ков ЭГ и КГ свидетельствуют, что в течение первого года службы молодые офицеры ЭГ в среднем допускали на 10-12% меньше ошибок при несении боевого дежурства, а также быстрее осваивали современную боевую технику.
Таким образом, разработанная педагогическая технология применения средств и методов тренировки курсантов-выпускников показала высокую эффективность, что способствовало повышению уровня физической готовности выпускников к более качественному несению боевого дежурства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белущенко, И.В. Методика реализации индивидуального подхода при ориентации офицеров ВВС ПВО на здоровый образ жизни // Актуальные проблемы физической подготовки и спорта : сб. науч.-метод. работ / под ред. В.А. Щёголева ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2004. - С. 78-81.
2. Кузнецов, А.И. Управление оздоровительной физической тренировкой офицеров старших возрастных групп высших военно-учебных заведений : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Кузнецов А.И., Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 2003. - 25 с.
3. Приходько, В.Н. Физическая тренировка специалистов-операторов в процессе несения боевого дежурства : метод. пособие / В.Н. Приходько ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2003. - 97 с.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАГРУЗОЧНОЙ ПРОБЫ «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ СЧЕТ» В ОЦЕНКЕ ПРОЦЕССОВ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОЙ И СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
О. И. Коломиец
Эффективная адаптация к спортивной нагрузке является одним из условий успешной спортивной деятельности. Однако при длительном воздействии интенсивных или больших по объему тренировочных и соревновательных нагрузок или при недостаточном восстановлении после них возможно развитие функциональных нарушений, характеризующих стадию дизадаптации (снижение общей и специальной работоспособности, адаптивных возможностей, развитие преморбидных состояний, спортивных травм и профессионально обусловленных заболеваний) (Солодков А.С., 2007).
Применение различных видов нагрузочных тестов у спортсменов с различной направленностью тренировочного процесса позволяет получать важную дополнительную информацию не только о функциональном состоянии и резервных возможностях сердечно-сосудистой системы, но в ряде случаев оценивать прогноз и риск развития утомления и перетренированности.
Рядом авторов для оценки стрессзависимых изменений гемодинамики изучались психоэмоциональные нагрузочные пробы, которые продемонстрировали четкие гемодинамические сдвиги, зависимые от функционального состояния симпатической нервной и гипоталамо-гипофизарной систем (West SG, 1998; Юшина, К. А. 2004).
Учитывая эти факты, представляется резонным использование психоэмоциональной нагрузочной пробы для выявления группы риска развития дизадаптации у студентов, занимающихся спортивной и учебной деятельностью.
Для достижения поставленной цели исследования была сформулирована следующая задача: выяснить характер гемодинамических изменений под влиянием психоэмоциональной нагрузки у студентов, занимающихся и не занимающихся спортом.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследованиях принимали участие 129 студентов-первокурсников Уральского государственного университета физической культуры и Южно-Уральского государственного университета. Из них: 41 высококвалифицированный спортсмен, занимающийся циклическими видами спорта (группа 2) и 43 высококвалифицированных
спортсмена, занимающихся ациклическими видами спорта (группа 3), 45 студентов, занимающихся общей физической подготовкой (ОФП) по учебной программе вуза, составили группу контроля (группа 1).
В качестве методики, имитирующей острый ментальный стресс, использовали стандартную психофизическую нагрузочную пробу - "математический счет" (МС) (Бгерго1 А., 1991; Вейн А.М., 2003).
Уровень вегетативной регуляции (в диапазоне от 0 до 100 усл. ед.) определяли с помощью диагностического комплекса «Кентавр». О преобладании парасимпатических влияний свидетельствует уровень вегетативной регуляции менее 30 усл. ед., свыше 70 усл. ед. - симпатических, а от 30 до 70 усл. ед. - свидетельствует о вегетативном балансе или эйтонии.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Экспериментальная и контрольная группы по возрастному, половому составу и морфологическим параметрам статистически значимых различий не имели. У спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта (2-я группа), исходные параметры центральной гемодинамики (ЧСС, САД, ПД, ДП, МОК) менее выражены (таблица 1).
Таблица 1
Показатели гемодинамики у студентов - спортсменов с различной направленностью тренировочного процесса при выполнении нагрузочного теста
«Математический счет» (МС)
—■—^Группа (М±т) 1 этап исследований
Показатели 1(п=45) 2(п=41) 3(п=43)
ЧСС, уд/мин ИП 60,5±1,6 52,7±2,3 70,01±1,8*
МС 75,4±1,7 67,4±2,4* 78,1±1,7
р <0,001 <0,01 <0,05
САД, мм рт. ст ИП 128,4±1.5 113,3±2,5* 126,2±1,3
МС 156±1,6 122,7±2,4* 149,2±1,2*
Д27,6;+21,5% Д9,4;+8,3% Д13;+10,3%
р <0,05 <0,001 <0,001
ДАД, ИП 79,6±1,3 73,9±1,4 86,0±1,3*
ммрт.ст МС 93,18±1,4 83,5±1,4* 94,1±1,4
р <0,05 <0,001 <0,001
ПД усл.ед ИП 48,8±0,7 39,4±1,95* 40,2±2,4*
МС 62,8±0,8 39,2±1,9* 55,1±2,3*
р <0,05 >0,05 <0,001
ДП усл. ед ИП 77,7±0,2 59,7±0,28* 88,6±0,2*
МС 117,2±0,2 82,7±0,3* 116,3±0,2*
р <0,05 <0,001 <0,001
ИФИ, ИП 2,17±0,02 2,01±0,02* 2,25±0,02
усл.ед. МС 2,92±0,03 2,19±0,02* 2,69±0,03
р <0,05 <0,001 <0,001
МОК л\мин ИП 4,1+0,02 3,15+0,01* 4,2+0,02
МС 6,4±0,02 3,9±0,01* 4,9±0,02*
р <0,05 <0,05 <0,001
Примечание. ИП - значение показателей в покое; МС - математический счет; * - р<0,05 в сравнении с нетренированными (группа 1).
Острый ментальный стресс в норме вызывает повышение систолического артериального давления вследствие периферической вазоконстрикции. Отсутствие изменений свидетельствует о недостаточности эфферентации (Вейн А.М., 2003). Как видно из представленных данных (таблица 1), в процессе пробы «МС» у «нетренированных» и спортсменов имело место умеренное функциональное напряжение со статистически значимым увеличением параметров гемодинамики. Демонстративными являются осо-
бенности реактивности сердечно-сосудистой системы спортсменов в сравнении с нетренированными людьми, по мере роста ЧСС, систолического артериального давления, величины «двойного произведения» и пульсового давления. Все это можно считать проявлением эмоционального возбуждения и отражением активации симпатической нервной системы (Вейн А.М., 2003; Шаболин А.В, 2006). Наименее выраженные сдвиги показателей ЧСС, ДАД и МОК отмечены в группе спортсменов с ациклической направленностью тренировочного процесса. Минимальные сдвиги систолического и пульсового давления наблюдались в группе спортсменов с циклической направленностью тренировочного процесса.
Известно, что анализ динамики ритма сердца позволяет оценить уровень напряжения. Высокие величины индекса функциональных изменений регуляторных систем (ИФИ) свидетельствуют о степени "централизации" регуляции ритма сердца (Ба-евский Р.М.,1997).
В нашем исследовании спортсмены 2-й группы отличались меньшим приростом "индекса напряжения" регуляторных систем при проведении нагрузочной пробы по сравнению с 1-й и 2-й группами. В процентном выражении прирост ИФИ больше в 1-й группе, в то же время абсолютный показатель ИФИ в группе спортсменов с ациклической направленностью тренировочного процесса во время психоэмоционального теста достигает пределов 2,6-3,09, что, по классификации А.П. Берсеневой (1991), расценивается как напряжение функциональных систем.
У нетренированных при нагрузочной пробе «МС» наблюдалась динамика гиперкинетического типа кровообращения с увеличением минутного объема крови (МОК) и показателя двойного произведения. У спортсменов 3-й группы после психоэмоциональной нагрузочной пробы МОК и показатель ДП изменялись более существенно, чем у спортсменов 2-й группы. У спортсменов с циклической направленностью тренировочного процесса при выполнении пробы МС отмечена трансформация в гипокинетический тип гемодинамики, что может свидетельствовать о преобладании парасимпатического влияния с нарушением реципрокности взаимоотношений центров симпатических и парасимпатических влияний. (Вейн А.М., 2003).
Таблица 2
Показатели вегетативного гомеостаза у нетренированных и спортсменов с различной направленностью тренировочного процесса при выполнении
нагрузочной пробы «математический счет» (МС)
" ----__группа(М±т) Показатели ---- 1(n=45) 2(n=41) 3(n=43)
Исходный вегетативный тонус (M±m), усл. ед. 55,2±3,8 30,8±3,02 69,83±3,2
Вегетативное обеспечение деятельности(%) Достаточное 24,4 24,4 27,9
Избыточное 51,11 24,4 51,2
Недостаточное 24,5 51,2 20,9
Период восстановления (%) Нормальный 48,9 75,6 48,8
Удлинен 51,11 24,4 51,2
При анализе внутригрупповых изменений показателей гемодинамики (таблица 2) во время выполнения пробы «МС» выявлено, что доля лиц с гиперсимпатикотонией в группе спортсменов с ациклической направленностью тренировочного процесса (3-я группа) и в группе нетренированных составляет 51,2%.
В то же время, процент ваготоников выше у спортсменов 2-й группы - у 51,2% испытуемых отмечался незначительный подъем систолического артериального давления (до 5 мм.рт.ст.), что расценивалось как асимпатикотоническая реакция. При этом ни у одного из испытуемых не было значительного снижения уровня вегетативной регуляции (ниже 20 усл. ед.).
Выявлено, что после прекращения ментальной нагрузки восстановление систолического артериального давления более чем через 3 минуты наблюдалось у 24,4%
спортсменов 2-й группы и практически у половины группы нетренированных и спортсменов с ациклической направленностью тренировочного процесса. Достаточное вегетативное обеспечение деятельности на предъявление острой ментальной нагрузки наблюдалось в группе 1 (нетренированные) у 24,4% испытуемых, у 24,4% спортсменов -представителей циклических и 27,9% ациклических видов спорта.
Анализируя полученные данные необходимо отметить, что период восстановления после нагрузочного теста у лиц, занимающихся ОФП, и квалифицированных спортсменов характеризовался в целом однотипными гемодинамическими сдвигами. Восстановление исходного динамического равновесия характеризовалось пост-снагрузочным снижением АД к 3-й минуте в группах 1 и 2 в 48,9% и 75,6 %, соответственно, в 3-й группе период восстановления был удлинен у 51,2% испытуемых.
По результатам исследований, испытуемые с исходной нормотонией, избыточным вегетативным обеспечением ментальной деятельности (подъем САД при выполнении теста МС более чем на 10 мм.рт.ст. и увеличение ПД более 20 %), удлиненным периодом восстановления после нагрузки (восстановление более чем через 3 минуты) были отнесены в «группу риска» развития синдрома дизадаптации. Группу повышенного риска развития синдрома дизадаптации составили 22 спортсмена (51,2%) с ациклической направленностью тренировочного процесса, 23 (51,1%) студента, не занимающихся спортом, и 10 спортсменов (24,4%) с циклической направленностью тренировочного процесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гемодинамические реакции на психоэмоциональную нагрузку, являясь в целом однотипными у лиц, занимающихся ОФП, и высококвалифицированных спортсменов, имеют определенные особенности. Они обусловлены различиями ответа на предъявляемую ментальную нагрузку у нетренированных и спортсменов в соответствии с характером индуцированных разнонаправленными тренировочными нагрузками патофизиологических сдвигов, что документировано данным диагностическим нагрузочным тестом.
ВЫВОДЫ
1. У спортсменов при стрессовых ситуациях отмечается менее интенсивное напряжение адаптационно-приспособительных реакций организма, чем у нетренированных, степень этого напряжения менее выражена у спортсменов с циклической направленностью тренировочного процесса.
2. Анализ динамики стресс-зависимых показателей гемоциркуляции при выполнении пробы «МС» позволяет документировать дисфункцию вегетативной нервной системы у спортсменов и не занимающихся спортом как признаки дизадаптации к учебной и спортивной деятельности на ранних стадиях.
3. Испытуемые с исходной нормотонией, избыточным вегетативным обеспечением ментальной деятельности (подъем САД при выполнении теста МС более чем на 10 мм.рт.ст. и увеличение ПД более 20%), удлиненным периодом восстановления после нагрузки (восстановление более чем через 3 минуты) были отнесены в «группу риска» развития синдрома дизадаптации.
4. Группу повышенного риска развития синдрома дизадаптации составили 22 спортсмена (51,2%) с ациклической направленностью тренировочного процесса, 23 (51,1%) студента, не занимающихся спортом, и 10 спортсменов (24,4%) с циклической направленностью тренировочного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Астахов, А. А. Физиологические основы биоимпедансного мониторинга гемодинамики (с помощью системы «Кентавр»). Т. 1 / А. А. Астахов. - Челябинск : [б.и.], 1996. - 174 с.
2. Баевский, Р.М. Оценка адаптивных возможностей и риск развития заболеваний / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. - М. : Медицина, 1997. - 235 с.
3. Быков, А.Т. Оптимизация ритма сердца при психоэмоциональном напряжении с помощью пролонгированного воздействия музыки / А.Т.Быков, Т.Н. Маляренко // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечеб. физ. культуры. - 2003. - № 3. - С. 2529.
4. Вейн, А.М. Вегетативные расстройства / А.М. Вейн. - М. : Наука, 2003. -
480 с.
5. Диагностические возможности психоэмоциональной нагрузочной пробы «Математический счет» в оценке дисбаланса вегетативной нервной системы и состояния гемодинамики у больных гипертонической болезнью / А.В. Шаболин, Е.Н. Гуляева, О.В. Коваленко, Э.М. Веркошанская, В.И. Костин, А. С. Криковцев // Бюллетень СО РАМН. 2003. - № 4 (110). - С. 25-29.
6. Иорданская, Ф.А. Диагностика и дифференцированная коррекция симптомов дизадаптации к нагрузкам современного спорта и комплексная система мер их профилактики / Ф.А. Иорданская, М.С. Юдинцева // Теория и практика физ. культуры. - 1999. - № 1. - С. 18-24.
7. Никитин, А.Э. Влияние дозированного интеллектуально-эмоционального напряжения на гемодинамику и некоторые показатели регуляторной системы у лиц с гипертонической болезнью : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Никитин А.Э. - СПб., 1997. - 28 с.
8. Соколов, Е.И. Эмоциональное напряжение и реакции сердечно-сосудистой системы / Е.И. Соколов, В.П. Подачин, Е.В. Белова. - М. : Наука, 1980. - 106 с.
9. Солодков, А.С. Адаптация в спорте : состояние, проблемы, перспективы // Физиология человека. - 2000. - Т. 26, № 6. - С. 87-93.
10. Шулутко, Б.И. Артериальная гипертензия / Б.И. Шулутко. - СПб. : Ренкор, 2001. - 382 с.
11. Юшина, А.Т. Реакция организма на внешние воздействия / А.Т. Юшина, А.С. Сивумян // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. - 2003. -.№ 1-2. - С. 415.
12. Steptol, A. Methodology of mental stress testing in cardiovascular research / A. Steptol, Y. Sawade, D. Voglele // Qrculation. - 1991. - Vol. 83 (suppl. II). - P. 14-24.
13. West, S.G, Brownley KA, Leight KC. Ann Behav Med 1998; 20 (2): 77-83.
ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ И АДАПТАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ОРГАНИЗМА ПОДРОСТКОВ
В.В. Королев
ВВЕДЕНИЕ
На 32-й сессии Всемирной Ассамблеи Здравоохранения была утверждена Глобальная стратегия достижения здоровья для всех. Основной идеей стратегии является участие населения в формировании собственного здоровья как наивысшей индивидуальной и общественной ценности. Согласно этой концепции, основные задачи охраны здоровья должны фокусироваться в звене первичной профилактики, позволяющем решать основные задачи сохранения и укрепления здоровья. Приоритетной определена проблема создания методов диагностики здоровья, доступных для населения и методик наблюдения за состоянием здоровья. Особенно это актуально для подростков, сталкивающихся в своей жизни со стрессовыми ситуациями. Таким образом, первостепенной задачей выступает оценка и реабилитация здоровья [1].
Отклонения в функциональном состоянии рассматриваются автором как физическая дезадаптация. Физическая дезадаптация - нарушение процесса взаимодействия