Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОТБОРЕ ВОДИТЕЛЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПАССАЖИРСКИЕ И ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОТБОРЕ ВОДИТЕЛЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПАССАЖИРСКИЕ И ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
124
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / НАДЕЖНОСТЬ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прохорова Анна Махмутовна

Статья посвящена комплексному исследованию психофизиологических и психологических показателей в профессиональном отборе водителей, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Прохорова Анна Махмутовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОТБОРЕ ВОДИТЕЛЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПАССАЖИРСКИЕ И ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ»

В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ НА САЙТЕ SOVNAUKA.COM

N<3

OPEN/7I ACCESS

УДК 612.821 ББК 39.808.020.3

Научная специальность: 19.00.02. Психофизиология (биологические науки)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОТБОРЕ ВОДИТЕЛЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПАССАЖИРСКИЕ И ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

А.М. Прохорова *

Аннотация. Статья посвящена комплексному исследованию психофизиологических и психологических показателей в профессиональном отборе водителей, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки.

Ключевые слова: психофизиологический отбор, профессиональные качества, надежность, психофизиологические особенности, безопасность дорожного движения

USE OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL AND PSYCHOLOGICAL INDICATORS IN PROFESSIONAL SELECTION OF DRIVERS ENGAGED IN PASSENGER AND CARGO TRANSPORTATION

A.M. Prokhorova *

Abstract. The article is devoted to a comprehensive study of psychophysiological and psychological indicators in the professional selection of drivers engaged in passenger and cargo transportation.

Keywords: psychophysiological selection, professional qualities, reliability, physiological characteristics, road safety

Вопросы повышения безопасности дорожного движения в целом, и в частности при осуществлении перевозочной деятельности существуют еще со времен начала широкого использования автомобильного транспорта. По мере развития транспорта общего пользования проблема безопасности перевозок приобретала различные формы и направления.

Обеспечивая основные потребности населения, автомобильный транспорт общего пользования играет существенную роль в экономической и социальной жизни общества. По данным Росстата, автомобильный транспорт в структуре перевозок пассажиров по видам транспорта составляет около 60% и почти 70% в структуре перевозок грузов. Этот факт дает основания считать, что безопасность дорожного движения представляет собой одну из весомых социально-экономических проблем. От уровня и степени решения проблемы безопасности дорожного движения зависит устойчивость функционирования гражданского общества в целом. Меры,

предпринимаемые для решения данной проблемы, должны учитывать сложность и многообразие причин и условий, связанных с дорожным движением и оказывающих непосредственное влияние на его безопасность.

Несмотря на сокращение основных показателей аварийности в Российской Федерации за последние несколько лет, одной из основных причин аварийности на автомобильном транспорте остается нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации водителями транспортных средств [1,2]. В 2019 году в России зарегистрировано 164358 дорожно-транспортных происшествий1, из них 89 % ДТП совершено вследствие нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств2 , по вине водителей грузового транспорта - 53 % ДТП и 46 % - по вине водителей автобусов [3, 4].

Таким образом, статистические данные еще раз доказывают, что основным элементом с точки зрения безопасности дорожного движения явля-

1 Далее - ДТП.

2 Далее - ТС.

*Анна Махмутовна Прохорова,

заместитель начальника ФКУ «НЦ БДД МВД России»,

кандидат биологических наук, доцент

Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121170

E-mail: aprokhorova8@mvd.ru

Тел. 8(499)1488568

*Anna M. Prokhorova,

Deputy Head of Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of th e Interior of the Russian Federation», Ph.D., Associate Professor

ется водитель, а не какой-либо другой фактор. Научные исследования причин возникновения ДТП и их последствий, проведенные отечественными и зарубежными учеными, также показывают, что основная доля ДТП обусловлена именно ошибочными действиями водителей.

Анализ статистических данных позволяет констатировать тот факт, что вероятность повторного совершения ДТП одним и тем же лицом выше, чем в среднем по популяции, при этом примерно в 60% случаев они подобны предшествующим по внешним признакам и в 90% по психологической структуре действий. Это может означать либо низкий уровень квалификации водителя, либо недостаточность его психофизиологических качеств к выполнению данной работы. Последний тезис наглядно иллюстрируется опытом работы психологической службы Российских железных дорог. До введения психофизиологического отбора на железных дорогах России 5% машинистов совершали 40% аварийных происшествий. После того как при приеме на работу и в школы машинистов был введен психофизиологический отбор кандидатов, эта статистика изменилась радикально. Повторность попадания машинистов в аварии снизилась до 25% [5].

Неуклонный рост интенсивности дорожного движения, высокие скорости движения, увеличение объемов перевозок, повышение требований к их качеству выдвигают особые требования к водителю, который обеспечивает процесс перевозки. В связи с этим повышение безопасности дорожного движения одновременно с сохранением производительности как пассажирских, так и грузовых перевозок невозможно без комплексного профессионального отбора водителей.

Таким образом, можно предположить, что введение психофизиологического профессионального отбора на должности водителей позволит сократить количество ДТП, уменьшить человеческие жертвы и материальные потери.

В связи с этим целью настоящей работы явилось комплексное изучение психофизиологических показателей водителей, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки на профессиональной основе.

Объектом исследования были выбраны водители, осуществляющие пассажирские и грузовые перевозки на профессиональной основе. В иссле-

В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ НА САЙТЕ SOVNAUKA.COM

довании приняли участие 500 водителей различных автотранспортных предприятий, средний возраст которых составил 43 года. Психофизиологическое обследование проводилось с использованием автоматизированного программно-аппаратного комплекса «Статус ПФ» [6] и включало оценку:

• свойств нервной системы (латентный период простой (ПЗМР) и сложной (СЗМР) зрительно-моторной реакций, уровень функциональной подвижности (УФП) нервных процессов, работоспособность головного мозга (РГМ), уравновешенность нервных процессов (РДО));

• свойств психических процессов (кратковременная память, объем и переключение внимания);

• личностных особенностей (свойства личности, эмоциональная устойчивость, ситуативная и личностная тревожность, склонность к риску).

Результаты проведенного комплексного психофизиологического исследования позволяют сделать вывод о том, что успешность профессиональной деятельности водителя определяется развитием таких качеств, как внимание, память, сила и подвижность нервных процессов, а также уровня зрительно-моторной реакции, не исключая другие факторы.

Полученные результаты согласуются с данными Н.В. Макаренко, В.С. Лизогуба [7] и доказывают, что профессия водителя предъявляет к свойствам основных нервных процессов человека наличие высоких и средних уровней развития. Таким образом, например, человеку с выраженной инертностью и слабостью нервных процессов труднее заниматься указанным видом деятельности на профессиональной основе. В этой связи такой показатель, как уровень функциональной подвижности нервных процессов может использоваться с точки зрения прогнозирования надежности и успешности профессиональной деятельности водителя.

В значительной степени профессиональная пригодность водителей зависит и от такого показателя, как работоспособность (оценивается по показателю силы нервных процессов), которая при высоких значениях характеризуется выполнением работы с высокими показателями производительности и качества. При управлении транспортным средством в состоянии пониженной работоспособности водители могут допускать ошибки, приводящие к возникновению ДТП.

В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ НА САЙТЕ SOVNAUKA.COM

м9»

Исследования Н.Е. Введенского, И.М. Сеченова, А.А. Ухтомского, И.П. Павлова показывают, что клетки коры головного мозга утомляются самыми первыми, затем мышцы и меньшей утомляемостью обладают нервы.

В результате утомления нервных клеток головного мозга возникают нарушения в процессах восприятия, внимания, памяти и мышления. Снижается острота зрения, сужается поле зрения, нарушается точность и координация движений, увеличивается время сенсомоторных реакций, снижается степень автоматизации навыков, учащается пульс, повышается кровяное давление, теряется чувство скорости, возникает апатия, вялость, нарушается готовность к действиям при неожиданном изменении дорожной обстановки [8].

Для подтверждения гипотезы о влиянии психофизиологических особенностей на успешность деятельности водителя весь обследуемый контингент

был разделен на 4 группы. Первую группу составили водители, не имеющие грубых нарушений ПДД и не совершавшие ДТП, а также высоко оцененные работодателями. В данную группу вошло 125 человек (25% от общего числа обследованных водителей). Вторая группа - водители, не совершавшие ДТП, но имеющие грубые нарушения ПДД (25% от общего числа), третья группа - водители, совершившие 1-2 ДТП (43% от общего числа), и четвертая группа - водители, совершившие более 3 ДТП (6% от общего числа).

Анализ совершенных административных правонарушений в области дорожного движения (за календарный год) в выделенных группах, представленный в таблице 1, позволил установить, что водители, относящиеся к первой группе, в 2 раза реже привлекаются к административной ответственности, чем представители третьей группы, и в 3 раза реже представителей четвертой группы.

Таблица 1

Достоверные отличия по среднему количеству совершенных выделенными группами водителей административных правонарушений

Показатели 1 группа 3 группа 4 группа Р < 0,05

Количество нарушений 19,11±1,72 44,46±3,26 59,06±Ю,89 1-3 1-4

Количество грубых нарушений 0 1,23±0,13 1,89±0,54 1-3 1-4

Количество УТНС 0 1±0,06 1±0,28 1-3 1-4

Анализ уровней основных психофизиологических показателей в группе водителей, не имевших грубых нарушений ПДД и не совершавших ДТП (первая группа), в группе водителей, совершивших 1-2 ДТП (третья группа), и среди водителей, совершивших более 3 ДТП (четвертая группа), представлен в таблице 2.

Из всего комплекса проведенных методик на оценку свойств личности у выделенных групп достоверно различается единственный показатель -ситуативная тревожность.

Причем данный показатель достоверно ниже у водителей четвертой группы, что может характеризовать их состояние как неактивное, с низким

уровнем мотивации, с пониженным чувством ответственности в решении тех или иных задач. Иногда очень низкая тревожность является результатом активного вытеснения личностью базового уровня высокой личностной тревоги с целью показать себя в лучшем свете.

Анализируя различия по показателям, характеризующим свойства нервной системы, можно отметить, что представителям первой группы требуется больше времени для вхождением в ритм при выполнении задания (по тесту «Функциональная подвижность нервных процессов»), но при этом они совершают достоверно меньшее количество ошибок, чем представители четвертой группы.

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА. 2020. № 2

- , OPEN, ACCESS В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ НА САЙТЕ SOVNAUlvA.COM

Методические материалы

Таблица 2

Достоверные отличия различных исследуемых показателей между выделенными группами водителей

Показатели 1 группа 3 группа 4 группа Р < 0,05

Свойства личности

Шкала ситуативной тревожности (балл) 21,53±0,93 21,27±0,63 17,12±1,85 1-4 3-4

Свойства нервной системы

Функциональная подвижность нервных процессов, (количество ошибок) 23,48±0,83 24,36±0,75 26,73±1,69 1-4

Функциональная подвижность нервных процессов, (время выхода на минимальную экспозицию) (мсек) 449,52±6,51 433,83±5,38 433,40±6,71 1-3 1-4

Уравновешенность нервных процессов (запаздывание), (мсек) 14,32±0,43 15,56±0,41 12,71±0,87 1-4 3-4

Уравновешенность нервных процессов (опережениение), (мсек) 5,59±0,43 5,08±0,32 6,76±0,87 3-4

В целом при изучении уровня функциональной подвижности нервных процессов, который характеризует быстроту возникновения, протекания и прекращения нервных процессов, у водителей автотранспортных предприятий получены следующие данные: 42 % имеют высокий уровень УФП НП, 46 % - средний и только 12 % низкий уровень УФП НП.

По показателю уравновешенности нервных процессов четвертая группа водителей отличается наличием реакций опережения, что свидетельствует о преобладании процессов возбуждения в отличие от водителей первой и третьей группы.

Полученные результаты показывают, что водители первой и третьей группы характеризуются более оптимальными психофизиологическими показателями.

Еще одним важным показателем с точки зрения безаварийного вождения является склонность к риску. Склонность к риску относится к устойчивым личностным особенностям человека и связана с такими качествами личности, как тревожность, конфликтность, агрессивность, стремление к острым ощущения [9] и, по всей вероятности, обусловлена также психофизиологическими особенностями индивида.

Водители, имеющие повышенную склонность к риску, как правило, управляют транспортным средством с превышением скоростного режима, не соблюдают необходимую дистанции и интервала движения, совершают неоправданные обгоны, резкие маневры и бесконечные перестроения. Наиболее выраженные негативные последствия данного качества личности в условиях дорожного движения про-

В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ НА САЙТЕ SOVNAUKA.COM ОРЕмф

являются в случаях, когда повышенная склонность к риску не обеспечена должным уровнем развития психофизиологических свойств водителя.

Проведенное исследование показывает, что из всех выделенных групп по склонности к риску наиболее отличаются водители 3 группы. Среди них меньше водителей с повышенной осторожностью, в 2 раза больше водителей с умеренной склонностью к риску и значительно больше - с высокой склонностью к риску. Таким образом, можно предположить, что соответствие психофизиологических показателей к данной профессии у них соответствует, но наличие повышенной склонности к риску обуславливает ситуации возникновения ДТП.

В связи с этим оценка склонности к риску как черты характера имеет важное значение для прогнозирования процессов принятия решения в дорожном движении. Вместе с тем представленные данные можно использовать в практике профессионального отбора водителей, чья деятельность опосредованно, но связана с рискованным поведением (водители автомобилей скорой медицинской помощи, пожарных ТС и т.п.)

Результаты проведенных исследований свидетельствуют о важной роли индивидуально-типологических психофизиологических и личностных особенностей, в частности уровня работоспособности головного мозга, сенсомоторных реакций, уравновешенности нервных процессов в приобретении и практическом использовании навыков профессиональной деятельности водителей.

Полученные данные позволили разработать критерии и пороговые значения психофизиологических характеристик для водителей пассажирского и грузового транспорта.

В связи с этим одним из главных путей совершенствования системы профессионального отбора водителей автотранспортных средств является использование психологических и психофизиологических методов оценки и прогнозирования безаварийной деятельности [10, 11].

Наиболее эффективной организационной и методической формой такой работы должно быть психофизиологическое обеспечение деятельности водителя, в основе которого лежит оценка профессионально важных психологических и психофизиологических качеств водителей.

Деятельность водителя, как сложная операторская деятельность в системе «человек-машина», предъявляет в числе прочих свои психофизиологические и психологические требования к людям, управляющим транспортными средствами.

В этом контексте учет указанных особенностей как работодателями на этапе приема на работу, так и отдельными водителями будет эффективной мерой повышения безопасности дорожного движения.

В настоящее время для профессионального отбора водителей представляется целесообразным использование автоматизированных программно-аппаратных комплексов, включающих в себя пул методик, позволяющих оценить уровень профессионально важных качеств водителя.

Кроме того, с целью повышения безопасности дорожного движения, профилактики дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий результаты тестирования могут использоваться для выявления и последующей «тренировки» тех профессионально важных качеств, предъявляемых к водителям транспортных средств, которые не являются биологически детерминированными.

Литература:

1. Галаева О.В., Боронина В.С., Смирнова И.Н. Анализ структуры, причин и условий дорожно-транспортной аварийности в российской федерации за период с 2008 по 2018 год. Информационно-аналитический обзор. - М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2020. 80 с.

2. Линник Т.М., Боронина В.С, Галаева О.В. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2018 года. Информационно-аналитический обзор. - М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2018. 18 с.

3. Боронина В.С., Линник Т.М., Наумов С.Б., Шестериков Н.А. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2019 года. Информационно-аналитический обзор. - М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2020. 21 с.

4. Ляхов П.В., Наумов С Б., Баканов К С. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 9 месяцев 2020 года. Инфор-

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА. 2020. № 2 Методические материалы мационно-аналитический обзор. - М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2020. 33 с.

5. Нерсесян Л.С. Железнодорожная психология. Монография. - М.: ООО Фирма РЕИН-ФОР, 2005.

6. Иванов В.И., Литвинова Н.А., Березина М.Г. и др. Оценка психофизиологического состояния организма человека («Статус ПФ») // Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ №2001610233 от 05.03.2001. - М.: Роспатент. 2001. 50 с.

7. Макаренко Н.В., Лизогуб В.С. Высшая нервная деятельность человека и профессиональный труд // Актуальные проблемы транспортной медицины. 2008. № 2(12). С. 10-21.

8. Жирков Р.А. Разработка и обоснование метода профессионального отбора водителей городского пассажирского транспорта: дисс. ... канд. техн. наук. - Волгоград. 2005. — 180 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ НА САЙТЕ SOVNAUKA.COM

9. Быкова С.В. Склонность к риску как устойчивое свойство личности // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. -2016. Т.1. № 1. С. 157-160.

10. Мухин Е.М. Роль психофизиологических показателей в успешном управлении автотранспортным средством: дисс. ... канд. биол. наук. -Кемерово. 2018. - 139 с.

11. Прохорова А.М., Мухин Е.М., Мазур В.А., Спирин М.Е. Совершенствование требований, предъявляемых к водителям, осуществляющим пассажирские и грузовые перевозки, с учетом влияния психофизиологических и личностных особенностей на уровень аварийности с их участием // Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: настоящее и будущее. Материалы III Международной научно-практической конференции в рамках форума «Безопасность и связь». Казань: Научный центр безопасности жизнедеятельности. 2014. С. 698-706.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.