Жамият ва инновациялар -Общество и инновации -Society and innovations
Journal home page: https://inscience.uz/index.php/socinov/index
The use of various games when teaching a foreign language at the university
Surayo KHAMRAKHODZHAEVA 1 Zukhra Narbekova2 Naima Rezhapova 3
Tashkent State University of Economics
ARTICLE INFO
ABSTRACT
Article history:
Received January 2021 Received in revised form 15 January 2021 Accepted 20 February 2021 Available online 7 March 2021
Keywords:
Game technique of teaching
a foreign language
Linguistic
Lexical
Grammatical
Phonetic and spelling games Students' communication skills, Motivation.
The article examines a variety of games in teaching a foreign language at a university, as well as game activities and their classification. Examples of games in a foreign language lesson with different stages of work with students are given. A description of a variety of game techniques used by many teachers in foreign language lessons with students of non-linguistic specialties is offered.
2181-1415/© 2021 in Science LLC.
This is an open access article under the Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) license (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)
Universitetda xorijiy tilni o'rgatishda turli o'yinlardan foydalanish
Калит сузлар:
Chet tilini o'qitishning o'yin
texnikasi
Lingvistika
Leksika
Grammatika
Fonetik va imlo o'yinlari
Talabalarning muloqot
qobiliyatlari
Motivatsiya
АННОТАЦИЯ
Maqolada universitetda chet tilini o'qitishda turli xil o'yinlar, shuningdek, o'yin faoliyati va ularning tasnifi ko'rib chiqilgan. Talabalar bilan ishlashning turli bosqichlari bo'lgan chet tili darsidagi o'yinlarning namunalari keltirilgan. Tilshunos bo'lmagan mutaxassisliklar talabalari bilan chet tili darslarida ko'plab o'qituvchilar tomonidan qo'llaniladigan turli xil o'yin texnikalarining tavsifi taklif etiladi
1 Lecturer at the Department of Foreign Languages, Tashkent State University of Economics, Tashkent, Uzbekistan
2 Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages, Tashkent State University of Economics, Tashkent, Uzbekistan
3 Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages, Tashkent State University of Economics, Tashkent, Uzbekistan
Использование разнообразных игр при обучении иностранному языку в университете
_ АННОТАЦИЯ_
Ключевые сл°ва: В статье рассматриваются разнообразные игры при
Игровая ^методика обучении иностранному языку в университете, а также
игровые деятельности и их классификации. Приводятся
обучения иностранному
языку
Лингвистика примеры игр на уроке иностранного языка с разными
Лексика этапами работы со студентами. Предлагается описание
Грамматика разнообразных игровых методик, которыми пользуются
фонетические и многие преподаватели на уроках иностранного языка со орфографические игры
„ студентами неязыковых специальностей.
Коммуникативные ]" ^
навыки студентов
Мотивация
Игра - это метод педагогической деятельности, которая является своего рода отдыхом, развлечением при обучении какого-либо предмета. А если студенты говорят при этом на иностранном языке, то она может дать еще больше обучающих возможностей.
Игровая деятельность оказывает большое влияние на внимание, память, мышление, воображение, требует некоторого напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра должна быть экономной по времени, не сбивать заданный ритм учебной работы на уроке; снимать напряжение урока и стимулировать активность учащихся и дать им мотивацию при изучении какого-либо иностранного языка.
Роль игры на уроках иностранного языка огромна, так как она позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным для каждого студента. Игры должны соответствовать уровню подготовки студентов и быть необходимыми для прохождения определённого грамматического или лексического материала. С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования и устной речи. С её помощью можно снять психологическое утомление; её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.
Методом, который позволяет мотивировать учащихся на изучение предмета, способствует развитию языковой и речевой компетенции, а также более быстрому и прочному усвоению материала, является игра.
Игровые приемы на занятиях иностранного языка используются не только в школах, но также и в профессиональных учебных учреждениях. Игры на уроках иностранного языка развивают мотивацию, мышление, память у студентов и способствуют развитию коммуникативных навыков.
Мотивация является важной ролью в обучении иностранному языку в вузе. Студенты определяют глобальные цели, связанные с дальнейшим трудоустройством и их профессиональной деятельностью. В связи с этим в последнее время в вузах наблюдается рост интереса к изучению иностранного языка, поскольку будущий выпускник какого-либо вуза прекрасно осознает
важность и умение общения на иностранном языке для участия в программах академического обмена, семинарах и конференциях на иностранном языке, в деловых поездках; для ведения деловой переписки с потенциальными партнерами и для продвижения по карьерной лестнице.
Современная система среднего профессионального образования требует от студентов любой специальности владения иностранным языком на базовом уровне, который позволит выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями данного иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения. Перед преподавателями СПО стоит непростая задача: восполнить те пробелы и решить те проблемы, которые возникали у студентов в процессе изучения иностранного языка в школе. Одним из решений проблемы мотивированности студентов к изучению иностранного языка (немецкого, французского или английского) является внедрение различных активных, в том числе игровых, методов обучения.
Использование игры на уроке иностранного языка способствует созданию психологической готовности учащихся к речевому общению. Игра помогает создать благоприятную, необычную атмосферу на уроке. Она объединяет учащихся и помогает взаимодействию на иностранном языке. Игра развивает личностные качества учащихся.
В современной науке игры рассматриваются как метод, который может с эффективностью использоваться при обучении иностранному языку как детей, так и взрослых. Уместно будет привести классификации игр, которые позволят сориентироваться, какие игры могут способствовать развитию определенных языковых навыков.
Существуют различные классификации игр на уроках иностранного языка. По характеру педагогического процесса выделяют следующие игры, такие как, обучающие, тренировочные, познавательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, коммуникативные, психотехнические.
Во время игры учащихся не следует отвлекать или прерывать, ибо это нарушает атмосферу общения. И. П. Гладилина считает: «Очень часто в обществе люди предпочитают молчать, если знают, что их речь вызовет отрицательную реакцию со стороны собеседника. Подобно этому учащийся не только теряет основную мысль высказывания, но и желание продолжить беседу, если преподаватель будет исправлять каждую его ошибку».
Исправления следует делать тихо, не прерывая речи учащихся, или делать это в конце урока.
М.Ф. Стронин выделяет следующие виды игры:
1. Лексические.
2. Грамматические.
3. Фонетические.
4. Орфографические.
5. Творческие.
Первые четыре могут быть отнесены к так называемым языковым, целью которых является формирование соответствующих навыков. Творческие игры носят комплексный характер, подразумевают творческое применение усвоенных знаний и навыков в игровой ситуации.
Игровые методы обучения ассоциируются, как правило, с обучением дошкольников или младших школьников. Однако и со взрослыми учащимися игровые методы являются не менее действенными. Игровые методы обучения иностранному языку соответствуют всем требованиям, предъявляемым к уроку иностранного языка в СПО: игра предполагает активное вовлечение каждого студента в деятельность, тем самым делая его активным участником формирования собственной личности; игра развивает интеллектуальные способности студентов - чтобы выиграть, необходимо соблюдать правила игры, а значит, выучить необходимую лексику, запомнить нужные грамматические формы и правила. Игра на иностранном языке зачастую предполагает групповые формы работы, в процессе которых развиваются самостоятельность, взаимовыручка, сотрудничество, умение находить правильное решение.
Существуют и другие классификации игр. А. В. Конышева делит игры согласно их цели на языковые и речевые (коммуникативные). Е. В. Душина говорит о лингвистических играх и делит их на некоммуникативные, пред-коммуникативные и коммуникативные, в зависимости от формируемых компетенций. Очевидно, что во всех классификациях речь идет о играх, в процессе которых идет усвоение материала (новых лексических единиц, грамматических конструкций), отработка отдельных языковых навыков (фонетического, грамматического). При этом важно учитывать принцип дидактической последовательности: сначала выполняются задания на заучивание, на воспроизведение (в том числе и по образцу), а затем на творческое применение изученного материала.
В публикации мы даём играм название «словесные игры». Они имеют связь со словом, его правильным написанием, смыслом, возможностью использования с другими словами (здесь можно привести в пример и лексические, и орфографические игры). Словесные игры дают возможность студентам и ученикам:
- пополнять словарный запас, изучая новые лексические единицы;
- лучше понимать уже знакомые лексические единицы;
- иметь навык с правильным написанием слов;
- подключать речемыслительную деятельность;
- изучать новые устойчивые выражения и словосочетания.
К словесным играм можно отнести следующие игры:
1. Анаграммы
2. Кроссворды
3. Поиск слов среди буквенного хаоса
4. «Виселица» (Hangman)
5. «Слова» (составление нескольких коротких слов из одного длинного, чаще на время).
5. «Последняя буква» (назвать слово, начинающееся с последней буквы предыдущего).
6. «Пропавшие буквы» (угадать слово только по гласным/согласным).
7. Угадать слово по его определению, синонимам, антонимам и т. д.) и другие.
Используемые игры во время урока по иностранному языку могут быть
самыми разными, но общая цель, вероятно, заключается в формировании навыков общения. Если в школе учитель долгое время работает с одними и теми же
учащимися, то у преподавателя в среднем профессиональном учреждении каждый год могут быть разные студенты и меняться их состав. В связи с этим, игра на знакомство не теряет своей значимости и актуальности.
Процесс игры: Преподаватель приглашает студентов взять любое количество конфет. Потом предлагает начать рассказ о себе, но учитывая количество взятых сладостей. (одна конфета - одно предложение). С помощью такой увлекательной игры можно в интересной форме усвоить правило составления простых предложений. К примеру, I am a student./Ich bin Student(in). My name's.../Ich heiße... I'm from Barnaul/Ich komme aus Barnaul. I've got a brother./Ich habe eine Schwester usw. У данной игры могут быть другие разновидности в зависимости от пройденной или изучаемой темы.
В некоторых играх в основе лежит командная работа и соревнование. Сами студенты признают, что проведение уроков по иностранному языку используя разнообразные игры, помогают лучше усвоить пройденный материал и запомнить новые слова.
Несомненно, словесная игра на уроках по иностранному языку в высшем учебном заведении не должна быть единственным применяющимся методом несмотря на то, что после трудной умственной работы она вполне может помочь снять напряжение. При организации игры на уроке, преподаватель должен иметь в виду общие методические принципы, а также принципы педагогики обучения взрослых (так как у аудитории, состоящей из студентов присутствует «взрослость», но при этом методы и приемы, которые применяются с детьми, находят свой отклик и у студентов):
- взрослым необходимо знать, с какой целью и для чего они разучивают тот или иной материал. Следовательно, педагог должен быть подготовлен к тому, чтобы пояснить студентам, какую помощь может оказать игра при изучении иностранного языка;
- взрослые чаще всего учатся на своих же ошибках, опыте, «на практике», поэтому и воспринимают обучение как решение задач, а применение словесных игр может крайне отличаться от обычного выполнения упражнений из учебника и представить для «практики» широкие возможности;
- игра должна быть четко продумана, иметь определенные условия и правила, которые должны быть под контролем у преподавателя;
- среда, в которой будет проводиться игра должна быть приветливой и благожелательной, таким образом давая возможность студенту право на самовыражение, раскрепощение и самораскрытие;
- в игре должен присутствовать элемент соперничества (при изначальном условии равенства участников/команд), что может помочь в активизации мыслительной работы студентов, мотивировать их на дальнейшую заинтересованность.
«Geburtstagsschlange/birthday's snake». Эта игра может в основном применяться в начале учебного года при повторении и усвоении темы о порядковых числительных, названий месяцев и дат.
Процесс игры. Педагог говорит студентам встать в одну линию по дням рождения, при этом ничего не говоря друг другу, не используя мимику и жесты. Сам встает в ряд. Студенты должны интуитивно занять свое положение между первым
и последним месяцем года. Когда студенты займут свои места, преподаватель должен проверить правильное ли место занимает каждый из участников, предлагая назвать каждому свою дату рождения. Например, I'm Kate. My birthday is on the 1st January. /Ich heiße Katja. Mein Geburtstag ist am 1.Januar.
Игры типа кроссвордов, часто используются при отработке лексики по конкретной теме. В школьных и зарубежных учебниках/рабочих тетрадях такое задание встречается много, но учебники для высших учебных заведений, особенно профессиональной направленности, не часто предлагают студентам такое упражнение-игру. Достаточную эффективность имеет прием, когда студентам дают задание самим создать «буквенный хаос» / кроссворд и предлагают его на занятии для работы в небольших группах.
Для развития коммуникативных навыков студентов можно также использовать творческую игру «Maler» / «Painter». Студенты делятся на пары и садятся спиной друг к другу. Первому в паре дают картинку, второму - чистый лист и карандаш. Задача первого как можно подробнее рассказать о том, что изображено на картинке, второго - нарисовать всё то, что он услышит. Всем студентам раздаются одинаковые картинки. На выполнение задания дается не более 10 минут. После его завершения все рисунки должны быть собраны и представлены на выставке. Каждый студент отдает свой голос (приклеивает звездочку, ставит плюсик, ставит свою подпись и т.п.) за одну работу. Победителем игры становится та пара, чей рисунок больше всего похож на оригинал. Данную игру можно использовать при изучении таких тем, как «Описание дома и учебного заведения», «Описание местоположения объекта», «Магазины, товары, совершение покупок», «Физкультура и спорт, здоровый образ жизни» и т.д. Игра применяется для лучшего усвоения пройденного материала.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование игр на уроке иностранного языка делает учебно-воспитательный процесс более качественным, успешным, так как игра вовлекает всех учащихся в познавательную деятельность и стимулирует обучаемых к изучению иностранного языка.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей. - М., 2008. - 272с.
2. Душина Е. В. Лингвистические игры на уроках русского и иностранного языка.
3. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Маслыко Е. А. и др.
- Мн.,1996. - 522с.
4. Комарова Ю.А. Использование учебных игр в процессе обучения иностранным языкам. СПб. - «Каро», 2001.
5. Тумакова Н. А., Ткаченко Ю. А. К вопросу о роли мотивации в обучении иностранному языку в вузе // Молодой ученый. - 2015. - №6. - С.705-707.
6. Будакова, О. В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка. - Москва, 2012.
7. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М.Ф. Стронин.
- М.: Просвещение, 2001. - 370 с.