсов электронного учебника на уроках английского языка в школе. Приведены способы использования электронного учебника, дано понятие об электронном учебнике, электронном приложении к учебнику, современном УМК и обозначено их место в информационно-образовательной среде, указаны основные возможности и функциональные компоненты электронных учебников и входящих в них элементов. Так же в статье приведены типы заданий, которые может содержать электронный учебник для эффективного планирования и осуществления эффективного дистанционного взаимодействия между учителем и учениками в пространстве школы и дома.

Ключевые слова: электронный учебник, возможности электронного учебника, ресурсы электронного учебника, электронный учебник английского, типы заданий электронного учебника, электронное приложение, современный УМК.

Для цитирования: Марченко В.Н., Кретова Л.Н. Использование ресурсов электронного учебника английского языка в общеобразовательном пространстве // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. No 8. С. 51-58. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2021-8-51-58

Original article

Using the resources of an electronic English textbook in the general education space

12 Victoria N. Marchenko , Larisa N. Kretova

1 2

, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia

1 marhenko1996@mail.ru

2 kretlarisa@mail.ru

Abstract. Modern trends in the field of teaching foreign languages require new approaches to the use of information and communication technologies in the classroom system. The advantages of the active use of ICT tools in English lessons are obvious and present a perspective for the effective mastery of language material for

© Марченко В.Н., Кретова Л.Н., 2021

students. The multimedia content of modern electronic textbooks and the resources of its use can provide a qualitative transition from the traditional perception of a paper textbook as the main source of knowledge to an electronic textbook, which not only preserves traditional approaches, but also significantly expands the capabilities of teachers and students, provides a brighter language environment and immersion in the process of language learning. The article describes the relevance of using e-textbook resources in English lessons at school. Models of using an electronic textbook, the concept of an electronic textbook, an electronic appendix to the textbook, a modern UMC are presented and their place in the information and educational environment is indicated. The main features and functional components of electronic textbooks and their elements are indicated. The article also describes the types of tasks that an electronic textbook can contain for effective planning and implementation of effective remote interaction between a teacher and students in the space of school and at home.

Keywords: e-textbook, e-textbook capabilities, e-textbook resources, electronic English textbook, types of tasks of an e-textbook, electronic application, modern teaching materials.

For citation: Marchenko V.N., Kretova L.N. Using the resources of an electronic English textbook in the general education space. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2021;8:51-58. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2021-8-51-58

Введение

Современные тенденции в области обучения иностранным языкам требуют новых подходов к использованию информационных и коммуникационных технологий в классно-урочной системе. Преимущества активного использования средств ИКТ на уроках английского языка очевидны и представляют перспективу для эффективного овладения языковым материалом для обучающихся. Мультимедийное содержание современных электронных учебников и ресурсы его использования могут обеспечить качественный переход от традиционного восприятия бумажного учебника как основного источника знаний к электронному учебнику, который не только сохраняет традиционные подходы, но и значительно расширяет возможности учителя и обучающихся, обеспечивает более яркую языковую среду и погружение в процесс изучения языка [Алиева 2019; Динер 2018; Егорова 2015; Суханова, Филоненк 2013; Шабалина 2018].

Одни из первых компьютерных программ по обучению английскому языку создавались в качестве средства для самостоятельного изучения языка и самоконтроля. Первые программы включали тренажерные задания, их проверку и справочный материал. «Такие программы служили предпосылкой создания электронных приложений или целостного электронного учебника, которые могли заменить «живого учителя» в процессе освоения учебного предмета. На основе обучающих компьютерных программ, которые представляли собой реализацию принципов программированного обучения, активно стали появляться и успешно применяться программы, отражающие положения «конструктивистского» направления, в которых использование компьютера ориентировано на стимулирование высокого уровня мыслительной деятельности и творческих способностей детей в процессе обучения» [Беренфельд 2005: 110].

Основная часть

Актуальным в период разработки первых электронных учебников стало использование их ресурсов в системе дополнительного образования, среди репетиторов, а начиная с 2001 они стали внедряться в систему общего образования и стали уже разрабатываться в рамках целевых государственных заказов. В период с 2015 г. и по настоящее время все учебники, включённые в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, представлены как в печатной, так и в электронной формах [Письмо Министерства образования и науки РФ 2016: 1; Кулагин 2004: 157].

Анализируя опыт применения электронных образовательных ресурсов в обучения английскому языку, можно сделать вывод, что технологии их использования нацелены на реализацию учителем как фронтальной работы на уроке, так и индивидуального подхода к обучению английскому языку с применением ЭОР, что предполагает наличие гаджетов у каждого обучающегося. В таком случае возможен вариант использования ЭОР дома с

помощью домашнего компьютера или других устройств в качестве самоподготовки, но далеко не все школьники заинтересованы в этом. Современные взгляды педагогов позволяют использовать смартфоны на уроках для выполнения отдельных заданий, но все же это представляет комбинированную модель использования бумажного носителя и электронного, презентующего мультимедийный образовательный контент.

Наиболее интересна и популярна для системы школьного образования комбинированная модель электронного учебника английского языка, которая представлена различными материалами, включающими изображения (статические и динамические), аудио и видеоматериалы, интерактивные задания и материалы для контроля и оценки достижений. В такой модели представлена адаптированная версия печатного учебника, в которой теоретический материал не теряет своей значимости. Описанные выше версии электронного учебника принято называть ридерами, внутри которых можно осуществлять быстрый поиск информации, переход к нужной главе учебника, создание заметок, закладок, выделение нужных фрагментов, а также создание тестов или прохождение готовых, анализ результатов и возврат к пройденным темам. Таким образом, сочетание электронных материалов учебника и его печатной версии представляет собой комбинированную модель, которая активно используется в общеобразовательной системе [Авдеева 2008: 105].

Информационно-образовательная среда каждой образовательной организации представлена такими элементами, как электронный учебник, электронное приложение к нему и учебно-методического комплекса. Все они занимают разное место в этой системе. Далее рассмотрим эту систему и её элементы подробнее.

«Под современным электронным учебником (ЭУ) понимается учебное электронное издание, содержащее системное и полное изложение учебного предмета или его части в соответствии с программой, поддерживающее все звенья дидактического цикла процесса обучения, являющееся важным компонентом индивидуализированной активно-деятельностной образовательной среды» [Электронные учебники: рекомендации ... 2012: 11; Владимирова 2015; Широкобова 2013].

Федеральный институт развития образования поясняет, что электронный учебник (ЭУ) предназначается для пользования на современных мобильных устройствах, определенных его разработчиком, сертифицированных для использования в образовательных учреждениях. «Допускается уменьшение функционала ЭУ при его воспроизведении на устройствах, не входящих в перечень рекомендованных разработчиком ЭУ, но соответствующих иным требованиям, предъявляемым к устройствам, поставляемым в учебные заведения, при условии сохранения соответствия воспроизводимого содержания требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). При этом следует учесть, что в качестве ЭУ не может быть рассмотрен печатный учебник, представленный в электронной форме» [Электронные учебники: рекомендации ... 2012: 13].

«Электронное приложение к учебнику - учебное электронное издание, дополняющее учебник (электронный или печатный), представляющее собой структурированную совокупность электронных образовательных ресурсов (ЭОР), предназначенных для применения в образовательном процессе совместно с учебником» [Современные требования к электронным изданиям ... 2008: 26].

«Современный учебно-методический комплекс (УМК) представляет собой открытую систему взаимосвязанных печатных учебных изданий, электронных учебных изданий и ресурсов. Состав УМК определяется предметными требованиями и методической целесообразностью учебного процесса. Компонентами современного УМК являются учебник и электронное приложение к учебнику, которые могут варьироваться в зависимости от специфики предметной области: в составы УМК могут дополнительно входить электронные и/или печатные рабочие тетради, практикумы, задачники, хрестоматии, справочники и др. учебные издания, а также сетевые ресурсы, в том числе, обеспечивающие методическую и техническую поддержку комплекта. Инструменты для поддержки методической

деятельности учителя, а также материалы для организации проектной и творческой деятельности обучающихся также могут входить в УМК помимо обязательного образовательного контента. Но центральной составляющей учебно-методического комплекса остается электронный учебник, обеспечивающий координацию основного материала и связанных с ним материалов других компонентов УМК» [Босова 2013: 4-8].

Исходя из анализа вышеприведенных понятий можно сделать вывод, что центральным элементом информационно образовательной среды выступает УМК. Но для эффективной реализации образовательной деятельности на основе ИКТ необходима специальная система средств и ресурсов, которая представлена электронным учебником и электронным приложением к нему.

Выделим основные возможности электронного учебника в рамках урока английского языка:

1) сохраняет традиции печатного учебника и обеспечивает выполнение его основных функций (информационная, мотивационная, систематизирующая, воспитывающая);

2) использует различные способы визуализации учебного материала с применением современных средств ИКТ;

3) позволяет реализовать решение задач дистанционного обучения, позитивное формирование коммуникативной компетенции и навыков электронной грамотности;

4) реализует индивидуальные образовательные траектории обучающихся исходя из их потребностей, интересов и уровня владения языком;

5) обеспечивает комфортную среду для изучения языка в пространстве школы и дома.

Чтобы реализовать вышеописанные возможности электронного учебника следует

обратить внимание на его функциональную структуру. В структуре ЭУ можно выделить следующие компоненты:

1) основной материал, который представляет собой основное содержание учебного предмета. «Он определяется ФГОС и примерной программой по английскому языку для конкретного уровня образования и может быть представлен в визуальной, текстовой форме, а также анимациями, видеофрагментами, различными моделями, соответствующими целям и задачам обучения английскому языку» [Современные требования к электронным изданиям ... 2008: 30];

2) дополнительный материал, который служит для расширения и углубления базовых знаний по английскому языку при освоении основного материала, представлен справочным, познавательным или научно-популярным материалом. Сюда можно отнести фрагменты научных статей, фильмов, документов, литературных произведений;

3) пояснительные тексты являются сопровождающим элементом основного материала, включают термины, смысловые фрагменты, графические изображения;

4) аппарат организации усвоения учебного материала состоит из моделирующего, закрепляющего и контрольного компонентов. На основе этого компонента в состав ЭУ английского языка могут быть включены задания на тренировку навыков чтения, письма, аудирования и говорения, обеспечивающие более широкое погружение в языковую среду изучаемого языка.

5) навигационный аппарат это структурный компонент, с помощью которого осуществляется поиск необходимой информации, мгновенный переход между главами учебника, создание заметок, контроль индивидуальных достижений, обучающихся (оглавление, алфавитный и тематический указатели, заметки, закладки, специальные символы).

Для того, чтобы эффективно использовать ресурсы электронного учебника по английскому языку на уроках важно учитывать при планировании следующие типы заданий, входящие в состав ЭУ:

- интерактивные задания для осуществления самоконтроля личных достижений по курсу;

- проектные и исследовательские групповые задания, которые могут быть отражены в портфолио учеников и быть доступными учителю для контроля;

- индивидуальные работы учеников (самостоятельные, контрольные), проводимые в режиме онлайн, доступные для учителя с целью анализа и контроля, а также составляющие основу для портфолио [Электронные учебники: рекомендации ... 2012а: 25].

Учитывая типы заданий ЭУ, учитель может использовать электронные ресурсы учебника в сочетании с печатной версией учебника, либо выстроить только лишь дистанционное взаимодействие с учениками. В зависимости от цели и задач урока учителю предоставляется возможность комбинировать задания, организовывать групповую и индивидуальную работу, осуществлять своевременный контроль и оценку достижений учеников. Задания в электронном учебнике могут быть представлены в разной форме, например, текстовой, звуковой, анимационной, графической, аудио и видео формате. Не смотря на широкий выбор представления заданий, педагогу важно помнить, что рабочее пространство обучающихся не должно быть перегружено информацией и отвлекающими элементами.

Проведенный интерактивный мастер-класс для учителей английского языка школ г. Новосибирска и Новосибирской области в рамках Всероссийской лингво-методической школы позволил обозначить основные проблемные зоны в применении электронных учебников. Рассмотрим некоторые из них. К наиболее серьезной проблеме внедрения и применения электронных учебников учителя относят платный контент, предлагаемый, в частности издательством «Просвещение», отсутствие у школ гаджетов, необходимых для использования контента на уроках английского языка, а также попытки школ переложить ответственность за финансовую сторону вопроса на плечи родителей обучающихся, что не является правильным.

Второй проблемой была названа проблема подготовки самих учителей к применению электронного учебника. С точки зрения педагогов, подготовка к проведению урока с применением электронного учебника требует большего количества времени и интеллектуальных затрат, чем применение бумажного учебника. Казалось бы, наличие функции самостоятельного конструирования заданий для обучающихся позволяет реализовать индивидуальный подход и творчески подходить к проведению каждого занятия, но на деле это отнимает очень много времени и при максимальной загрузке учителей в школах становится еще одной проблемой. Кроме этого учителя отметили, что процесс объяснения обучающимся, как пользоваться учебником, занимает в среднем 2-3 урока, что негативно сказывается на образовательном процессе, приводя к отставанию от календарно-тематического плана.

Третья проблема применения электронного учебника связана с ограничениями времени его применения на уроках у обучающихся разных возрастных групп, что регламентировано нормативной базой СанПиНа. Превышение временного лимита применения гаджетов на уроке может привести к ухудшению здоровья обучающихся.

Четвертая проблема - это хрупкость гаджета, равно как и возможность обучающихся использовать не только электронный учебник в процессе урока, но и другие ресурсы сети Интернет, не связанные с темой урока. Такое поведение при контакте с гаджетами свойственно обучающимся, тем более что современное информационное пространство освоено детьми максимально хорошо. Если же говорить о развитии информационно-коммуникационной компетенции у обучающихся, то стоит отметить, что у современных школьников она развита гораздо лучше, чем аналогичная компетенции у взрослых людей и учителей, в частности.

Пятая проблема связана с потерей контакта с учителем, с одной стороны, с одноклассниками, с другой. Гаджет становится посредником при общении на уроке, что снижает уровень коммуникативного взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Также участниками мастер-класса были названы и такие проблемы, как риск привлечения внимания к гаджету со стороны маргинальных элементов (риск кражи), риск снижения воспитательного воздействия на обучающихся учителем, риск формирования психологического дискомфорта и отсутствие психологической устойчивости при работе у доски и т. д.

В настоящее время некоторые проблемы уже решены или нивелированы: в частности, применение электронного учебника происходит в течение части урока, а не весь урок;

учителя научились работать с электронными учебниками и это не занимает много времени; обучающиеся адаптировались к новому формату работы и не используют сторонние ресурсы в процессе работы на уроке и т. д. Вместе с тем снижение уровня коммуникативного взаимодействия между участниками образовательного процесса по-прежнему представляет определенную опасность. Вместе с тем реальность диктует определенные правила: активизация самостоятельной работы обучающихся в связи с эпидемиологической ситуацией, переход на дистанционный формат обучения, необходимость привлечения других ресурсов для получения знаний и т. д. делает электронный учебник универсальным средством работы на уроках английского языка.

Заключение

Использование средств электронного учебника в образовательном пространстве школы сегодня является необходимостью. Современные школьники и учителя для связи и развлечений используют всевозможные электронные гаджеты, с помощью которых они получают основную информацию об окружающем мире вне школы. Это означает, что мозг современных школьников приспособился воспринимать электронный контент более качественно и эффективно по сравнению с печатными источниками информации. Образовательное пространство активно развивается и успешно работает в направлении создания образовательного электронного контента, это направление получает поддержку со стороны государства и отвечает потребностям и образовательным интересам школьников. Сегодня практически каждый учебник английского языка имеет электронную версию или электронное приложение, используя которые можно добиться более высоких результатов, а значит выйти на новую ступень в области обучения иностранным языкам. Но остается открытым вопрос о необходимости комбинирования работы с электронным учебником на уроках английского языка с другими видами деятельности, что позволит нивелировать проблемы применения электронных учебников.

Список литературы

1. Авдеева С.М., Барышникова М.Ю., Босова Л.Л. и др. Учебные материалы нового поколения. Опыт проекта «Информатизация системы образования». М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. 127 с.

2. Алиева П.Ш. Дидактические возможности цифровых учебников при изучении иностранных языков // МНКО. 2019. № 2 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-vozmozhnosti-tsifrovyh-uchebnikov-pri-izuchenii-inostrannyh-yazykov (дата обращения: 10.08.2021).

3. Беренфельд Б.С., Бутягина К.Л. Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ (уроки недалекого прошлого и взгляд в будущее) // Вопросы образования. 2005. № 3. С. 104-144.

4. Босова Л.Л., Зубченок Н.Е. Электронный учебник: вчера, сегодня, завтра // ОТО. 2013. № 3. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/elektronnyy-uchebnik-vchera-segodnya-zavtra (дата обращения: 11.08.2021).

5. Владимирова Л.П. Электронный учебник по иностранному языку как фактор развития современного образовательного пространства // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2015. № 4 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnyy-uchebnik-po-inostrannomu-yazyku-kak-faktor-razvitiya-sovremennogo-obrazovatelnogo-prostranstva (дата обращения: 10.08.2021).

6. Динер Е.В. Опыт разработки концепции мультимедийного учебного пособия для средней школы (на примере электронного приложения к основному учебнику английского языка для начальной школы) // Текст. Книга. Книгоиздание. 2018. № 18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7opyt-razrabotki-kontseptsii-multimediynogo-uchebnogo-posobiya-dlya-sredney-shkoly-na-primere-elektronnogo-prilozheniya-k-osnovnomu (дата обращения: 18.07.2021).

7. Егорова Т.А. К вопросу об использовании информационных технологий на уроках английского языка // Наука, техника и образование. 2015. № 11 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-ispolzovanii-informatsionnyh-tehnologiy-na-urokah-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 12.07.2021).

8. Кулагин В.П., Найханов В В., Овезов Б.Б., Роберт И.В., Кольцова Г.В., Юрасов В.Г. Информационные технологии в сфере образования. М.: Янус-К, 2004. 248 с.

9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 марта 2016 г. № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)».

10. Современные требования к электронным изданиям образовательного характера: Коллективная монография / Л.Г. Гордон, Т.З. Логинова, С.А. Христочевский, Т.Ю. Шпакова. М.: ИПИ РАН, 2008. 73 с.

11. Суханова И.Ю., Филоненк Т.А. Электронный учебник и видеотекст // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2013. № 1 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7elektronnyy-uchebnik-i-videotekst (дата обращения: 04.08.2021).

12. Шабалина Т.А. Использование возможностей электронных форм учебника на уроках английского языка для формирования коммуникативных универсальных учебных действий // Концепт. 2018. № V6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-vozmozhnostey-elektronnyh-form-uchebnika-na-urokah-angliyskogo-yazyka-dlya-formirovaniya-kommunikativnyh-universalnyh (дата обращения: 03.08.2021).

13. Широбокова М.В. Возможности электронных учебников в эффективном обучении иностранному языку // Текст. Книга. Книгоиздание. 2013. № 2 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-elektronnyh-uchebnikov-v-effektivnom-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 10.08.2021).

14. Электронные учебники: рекомендации по разработке, внедрению и использованию интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств. М.: Федеральный институт развития образования, 2012. 84 с.

15. Электронные учебники: рекомендации по разработке. М.: Федеральный институт развития образования, 2012а. 24 с.

References

1. Avdeeva S.M., Baryshnikova M.Yu., Bosova L.L. i dr. Uchebnye materialy novogo pokoleniya. Opyt proekta «Informatizatsiya sistemy obrazovaniya» [New generation teaching materials. Experience of the project "Informatization of the education system"]. Moscov, Rossiiskaya politicheskaya entsiklopediya (ROSSPEN), 2008, 127 p. (In Russ.)

2. Alieva P.Sh. Didakticheskie vozmozhnosti tsifrovykh uchebnikov pri izuchenii inostrannykh yazykov [Didactic possibilities of digital textbooks in the study of foreign languages]. MNKO, 2019, no. 2 (75). (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-vozmozhnosti-tsifrovyh-uchebnikov-pri-izuchenii-inostrannyh-yazykov (accessed: 10.08.2021).

3. Berenfel'd B.S., Butyagina K.L. Innovatsionnye uchebnye produkty novogo pokoleniya s ispol'zovaniem sredstv IKT (uroki nedalekogo proshlogo i vzglyad v budushchee) [Innovative educational products of a new generation using ICT tools (lessons of the recent past and a look into the future)]. Voprosy obrazovaniya, 2005, no. 3, pp. 104-144. (In Russ.)

4. Bosova L.L., Zubchenok N.E. Elektronnyi uchebnik: vchera, segodnya, zavtra [Electronic textbook: yesterday, today, tomorrow]. OTO. 2013, no. 3. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnyy-uchebnik-vchera-segodnya-zavtra (accessed: 11.08.2021).

5. Vladimirova L.P. Elektronnyi uchebnik po inostrannomu yazyku kak faktor razvitiya sovremennogo obrazovatel'nogo prostranstva [Electronic textbook on a foreign language as a factor in the development of modern educational space]. Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki, 2015, no. 4 (14). (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnyy-uchebnik-po-inostrannomu-yazyku-kak-faktor-razvitiya-sovremennogo-obrazovatelnogo-prostranstva (accessed: 10.08.2021).

6. Diner E.V. Opyt razrabotki kontseptsii mul'timediinogo uchebnogo posobiya dlya srednei shkoly (na primere elektronnogo prilozheniya k osnovnomu uchebniku angliiskogo yazyka dlya nachal'noi shkoly) [Experience in developing the concept of a multimedia textbook for secondary school (on the example of an electronic application to the main textbook of English for primary school)]. Tekst. Kniga. Knigoizdanie, 2018, no. 18. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-razrabotki-kontseptsii-multimediynogo-uchebnogo-posobiya-dlya-sredney-shkoly-na-primere-elektronnogo-prilozheniya-k-osnovnomu (accessed: 18.07.2021).

7. Egorova T.A. K voprosu ob ispol'zovanii informatsionnykh tekhnologii na urokakh angliiskogo yazyka [On the use of information technology in English lessons]. Nauka, tekhnika i obrazovanie, 2015, no. 11 (17). (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-ispolzovanii-informatsionnyh-tehnologiy-na-urokah-angliyskogo -yazyka (accessed: 12.07.2021).

8. Kulagin V.P., Naikhanov V.V., Ovezov B.B., Robert I.V., Kol'tsova G.V., Yurasov V.G. Informatsionnye tekhnologii v sfere obrazovaniya [Information technology in education]. Moscov, Yanus-K, 2004, 248 p. (In Russ.)

9. Pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 18 marta 2016 g. № NT-393/08 «Ob obespechenii uchebnymi izdaniyami (uchebnikami i uchebnymi posobiyami)» [Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated March 18, 2016 No. NT-393/08 "On the provision of educational publications (textbooks and teaching aids)"]. (In Russ.)

10. Gordon L.G., Loginova T.Z., Khristochevskii S.A., Shpakova T.Yu. Sovremennye trebovaniya k elektronnym izdaniyam obrazovatel'nogo kharaktera [Modern requirements for electronic educational publications]: kollektivnaya monografiya. Moscov, IPI RAN, 2008, 73 p. (In Russ.)

11. Sukhanova I.Yu., Filonenk T.A. Elektronnyi uchebnik i videotekst [Electronic textbook and video text]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Psikhologo-pedagogicheskie nauki, 2013, no. 1 (19). (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnyy-uchebnik-i-videotekst (accessed: 04.08.2021).

12. Shabalina T.A. Ispol'zovanie vozmozhnostei elektronnykh form uchebnika na urokakh angliiskogo yazyka dlya formirovaniya kommunikativnykh universal'nykh uchebnykh deistvii [Using the possibilities of electronic forms of the textbook in English lessons for the formation of communicative universal educational actions]. Kontsept, 2018, no. V6. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7ispolzovanie-vozmozhnostey-elektronnyh-form-uchebnika-na-urokah-angliyskogo-yazyka-dlya-formirovaniya-kommunikativnyh-universalnyh (accessed: 03.08.2021).

13. Shirobokova M.V. Vozmozhnosti elektronnykh uchebnikov v effektivnom obuchenii inostrannomu yazyku [Opportunities of electronic textbooks in effective teaching a foreign language]. Tekst. Kniga. Knigoizdanie, 2013, no. 2 (4). (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-elektronnyh-uchebnikov-v-effektivnom-obuchenii-inostrannomu-yazyku (accessed: 10.08.2021).

14. Elektronnye uchebniki: rekomendatsii po razrabotke, vnedreniyu i ispol'zovaniyu interaktivnykh mul'timediinykh elektronnykh uchebnikov novogo pokoleniya dlya obshchego obrazovaniya na baze sovremennykh mobil'nykh elektronnykh ustroistv [Electronic textbooks: recommendations for the development, implementation and use of interactive multimedia electronic textbooks of a new generation for general education based on modern mobile electronic devices]. Moscov, Federal'nyi institut razvitiya obrazovaniya, 2012, 84 p. (In Russ.)

15. Elektronnye uchebniki: rekomendatsii po razrabotke [Electronic textbooks: guidelines for development]. Moscov, Federal'nyi institut razvitiya obrazovaniya, 2012a, 24 p. (In Russ.)

Информация об авторах В.Н. Марченко - магистрант, Новосибирский государственный педагогический университет;

Л.Н. Кретова - кандидат филологических наук, доцент, Новосибирский государственный педагогический университет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the authors V.N. Marchenko - Master's Student, Novosibirsk State Pedagogical University;

L.N. Kretova - Ph.D. (Philology), Associate Professor, Novosibirsk State Pedagogical University.

Статья поступила в редакцию 13.09.2021; одобрена после рецензирования 18.10.2021; принята к публикации 18.10.2021

The article was submitted 13.09.2021; approved after reviewing 18.10.2021; accepted for publication 18.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.